Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)» для 1 класса коррекционной школы VIII вида
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа по предмету
«Изобразительная деятельность» (лепка, рисование, аппликация)
для 1 класса
|
Автор-составитель: учителя начальных классов Мазина М.Ю., Ляхова Т.В.
|
Архангельск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» (лепка, рисование, аппликация) составлена:
в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
в соответствии с федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2;
с учётом программы Л.Б.Баряевой, А.П.Зарин «Изобразительная деятельность» из книги «Сборник «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта»: программно-методические материалы.
Под редакцией И.М. Бгажноковой.
Основная цель обучения предмета «Изобразительная деятельность» – формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Задачи уроков предмета «Изобразительная деятельность»:
развивать интерес к изобразительной деятельности;
формировать умения пользоваться инструментами;
обучать применять доступные приемы работы с различными материалами;
обучать изображать (изготовлять) отдельные элементы;
развивать художественно-творческие способности.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация».
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
в федеральном списке учебников нет.
Программа рассчитана на 99 часов в год (3 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся
с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР
(вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается
с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии
в процессе рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость)
в процессе изобразительной деятельности;
стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной
и чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы
с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске
(в руках), получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом). Сгибание колбаски
в кольцо. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение последовательности действий
при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых
для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду. Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз,
по диагонали). Рисование контура предмета по контурным линиям
(по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, граттаж, «под батик».
Форма организации учебных занятий по предмету «Изобразительная деятельность» (лепка, рисование, аппликация)
основной формой организации процесса обучения предмета является урок;
ведущей формой работы педагога с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного
и индивидуального подхода.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2;
обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы. Под ред. И.М. Бгажноковой. –
М.: Владос, 2007 г.
Печатные пособия:
репродукции картин;
рабочие альбомы (тетради) с материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования.
Учебно-практическое оборудование:
наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки и др.), натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций
по их изготовлению;
расходные материалы: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые
и др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин, соленое тесто, пластичная масса, глина) и др.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
|
№ |
Дата |
Тема урока |
Содержание |
Примечание |
|||
|
I четверть (27 часов) |
|||||||
|
1 |
|
Выявление знаний, умений детей. Техника безопасности на уроках ИЗО. |
Выявление знаний, умений и навыков владения карандашом. Техника безопасности на уроках ИЗО.
|
|
|||
|
2 |
|
Игра с цветными карандашами. |
Узнавание материалов и инструментов используемых для рисования: карандаши. |
РК №1 |
|||
|
3 |
|
Работа с цветными карандашами. |
Оставление графического следа карандашом на листе бумаги. Рисование линий. |
|
|||
|
4 |
|
Рисование карандашами «Забор». |
Рисование вертикальных линий.
|
|
|||
|
5 |
|
Рисование карандашами «Дорога». |
Рисование горизонтальных линий.
|
|
|||
|
6 |
|
Рисование косых линий «Дождь». |
Рисование косых линий. Рисование прерывистых линий.
|
|
|||
|
7 |
|
Пластилин. Свойства пластилина. Правила пользования. |
Узнавание пластичных материалов: пластилин. Разминание пластилина.
|
|
|||
|
8 |
|
Деление пластилина на части.
|
Отрывание кусочка материала от целого куска. Совместные действия взрослого и ребенка. |
|
|||
|
9 |
|
Отщипывание кусочков пластилина. |
Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. |
|
|||
|
10 |
|
Узнавание инструментов для работы с пластилином. |
Узнавание инструментов для работы с пластилином. Стека, нож.
|
|
|||
|
11 |
|
Работа со стекой. |
Отрезание кусочка материала стекой. |
|
|||
|
12 |
|
Работа со стекой. |
Отрезание кусочка материала стекой. |
|
|||
|
13 |
|
Знакомство с бумагой. Ее виды (писчая, газета, салфетка). |
Узнавание разных видов бумаги.
|
РК №2. |
|||
|
14 |
|
Цветная бумага.
