12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация    Помощь
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Светлана Андреевна400
Победитель ПНП "Образование" в соответствии с квотой губернатора Воронежской области в 2013 г. (приказ от 29.08. 2013 г. № 836, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области).
Россия, Воронежская обл., Воронеж


ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЭКСКУРСОВЕДЕНИЕ»



Учебная программа «Экскурсоведение» предназначена для обучающихся 14-16 лет и может быть использована на занятиях в общеобразовательных учреждениях гуманитарной направленности и учреждениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. Туризм, краеведение и экскурсоведение в современных условиях представляет собой постоянно развивающуюся систему образовательных и культурологических услуг, являясь важным компонентом культурной жизни страны. Содержание программы основано на углубленном изучении истории Воронежского края средствами краеведения и экскурсоведения, это позволяет расширить базовые знания обучающихся по истории города Воронежа, Воронежской области и Центрального Черноземья, познакомить с памятниками археологии и истории, литературы и искусства, архитектуры и этнокультуры нашего региона.

Познавайте свою страну, свой край, свою гору, свою речушку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает великое.

Ферсман А.Е.

Пояснительная записка

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. И не только дизайн моды, идеи интерьера, заброшенное хобби, литературные пристрастия возвращаются к нам из далёкого и не очень прошлого, заставляют покопаться в старых журналах, залезть в дальние уголки бабушкиных шкафов, достать с полки запылённый томик стихов любимого поэта. Но и наши чувства, убеждения, нравы, устои – это накопленные веками, проверенные на прочность и необходимость для всех и каждого, жизненные ценности: Семья, Любовь, Природа, Отечество.

На рубеже XX – XXI веков произошёл резкий революционный сдвиг в развитии нашего общества, что повлекло за собой смену общественно-политических идеалов, утрату сложившихся стереотипов поведения, калейдоскоп образовательных программ по истории в школах, информационный бум в средствах массовой информации. В таких условиях взгляды многих людей, особенно представителей подрастающего поколения, все чаще обращаются в сторону стран с более высоким уровнем жизни. Не секрет, что подростки восхищаются иноземной культурой, забывая, что их собственная страна имеет не менее богатую событиями историю, многовековые духовные традиции. Историческая память народа – непреходящая ценность, она передаётся из поколения в поколение, знаменуя собой продолжение жизни. Чтобы не превратиться в «Иванов, родства не помнящих», надо знать, как жили наши предки, что обретали, что теряли, отсчитывая век за веком. Изучение краеведения помогает человеку проникнуть в глубинные пласты истории, получить представление о прошлом и применительно к родному краю, и в глобальном масштабе.

По-настоящему искренне любить, уважать и гордиться можно только тем, что хорошо знаешь. Только на этой основе возможно существование чувства, имя которому патриотизм. Любовь к Родине приходит к нам через восприятие близкого: отчего дома, берёзок, ковыльной степи или каменистого берега, через общение с людьми, живущими рядом. Мы говорим: это наш край. Пусть иной из них по размерам не всегда велик, но подобно тому, как в «капле воды отражается мир», в нём отражён характер всей нашей Родины. Для того чтобы любить Родину, надо знать ее историю, знать ее героев и их великие подвиги, уметь ценить и понимать красоту, созданную и завещанную нам нашими предками.

Воронеж с его историей, замечательными людьми, прославившими город, выдающимися архитектурными ансамблями, памятниками, сокровищами музеев дает огромные возможности для нравственного, патриотического и эстетического воспитания учащихся. К сожалению, общий уровень знаний о городе у школьников остается крайне низким, что отчасти объясняется тем, что краеведение как предмет до сих пор отсутствует в школьной программе, а сведения о городе в курсах истории, литературы, географии крайне скудны.

Заниматься сегодня краеведением, формировать личность исследователя, пробуждать в сердцах, умах и душах воспитанников понимание величия родного народа, родной земли, родной природы, родной истории, родной культуры – насущная задача педагогов, сложное, но благородное дело. Актуальность этой работы прослеживается в данной программе.

