12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Шмидт Дарья Николаевна296
Педагогический стаж 13 лет. Победитель конкурса Лучших учителей РФ 2008 (ПНПО). Высшая категория
Россия, Алтайский край, Бийск
 
Программа элективного курса по информатике

«Технология создания сайтов»

Пояснительная записка

Одна из задач профильной школы состоит в содействии воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества; привитии умения самостоятельно и творчески мыслить; в воспитание знающей, умеющей самостоятельно добывать и применять знания, учиться на протяжении всей жизни личности.

Роль информатики как предмета с каждым годом возрастает в силу информационного взрыва. На современного человека с каждым годом его жизни обрушивается такая масса информации, что заучить её механически не возможно, а потому современному выпускнику необходимо не столько приобрести определённый объём знаний по разным областям, сколько научиться оперативно разыскивать необходимую информацию. Каждый умеющий самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность школьник должен уметь организовать поиск нужной ему информации по заданной тематике в источниках самых разных типов, уметь ее целенаправленно обрабатывать, а также представлять результат этой обработки в самых разнообразных формах.

Учитывая распространенность сети Интернет и тот факт, что web-технологии сегодня представляют стандартный общепринятый интерфейс к информационным ресурсам Интернета, следует считать информационные объекты, подготовленные средствами web-технологий, типичным вариантом представления информации. Их подготовка составляет, таким образом, одну из составляющих информационно-коммуникационной компетентности, развитие которой у школьников является, согласно Государственному стандарту среднего (полного) общего образования, одной из первоочередных задач курсов информатики и информационно-коммуникационных технологий в школе.

Мы и наши выпускники живём в веке новых технологий. Лидирующей становится та страна, в которой развиваются новые информационные технологии. Поэтому особенно важно преподавать обучающимся самые современные направления, технологии и web-дизайна.

Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, - одно из условий образовательной компетентности ученика. Web-сайт – наиболее популярное и доступное старшеклассникам средство представления текстовой, графической и иной информации в сети Интернет.

Поэтому огромная практическая значимость данной темы и привела к разработке программы элективного курса «Технология создания сайтов». Предлагаемый элективный курс, предполагает знакомство учащихся 10 классов средних общеобразовательных школ с основы WEB- технологий.

Изучение данного курса создаёт предпосылки для развития эстетической, художественной, этической стороны личности, для раскрытия творческого потенциала личности учащихся; при изучении укрепляется межпредметные связи. При работе, по созданию своей WEB–страницы учащиеся учатся создавать логическую схему WEB–узлов и гиперссылок, что способствует развитию логического мышления.

Место курса в образовательном процессе

Элективный курс «Технология создания сайтов» является предметом по выбору для учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 36 часов, которые проводятся в течение учебного года по 1 часу в неделю.

Программа данного элективного курса позволяется учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области; она наиболее оптимально готовит выпускников к практическому использованию компьютерной техники в их дальнейшей учебе в высших учебных заведениях и в их дальнейшей практический деятельности, создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся в области Интернет-технологий.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания web-страниц, тематических сайтов, web-квестов, информационно-справочных и иных сайтов.

Цель курса:

формирование готовности учащихся представлять результаты проектной деятельности в виде информационных ресурсов в сете Интернет средствами web-технологий как компонента информационно-коммуникационной компетентности на базовом уровне.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся целостное представление об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины». Изучить структуру и возможности Интернет;
  • изучить просмотрщики Internet;
  • реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования web-сайтов;
  • познакомить с видами web-сайтов, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
  • познакомить с языком программирования HTML;
  • сформировать у учащихся с практические навыки создания Web-документов.

Требования к знаниям учащихся

Для полного понимания процессов создания своей страницы и успешного прохождения данного курса, учащиеся должны:

  • обладать начальными навыками работы с документом в операционной системе Windows - создание, сохранение, открытие;
  • переключаться между экранными окнами приложений и переносить информацию через буфер операционной системы из одного окна в другое;
  • создавать и редактировать тексты на компьютере;
  • иметь представление и навыки обработки графической информации, ее форматов.

