12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Ашихмина Наталья Павловна216
Россия, Саратовская обл.
Материал размещён в группе «Рабочие программы и КТП»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ с.Новотулка» на основе авторской программы основного общего образования по географии, авторы-составители А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А.Таможняя.

Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности учителя географии, обязательный для выполнения в полном объеме.

Рабочая программа – это локальный и индивидуальный документ учителя географии, в котором он конкретизирует содержание предметных разделов и тем курса, определяет наиболее оптимальные и эффективные для каждого класса формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.

Рабочая программа – это документ, выполняющий функцию целеполагания, так как определяет цели и ценности обучения, ради достижения которых география введена в соответствующую образовательную область.

Рабочая программа – это процессуальный документ, так как определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания.

Рабочая программа – это документ, выполняющий оценочную функцию, так как выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности обучающихся.

Рабочая программа адресована обучающимся 5-9 классов МОУ «СОШ с.Новотулка» и обеспечена линией учебников системы «Алгоритм успеха» под редакцией В.П.Дронова.

Концепция рабочей программы

Школьная география не является механической проекцией науки на школу, её содержание и структура рассматриваются как особая дидактическая конструкция, создаваемая с учётом возрастных особенностей обучающихся.

В основу предмета должен быть положен принцип личностно-ориентированного обучения, рассматривающий в качестве главного объекта учебно-воспитательного процесса ученика.

Необходимо обеспечить единство содержательной и процессуальной сторон обучения, которое подразумевает не только передачу обучающимся системы знаний и умений, но и обучение их способам учебной деятельности с применением новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Обязательность интеграции двух ветвей географии, усиление комплексных подходов (создание курсов, где общеземлеведческие знания тесно связаны со страноведческими).

Конечный результат обучения географии определяется не столько суммой приобретённых знаний, сколько умением применять их на практике, в повседневной жизни, использовать для развития интеллектуальных, волевых и других качеств личности.

Через географию достучаться до сердца и ума каждого ребенка!

 

Актуальность рабочей программы и географического образования

Известно, что с некоторых пор установилось представление о географии как не о самой важной среди школьных дисциплин. Не в последнюю очередь это, во – первых, связано с ошибочным мнением, что век географии как направления мысли, изучающего устройство поверхности Земли, проходит или уже прошел. Поскольку трудно ожидать крупных географических открытий, то и интерес к географии может быть скорее историческим, нежели перспективным. Во-вторых, долгие годы нашей истории общечеловеческие приоритеты занимали второе место после классовых. Это отрицательно влияло на воспитание людей, что приводило к тому, что многие большие начальники не понимали, что такое окружающая среда и каково ее значение в жизни общества.

Отсюда небесплодные попытки потеснить географию, урезав объем часов в учебном плане.

Между тем, география - единственная учебная дисциплина, изучающая природные и социально-экономические явления и процессы в их взаимосвязи. Как ни один учебный предмет, знакомит обучающихся с жизнью во многих её проявлениях. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественно-научных, экологических и социально-экономических проблем современности.

Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании обучающихся не может быть создана научная картина мира. Следовательно, география - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное и социально - ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально- экономические процессы посредством региональной политики.

Картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.

Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.

География в наши дни все больше превращается в элемент культуры людей.

Часто за своим краем мы забываем об общем, о том, что мы - часть человечества, что мы не можем без человечества, но и человечество не может без нас. Именно география помогает понять, что судьбы человечества и природы едины, что Земля у нас только одна и люди, живущие на ней, неповторимы.

Школьная география обладает значительным потенциалом для развития эмоциональной сферы развития личности и ее социализации.

Во – первых, географическая среда представляет собой арену труда, естественную основу деятельности человека, предпосылку материального и духовного производства. Далеко не все родители способны доходчиво и толково объяснить своим детям связи предметов и явлений природного мира, и лишь малая часть немного повзрослевших детей изучает географию в вузах.

Критический этап взаимодействия природы и общества сегодня, когда деятельность человека выступает важнейшим движущим фактором в системе взаимоотношений с природой, определяет возрастающую роль географического образования.

Современное поколение – свидетель и участник начинающейся гуманизации этих отношений, исходящей из понимания того, что человек и общество связаны с природой своим происхождением и, самое главное, своим будущим.

Вклад географического образования в этот процесс трудно переоценить. Впервые в практике общественно – исторический опыт в целом не может служить примером разумного отношения человека к своей планете. На наших глазах формируется новая этика отношений, где обучающийся не столько потребитель, сколько конструктор и проводник экологической культуры среди людей.

Во-вторых, география преподносит школьникам уже условия жизни, нормы, ценности, принадлежащие разным людям - своего края, области, страны, а также других стран. Знакомство, изучение производится не отвлеченно, абстрактно, а с привязкой к делу, к действительности, к тому или иному отрезку времени. Это помогает устранить неясности и неопределенности в понимании обычаев, традиций, норм, ценностей, чаяний различных народов. Ребята учатся с ранних лет понимать, вставать на точку зрения, позиции других, а без этого в современном мире не будет конструктивного взаимодействия.

География порождает потребность к знаниям, стремление к поиску, постоянному самосовершенствованию, искренний интерес к познанию окружающего мира людей, чем - то отличающихся от нас. Усиливается ее роль как создателя нового образовательного пространства подлинной культуры, обуславливающей принятие молодыми людьми идеалов гуманизма, социальной справедливости и равноправия людей, признание за всеми права на поиск счастья, представление о непреходящей ценности духовных богатств людей, в каком бы месте планеты они ни жили.

Наконец, в-третьих, следует помнить, что одной из важнейших составляющих образовательного процесса является воспитание. Система общего образования нацелена на непрерывное развитие личности на всех ступенях образовательного процесса.