|
Знакомство с цветной бумагой (двустороння, односторонняя). Основные цвета бумаги. |
|
|||
|
15 |
|
Картон. |
Виды картона. Свойства картона. |
|
|||
|
16 |
|
Сминание, сгибание бумаги. |
Исследование свойств бумаги. Манипуляции с бумагой (сминание, сгибание). |
|
|||
|
17 |
|
Исследование свойств бумаги. |
Манипуляции с бумагой (сминание и разрывние бумаги). |
|
|||
|
18 |
|
Исследование свойств бумаги. |
Произвольное разрывание бумаги на мелкие кусочки. |
|
|||
|
19 |
|
Аппликация из рваной бумаги. Мозаика «Яблоко». |
Техника безопасности при работе с клеем. Заклеивание контура яблока рваными кусочками цветной бумаги. |
|
|||
|
20 |
|
Рисование карандашом. |
Освоение приемов рисования карандашом. Закрашивание предмета внутри контура. |
РК №3. |
|||
|
21 |
|
Рисование карандашом замкнутых кривых линий. |
Освоение приемов рисования карандашом. Рисование контура предмета по шаблону. |
|
|||
|
22 |
|
Штрихование карандашом в контуре. |
Освоение приемов рисования карандашом. Штриховка в одном заданном направлении. |
|
|||
|
23 |
|
Знакомство с красками. Правила работы с красками, кисточкой. |
Узнавание материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, кисти, емкость для воды. Техника безопасности при работе с красками. |
|
|||
|
24 |
|
Упражнение в захвате кисточки. |
Освоение приемов рисования кистью: размазывание. Опускание кисти в воду. |
|
|||
|
25 |
|
Рисование точек. «Капли дождя». |
Рисование точек. |
|
|||
|
26 |
|
Рисование горизонтальных линий. «Река». |
Освоение приемов работы с красками. Рисование горизонтальных линий. |
|
|||
|
27 |
|
Рисование полос и ломаных линий. |
Освоение приемов работы с красками. Рисование полос и ломаных линий.
|
|
|||
|
IIчетверть (21 час) |
|||||||
|
1 |
|
Работа с пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином. |
Разминание пластилина, отрывание кусочков от целого куска, сплющивание между ладонями. |
|
|||
|
2 |
|
Работа с пластилином. |
Разминание пластилина. Отрезание кусочка материала стекой. |
РК №4. |
|||
|
3 |
|
Работа с пластилином. |
Освоение приемов работы с пластилином: разминание, отщипывание. Катание колбаски на доске. |
||||
|
4 |
|
Работа с пластилином. |
Освоение приемов работы с пластилином: разминание, отщипывание. Катание колбаски на доске разной длины. |
|
|||
|
5 |
|
|
Освоение приемов работы с пластилином: разминание, отщипывание. Катание шарика на доске. Освоение приемов работы с пластилином: разминание, отщипывание. Катание шариков на доске разных размеров. |
|
|||
|
8 |
|
Работа с пластилином «Мяч». |
|
||||
|
9 |
|
Размазывание пластилина по шаблону. «Лист» |
Разминание пластилина. Отрезание кусочка материала стекой. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Размазывание пластилина по шаблону . |
|
|||
|
10 |
|
Обрывная аппликация. «Первый снег». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей (обрывание кусочков от целого листа), намазывание клеем, приклеивание к фону. |
|
|||
|
11 |
|
Обрывная аппликация. «Первый снег». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей (обрывание кусочков от целого листа), намазывание клеем, приклеивание к фону. |
|
|||
|
12 |
|
Аппликация из готовых фигур. «Дом». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: выкладывание деталей, намазывание деталей клеем, приклеивание к фону. |
|
|||
|
13 |
|
Рисование акварельными красками |
Раскрашивание красками в контуре. Одежда: шапка. |
|
|||
|
14 |
|
Рисование акварельными красками |
Раскрашивание красками в контуре. Одежда: шарф. |
|
|||
|
15 |
|
Рисование акварельными красками |
Раскрашивание красками в контуре. Одежда: рукавицы. |
РК №5. |
|||
|
16 |
|
Аппликация из геометрических фигур. «Ель». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
17 |
|
Аппликация из вырезанных фигур. «Ёлочные игрушки». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
18 |
|
Работа с пластилином «Шарики». |
