Путешествие по Лукоморью
з
Сценарий развлечения
«Путешествие по Лукоморью»
(по сказкам А. С. Пушкина)
Для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина, вызывать у детей радость от участия в данном мероприятии, закрепить знание детьми сказок А.С. Пушкина.
Ход:
Ведущий 1: здравствуйте, ребята, а вы любите сказки? (да, мы очень любим сказки). Сегодня наш праздник будет посвящен не всем сказкам, а сказкам, которые написал А. С. Пушкин.
Я с Пушкиным знакома с малых лет,
Его стихи читала в детстве мама.
О том, что самый лучший он поэт,
Мне кажется, с пеленок еще знала.
Ведущий 2: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по неведомым дорожкам в удивительный мир сказок А. С. Пушкина.
1-й ребенок
Сказки Пушкина читаем,
2-й ребенок
Стать героями мечтаем.
3-й ребенок
Храбрым стать как Елисей,
4-й ребенок
Как Балда быть всех умней.
5-й ребенок
Быть красивой как Царевна,
6-й ребенок
Сильным быть как князь Гвидон.
7-й ребенок
Не завидовать успехам
8-й ребенок
Не глупить как царь Дадон.
9-й ребенок
Сказки Пушкина читаем
10-й ребенок
В гости к сказкам приглашаем
Ведущий 1: итак, наше путешествие начинается
Звучит музыка в гостях у сказки, на экране появляется дуб
Вот мы и в Лукоморье!
Музыкальная сценка «Лукоморье»
(читают стихи, подыгрывают на муз. инструментах)
После садятся на места, убирают инструменты – в это время готовится Кот
Ведущий 2:
И я там был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Ведущий 1: Подождите, дуб есть, на нем цепь. А кого не хватает? (кота) А где же кот? Неужели в другую сказку убежал погулять?
(Играет музыка, появляется ученый кот с книгой).
Кот:
Здравствуйте ребята! Я ученый кот.
Говорят коты и кошки
Любят греться на окошке
Любят сливки и печенье
Но не любят приключенья.
Я- совсем наоборот
Я не зря – Ученый кот!
Я в душе авантюрист
И немножечко артист
Но – подчеркиваю, лично
Я учился на отлично
И поэтому – то вот,
Я вполне ученый кот.
- Зачем вы пожаловали ко мне в Лукоморье?
Ведущий 2: Уважаемый кот, мы решили отправиться в путешествие по Пушкинским сказкам.
Кот: Мур-р! Это замечательно! А вы не боитесь? Вы готовы отправиться в путешествие, где вас могут ожидать опасные и сложные испытания? (Да) Тогда я должен проверить вашу готовность.
Самое главное испытание – разминка перед дорогой. Сейчас проверим, умеете ли двигаться, как кошки и коты.
Ведущий предлагает котятам позвать своих мам кошечек
Разминка (танец по показу): Ж. Агузарова. «Кошки не похожи на людей»
Мамы с детьми (куплет и припев).
Кот: Я считаю, что вы полностью готовы к путешествию.
Ведущий 1: спасибо, кот (кот прощается с ребятами и уходит) А нам, ребята, пора отправляться в путь по неведомым дорожкам Лукоморья. По пути нам будут встречаться герои сказок А. С. Пушкина.
Ведущий 2: а вот кто наши следующие гости вы узнаете, если отгадаете из какой сказки эти строчки:
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Дети отгадывают сказку на экране появляется сюжет из сказки,
звучит русская народная музыка
(дети готовятся к сценке)
Сценка «Сказка о рыбаке и рыбке»
Ведущий 1:
Жили были старик со старухой
У самого синего моря.
Старуха пряла свою пряжу.
Старик ловил неводом рыбу
Выходит Старик, изображает как закидывает невод; рыбка плавает.
Ведущий:
Раз он невод закинул в море
Пришёл невод с одною тиной,
(рыбка переплывает)
Он в другой раз закинул невод, -
Пришёл невод с травою морскою.
(рыбка переплывает)
В третий раз закинул он невод, -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою!
(рыбка «попала» в сеть)
Старик:
- Я рыбачил тридцать лет и три года
Но ни разу не видел, чтобы рыба говорила.
Золотая рыбка: (держится за сеть)
Чего тебе надобно, старче?
Отпусти ты, меня в море!
Дорогой за себя дам я откуп.
Откуплюсь, чем только пожелаешь!
Старик:
Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе!
А лучше поиграй с нами!
(выходят дети с музыкальными инструментами)
Рыбка: я с удовольствием поиграю с вами. Ребята, превращайтесь в волны. Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в моей сказке.
Музыкальная зарисовка «Море»
Рыбка читает текст (или ведущий):
1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом). Муз. инструмент – треугольники
2. Вот пошёл он к синему морю, видит - море слегка разыгралось.
(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом). Муз. инструмент – бубенчики
3. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море,
старичок отправился к морю – почернело синее море.
(дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее) Муз. инструменты – металлофоны
4. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море
(волны – буря, «сели-встали»)
Играют все музыкальные инструменты
Звучит морская мелодия все герои сценки убегают.
Ведущий 2: вот мы побывали в сказке о рыбаке и рыбке, и наше путешествие продолжается, послушайте из какой сказки эти строчки.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе!