Вклад школьной географии в развитие личности определяется тем, что:

- изучение данного предмета закладывает основы пространственного мышления, позволяет оперировать понятиями «место», «район», «территория», с помощью которых осмысливаются пространственные аспекты развития природы, населения, хозяйства;

- изучение географии развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру, социально – ответственное поведение в окружающем мире;

- география способствует формированию ценностно-смысловой сферы личности обучающихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;

- география раскрывает основы некоторых экономических знаний, способствует формированию социальной позиции учащихся: «я-житель», «я-работник», «я-исследователь», что воспитывает сознательного члена общества, способного к активному труду;

- только в процессе изучения данного предмета школьники овладевают особым универсальным языком общения – картографическим;

- возрастает коммуникативная функция географии, так как знание этого предмета необходимо для контактов между людьми всей планеты, для понимания средств массовой информации, для развития туризма, налаживания контактов между жителями различных уголков Земли;

- география воспитывает чувства сопереживания, сострадания, нежности и доброты ко всему, что окружает школьника;

- география формирует практические навыки поведения в незнакомом месте, помогает человеку выбраться из трудной ситуации без паники, дает уверенность в жизни, не беспомощность, а широту взглядов во всем – география база для мировоззрения человека, она учит жить на Земле.

Таким образом, в этой дисциплине реализуются все сквозные направления современного образования, а именно:

- гуманизация - новое мировоззрение, утверждающее общечеловеческие ценности

и рассматривающее в первую очередь жизнь людей и их общественные отношения;

- социологизация - общее направление всей науки, заключающееся в повышении

внимания к социальным аспектам развития;

- экологизация - предполагающая рассмотрение человека в неразрывной связи со

средой его обитания, условиями воспроизводства жизни;

- экономизация - связана с переходом к рыночной экономике;

- интеграция двух ветвей географии, усиление комплексных подходов (создание

курсов, где общеземлеведческие знания тесно связаны со страноведческими);

- политизация - увеличение внимания к процессам, происходящим на политической

карте мира;

- культурологическая и практическая направленность.

Все вышесказанное позволяет отнести географию к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится высокая ответственность за обучение и воспитание человека XXI века. В условиях всеобщей коммуникации человечества, усиления гуманистического и культурологического потенциала география на международном уровне признана наряду с философией, историей и иностранными языками одним из основных общеобразовательных предметов.

«Велика и поразительна область географии, - писал Н. В. Гоголь – Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!».

Структура рабочей программы

Рабочая программа по географии включает три раздела: «Пояснительная записка» с требованиями к результатам обучения; «Содержание курса» с перечнем разделов; «Календарно-тематическое планирование» с указанием сроков и числа часов, отводимых на изучение каждого раздела.

В «Пояснительной записке» раскрываются особенности содержания школьного курса географии и его преемственность с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика учебного предмета, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса географии, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, в т.ч. и формированию универсальных учебных действий, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по географии на ступени основного общего образования.

Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном.

В «Пояснительной записке» дана общая характеристика учебного процесса: методы, формы и средства обучения, используемые образовательные технологии, основные принципы и педагогические функции преподавания географии, условия и средства формирования УУД, требования и условия организации современного урока географии, раскрываются возможности интеграции и профориентационной работы, а также контроль и оценка деятельности обучающихся, характеристика учебников системы «Алгоритм успеха». 

Раздел «Содержание курса» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, планируемые результаты изучения разделов и тем, учебно-тематический план.

В разделе «Календарно-тематическое планирование» представлены перечень тем курса, сроки и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем, основные образовательные идеи и предметные задачи, практические работы, элементы содержания, проверяемые ЕГЭ, метапредметные УУД.

Общая характеристика учебного предмета

Основная цель преподавания географии в широком смысле заключается в том, чтобы сформировать всесторонне образованную и инициативную личность, обладающую системой взглядов, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые готовят к активной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире. В более узком смысле эта цель заключается в овладении обучающимися законченной системой географических знаний и умений, а также  возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Образовательная цель учебной географии – формирование у школьников единой географической картины современного мира, которая на данном этапе своего развития характеризуется переходом географической оболочки на новую ступень своего развития, где ведущим фактором выступает деятельность человечества.

Главная воспитательная цель - воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире Земли.

Задачи.     

Теоретико-мировоззренческие:

- формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

- познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

- познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

- понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой.

Прикладные:

сформировать умения

- безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- самостоятельно работать с различными источниками географической информации, получать, передавать, анализировать и классифицировать эту информацию, использовать ее для постановки географических вопросов, заданий и ответов на них;

- в совершенстве пользоваться одним из «языков» международного общения - географической картой для поиска и интерпретации географической информации;

- использовать   современные   информационные технологии, обладать необходимой компьютерной грамотностью, географической культурой, приобрести начальные навыки моделирования, проектирования, исследования и прогнозирования;

- ориентироваться, вести наблюдения и исследования на местности, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать;

- владеть научными географическими понятиями;

- применять приобретенные географические  знания  в  производственной и повседневной бытовой деятельности.

Изучение географии должно быть максимально приближено к реальности, направлено на осмысление окружающей действительности, текущих событий, современного международного положения.

Школьная география включает:

Знания - идеальное воспроизведение объективной действительности.

Теоретические

Эмпирические

Это обобщенные знания. Отражают суть объектов и явлений, определяют их особенности, внутренние связи и отношения (законы, теории, причинно-следственные связи, понятия, закономерности).

    Отражают внешние особенности          предметов и явлений (факты, представления).

Сегодня повышение научного уровня школьной географии идёт за счёт увеличения доли теоретических знаний.

Понятия - форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений.

Общие – посредством которых мыслятся однородные объекты и явления. Составляют научный фундамент географии.

Единичные – понятия о конкретных объектах и явлениях, имеющих собственное географическое название. Служат основой географических описаний, характеристик.

1. о физико-географических объектах

2. об экономико-географических объектах

3. о материках и природных областях

4. о странах и народах

1. о физико-географических объектах

2. об экономико-географических объектах

3. о взаимосвязях между различными природными элементами

4. о географической карте, способах изображений предметов и явлений

Представления - зрительные образы географических объектов, связанные с понятиями. Ведущую роль имеют пространственные представления.

Представления памяти

Представления воображения

На основе непосредственного восприятия объекта

На На основе описаний, отражающих    действительность

   

Причинно-следственные связи – выражают причинные отношения между объектами, явлениями, процессами.

Закономерности – отражают наиболее существенные, повторяющиеся и устойчивые связи между объектами, явлениями, процессами.

Теории – обобщение опыта общественно-производственной и научной деятельности людей, выражающие основные закономерности развития в той или иной области природы и общества.

Факты – географическая номенклатура, сведения, данные.