Образовательные результаты

Учащиеся должны овладеть знаниями и умениями необходимыми для представления информации в виде web-документов, а именно должны

Знать:

  • структуру, структуру устройства и возможности Интернет;
  • виды web-сайтов, их функциональные, структурные и технологические особенности;
  • основные способы создания web-страниц;
  • теоретические основы программирования на языке HTML

В результате освоения практической части курса учащиеся должны

Уметь:

  • работать с web-браузерами;
  • создавать логическую схему web-узлов и гиперссылок;
  • программировать на языке HTML;
  • оценивать свои результаты, осуществлять рефлексию своей деятельности, корректировать дальнейшую работу по строительству web-сайтов.
  • Межпредметные связи

Особое значение при реализации курса имеет учет междисциплинарности, которая выражается в том, что средства web-технологий используются не сами по себе, а для представления данных разных областей. В связи с этим базовой формой работы по курсу является бинарный (исследовательский) проект. Под бинарностью понимается решение средствами web-технологий задач на конкретном материале какого-либо из школьных предметов.

Данный элективный курс предполагает интеграцию с другими учебными предметами по принципу: технология работы с информацией – из информатики, конкретные примеры и задачи – из других школьных дисциплин. Таким образом, информация из таких учебных предметов, как математика, физика, литература, русский и английский языки, история и др. вполне может использоваться учащимися в процессе конструирования сайтов соответствующей тематики.

Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области web-технологий.

Результативность содержания курса

 

  • Создание творческих проектов.
  • Участие в конкурсах различных уровней.

Формы контроля

  • Тесты
  • Самостоятельные работы
  • Практические работы
  • Лабораторные работы
  • Устный опрос (домашние задания)
  • Фронтальные работы
  • Выступления
  • Рефераты
Содержание курса

Данный элективный курс "Технология создания web-документов" рассчитан на 36 часов. На занятиях курса рассматриваются:

  • принципы структуры и устройства «Всемирной паутины»;
  • принципы работы с браузерами;
  • правила представления информации в виде web-документов;
  • основы языка HTML.

На занятиях данного элективного курса учащиеся, изучая основы создания web-страниц, повторяют основные принципы создания и редактирования изображений с помощью популярного графического редактора Adobe Photoshop, а также знакомятся с редакторами для работы со звуком.

Тематическое планирование курса

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

Комбинированный

1

Интернет как пример глобальной информационной сети.

История создания сети. Сетевые технологии. Сетевой этикет и сетевая безопасность. Основы построения сетей. Подключение к Интернет. Основные понятия глобальных сетей. Основы работы с браузером Internet Explorer. Поисковые системы и серверы. Запоминание в файл. Электронная почта.

2

1

1

 

2

Знакомство с языком html.

Структура web-страницы. Заголовок документа. Тело документа. Заголовки, логические части документа. Абзацы. Списки. Горизонтальные линии.

2

 

1

1

3

Оформление web-документа.

Структура, стиль и внешний вид текстового документа. Цвет фона и цвет шрифта. Цвет текстовый и числовой. Изображение, как фон. Оформление отдельных элементов текста. Авторское редактирование.

2

 

1

1

4

Подготовка изображений в программе Adobe Photoshop.

Допустимые форматы на web-страницах. Основные принципы создания изображение в Adobe Photoshop.

3

 

2

1

5

Добавление изображений на страницу.

Размеры изображения. Расположение картинок на web-странице. Добавление альтернативного текста.

2

   

2

6

Практическая работа по созданию простейших web-страниц.

3

 

3

 

7

Гипертекст.

Понятие гипертекста. Текстовые ссылки и ссылки-изображения, внутренние ссылки, внешние ссылки, активные ссылки, посещенные ссылки, почтовые ссылки. Настройка гиперссылок.