Приемы работы с пластилином: размазывание. Заполнение всей поверхности внутри контура. |
|
|||
|
19 |
|
Работа с пластилином «Шарики». |
Приемы работы с пластилином: размазывание. Заполнение всей поверхности внутри контура. |
Практическая работа. |
|||
|
20 |
|
Дорисовывание ниточки к шарику. |
Оставление графического следа карандашами. |
Практическая работа. |
|||
|
21 |
|
Украшение новогодней открытки. |
Техника безопасности при работе с красками. Нетрадиционные приёмы рисования красками: пальчиковое рисование новогодних шариков на ёлку. |
Практическая работа. |
|||
|
III четверть (27 часов) |
|||||||
|
1 |
|
Работа с пластилином. «Снежки». |
Разминание пластилина, катание шариков разного размера, отрывание кусочков от целого куска. Техника безопасности при работе с пластилином. |
|
|||
|
2 |
|
Работа с пластилином. «Снеговик» из 2 шариков. |
Разминание пластилина, катание шариков разного размера, отрывание кусочков от целого куска, соединение деталей. |
|
|||
|
3 |
|
Работа с пластилином. «Снеговик» из 2 шариков. |
Разминание пластилина, отрывание кусочка от целого куска, катание шариков разного размера, соединение деталей. |
|
|||
|
4 |
|
Бумага. Свойства бумаги. «Комья снега». |
Узнавание разных видов бумаги: цветная бумага, картон, их свойства. |
|
|||
|
|
|||||||
|
5 |
|
Упражнение в определении свойств бумаги (мять). «Снежная поляна». |
Сминание бумаги. Произвольное разрывание.
|
|
|||
|
6 |
|
Упражнение в определении свойств бумаги (рвать). «Снежная поляна». |
Отрывание бумаги заданной формы и размера.
|
|
|||
|
7 |
|
Работа с бумагой. Аппликация «Снеговик». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей, сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Техника безопасности при работе с клеем. |
|
|||
|
8 |
|
Работа с бумагой. Аппликация «Снеговик». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей, сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Техника безопасности при работе с клеем. |
|
|||
|
9 |
|
Работа с ножницами. |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. Выполнение надреза. |
|
|||
|
10 |
|
Работа с ножницами. |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. Разрезание полосок по прямой линии. |
РК №6. |
|||
|
11 |
|
Работа с ножницами. |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. Разрезание листа бумаги. |
|
|||
|
12 |
|
Работа с ножницами. |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. Разрезание полосок по кривой линии. |
|
|||
|
13 |
|
Рисование цветными карандашами. «Лесенка». |
Выбор цвета. Рисование горизонтальных и вертикальных линий. |
|
|||
|
14 |
|
Рисование цветными карандашами. «Чашка». |
Рисование точек в контуре. |
|
|||
|
15 |
|
Рисование цветными карандашами. «Звезда». |
Раскрашивание цветными карандашами в контуре. |
|
|||
|
16 |
|
Обводка по контуру. «Ваза». |
Рисование предмета по контурным линиям. |
|
|||
|
17 |
|
Штриховка. «Ваза». |
Штриховка слева направо. |
|
|||
|
18 |
|
Дорисовывание. «Цветы». |
Узнавание инструментов, используемых для рисования: фломастеры. |
|
|||
|
19 |
|
Обрывная аппликация. «Ледоход». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей, сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
РК №7. |
|||
|
20 |
|
Работа с бумагой. «Заплатки для одежды». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: подбор нужного элемента, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
21 |
|
Работа с разными видами бумаги. Цветок из салфетки. |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
22 |
|
Аппликация из геометрических фигур в полосе. «Скворечник». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей, сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
23 |
|
Аппликация из геометрических фигур в полосе. «Скворечник». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: заготовка деталей, сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