Приемы учебной работы – это способы, которыми обучающиеся решают учебные задачи. Они могут быть изложены в виде инструкций и правил.

Умения – это способы деятельности, посредством которых обучающиеся оперируют полученными знаниями, приобретают новые и применяют их при решении учебных задач. Их применение требует обдумывания и не характеризуется автоматизмом.

Навык - отличается автоматизмом, в его основе лежит учебный прием, использование которого не требует обдумывания.

Мировоззренческие идеи – это идеологическое обобщение имеющихся конкретных географических знаний.

Место учебного предмета в учебном плане

Концепция содержания географического образования исходит из того, что географические знания  представлены на всех трех уровнях школьного образования. На первом уровне географические сведения включены в курс «Окружающий мир». На втором уровне география представлена систематическими и специальными курсами. Логика линейно-ступенчатого построения предмета от общего к частному представляется следующей: «Начальный курс географии» - «Материки, океаны, народы и страны» - «География России». На третьем уровне курс сочетает экономико-географическое страноведение с общей экономической географией. Между курсами обеспечивается преемственность и постепенное усложнение учебного материала и формирование системы знаний.

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280 (315), из них 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 класс, 35 (70) – на 6 класс и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы.

В соответствии с учебным планом курсу географии на уровне основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

На долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени, а на долю вариативной части отводится 25% времени, содержание которой формируется автором рабочей программы.

География включена в образовательную область «Общественно-научные предметы».

Общая характеристика учебного процесса

Качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый. Эта позиция носит название компетенции, под которой понимают общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, приобретенных благодаря обучению, ориентированных на самостоятельное участие в учебно-познавательном процессе и направленных на успешное включение в трудовую деятельность.

Задача учителя – создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Это обстоятельство требует внедрения гибких моделей обучения, активных форм, методов и современных технологий.

Основные принципы преподавания географии

1.  Принцип личностно-ориентированного обучения: обучающийся субъект учебно-познавательной деятельности.

2.  Единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

3.  Рациональное сочетание предметно-научных   и мировоззренческих идей в содержании и преподавании географии.

4.  Наличие основных и специальных курсов в рамках учебной дисциплины.

5. Непрерывность школьного географического образования.

6. Учет межпредметных связей с другими учебными дисциплинами.

6.  Ориентация обучающихся на жизнь в условиях информатизированного общества.    

Главные педагогические функции:

- познавательно-развивающая - способствует саморазвитию личности, расширению и углублению универсальных научных знаний;

- познавательно-обучающая - предусматривает формирование навыков исследований, проектирования и моделирования  географических процессов и явлений с помощью наблюдений, систематизации, анализа, сравнения, обобщения;

- воспитательная - предполагает взаимозависимость образования и воспитания и как результат – формирование личностных качеств обучающихся, отношения к окружающему миру, толерантности и патриотизма;

- социально-адаптационная – призвана способствовать самоопределению и конкурентоспособности личности в современном мире, ее умению делать самостоятельный выбор, нести за него ответственность и действовать в выбранной ситуации.

 

Географическая образовательная среда

Пространственно-предметный компонент

Социальный компонент

Технологический компонент

Кабинет географии,

средства обучения

Взаимодействие обучающихся, педагогов, родителей

Содержание, методы, формы обучения

Методы обучения географии

По характеру познавательной деятельности обучающихся:

Объяснительно-иллюстративный. Используется для организации усвоения знаний.

Обучающиеся запоминают готовую информацию – чтение учебника, прямой информации с карты, устное изложение материала учителем, подбор обучающимися необходимых сведений из таблиц и графиков…

Репродуктивный. Используется для применения знаний и умений по образцу с использованием типовых планов, инструкций.

Проблемное изложение. Используется для показа образца доказательного решения проблемы. Учитель формулирует проблему и сам ее решает через научное рассуждение.

Частично-поисковый. Используется для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен. Основная форма данного метода – эвристическая беседа.

Исследовательский. Имеет сходную цель с предыдущим, но обучающиеся решают проблему не поэтапно, а в целом. И не только решают, но и определяют пути поиска знаний, что ведет к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания.

По источникам знаний:

словесные, наглядные и практические.

Формы организации обучения

Организационные: урочная и внеурочная.

По количеству обучающихся и характеру взаимодействия учителя и ученика: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения: вербально-информационные (учебники, учебные и методические пособия), наглядные (карты, картины, таблицы, графики, диаграммы, раздаточный материал), аудиовизуальные (видеофильмы, телепередачи, компьютерные программы, интерактивные карты), технические (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), информационно-коммуникативные (электронные учебники, мультимедийные учебные пособия, материалы к урокам).

 

Электронно-методический комплект кабинета географии

п/п

Наименование издания

Класс

Издательство

Год выпуска

1

Начальный курс географии. Мультимедиаучебник.

6

Республиканский мультимедиа центр

2001

2

География. Наш дом – Земля. Материки, океаны, народы и страны. Мультимедиаучебник.

7

Республиканский мультимедиа центр

2001

3

География. Библиотека электронных наглядных пособий.

6-10

Республиканский мультимедиа центр

2003

4

Экономическая и социальная география мира.

Мультимедиа издание.

10-11

Республиканский мультимедиа центр

2003

5

Сдаем единый экзамен – 2004. Интерактивные тесты ЕГЭ.

11

Министерство образования РФ

2004

6

География. В помощь учащимся. Школьный курс. Тренажеры. Подготовка к экзаменам. Словарь терминов.

9-10

Учитель

2008

7

Уроки географии. Мультимедийное приложение к урокам.

6-9

Глобус

2008

8

Уроки географии. Мультимедийное приложение к урокам.

10-11

Глобус

2008

9

Повторение и контроль знаний. География.

6-7

Планета

2011

10

Репетитор по географии Кирилла и Мефодия.

11

Кирилл и Мефодий

2010

11

География. Аудиокурс.

