12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Хатненок Элла Валерьевна52
Россия, Брянская обл., Погарский район, с. Юдиново

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования – приказ Министра образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 (с изменениями), в том числе к планируемым результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, федерального перечня учебников, утвержденного приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 №253, примерной программы по учебным предметам Искусство 5-9 классы, Москва, Просвещение 2010г., соответствует учебному плану МБОУ-Юдиновская СОШ на 2015-2016 уч. год.

Учебник для общеобразовательных учреждений 5 класс (авторы: Л. Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2015 год)

Цели обучения:

    реализация фактора общего и эстетического развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира;

    воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства;

    развитие нравственных и эстетических чувств, интереса к родной природе, своему народу, уважения к его культуре и культуре других народов;

2 Общая характеристика учебного предмета.

Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,

разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».

Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.

Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

    Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;

    Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.

овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами. Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка.

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством.

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении.

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.

9. Активное творчество самих детей.

Ценностные ориентиры содержания.

Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

3 Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ – Юдиновская СОШ на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель в год).

Представленная программа предусматривает изучение изобразительного искусства в основной школе (5—9 классы) общеобразовательных учреждений: по 105 часов в 5-7 классах (1 час в неделю, 35 учебных недель в каждом классе), 69 часов в 8,9 классе (1 час в неделю, 34 учебные недели). Всего на изучение изобразительного искусства в основной школе отводится 174 учебных часа.

4 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4. формирование духовных и эстетических потребностей;

5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы

8. обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

6.При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий (УУД) через использование (применение) следующих педагогических технологий, в т.ч. инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

    Педагогика сотрудничества

    Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

    Игровые технологии

    Проблемное обучение

    Технологии уровневой дифференциации

    Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)

    Групповые технологии

    Компьютерные технологии обучения

Частнопредметные педагогические технологии:

Природосообразные технологии

    Технология саморазвития (М. Монтессори)

Технологии развивающего обучения:

    Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)

    Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

    Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании.

    Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение обучающимися предметных умений, но и развитие у них общих учебных умений и обобщённых способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности.

5 Содержание учебного предмета

5 класс

Тема 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.

Природа и человек. Природа и художник. Человек — природа — культура Пространство и время. Многомерность мира.

Деятельность учащихся:

Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления. Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами.

Тема 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве -7 ч.

.Зодчество. Образы старинной архитектуры. Конструктивные особенности архитектуры. Объёмные формы в изобразительном искусстве. Штрих в изобразительном искусстве.

Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). Перспектива в открытом пространстве.

Деятельность учащихся:

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передавать в форме и цвете разное настроение. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.

Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.

Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.

Тема 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5 ч.

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. Мифы Древней Греции. Скульптура Древней Греции. Рисуем человека по древнегреческим канонам. Чернофигурные вазы Древней Греции.

Деятельность учащихся:

Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём. Познакомиться с греческими канонами изображения человека.

Передавать характерные позы и динамику фигуры. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Тема 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре- 8 ч

Славянские мифы о сотворении мира. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Былинный образ Русской земли. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Народный костюм. Головной убор. Народный костюм. Одежда. Народные праздники. Святки. Масленица.

Деятельность учащихся:

Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.

Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.

Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.).

Тема 5. Народное декоративно-прикладное искусство- 10 ч.

Этнографический музей. Печные изразцы. Расписывание изразцов. Прядение — вид народного ремесла. Прялка. Кукла как часть народной культуры. Делаем куклу-«закрутку». Ткачество как вид народного искусства. Вышивка. Лоскутное шитьё

Деятельность учащихся:

Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона. Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения. Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани. Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве. Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом. Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата проведения

по плану

фактически

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое (4 ч)

1

Природа и человек.

1

Предметные УУД: Изучают и наблюдают окружающий мир природы, природные явления.

Различают характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).

Создают цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Овладевают приёмами работы красками и другими художественными материалами. Понимают, как и когда появилось искусство. Познавательные УУД

Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД: слушают и понимают высказывания собеседников.

2

Природа и художник

1

Предметные УУД: Создают и насыщают

самостоятельные творческие работы

художественными образами. Создают композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполняют композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений. Регулятивные УУД отличают верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные УУД: договариваются о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следуют им.