24 |
|
Работа с пластилином. Ручей. |
Разминание пластилина, отрывание кусочка от целого куска, размазывание пластилина в контуре. |
|
|||
|
25 |
|
Работа с пластилином. «Ручей». |
Разминание пластилина, отрывание кусочка от целого куска, размазывание пластилина в контуре. |
Практическая работа. |
|||
|
26 |
|
Работа с пластилином. «Забор у дома». |
Разминание пластилина, отрывание кусочка от целого куска, катание колбаски на доске. |
РК №8
|
|||
|
27 |
|
Работа с пластилином. «Забор у дома». |
Разминание пластилина, отрывание кусочка от целого куска, катание колбаски на доске. |
|
|||
|
IV четверть (24 часа) |
|||||||
|
1 |
|
Работа с пластилином. «Солнце». |
Разминание пластилина, отрывание кусочков от целого куска, катание шарика, расплющивание материала в руках. |
|
|||
|
2 |
|
Работа с пластилином. «Солнце, лучи». |
Разминание пластилина, отрывание кусочков от целого куска, катание колбаски. |
|
|||
|
3 |
|
Работа с пластилином. «Солнце, лучи». |
Разминание пластилина, отрывание кусочков от целого куска, катание колбаски. Расположение деталей на фоне. |
РК №9. |
|||
|
4 |
|
Работа с акварельными красками. «Яйцо». |
Раскрашивание красками в контуре. |
|
|||
|
5 |
|
Работа с трафаретом. «Яйцо». |
Рисование контура предмета по трафарету. Узнавание инструментов используемых для изготовления аппликации: ножницы. |
|
|||
|
6 |
|
Аппликация «Пасхальное яйцо». |
Намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
7 |
|
Аппликация из готовых геометрических фигур. «Цыпленок». |
Соблюдение последовательности действий при изготовлении аппликации: сборка объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
8 |
|
Работа с ножницами. |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. Вырезание по контуру. |
|
|||
|
9 |
|
Работа с ножницами. |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. Вырезание по контуру. |
|
|||
|
10 |
|
Рисование фломастером. «Ёжик». |
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали). |
|
|||
|
11 |
|
Рисование цветными карандашами. «Воздушные шары». |
Выбор цвета, раскрашивание воздушных шаров в контуре, дорисовывание ниточки. |
|
|||
|
12 |
|
Рисование «Флажок». |
Рисование контура предмета по шаблону. |
|
|||
|
13 |
|
Заливка красной краской «Флажок». |
Выбор цвета для рисования. Прием наращивания массы. |
|
|||
|
14 |
|
Работа с ножницами. «Флажок». |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы. |
|
|||
|
15 |
|
Работа с клеем. «Флажок». |
Намазывание клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
16 |
|
Заливка зелёной краской. «Луг». |
Выбор цвета для рисования. Прием наращивания массы. |
|
|||
|
17 |
|
Вырезание фигур. Работа с фигурным дыроколом. «Цветы» |
Узнавание инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: дырокол. |
|
|||
|
18 |
|
Работа с дыроколом «Цветочная полянка». |
Намазывание клеем, приклеивание деталей к фону. |
|
|||
|
19 |
|
Заливка голубой краской. «Небо». |
Выбор цвета для рисования. Прием наращивания массы. |
РК №10. |
|||
|
20 |
|
Работа с пластилином. «Светофор». |
Выбор цвета, разминание пластилина, отрывание кусочков от целого куска, катание шарика, расплющивание материала в руках. |
|
|||
|
21 |
|
Работа с пластилином. «Светофор». |
Выбор цвета, разминание пластилина, отрывание кусочков от целого куска, катание шарика, расплющивание материала в руках. Присоединение деталей к шаблону. |
|
|||
|
22 |
|
Штриховка карандашом. «Бабочка». |
Выполнение штриховки цветными карандашами в заданном направлении. |
|
|||
|
23 |
|
Работа с пластилином. «Бабочка». |
Разминание пластилина, отрывание кусочка от целого куска, размазывание пластилина в контуре. |
|
|||
|
24 |
|
Работа с пластилином. «Бабочка». |
Разминание пластилина, отрывание кусочка от целого куска, катание шариков, расплющивание между пальцами. Присоединение к заготовке. |
|
|||
Работа с пластилином. «Мяч».