10-11

Издательство

2009

Интернет-ресурсы

п/п

Сайт

Краткая аннотация

1

http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция ЦОР

2

http://easyen.ru/

Современный учительский портал

3

http://uchkopilka.ru/geografiya/programmy/161-uchebnye-predmety/geografiya/kontrolno-izmeritelnye-materialy-geo

Учительская копилка

4

http://mygeog.ru/didakticheskij-material-dlya-proverki-znanij-geograficheskoj-karty/

Географический портал, в т.ч. интерактивные карты

5

http://www.Km.ru

Портал компании «Кирилл и Мефодий»

6

http://geograph.ucoz.kz/load/prezentacii/8

Виртуальный кабинет географии

7

http://scienceland.info/geography6/atmosphere

Вопросы и ответы по географии

8

http://allforchildren.ru/rebus/rebus13.php?page=31

Ребусы

9

http://pedsovet.su/load/188

Педсовет

10

http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general-class.php?SECTION_ID=1613

Образовательная система «Школа 2100»

11

http://www.openclass.ru/

Открытый класс

12

http://www.it-n.ru/.

Сеть творческих учителей

13

http://geo. 1 september.ru/

Газета «География»

14

http://wiki.iteach.ru/

Среда вики для сетевого взаимодействия и ведения проектной деятельности

15

http://rgo.org.ru/'

Сайт Географического общества России

16

http://www.geo.ru/

Клуб журнала «GEO»

17

http://www.vokrugsveta.ru/vs/

Журнал «Вокруг света»

18

http://2006.teacher.org.ru/

Сайт «Учитель года России»

19

http://nat-geo.ru

Журнал «National geographic»

20

http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

Сайт Национального географического общества

21

http://travel.bakai.ru/puteshestvenniki

Сайт «Великие путешественники, мореплаватели и географы»

22

http://www.geo-sfera.info/publ/geografija_nauka_o_zemle/34

Географический справочник, карты

23

http://geokugut.ucoz.ru/dir/sajty_uchitelej_geografii/12

Перечень сайтов учителей географии

24

http://maps.google.ru/?hl=ru

Географический карты

25

http://earth.google.com/

Планета Земля

26

http://www.geografinya.blogspot.com

ГЕО графиня

27

http://www.gismeteo.ru/maps.htm

Сайт Gismeteo

28

http://www.alleng.ru/edu/educ.htm

Российские образовательные порталы и сайты, в т.ч. учебники

29

http://ruscopybook.com/geography/8_class/1193/

Электронные учебники

30

http://ostranah.ru/azerbaijan/

Все о странах мира

31

http://www.greenbook.ru/

ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники

32

http://ru.worldstat.info/North_America

Статистика по странам мира

33

http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestResult/Zemlya-planeta-Solnechnoj-sistemy-6900/Default.aspx?savedtestid=2243669

Онлайн тесты

34

http://geo.reshuege.ru/test?theme=32

Подготовка к ЕГЭ

35

http://mostinfo.su/12-geograficheskie-rekordy-unikalnye-i-otlichitelnye-mesta-na-planete-zemlya.html

Географические рекорды

36

http://gtmarket.ru/ratings/urbanization-index/info

Рейтинг стран по отдельным показателям

37

http://www.xliby.ru/uchebniki/geograficheskaja_ kartina_mira_posobie_dlja_vuzov_kn_ii_ regionalnaja_harakteristika_mira/p3.php

Интернет-библиотека

38

http://ege.yandex.ru/geography/

ЕГЭ по географии

39

http://www.nado5.ru/e-book/raznica-vo-vremeni-na-territorii-rossii

Электронный учебник по географии (репетитор)

40

http://oko-planet.su/science/scienceclassic/173968-kraynie-tochki-rossii.html

Око планеты

41

http://georussie.ru/

География России

42

http://www.z-rus.ru/o_russia_3.php

Золотая Русь

43

http://energodar.net/karta/google.php?strana=20&gorod=53

Определение координат любой точки земли

44

http://www.igras.ru/index.php?r=48&id=236

Сайт института географии РАН

45

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=59128

Доклады, рефераты для скачивания по многим темам

46

http://www.mirkart.ru/russia/russia.cgi?X=530&Y= 364&Z=1&L_Gorod=ON&L_TimeZone=ON

Миркарт

47

http://fgos.school13nv.ru/page4.html 

Сетевой интерактивный справочник по введению ФГОС ООО

48

http://spheres.ru/

УМК «Сферы»

49

http://www.proshkolu.ru

Про школу

50

http://www.uchportal.ru/

Учительский портал

51

http://www.uroki.net/send.htm

Материалы к урокам

52

http://www.edu.ru/maps/cmn/tematic_maps.shtml?#2

Карты: Интерактивный атлас Российского образования

53

http://www.resolventa.ru/demo/demo.htm

Учебный центр «Резольвента». Подготовка к ГИА

54

www.pogoda.ru

Погода

55

www.nationalgeographic.ru

Дикая природа Америки (фото, видео)

56

www.krugosvet.ru

Энциклопедия Кругосвет (География и путешествия. География. Геология. Страны мира)

57

http://geo-tur.narod.ru

Гео-Тур. Страны и регилны. Карты. Любознательным и др.

58

http://www.ecosystema.ru

Экологический центр «Экосистема» (Природа мира, России, методические материалы)

59

http://www.3planet.ru/atlas/info

Третья планета. Справочные сведения обо всех объектах Земли, странах и материках. Географические карты.

60

http://www.geoglobus.ru

Геоглобус. Геолого-географическое обозрение. Статьи о серьезных и увлекательных исследованиях и природных явлениях Земли.

61

http://heraldry.hobby.ru/index.html

Гербы городов РФ

62

http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/planeta-zemlja/stroenie-zemli.html

Полная энциклопедия

63

http://www.youtube.com

Видео

 

Образовательные технологии, используемые в процессе обучения географии:

технология формирования приемов учебной работы;

технология листов опорных сигналов;

технология использования моделей;

технология учебной ситуации;

технология смысловой контекстности;

компьютерные технологии;

технология статистического метода;

здоровьесберегающие технологии;

технология гуманизации;

технология экологизации;

модульная технология;

коммуникативно-диалоговая технология;

адаптивная технология;

технология интеграции;

проектная технология;

технология успеха;

технология продуктивного чтения.

Условия и средства формирования универсальных учебных действий:

учебное сотрудничество;

совместная деятельность;

разновозрастное сотрудничество;

проектная деятельность;

дискуссия;

тренинги;

общий прием доказательства;

педагогическое общение;

рефлексия.