3

1

2

 

8

Таблицы.

Что такое таблица. Создание таблиц. Атрибуты команд TABLE, TR, TD (TH). Использование таблиц для форматирования текст.

3

1

2

 

6

Карты на Web-странице.

Понятие карты. Создание изображений для карты. Теги для создания карт. Атрибуты тега. Достоинства и недостатки использования карт.

3

1

1

1

9

Фреймы

Теги для создания фреймов. Установка связи между фреймами. «Плавающие фреймы». Когда программа не поддерживает фреймы.

3

1

1

1

10

Включение звука и видео в Web-страницу.

Основные понятия и требования. Работа со звуковыми редакторами.

3

1

1

1

11

Создание индивидуального проекта

5

 

5

 

12

Итоговое занятие.

Защита проектов

2

 

2

 
Методы обучения

Основная методическая установка курса – обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию web-документов.

В преподавании используются методы: информационно-репродуктивный, проблемное изложение, лекционный, практические занятия, исследовательский, метод проектов и др. Основные формы организации учебных занятий: лекционно-практические занятия, самостоятельные работы и лабораторные работы.

Самостоятельное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы знаний и алгоритмических предписаний, изложенных в учебном пособии для учащихся, разработанном для данного элективного курса. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.

Кроме индивидуальной самостоятельной работы, применяется и групповая деятельность учащихся. На определенных этапах ученики объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Выполнение проектов завершается публичной защитой результатов и рефлексией.

Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей старшеклассников.

Формы и методы контроля

Контроль знаний предусматривается в виде рейтинговой системы и защиты проектных работ учащихся.

В ходе обучения учащимся периодически предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы по определению уровня теоретических знаний по данной теме. Регулярное повторение способствует закреплению изученного материала. Возвращение к ранее изученным темам и использование их при изучении новых тем способствуют устранению формализма в знаниях учащихся и формируют научное мировоззрение учеников.

В рамках курса предполагается проведение нескольких тестов. Каждое практическое задание оценивается определенным количеством баллов.

При выведение итоговой оценки учитываются следующие факторы: количество баллов за выполнение блока практических работ, а также количество баллов за тестовые работы по следующей схеме

% верно выполненных заданий

Соответствующая оценка по 5-ой шкале

Уровень успеваемости учащегося

0-40%

2 (неудовлетворительно)

Недопустимый уровень

41-60%

3 (удовлетворительно)

Критический уровень

61-80%

4 (хорошо)

Допустимый уровень

81-100%

5 (отлично)

Оптимальный уровень

Способы оценивания уровня достижений учащихся

Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукту учеников (созданные web-страницы, сайты и т.п.), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.

Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по ее созданию. Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики и т.д.

Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого сайта.

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов проводится в следующих формах:

    • текущих рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
    • взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
    • публичная защита выполненных учащимися творческих работ (индивидуальных и групповых);
    • текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
    • итоговая оценка деятельности и образовательной продукции ученика в соответствии с его индивидуальной образовательной программой по курсу;
    • итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем, выполняемая в форме образовательной характеристики.

Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:

  • по количеству творческих элементов на сайте;
  • по степени его оригинальности;
  • по относительной новизне сайта для ученика или его одноклассников;
  • по емкости и лаконичности созданного сайта, его интерактивности;
  • по практической пользе сайта и удобству его использования.

Выполненные учащимися работы включаются в их «портфель достижений».

Уровень развития у учащихся личностных качеств определяется на основе сравнения результатов их диагностики в начале и конце курса. С помощью методики, включающей наблюдение, тестирование, анализ образовательной продукции учеников, учитель оценивает уровень развития личностных качеств учеников по параметрам, сгруппированным в определенные блоки: технические качества, дизайнерские, коммуникативные, креативные, когнитивные, оргдеятельностные, рефлексивные.

Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он включает в себя итоговый тест и защиту творческих работ.