Цель программы: формирование у воспитанников научного мировоззрения и исторического мышления, воспитание чувства патриотизма, самоопределение и личностный рост учащихся.

Задачи:

Расширить базовые знания по истории г. Воронежа, Воронежской области и Центрального Черноземья, познакомить с памятниками археологии и истории, литературы и искусства, архитектуры и этнокультуры нашего региона путем экскурсионно-лекционного курса.

Развивать у воспитанников следующие компетенции:

- ценностно-смысловую и самосовершенствования;

- информационно-познавательную;

- коммуникативную.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за историю своего народа средствами археологии, краеведения, экскурсоведения.

Способствовать становлению полноценной человеческой личности, активно включённой в процесс самообразования и саморазвития; формировать активную позицию в отношении защиты памятников города и области, представляющих культурную и историческую ценность.

Программа туристско-краеведческой направленности.

Новизна данной образовательной программы состоит в том, что в ней гармонично сочетаются курсы таких вспомогательных исторических дисциплин, как: историческое краеведение, археология, источниковедение, что помогает учащимся получать дополнительные знания по истории.

Отличительной особенностью программы является её профессиональная ориентированность (экскурсоводы, музейные работники) и практическая туристско-краеведческая направленность (практические занятия, экспедиции, экскурсии).

Педагогическая целесообразность программы выражается в том, что она отличается широтой охвата направлений краеведческой деятельности. Это позволяет дать обучающимся возможность выбора тем для углубленного изучения в соответствии с их интересами. Программа предоставляет воспитанникам условия и возможности для самореализации и самовыражения, оптимально сочетая курсы «Краеведение» и «Экскурсоведение», давая возможность работать в постоянном контакте с учеными вузов (ВГУ, ВГПУ), что позволяет воспитанникам овладевать современными методами научных исследований. Дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные возможности обучающихся, и их самостоятельная, под руководством педагога, работа над содержанием докладов, рефератов и текстов экскурсий, оптимальное сочетание теоретических и практических курсов, применение различных педагогических технологий, методов и форм проведения занятий, постепенное усложнение изучаемого материала дают возможность подготовить воспитанников к самостоятельной научно-исследовательской работе. Несомненно, эта методологическая база поможет в дальнейших занятиях наукой выпускникам объединения, которые готовятся к поступлению на гуманитарные факультеты ВГУ, ВГПУ и других вузов.

Программа предполагает практическое взаимодействие с государственными музеями города и области, школьными и вузовскими музеями, Инспекцией по охране историко-культурного наследия, Советом ветеранов Великой Отечественной войны, Воронежской писательской организацией, выставочными залами, краеведческим клубом-музеем «Истоки» городского Дворца творчества детей и молодёжи, Областной станцией юных туристов, Центром православия и культуры при воронежском храме Кирилла и Мефодия, туристическими агентствами.

Содержание программы основано на углубленном изучении истории Воронежского края и охватывает следующие направления: краеведение, экскурсоведение, музейная и экскурсионная практики. Это позволяет сформировать у воспитанников чувство сопричастности к своей малой Родине, желание изучать, сохранять, пополнять знания о родном крае.

Программа рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста (14 – 16 лет).

Срок реализации 2 года. Обучение завершается проведением самостоятельно подготовленной экскурсии, в ходе которой учащиеся закрепляют имеющиеся знания и умения на практике, проявляют полученные компетенции и ценностные ориентиры.

Занятия проводятся при часовой нагрузке 108 часа в год - 3 раза в неделю по 3 часа в группах из 12 воспитанников – I год обучения - курс «Краеведение», и из 10 воспитанников – II год обучения, курс «Экскурсоведение». При нагрузке 108 часов в год занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 и 2 часам. Состав групп постоянный.

Программа имеет большой воспитательный потенциал, так как формирует у воспитанников личностные качества, ценностные взгляды и нравственные убеждения, развивает интеллектуальные способности, активность и самостоятельность. Программа широко использует для этого не только возможности учреждения дополнительного образования, но и, ориентируясь на запросы воспитанников и их родителей, привлекает для организации образовательно-воспитательного процесса учреждения культуры (библиотеки, музеи, выставки, творческие коллективы и т.п.), а также другие образовательные учреждения города Воронежа (вузы города, МОУ СОШ, МОУДОД и т.п.).