Условия организации современного урока географии:

- ориентация на формирование личности (мировоззрения, ценностных ориентаций, мотивации деятельности, творческих качеств);

- активность познавательной деятельности обучающихся (в процессе самостоятельной работы, постановки проблемного вопроса, частично-поисковой и исследовательской деятельности);

- усвоение учебного материала преимущественно на уроке (объяснение, самостоятельная работа, закрепление изученного, проверка ЗУН);

- четкая организация урока (начало со звонком, готовность учебного оборудования, включение учеников в работу с первой минуты);

- осуществление индивидуального подхода;

- позиция учителя как организатора учебной познавательной деятельности обучающихся, их помощника и консультанта;

- передача обучающимся части функций учителя: проверка и оценка знаний и умений, консультирование, элементы целеполагания и планирования работы.

Требования к современному уроку:

1.Точное и творческое выполнение программно-методических требований.

2.Грамотное определение типа урока, структуры, его места в теме, разделе, курсе географии (связь урока с предыдущим и последующим), в системе внутри и межкурсовых связей.

3.Учёт межпредметных связей с целью формирования целостной картины мира.

4.Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития школьников, последовательная реализация поставленных задач в ходе урока.

5.Оптимальность выбора методов обучения, стимулирования и контроля, применения ТСО и наглядности.

6.Учёт учебных возможностей обучающихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности и развития, уровня сформированности классного коллектива.

7.Осуществление дифференцированного подхода к обучающимся с разным уровнем обучаемости и отношения к учению, оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

8.Обеспечение доступности, научности, практической направленности учебного материала, связи урока с жизнью.

9.Общение с обучающимися на основе высокой требовательности и уважения к личности.

10.Выделение главного в содержании обучения, выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих решение поставленных задач и экономное использование времени урока.

11.Определение содержания и объёма домашних заданий с учётом имеющегося времени, комментированием смысла и рациональной методики выполнения, не допуская перегрузки.

12.Концентрация внимания школьников на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих идей учебного материала.

13.Формирование у обучающихся осознанного и активного отношения к учебной деятельности, навыков рациональной организации труда.

14.Обеспечение санитарно-гигиенических и эстетических условий на уроке.

15.Анализ уроков и учёт полученных результатов при планировании следующих.

 

Интеграция на уроках географии

Отличительной чертой нашего времени следует считать взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция, комплексный подход необходимы для решения экологических, экономических и социальных проблем государства. Процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи, принцип которой не только усвоение знаний, но и формирование типа мышления – системного.
География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство других учебных предметов в школе. Феномен современной географии заключается в том, что она объединяет науки, изучающие как природные, так и общественные закономерности, акцентируя внимание на территориальных аспектах. Обращение к знаниям по физике, химии, математике биологии, истории, экологии в школе помогает не только глубоко раскрыть многие вопросы физической и экономической географии, но является жизненно необходимым для усвоения и понимания этого предмета.

 

Межпредметные связи географии с другими учебными предметами

Формирование представлений о величине, размерах объектов, пользование масштабом, измерения на карте и местности, решение задач, чтение графиков и построение графиков и диаграмм

Математика

Познание сущности физико-географических явлений

Физика

Выявление взаимосвязей между природными компонентами, характеристика растительного и животного мира

Биология

Изучение минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений, знакомстве со способами обработки чёрных и цветных металлов, переработки нефти, газа

Химия

Знакомство с географическими открытиями и историей заселения и освоения территорий, историей создания компаса, карт, глобуса и т. п., историей возникновения географических названий, с жизнью народов в различные исторические периоды и развитием хозяйства

История

Формирование знаний о нарушениях природного баланса в геосферах

Экология

Внедрение в учебный процесс информационных технологий

Информатика

Использование репродукций, фотографий, рисование иллюстраций

ИЗО

Использование музыкальных произведений

Музыка

Использование художественного слова

Литература

Знакомство с правилами поведения во время стихийных бедствий, правилами поведения и автономного выживания в природных условиях

ОБЖ,

физическая культура

Формирование географических понятий

Филология

Изучение Вселенной и Земли как планеты

Астрономия

Профориентация на уроках географии

Основная образовательная программа основного общего образования включают программу профессиональной ориентации обучающихся. Программа должна оказать им психолого-педагогическую и информационную поддержку в выборе профиля дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, в учреждениях профессионального образования, а так же в социальном профессиональном самообразовании.

Выбор профессии – это второе рождение человека, поэтому задача учителя дать общую ориентировку в мире профессий, помочь ученику разобраться в своих интересах и склонностях и познакомить с требованиями, которые предъявляет человеку та или иная профессия.

Учитель – это первый для ученика представитель своей профессии, который может оказать влияние на выбор его будущей профессии.

География – единственный в школьном образовании предмет, объединяющий в своём содержании триаду «Природа – человек – хозяйство».Две ветви единой географии (физическая и экономическая) состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть – сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

Основное содержание курса географии и знакомство с профессиями.

География Земли.
Источники географической информации

Географ, геофизик, геохимик

Развитие географических знаний о Земле

Геодезист

Глобус, план местности, географическая карта

Топограф, картограф

Окружающая среда, природа Земли и человек

Эколог, ландшафтовед

Земная кора и литосфера, рельеф Земли

Геолог, вулканолог, сейсмолог, минеролог, палеонтолог, спелеолог

Атмосфера, погода и климат

Метеоролог, климатолог, синоптик

Гидросфера, океаны, воды суши

Океанограф, гидролог, лимнолог, гляциолог

Биосфера Земли

Фенолог, зоолог, геоботаник, гид-путешественник

Почва

Почвовед, мелиоратор

Население Земли

Демограф, этнограф

Хозяйственная деятельность

Отрасли промышленности

Инженер- отраслевик, лесовод, лесничий, егерь

Агропромышленный комплекс

Агроном, фермер, ветеринар, комбайнер, тракторист, животновод

Региональная география

Регионовед

Сфера услуг

Врач, учитель, продавец, водитель, бухгалтер, экономист, кассир

Требования к результатам обучения географии

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества:

умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей стране и краю, ответственность и долг перед Родиной;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

готовность к осознанному выбору профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями на основе формирования уважительного отношения к труду;

- образовательные результаты: овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

- умение формулировать свое отношение к актуальным проблемным ситуациям;

- умение толерантно определять свое отношение к разным народам;

- умения использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметными результатами освоения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД), а именно:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения курса географии должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. Предметными результатами являются:

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности с помощью топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления с помощью компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Выпускник научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Население Земли

Выпускник научится:

• различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

• использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

• проводить расчеты демографических показателей;

• объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.