Учебно-методический комплект

Программа курса обеспечивается учебным пособием для учеников, методическими рекомендациями для учителя, а также компьютерами и компьютерными программами, обозначенными в программе курса. Большую часть работы учащиеся могут выполнять без подключения к сети Интернет. Сайты создаются учащимися в локальной сети.

Перспективы для выпускника курса

Для учеников профильной школы, выбирающих элективный курс, немаловажна его конкретная польза, практическая выгода. Поэтому очень важно раскрыть перспективные моменты данного курса.

Ученик, окончивший курс «Технология создания сайтов» сможет в будущем:

  • участвовать в олимпиадах, конкурсах и телекоммуникационных проектах различных уровней, где результаты обычно представляются в виде web-страниц;
  • неограниченно публиковать в сети Интернет свои творческие работы;
  • создавать современные сайты по требуемой тематике для себя, знакомых, родных, на заказ;
  • изготавливать сайты на коммерческих условиях;
  • приобрести современную, престижную и высокооплачиваемую профессию;
  • Методические рекомендации по использованию программы элективного курса

Элективный курс «Технология создания Web-сайтов» рассчитан на 36 часов и ориентирован на учащихся десятых классов. Эта же программа может с успехом быть использована учителями в качестве факультативного курса и в других параллелях (возможно, с небольшими изменениями).

В курсе даются сведения об информационной картине мира средствами «Всемирной паутины», о структуре и возможностях Интернет, о видах web-сайтов, их функциональных, структурных и технологических особенностях. Программа курса знакомит учащихся с языком для создания web- страниц HTML, формирует практические навыки создания Web-документов.

Занятия и задания данного курса способствуют развитию у учащихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, способности к целенаправленному поиску нужной информации, навыков организации и участия в коллективной деятельности. Методы и формы занятий данного элективного курса способствуют реализации коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования и конструирования web-сайтов.

На практических и лабораторных занятиях ребятам предоставляется возможность проявить все свои творческие способности и фантазию при работе над авторским проектом. Опыт такой работы может оказать существенное влияние на обоснование выбора направления дальнейшего обучения, а также выбора будущей профессии каждым учеником, так как расширяет знания учащихся о популярных и престижных в настоящее время профессиях, связанных с современными компьютерными технологиями.

Рассмотрим подробнее методическую реализацию предложенного курса «Технология создания сайтов».

Остановимся на материально-технической базе, необходимой для успешной реализации программы курса. Именно от наличия программных и технических средств зависит немалая часть результата.

Итак, для успешного результата необходимы следующие технические и программные средства:

  • Класс, оснащенный компьютерной техникой, объединенной локальной сетью.

Локальная сеть необходима для создания учащимися коллективных проектов, а так же использования файловых ресурсов других компьютеров класса.

  • Сканер для оцифровки используемых для работы изображений.

Для работы в рамках данного курса подойдет любой планшетный сканер

  • Стандартная программа Блокнот.
  • Мультимедиа проектор для демонстрации материалов как при объяснении нового материала, так и для демонстрации готовых творческих работ и проектов учащихся.

(При отсутствии мультимедиа проектора демонстрацию можно осуществлять, используя стандартную программу NetMeeting).

Литература 

  1. Акимов В.Б., Мамаджанова Ю.А. и др. Интернет. Наглядное пособие для быстрого старта. – СПб., ИД «ВЕСЬ», 2003. – 160с.
  2. Башлык Н.П. Основы информатики. Серия «Шпаргалки». Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 128с.
  3. Бордовский Г.А. и др. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 2001.
  4. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2002. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 920с.: ил.
  5. Молодцов В.А., Рыжикова Н.Б. Современные открытые уроки информатики. 8-11 классы. – Растов н/Д: изд-во «Феникс», 202. – 352с.
  6. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика»/ Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112с.
  7. Якушина Е. Изучаем Интернет, создаем Web-страничку. – СПб: Питер, 2002. – 256с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.