12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кудрина Екатерина Михайловна55
Россия, Омская обл., Омск
Материал размещён в группе «Рабочие программы и КТП»
1

Рабочая программа по географии. 5 класс Предметная линия учебников «Полярная звезда» А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др.

бюджетное общеобразовательное учреждение города _______

«Средняя общеобразовательная школа № ____»


«Согласовано»

Председатель МО

_____________

Протокол №__от _____2019 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

__________

«Утверждаю»

Директор

___________

Приказ №__от ______2019 г.





Рабочая программа по географии

5 класс

Предметная линия учебников «Полярная звезда» А. И. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной и др.

2019-2020 учебный год


                                                                                         Составитель программы:

                                                                                         учитель географии

                                                                                         Кудрина Е.М.


Введение

Рабочая программа по курсу «География Земли. 5 класс» составлена на основе «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5-11 классы. В. П. Максаковского. 10-11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [А. И. Алексеев и др.].», авторы А.И. Алексеев, М.А. Бахир, С.В. Ильинский, К.Н. Вавилова, В.В. Николина. (М.: Просвещение, 2020).

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. На изучение географии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:


  1. воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
  4. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  7. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  9. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  10. формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  11. осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  12. развитие эстетического восприятия через ознакомление с художественным наследием народов России и мира, творческой деятельности эстетической направленности.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  2. умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  3. формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятий, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  4. формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
  5. умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств и информационных технологий (компьютеров, программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространённые инструменты и технические средства информационных технологий;
  7. умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  9. умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
  10. умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

 

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

  1. формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи ох- раны окружающей среды и рационального природопользования;
  2. формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
  3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
  5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
  8. создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.


2. Содержание учебного предмета


Структура содержания курса географии 5 класса состоит из разделов и тем (на основе «География. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Полярная звезда». 5-11 классы. В. П. Максаковского. 10-11 классы. Базовый уровень : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [А. И. Алексеев и др.].», авторы А.И. Алексеев, М.А. Бахир, С.В. Ильинский, К.Н. Вавилова, В.В. Николина. (М.: Просвещение, 2020).

География Земли. 5 класс

(всего 35 часов в год, из них 4 часа – резервное время, 1 час в неделю)

Раздел 1. Географическое изучение Земли (7 часов)

Введение. География – наука о планете Земля (1 час)

Что изучает география. Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает Землю.

Практическая работа. 1. Организация фенологических наблюдений в природе.

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 часов)

География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира Аристотель, Эратосфен, Птолемей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII-XIX вв. Поиски Южной Земли открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева открытие Антарктиды.

Современные географические исследования. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.

Практические работы. 1. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды. 2. Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира» (по выбору учителя).

Раздел 2. Земля – планета Солнечной системы (5 часов)

Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движение Земли вокруг оси. Земная ось и географические полюсы.

Следствия осевого вращения Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практические работы. 1. Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний. 2. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности.

Раздел 3. Изображения земной поверхности (11 часов) Тема 2. План и топографическая карта (5 часов)

Глобус, план, аэрофотоснимки и космические снимки. Географический атлас. Масштаб топографического плана и карты и его виды. Условные знаки плана и карты и их виды. Способы изображения неровностей земной поверхности на планах и картах. Ориентирование на местности. План местности. Определение направлений на плане. Глазомерная съёмка. Полярная и маршрутная съёмки. Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.

Практическая работа. 1. Проведение полярной съёмки и составление плана местности.

Тема 3. Географические карты (6 часов)

Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Масштаб географических карт. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичский) меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей.

Практические работы. 1. Определение направлений и расстояний на карте. 2. Определение географических координат точек на глобусе и картах.

Раздел 4. Оболочки Земли Тема 4. Литосфера каменная оболочка Земли (8 часов)

Литосфера – твёрдая оболочка Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая (континентальная) и океаническая кора.

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Круговорот горных пород.