Выпускник получит возможность научиться:

• приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

Материки, океаны и страны

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

• сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

• создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

• сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

• оценивать положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

• объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.

Особенности географического положения России

Выпускник научится:

• различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

• оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

• использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы.

Природа России

Выпускник научится:

• различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

• сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

• оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

• описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

• объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

• оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

• создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Выпускник получит возможность научиться:

• оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

• делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.

Население России

Выпускник научится:

• различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

• анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

• объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и ее отдельных регионов;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

• оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.

Хозяйство России

Выпускник научится:

• различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

• анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

• обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.

Районы России

Выпускник научится:

• объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

• оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.

Выпускник получит возможность научиться:

• составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

• самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

• создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.

Россия в современном мире

Выпускник научится:

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

• оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать критерии для сравнения, сопоставления места страны в мировой экономике;

• объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

• оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Формирование универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.  В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов  - научить учащихся учиться.

Помочь  ученику в овладении  соответствующими умениями и навыками, полная реализация  его возможностей – ключевая задача школьного образования.
Это означает отказ от ориентации на освоение обучающимися суммы знаний как основного результата школьного образования и нацеленность на:

формирование универсальных (метапредметных) общеучебных умений и навыков;

общественно-значимое ценностное отношение к знаниям;

развитие познавательных и творческих способностей и интересов.

Необходимо научить обучающихся  оптимальной совокупности навыков учебной работы, которые обеспечивают формирование у них способностей к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, умению организовать этот процесс, а именно:

основам  организации  собственной  учебной  деятельности;

способам  поиска, переработки и представления информации;

приемам и методам умственного труда;

основам  коммуникативных умений.

При организации учебной деятельности на уроке учитель всегда определяет для себя общеучебные и специальные (предметные) умения и навыки, которые необходимо развивать у обучающихся.

Приведенный ниже   перечень УУД предполагает системный подход к их формированию от класса к классу, не претендуя на всеохватность, но позволяя выделить основные компоненты.  Учитель всегда может его  дополнить  и внести коррективы в зависимости от уровня подготовки класса.  В каждом отдельном случае он сам  решает, когда и как начинать и заканчивать обучение каждому из умений. Какова продолжительность каждого из этапов формирования умения. Какие уроки и по  какой теме  целесообразнее  использовать для формирования того или иного умения или навыка.

При формировании УУД выделяются основные этапы:

ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;

тренировка в применении этого умения;

проверка овладения этим умением всеми обучающимися;

корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

 

Универсальные учебные действия, формируемые на уроках географии

Категория УУД

5-6 классы

7 класс

8 класс

9 класс

Регулятивные

Работать в соответствии с поставленной учебной задачей

Работать в соответствии с предложенным планом

Сравнивать полученные результаты с ожидаемыми

Ставить учебную задачу под руководством учителя

Планировать свою деятельность под руководством учителя

Оценивать работу одноклассников.

Вносить изменения

в в последователь-

ность и содержание учебной задачи

    

Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи

    

Оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями

Ставить учебные

задачи

самостоятельно

Планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями.

Владеть различными способами самоконтроля

Примеры

Обучающийся различает учебную задачу – составить описание реки или составить характеристику реки

Сохраняя логику заданного плана, обучающийся составляет полное и целостное описание реки

После выполнения задания обучающийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки

«Почему Австралия - самый сухой материк планеты?» -  обучающиеся с помощью учителя ставят задачу -установить факторы, влияющие на особенности климата континента

«Почему Австралия - самый сухой материк планеты?  На основании какого источника информации это можно доказать?»

Обучающиеся оценивают ответы одноклассников с точки зрения их доказательности и полноты

«Какие факторы могут оказывать влияние на возможности хозяйственного использования реки?  Покажите это на конкретных примерах»

 

До и/или после выполнения работы обучающийся сопоставляет её результаты с ожидаемыми и отмечают,  насколько точно он с ней справился

Проектно-исследовательская работа «Перепись населения в школе: состав, структура, миграционная подвижность»

Для достижения поставленной цели обучающиеся разбивают её на задачи и подзадачи, выстраивают логику своей деятельности.

Обучающиеся анализируют стратегию и тактику своей деятельности в заданных условиях, отмечая положительные и отрицательные стороны своих действий

Познавательные

(логические)

Выделять главные, существенные признаки понятий

      Сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям

      Высказывать суждения, подтверждая их фактами

Классифицировать информацию  по заданным признакам

     Выявлять причинно-следственные связи.

    

Решать учебные проблемные задачи

       

Определять критерии  для сравнения фактов, явлений, событий, объектов

    

Анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта

Классифицировать в соответствии с выбранными признаками

       

Систематизировать

     информацию

Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций

 

     Владеть навыками анализа и синтеза

 

    Структурировать информацию

 

       

Определять реальные проблемы и пути их решения

 

Примеры

    Задания на самостоятельное составление определений понятий, знакомых школьникам, - горы, равнина, река, озеро – путем выделения их существенных признаков

    

Сравните план местности и географическую карту, ответив на вопросы: 1) каков размер изображенной территории? 2) во сколько раз уменьшены расстояния? 3) какие условные знаки похожи, а какие различаются? Сделайте вывод

       

К каким горам по высоте относятся Гималаи? Почему?

    

Какие горные породы из перечисленных относятся к магматическим, а какие – к осадочным?

    Найдите в тексте учебника причину образования озер на севере Северной Америки

       

Известно, что бессточные озера являются солеными. Озеро Чад – бессточное, однако же оно  пресное. Объясните этот факт

     

Сравните тропический морской и тропический континентальный климат. План сравнения определите сами. Сделайте вывод

       

Составьте комплексную характеристику Бразилии, объясняя каждый приведенный факт.

    Разделите горы из списка на группы. Дайте название каждой группе.