3

Человек — природа — культура

1

Предметные УУД: Понимают, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства. Видят и передают необычное в обычном.

Формируют индивидуальное чувство восприятия природы. Понимают, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства. Умеют выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Регулятивные УУД

Дают совместно с учителем и другими учениками эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД: Учатся согласованно работать в группе:

а) планируют работу в группе;

б) распределяют работу между участниками проекта;

) понимают общую задачу проекта и точно выполняют свою часть работы;

г) выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя)

4

Пространство и время. Многомерность мира

1

Регулятивные УУД

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используют учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладевают формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Используют язык изобразительного искусства: доносят свою позицию до собеседника;

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7ч)

5

Зодчество

1

Осваивают возможности ИКТ в графической

изобразительной деятельности. Используют в работе тонированную и цветную бумагу. Овладевают приёмами работы с графическими материалами. Выбирают

материал и инструменты для изображения. Развивают способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.

Передают в форме и цвете разное настроение. Делают фотографии по осваиваемой теме. Регулятивные УУД

Учатся работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД слушают и понимают высказывания собеседников.

6

Образы старинной архитектуры

1

Регулятивные УУД Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивают и группируют произведения

изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

7

Конструктивные особенности архитектуры

1

Регулятивные УУД Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД

Учатся согласованно работать в группе:

а) учатся планировать работу в группе;

б) учатся распределять работу между участниками проекта;

в) понимают общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) умеют выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

8

Объёмные формы в изобразительном искусстве

1

Регулятивные УУД Учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД

Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Умеют слушать и понимать высказывания собеседников.

9

Штрих в изобразительном искусстве

1

Регулятивные УУД Проговаривают последовательность

действий на уроке.

Познавательные УУД

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладевают формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Умеют пользоваться языком изобразительного искусства: доносят свою позицию до собеседника;

10

Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

1

Регулятивные УУД Дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД

Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД

Учатся согласованно работать в группе:

а) планируют работу в группе; б) учатся распределять работу между участниками проекта; в) понимают общую задачу проекта и точно выполняют свою часть работы;

11

Перспектива в открытом пространстве

1

Регулятивные УУД Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивают и группируют произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следуют им.

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции (5ч)

12

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

1

Регулятивные УУД Учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Умеют слушать и понимать высказывания собеседников.

13

Мифы Древней Греции

1

Регулятивные УУД Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД

Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе: а) планируют работу в группе; б) распределяют работу между участниками проекта; в) понимают общую задачу проекта и точно выполняют свою часть работы; г) умеют выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

14

Скульптура Древней Греции

1

Регулятивные УУД Проговаривают последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладевают формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ Коммуникативные УУД. Умеют пользоваться языком изобразительного искусства: а) доносят свою позицию до собеседника;

15

Рисуем человека по древнегреческим канонам

1

Регулятивные УУД Дают эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД

Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе: а) планируют работу в группе;

в) понимают общую задачу проекта, выполнять свою часть работы; г) выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя)

16

Чернофигурные вазы Древней Греции

1

Регулятивные УУД Учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД

Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД Слушают и понимают высказывания собеседников.

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8ч)

17

Славянские мифы о сотворении мира

1

Регулятивные УУД Отличают верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивают и группируют произведения

изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). Коммуникативные УУД Совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следуют им.

18

Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

1

давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

19

Былинный образ Русской земли.

1

Регулятивные УУД Проговаривают последовательность действий на уроке. Познавательные УУД

Добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладевают формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

20

Илья Муромец и Соловей-разбойник

1

Познавательные УУД Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе:

а) планируют работу в группе; б) распределяют работу между участниками проекта; в) понимают общую задачу проекта и точно выполняют свою часть работы;

21

Народный костюм.

Головной убор

1

Регулятивные УУД Учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Слушают и понимают высказывания собеседников

22

Народный костюм. Одежда

1

Регулятивные УУД Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивают и группируют произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)

23

Народные праздники. Святки

1

Регулятивные УУД Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД

Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе.