Рельеф земной поверхности. Планетарные формы рельефа материки и впадины океанов. Острова. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте. Разнообразие равнин по высоте. Виды равнин по внешнему облику.

Внутренние и внешние процессы образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование гор. Вулканы и землетрясения. Выветривание – разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.

Срединно-океанические хребты. Ложе океана, его рельеф.

Практические работы. 1. Сравнение свойств горных пород. 2. Нанесение на контурную карту географического положения островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира. 3. Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте.


​​​​​​​ 3. Тематическое планирование

в теме

Тема раздела, урока

Дата

Коррекция

Виды (формы) контроля

РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЗЕМЛИ (7 часов)

Введение. География – наука о планете Земля (1 час)

1

1

Что изучает география.

П/р «Организация фенологических наблюдений в природе».




Тема 1. Развитие географических знаний о Земле (6 часов)

2

1

Развитие представлений человека о мире от древности до наших дней. Великие географические открытия.




3

2

Дальнейшие открытия и исследования материков.




4

3

П/р «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды».



Текущий контроль (практическая работа оцениваемая).

5

4

Русские землепроходцы – исследователи Сибири и Дальнего Востока.

П/р «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира».




6

5

Источники географической информации.




7

6

Развитие географических знаний о Земле.



Тематический контроль (тест).

РАЗДЕЛ 2. ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (5 часов)

8

1

Земля – одна из планет Солнечной системы.




9

2

Движения Земли.




10

3

Неравномерное распределение тепла и света на Земле.




11

4

Географические следствия движения Земли.

П/р «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний», «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года в своей местности».



Текущий контроль (практическая работа оцениваемая).

12

5

Земля – планета Солнечной системы.



Тематический контроль (географический диктант).




РАЗДЕЛ 3. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (11 часов)
Тема 1. План и топографическая карта (5 часов)

13

1

Ориентирование на местности. План местности.




14

2

Условные знаки. Масштаб и его виды.




15

3

Измерение расстояний с помощью масштаба.



Текущий контроль (топографический диктант).

16

4

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.




17

5

Составление плана местности.

П/р «Проведение полярной съёмки и составление плана местности».



Текущий контроль (практическая работа оцениваемая).

Тема 2. Географические карты (6 часов)

18

1

Глобус – объёмная модель Земли. Географическая карта.




19

2

Градусная сетка на глобусах и картах.

П/р «Определение направлений и расстояний по карте».




20

3

Географические координаты. Географическая широта.




21

4

Географическая долгота.

П/р «Определение географических координат точек на глобусе и картах».




22

5

Решение практических задач по плану и карте.




Текущий контроль (самостоятельная работа).

23

6

Изображения земной поверхности.



Тематический контроль (географический диктант).

Раздел 4. Оболочки Земли

Тема 4. Литосфера – каменная оболочка Земли (8 часов + 4 часа резервное время)

24

1

Внутреннее строение Земли. Литосфера.




25

2

Горные породы и минералы. Виды полезных ископаемых.

П/р «Сравнение свойств горных пород».



Текущий контроль (практическая работа оцениваемая).

26

3

Движения земной коры. Землетрясения и их причины.




27

4

Вулканизм. Гейзеры.




28

5

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши. Равнины.




29

6

Горы.





30

Р

7

Р

П/р «Нанесение на контурную карту географических объектов: островов, полуостровов, высочайших гор и обширных равнин мира», «Описание местоположения горной системы или равнины по физической карте».



Текущий контроль (практическая работа оцениваемая).

31

8

Разработка проектного задания «Скульптурный портрет планеты».




32

Р

9

Р

География Земли.



Промежуточный контроль (итоговая контрольная работа).

33

Р

10

Р

Защита проектного задания «Скульптурный портрет планеты».



Текущий контроль (проект).

34

11

Значение литосферы для человека. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.




35

12

Р

Литосфера – каменная оболочка Земли.








Опубликовано в группе «Рабочие программы и КТП»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.