Алтай, Саяны, Верхоянский хребет, хребет Черского, Становой хребет, Сихотэ-Алинь, хребет Джурджур, Урал, Срединный хребет, Кавказ

       

Пользуясь учебником и атласом, составьте характеристику природно-хозяйственной зоны степей

     В тундре нельзя строить здания и сооружения по обычным правилам. Почему? Попробуйте сформулировать правила строительства  в зоне тундры

 

1. Проанализируйте карты «Топливные ресурсы России» и «Электроэнергетика России». Сформулируйте факторы размещения электростанций разных типов

2.  

Составьте логический опорный конспект изученного параграфа

3.  

Сформулируйте главную проблему изучаемого региона и предложите пути ее решения

Познавательные

(информационные)

    Поиск и отбор информации  в учебных и справочных пособиях, словарях

    

Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам

    Качественно и количественно описывать объект

    Классификация и организация информации

     

Работа с текстом: и внетекстовыми компонентами составление сложного плана, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы

    Создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные)

    Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах

    

Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.),
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

    Создание собственной информации и её представление в соответствии с учебными задачами

    Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление конспекта текста или тезисов выступления

       

Составление рецензии, аннотации

Примеры

    Составить простой план по прочитанному тексту учебника

Выписать из текста учебника опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста

    Составить вопросы к тексту

    Составить план по тексту учебника и к каждому пункту плана составить тезис

 

Составить логическую  причинно-следственную цепочку  по тексту  учебника

    Составить текстовую интерпретацию содержания какой-либо тематической карты, таблицы или схемы, сделав выводы по размещению тех или иных географических объектов

На основе учебного текста составить

логический опорный конспект

    Используя статистические данные Федеральной службы Государственной статистики, сравнить основные показатели экономического развития двух регионов по выбор

Составить диаграмму

    Составить резюме по изученной теме «Население России»

Коммуникативные

    Кратко формулировать свои мысли в письменной и устной форме: пересказ близко к тексту, краткий пересказ, составление аннотации

    Участвовать в совместной деятельности, учебном диалоге

    Выслушивать и объективно оценивать другого

    Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение

    Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы

    Уметь вести дискуссию

    Вести полемику, участвовать в дискуссии

        Находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения

Примеры

    Объяснить правила работы с компасом своему однокласснику, родителям, своему младшему брату

    Представить результаты собственных наблюдений (например, за погодой, фенологическими явлениями и т.п.)

    Составить рецензию на устное сообщение или письменную работу одноклассника

   Составить рекламное объявление, например, путешествия по Австралии, которое будет опубликовано в газете, прозвучит в радиопередаче, в телепрограмме

    Дать комплексную характеристику территории, подчеркнув (выявив) взаимосвязи природных и социально-экономических  компонентов

    Задавать вопросы докладчику в целях уточнения, получения дополнительной информации

    Разработать анкеты и провести опрос одноклассников и учителей в рамках проекта «Перепись населения в школе»

Дать оценку экологическим решениям местных властей, используя официальные материалы и данные природоохранных общественных организаций

Работа со специальными предметными географическими умениями  предполагает овладение обучающимися общеучебными умениями.

Все предметные географические умения объединяют в четыре  большие группы:

- умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;

- умения ориентироваться  на  местности;

- умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);

- умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов.

Контроль и оценка деятельности обучающихся

Если результаты образования –  это ключевое понятие с точки зрения требований ФГОС, то  в  новых условиях особое значение приобретает  их  контроль и оценка:    виды,  содержание, а главное – цели и задачи.

Предметные задачи необходимо согласовывать с задачами развития универсальных метапредметных умений, при этом проверять знания и умения обучающихся через различные виды деятельности.

Контроль и оценка деятельности обучающихся осуществляется через входной, промежуточный (текущий, тематический) и итоговый контроль. 

Входной контроль служит  для  проверки сформированности знаний и умений к началу изучения предмета  курса.

Текущий контроль является инструментом для получения информации о промежуточных результатах освоения содержания и понимания,  в достаточной ли степени сформированы те или иные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала. Таким образом, текущий контроль способствует оперативному управлению учебной деятельностью.

Тематический контроль служит для подведения итогов изучения крупной темы (раздела). От текущего контроля отличается тем, что проверяется вся система знаний и умений, которой должен  овладеть школьник  по пройденной теме.

Итоговый контроль призван проверить на высоком уровне обобщения  теоретические основы школьной географии, владение специфическими предметными умениями и использование метапредметных умений  для работы с предметным содержанием.

Итоговый контроль осуществляется за разные периоды:  за  учебный  год, за основную школу  (ГИА). 

Виды контрольных работ:

теоретические (проверяют усвоение основных теоретических положений изученного раздела);

практические (проверяют умения применять полученные знания для решения конкретных задач);

комплексные (содержат задания теоретического и практического характера).

Тестирование является одной из технологичных форм проведения контроля.  Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью обеспечивается входной, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений; ведётся  учет успеваемости; корректируются  учебные достижения.  

Алгоритм действий при подготовке заданий к контрольным  мероприятиям:

1. Сформулировать цель, которую преследует данный вид проверки.

2. Определить конкретные предметные и метапредметные знания и умения, усвоение которых проверяет данная работа.

3. Прописать задания, проверяющие данные предметные знания и умения. Проверка метапредметных умений должна осуществляться  на предметном  материале.

Эффективная, грамотно выстроенная  система контрольных мероприятий позволяет осуществить обратную связь для корректировки образовательного процесса, а в конечном итоге, высокого качества результативности обучения.

Критерии оценивания

Основным критерием оценивания образовательного результата остаётся знание и предметное умение.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Устный ответ.

Отметка "5"

- ученик показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

- составляет полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделяет главные положения, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делает анализ, обобщения, выводы;

- устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;- последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

- самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов;

- самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ,

соответствуют требованиям, хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Отметка "4"

- ученик показывает знания всего изученного программного материала; даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дает неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы;

- самостоятельно выделяет главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщает, делает выводы, устанавливает внутрипредметные связи; применяет полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдает основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использует научные термины;

- в основном правильно дает определения понятий и использует научные термины;

- дает самостоятельный ответ; допускает неточности в изложении географического материала;

- определения понятий неполные, допускает незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

- связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняет сделанные пропуски;

- наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий, изучаемых географических явлений;

- понимание основных географических взаимосвязей;

- знание карты и умение ей пользоваться;

- при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Отметка "3"

- ученик освоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

- материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

- показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

- допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие;

- не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допускает ошибки при их изложении;

- испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

- отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

- обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки;

- слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

- скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

- знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

- только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Отметка "2"

- ученик не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

- не делает выводов и обобщений;

- не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

- имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

- при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

- имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание.