24

Масленица

1

Регулятивные УУД Учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД

Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе: а) планируют работу в группе;

б) учатся распределять работу между участниками проекта; в) понимают общую задачу проекта и точно выполняют свою часть работы; г) выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство (11ч)

25

Этнографический музей

1

Регулятивные УУД

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД Добывают новые знания.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

26

Печные изразцы

1

Регулятивные УУД Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивают и группируют произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следуют им.

27

Расписывание изразцов

1

Познавательные УУД Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе:

а) планируют работу в группе; б) распределяют работу между участниками проекта; в) понимают общую задачу проекта и точно выполняют свою часть работы;

г) выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя)

28

Прядение — вид народного ремесла

1

Регулятивные УУД Учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Слушают и понимают высказывания собеседников

29

Прялка

1

Познавательные УУД Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе:

30

Кукла как часть народной культуры

1

Регулятивные УУД Проговаривают последовательность действий на уроке. Познавательные УУД Добывают новые знания.Овладевают формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Умеют пользоваться языком изобразительного искусства:

а) доносят свою позицию до собеседника;

31

Делаем куклу-«закрутку»

1

Регулятивные УУД Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивают и группируют произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следуют им.

32

Ткачество как вид народного искусства

1

Регулятивные УУД Дают совместно с учителем и другими учениками эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД

Делают предварительный отбор источников информации: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Коммуникативные УУД Учатся согласованно работать в группе: а) планируют работу в группе;

б) учатся распределять работу между участниками проекта; в) понимают общую задачу проекта и точно выполняют свою часть работы; г) выполняют различные роли в группе (лидера, исполнителя)

33

Вышивка

1

Регулятивные УУД Учатся отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД

Перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивают и группируют произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД Совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следуют им.

34

Лоскутное шитьё

1

Регулятивные УУД Учатся работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД Ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД Слушают и понимают высказывания собеседников

35

Великие имена в искусстве

1

Регулятивные УУД

Проговаривают последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД Добывают новые знания.

Овладевают формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные УУД. Умеют пользоваться языком изобразительного искусства:

а) доносят свою позицию до собеседника;

7 Планируемые результаты изучения учебного предмета

5 класс

Человек, природа, культура как единое целое

Учащийся научится:

Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.

Учащийся получит возможность научиться:

Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.

Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

Учащийся научится:

Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.

Учащийся получит возможность научиться:

Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.

Путешествие в мир искусства Древней Греции

Учащийся научится:

Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.

Учащийся получит возможность научиться:

Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.

Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

Учащийся научится:

Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.

Учащийся получит возможность научиться:

Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма .

Народное декоративно-прикладное искусство

Учащийся научится:

Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани .Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.

Учащийся получит возможность научиться:

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества

8 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Список учебно-методической литературы

Для учащихся:

основная

    Е.А.Ермолинская; Е.С.Медкова ;Л.Г Савенкова. Изобразительное искусство: 5, класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.-М.:Вентана-Граф,2015

дополнительная

    Акварели и рисунки. Государственный Русский музей – М. «Советский художник», 1981.

    50 Великих русских художников. –М.:Белый город, 2008.

    Ладушки.Энциклопедия детского фольклора – М.: Белый город, 2008

Для учителя:

основная

1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. ,Искусство 5-9 классы. – М.: Просвещения 2010

дополнительная

    Г. П. Шалаева. Учимся рисовать – М.: АСТ, 2011

Цифровые образовательные ресурсы:

Авторские презентации по темам

Интернет-ресурсы:

1.Сайт «ПроШколу» http://www.proshkolu.ru/

2.Сайт «Фестиваль. 1сентября» www.festival.1september.ru

4.Сайт «Педсовет» http://pedsovet.alledu.ru/)

5.Сайт»Википендия» http://ru.wikipedia.org

6. Сайт «Экскурсии» http://www.excurs.ru/

Музеи, галереи и художественные каталоги:
Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/ ).
Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/ ).
Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/ ).
Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/ ).
Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/ ).
Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/ ).
Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/ ).
Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/ ).
Русская культура (http://www.russianculture.ru/ )

Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/  ).
Культура и искусство Древнего Египта (http://www.kemet.ru/ ).
Русская культура (http://www.russianculture.ru/ ).

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.