12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Абдуллина Гульсина Аюповна24
Работаю в сельской школе учителем русского языка и литературы, стаж работы 39 лет. Люблю свой предмет,учеников.
Россия, Татарстан респ., с. Тат.Ходяшево Пестречинского района
1

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» для 9 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

для 9 класса

на 2015-2016 учебный год

Учитель: АБДУЛЛИНА ГУЛЬСИНА АЮПОВНА

Программа для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ рассчитана на 18 часов .


 

Пояснительная записка

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-ых классов посвящён одной из важных задач лингвистического образования в школе - формированию навыков грамотного письма.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии (5-7 кл).

Часы на изучение русского языка к 9 классу резко сокращаются, и темы, связанные с орфографией присутствуют на уроках русского языка только в виде повторения, что приводит к тому, что учащиеся приходят к ЕГЭ недостаточно подготовленными в области орфографии. В основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 1-7 классов. Эти важные знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам, особенно при подготовке к единому государственному экзамену.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях элективного курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»

предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой)

2. тренировочный (тестовые задания)

3. игровой (шарады, кроссворды)

4. контролирующий (диктанты, тесты)

Цель курса:

обобщение полученных знаний по орфографии за курс 5-8 классов,

закрепление навыков грамотного письма,

преодоление психологических трудностей по отношению к языку,

подготовка к ГИА.

Содержание обучения

1.Признаки орфограмм. Части речи в русском языке.

Цель: расширить и углубить понятия об орфограммах и нахождении их в словах разных частей речи.

2. Орфограммы в корнях:

- гласные, проверяемые ударением;

- гласные, непроверяемые ударением;

- чередующиеся гласные;

- правописание согласных в корне;

- О, Ё после шипящих в корне.

Цель: отработать умения "видеть" орфограмму в корне и объяснять её написание. Формировать умения дифференцировать орфограмму корней, обогащать словарный запас слов.

3. Правописание приставок:

- не изменяющиеся на письме приставки (морфологический принцип орфографии)

- изменяющиеся на письме приставки:

а) фонетический принцип орфографии

б) написание приставок, зависящее от значения.

Цель: закрепить умения учащихся находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора.

4. Орфограммы в суффиксах:

- О, Ё после шипящих в суффиксах

- правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий.

- правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик)

- правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

-буквы ч, щ в суффиксах существительных

- различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск

Цель: закрепить и углубить умения учащихся проводить орфографический разбор, обосновывать свой выбор.

5. Орфограммы в окончаниях

- О, Ё после шипящих в окончаниях слов

- падежные и родовые окончания

- правописание личных окончаний глаголов

Цель: закрепить и углубить умения учащихся находить орфограмму в окончании и объяснять её написание

6. Правописание сложных слов

- сложные слова с соединительной гласной

- сложные слова без соединительной гласной

- сложные существительные

- сложные существительные

- сложные прилагательные

- сложные прилагательные

Цель: повторить условия выбора употребления дефиса в сложных словах, научить различать слитное и раздельное написание сложных слов

7. Правописание предлогов

- правописание непроизводных предлогов

- правописание производных предлогов

- раздельное написание предлогов

- слитное написание предлогов

Цель: отработать правильность написания предлогов

8. Правописание союзов:

- слитное написание союзов

- раздельное написание союзов

Цель: отработать навыки правильности написания союзов

9. Правописание частиц

- слитное и дефисное написание частиц

- разграничение не и ни

- правописание не и ни с разными частями речи

Цель: научить различать слитное и раздельное написание частиц, разграничивать не и ни

10. Правописание числительных

- мягкий знак на конце и в середине числительных

Цель: отработать правильность написания числительных

11. Принципы и правила переносов

Цель: повторить принципы и правила переносов

Итоговая работа

- тест

Тематическое планирование курса (18 часов)

п/п

Название тем курса

Количество часов
всего

1.

Опознавательные признаки орфограмм. Части речи в русском языке. Опознавательные признаки.

1

2.

Орфограммы в корнях Гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередующиеся гласные Правописание согласных в корне слова. О, Ё после шипящих в корне

2

3.

Правописание приставок Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Написание приставок, зависящее от значения

 1

4

Орфограммы в суффиксах. О, Ё после шипящих в суффиксах. Правописание Н, НН в суффиксах существительных, прилагательных, причастий. Буквы ч, щ в суффиксах существительных Различение на письме суффиксов прилагательных -к и -ск Правописание гласных в суффиксах глаголов (-ова-(-ева)- -ива-(ыва)), существительных (-ек, - ик) Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий

 2

5

Орфограммы в окончаниях О, Ё после шипящих в окончаниях слов Падежные и родовые окончания Правописание личных окончаний глаголов

1

6

Правописание сложных слов Соединительная гласная в сложных словах Слитное и дефисное написание сложных существительных, прилагательных

 1

7

Правописание предлогов Правописание производных и непроизводных предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов

Правописание союзов Слитное и раздельное написание союзов

3

 8

Правописание частиц Слитное и дефисное написание частиц. Разграничение не и ни. Правописание не и ни с разными частями речи

 1

9

Правописание числительных Мягкий знак на конце и в середине числительных

1

10 

Трудные вопросы пунктуации

4

11

Итоговая работа

1

Литература для учителя

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
  2. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
  3. Бондаренко С.М., Борисенко Н.А. Масло масляное, или сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №3, с. 21-25.
  4. Вишневская Л.Л., Старикова И.В. Схемы и таблицы по орфографии и пунктуации. // Русский язык и литература для школьников. 2003. №2, с. 27-32; 2003. №3, с. 37-40.
  5. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
  6. Гусарова И.В. Тренинг грамотного письма. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с. 50-54.
  7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 2000.
  8. М.М.Разумовская «Методика обучения орфографии в школе» Москва «Просвещение», 2005.
  9. Сенина Н.А. Русский язык. ГИА-2012. Вступительные испытания: Ростов- на –Дону, «Легион», 2011.
  10. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
  11. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.
  12. Хлебникова А.В., Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1976.
  13. Штильман С.Л Как избавиться от безграмотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №1, с.41-49; 2002. №2, с.21-27; 2003. №2, с.17-26; 2003. №3, с. 25-36.

Литература для учащихся

  1. Гостева Ю.Н. и другие. ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы. Репетиционная сессия 2: Москва, «Вентана-Граф», 2006.
  2. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов: Москва, «Вербум-М», 2005.
  3. Мамона Т.Н. и другие. Русский язык. Сборник тренировочных тестов. 100 баллов: Москва, «Экзамен», 2007.
  4. Орфографические словари (Р.И. Аванесов; Ф.Л. Аненко и М.В. Зарва; Б.З. Букчина и Л.П. Калуцкая).
  5. Орфографический словарь русского языка (под редакцией С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова).
  6. Сенина Н.А. Русский язык. ГИА-2012. Вступительные испытания: Ростов- на- Дону,«Легион», 2011.
  7. Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. Русский язык. Тренировочные задания: Москва, «Эксмо», 2010.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.