По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5"

- ученик выполнил работу без ошибок и недочетов;

- допустил не более одного недочета.

Отметка "4"

- ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов.

Отметка "3"

- ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета, или не более двух-трех негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трех недочетов, или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2"

- ученик допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3", или правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

При оценке выполнения письменной контрольной работы учитываются требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Оценка проверочных тестов.

За тест, состоящий из 10 вопросов. Время выполнения 10-15 мин.

Отметка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

За тест, состоящий из 20 вопросов. Время выполнения 30-40 мин.

Отметка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка практических умений и навыков

Практические работы – неотъемлемая часть процесса обучения географии. Их выполнение обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике, вооружает важными умениями – чтение карты, их анализ и сопоставление, способствует воспитанию трудолюбия и самостоятельности. Практические работы могут быть тренировочными и итоговыми, их оценивание может быть сразу, одновременно, проверяя результаты работы у всех, или поэтапно, проверяя работу по мере готовности ее у разных школьников, а также выборочно.

Отметка "5"

- практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов в форме, которая может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

Отметка «4»

- практическая работа выполнена обучающимися в полном объеме и самостоятельно; допущено отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.); использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников; работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы; имеются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

- практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично"данную работу обучающихся; на выполнение работы затрачено много времени(можно дать возможность доделать работу дома);обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

- выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались не подготовленными к выполнению работ, полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью; обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений; руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допущены неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допущены неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допущены существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Оценка умений решать географические задачи

Отметка «5»

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»

- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена

нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная

ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»

- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Предметный мониторинг

Результаты  реализации учебной программы по курсу географии отслеживаются через  систему предметного мониторинга, которая включает в себя следующие разделы:

умение работать с текстом:

          а)  выделять главное;

          б)  разделять текст на части, озаглавливать их;

          в)  составлять тезисный план, опорный конспект;

          г)  работать с таблицами,  рисунками, графиками и диаграммами;

          д)  работать с терминами;

          е)  отвечать на вопросы, задавать вопросы;

усвоение терминов;

выполнение и оформление практических работ;

навыки решения практических задач;

проектная  и исследовательская деятельность;

пробный ГИА;

устные ответы обучающихся:

          а) полнота, правильность ответа;

      б) использование терминов, дат, научных теорий, достижений науки, знание формулировок законов;

          в) умение отвечать на вопросы.

картографическая грамотность:

          а) знание условных обозначений, позволяющих работать с картой и планом;

          б) умение работать с контурными картами;

          в) находить географические объекты на карте;

          г) умение решать или составлять географические задачи.

 

Особенности содержания предметной линии

учебников географии

Завершенная предметная линия учебников географии для 5–9 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.П. Дронова издательства «Вентана-Граф» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и содержит следующие учебники:

«Начальный курс географии» 5 класс. Автор: А.А. Летягин;

«Начальный курс географии» 6 класс. Автор: А.А. Летягин;

«Материки, океаны, народы и страны» 7 класс. Авторы: И.В. Душина, Т.Л. Смоктунович;

География России. Природа. Население» 8 класс. Авторы: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя;

«География России. Хозяйство. Регионы» 9 класс. Авторы: Е.А. Таможняя, С.Г. Толкунова.

Предметная линия учебников географии является частью системы учебников «Алгоритм успеха» издательства «Вентана-Граф».

Содержание и методический аппарат учебников разработаны в соответствии с Фундаментальным ядром содержания географического образования и направлены на достижение учащимися личностных (отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию),метапредметных (формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться) и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

В основе содержания учебников лежит гуманистическая и культурологическая парадигма развивающего обучения, а методологией служит комплексный подход изложения курса географии, т. е. переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному изложению географического содержания образования.

В рассматриваемой линии учебников осуществляется важнейшая идея новой концепции школьной географии – реализация практической направленности учебного предмета, формирование ключевых компетенций школьников. Содержание всех учебников линии направлено на соответствие:

- современным тенденциям развития общества, его материальным и духовным ценностям, новому социальному заказу школы;

- новейшим достижениям географической науки, которая все больше превращается в единую науку о взаимодействии общества и природы;

- задачам формирования основных видов учебной деятельности ученика;

- задачам воспитания и обучения нравственных и предприимчивых людей, способных самостоятельно приобретать новые знания, оценивать и объяснять, принимать ответственные решения в ситуации выбора;

- педагогическому мастерству учителя, уровню подготовки учащихся, условиям работы конкретной школы.

Учебники созданы на основе принципов интеграции географических знаний, системности, гуманизации, экологизации, междисциплинарной интеграции, усиления воспитательного потенциала школьной географии, развития познавательного интереса.

В них реализована задача личностно ориентированного обучения географии; в построении сохранены лучшие традиции, присущие отечественным учебникам географии.

В то же время комплексный подход изменил соотношение между общеземлеведческими и страноведческими компонентами содержания в сторону увеличения страноведческого материала. Наибольшее отражение этот подход получил в 7 и 8–9 классах.

Полнее отражен культурологический принцип обучения и гуманизация географического образования, увеличен объем материала этнокультурного и историко-географического содержания.

Расширению географического кругозора школьников способствует описание объектов Всемирного природного и культурного наследия человечества ЮНЕСКО, которое имеется во всех учебниках линии; сохранена традиция межпредметных связей географии с математикой, физикой, химией, биологией, историей.

Геоэкологическая составляющая школьной географии представлена как отдельными сюжетами в параграфах, так и целыми разделами и темами; в учебниках есть экологические карты каждого материка, России, мира в целом; усилено внимание к практическим видам деятельности; в содержании всех учебников приведены задания практического характера.

В целях формирования информационной компетенции обучающихся в учебниках предусмотрены задания с использованием современных технологий.

Сроки реализации программы: 5 лет.

Опубликовано в группе «Рабочие программы и КТП»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.