Программа «Экскурсоведение» предназначена для воспитанников 14-16 лет. Уровни реализации программы: основной (14-15 лет), средний (полный)-16 лет. Программа реализуется с учетом психологических и возрастных особенностей воспитанников. Психологические особенности обучающихся основного уровня обучения характеризуются следующими показателями: завершается физическое и физиологическое созревание, происходит формирование мировоззрения и субъективного «образ -Я», окончательно формируется познавательная сфера. Обучающиеся могут самостоятельно объяснять явления, способны к аргументированному доказательству истинности или ложности положений, вырабатывают критическое мышление, способны решать поставленные задачи, находить и ставить проблемы. Отмечается стремление к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков, развиваются познавательные, профессиональные и научно-исследовательские интересы. В связи с этим программа «Экскурсоведение» предусматривает активное участие воспитанников в исследовательской работе, что направлено на выявление и последующее развитие творческих способностей учащихся к научной деятельности.

Условием эффективности образовательного процесса является использование современных методов, форм, приёмов и педагогических технологий. В процессе обучения используются различные методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский. Для реализации программы применяются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения и воспитания, поисково-исследовательского (проблемного) обучения.

Формы работы объединения: лекция, беседа, практическое занятие, экскурсия, музейная практика, тренинг, ролевая и деловая игры, конференция, работа с различными историческими источниками, с музейными экспонатами.

Педагогический контроль знаний умений и навыков учащихся осуществляется в результате промежуточного и итогового контроля. Промежуточный контроль – проверка активного уровня усвоения знаний, умений и навыков путем выполнения практических заданий, защиты реферата и выполнения диагностического теста. Итоговый контроль осуществляется в виде проведения самостоятельно подготовленной экскурсии.

Учащиеся I-го года обучения должны знать: государственную символику РФ, правила поведения во время экскурсий, правила дорожного движения, основные термины и понятия учебного курса, основные этапы в истории и культуре города, знаменитых земляков и сферы их деятельности.

Должны уметь: работать с различными видами источников (историческая, научная литература, справочники, словари, карты и др.); выполнять рефераты по курсу; давать характеристику эпохи, обрабатывать, анализировать и систематизировать собранный материал; участвовать в итоговых, отчётных мероприятиях. Воспитанники-подростки должны владеть следующими компетенциями: выполнять творческие работы, уметь разделять процессы на этапы, выделять причинно-следственные связи, уметь действовать по алгоритму, уметь оценивать свои достижения и устранять причины возникающих трудностей, уметь вступать в речевое общение, строить диалог, владеть духовно-нравственными основами жизнедеятельности, проявлять в действии национальную гордость и патриотизм.

Учащиеся II-го года обучения должны знать: государственную символику РФ, правила поведения на экскурсиях, правила дорожного движения, основные термины и понятия учебного курса, методику подготовки и проведения экскурсий, знать наиболее значимые памятники истории, культуры и архитектуры Воронежа и области.

Должны уметь: работать с исторической, научной литературой, картами; делать рабочие записи; выполнять, оформлять и защищать итоговые работы; вести беседу, диалог, выступать перед различной аудиторией; давать характеристику эпохи, проводить простейшие исследования, обрабатывать и систематизировать собранный материал; самостоятельно подготовить и провести экскурсию.

Ожидаемый результат реализации программы:

расширение кругозора воспитанников, повышение их уровня общей культуры;

овладение воспитанниками навыками публичного выступления в ходе подготовки и проведения экскурсии;

подготовка экскурсоводов для работы в школьном музее;

приобщение обучающихся к исследовательской деятельности, их участие в краеведческих олимпиадах и научно-практических конференциях разного уровня;

использование наработанного материала для выпуска методической литературы, для проведения занятий по истории и различных мероприятий по патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому воспитанию в школе.

Достижение результатов деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;

проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

выражать речь в устной и письменной форме;

проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

допускать возможность существования у людей различных точек

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.