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
На экране появляется сюжет из этой сказки, дети угадывают сказку, звучит музыка выходит царица
Ведущая 1: ой, да у нас сегодня гостья! Ребята, вы ее узнали?
А что за волшебный предмет у вас в руках?
Царица:
(показывает зеркало, любуется в него)
Мне в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
C ним одним лишь я была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце!скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Ведущий 2:
Ты прекрасна, спору нет!
Царица, может ты поиграешь с нами?
Царица: Конечно! Давайте поиграем в игру «Волшебное зеркало».
Ребята, сейчас вы все превратитесь в зеркала, а что должно делать зеркало? Правильно, отражать все что «видит». Повторяйте за мной каждое движение.
Танец-игра по показу
(Под музыку Царица показывает движения, дети повторяют.)
Царица: спасибо вам, ребята, за игру! А я пойду с зеркальцем побеседую. До свидания!
После игры мальчики уходят переодеваться
Ведущий 1: а нам, ребята, пора отправляться дальше. Из какой сказки эти строчки?
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(«Сказка о царе Салтане»)
На экране появляется сюжет из сказки о царе Салтане
Ведущий 2: Верно, ребята, это сказка о царе Салтане.
Назовите, какие три дива были в этой сказке (белочка, 33 богатыря, царевна-лебедь)
Викторина для родителей
Вы все правильно назвали, а про кого эти строчки?
Есть у нас такое диво,
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя.
(Дети: Тридцать три богатыря)
ТАНЕЦ «Богатырская наша сила» (мальчики)
Ведущий 1:
С башни князь Гвидон сбегает,
Дорогих гостей встречает,
Второпях народ бежит,
Дядька князю говорит:
ЧЕРНОМОР:
«Лебедь нас к тебе послала,
И наказом наказала
Славный город твой хранить
И дозором обходить
Мы отныне ежеденно
Вместе будем непременно
У высоких стен твоих
Выходить из вод морских,
Так увидимся мы вскоре,
А теперь пора нам в море;
Тяжек воздух нам земли»
Ведущий 2: Все потом домой ушли
Богатыри уходят за ширму (снимают доспехи), возвращаются в зал;
Девочки, коршун и Гвидон идут переодеваться.
Продолжение викторины для родителей (загадки по сказкам)
Ведущий 1: А эти строчки про кого?
За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
А сама-то величава, выступает словно пава;
А как речь –то говорит, словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо, это диво, так уж диво.
(дети отгадывают: Царевна-лебедь)
Ой, посмотрите, а к нам не одна лебедь плывет, а целый хоровод
Танец «Лебедушки» (девочки)
В конце танца звучит страшная музыка из оперы Римского Корсакова вылетает коршун, лебеди убегают, царевна остается (танец миниатюра «Лебедь и коршун»)
Выход князя Гвидона
ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ:
«Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель!
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил!»
(снимает крылья)
ЦАРЬ ГВИДОН
«Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво!
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит».
Все уходят под музыку
Ведущий 2:
Ребята, понравилось вам наше сказочное путешествие?
А. С. Пушкин – великий русский поэт. Дорогие ребята, наше путешествие по пушкинским сказкам заканчивается. Я думаю, что после него вы полюбите их еще больше. Все сказки Пушкина прекрасны и поучительны.
В сказках всегда побеждает добро! И герои радуются, веселятся и закатывают пир на весь мир!
И как заканчивается одна из сказок Пушкина:
И никто с начала мира
Не видал такого пира!
Танец «Полька»
Дети после танца выстраиваются в линию, говорят хором:
«Сказка ложь да в ней намек! Добрым молодцам урок» (общий поклон)
Викторина для родителей:
Ну, так слушайте внимательно.
1. В какой сказке, лебедь помогала царевичу, превращая его то - в - комара, то в шмеля? (Сказка о царе Салтане).
2. Кто поймал золотую рыбку? (Дед). Как называется эта сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке) .
3. В чем Гвидон и его мать плавали по океану? (В бочке) .
4. Что делает кот ученый, когда идет направо? (Песнь заводит) .
5. Что сначала попросил у Золотой рыбки старик? (Корыто).
6. Последнее желание деда, после чего рыбка рассердилась (стать старухе владычицей морской)
7. У этого царя есть золотой петушок на спице? (Дадон). А как называется эта сказка? (Сказка о Золотом петушке).
8. Кто подарил царю Дадону золотого петушка?
( Мудрец)
9. За какую плату согласился работать Балда у попа? (За три щелчка по лбу)
Викторина: (часть 2)
1.назовите «Сказку о царе Салтане» ее полным названием, как это написано в заголовке у Пушкина.
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне-Лебедь»)
2. предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет и как называется сказка?
(яблоко. «Сказка о мертвой царевне»)
3. Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке?
(В землянке)
4. Как назвался остров, нa котором выстрoил свoй двoрец князь Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? ( на острове Буяне)
5. В кого превращался князь Гвидон в сказке о царе Салтане?
Разложите по-порядку (комар, муха, шмель)
6. На мольберте выложены картинки с изображением месяца, солнца и ветра. Вы должны расставить их в той последовательности, в которой, Царевич Елисей обращался к ним с вопросом о своей невесте. (солнце, месяц и ветер)