ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Мицих Алевтина Александровна506
Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
4

Рабочая программа по предмету «Окружающий природный мир», 1 класс (2 вариант)

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры для обучающихся, воспитанников

с ограниченными

возможностями здоровья

«Ханты-Мансийская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



 

Согласовано: Рассмотрено:

Зам.директора по УР

_________ /Л.И.Ковалева/ Утверждено:

От

Директор школы

_______В.Н.Васильев


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Окружающий природный мир»

1 класс

(Вариант II)


 

2016 – 2017 учебный год

Разработчик программы:

учитель А.А. Мицих


 


 


 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и программно-методического материала «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией И.М. Бгажноковой.

Важным аспектом обучения детей с ТМНР является расширение представлений об окружающем их природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.

Основными задачами программы являются:

1) формирование представлений об объектах и явлениях неживой природы, 2) формирование временных представлений,

3) формирование представлений о растительном и животном мире.

II. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся в классе.

Особенности психофизического развития детей в классе определяют специфику их образовательных потребностей. Исходя из этого, класс целесообразно поделить на две группы:

1 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в умеренной степени, она сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.

Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.

Развитие детей данной группы, у которых менее выражено интеллектуальное недоразвитие, благоприятствует формированию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что является предпосылкой для обучения использованию невербальных средств коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.). Способность ребенка выполнять отдельные двигательные действия (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.) создаёт предпосылки для обучения отдельным операциям по самообслуживанию и предметно-практической деятельности.

2 группа учащихся для, которых характерна умственная отсталость в тяжелой степени, она так же сочетается с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени и сочетающимися в разных вариантах. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их развитие и обучение.

Часть детей, отнесенных к данной группе категории, имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависимы от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности и коммуникации. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и парезами органов речи.

Разделение на группы в данном случае носит условный характер и ни в коем случае не предполагает реальное разделение детей в образовательной организации. Смешанная комплектация классов создает условия, в которых дети могут учиться подражать и помогать друг другу.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Внимание у обучающихся с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью.

Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.

Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи. У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с не целенаправленностью, беспорядочностью, не скоординированностью движений.

Характер развития детей зависит от ряда факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества коррекционной помощи.

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

III. Общая характеристика учебного предмета

Занятия по предмету «Окружающий природный мир» проводятся 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка.

В процессе урока учитель использут различные виды деятельности: игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд), конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые будут способствовать расширению, повторению и закреплению математических представлений.

Индивидуальные формы работы на занятиях органически сочетаются с фронтальными и групповыми.

Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и задачами урока-занятия, с учетом уровня развития детей.

IV. Место предмета в учебном плане 1 класса

В учебном плане предмет представлен с расчетом по 2 часа в неделю, 66 часов в год, с учетом дополнительных каникул, предусмотренных для 1 класса.

V. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета.

Личностными результатами освоения предмета обучающихся

являются:

- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:

- представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и явлениям неживой природы;

расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна, звёзды, вода, воздух, земля);

- представления о временах года, характерных признаках времён года, погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;

- умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил жизнедеятельности, охраны здоровья.

- представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека: интерес к объектам живой природы; расширение представлений о животном и растительном мире (растения: деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» - «домашние» и др.); опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за ними;

умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и др.);

- элементарные представления о течении времени:

- умение различать части суток, дни недели;

- представления о течении времени: смена событий дня, суток.

VI. Содержание учебного предмета.

Программа курса «Окружающий природный мир» включает в себя несколько разделов:

Сезонные изменения в природе

-сезонные изменения в неживой природе;

-растения и животные в разное время года;

-одежда людей, игры детей в разное время года.

Объекты неживой природы

Живая природа

-растения;

-животные.

VII.Тематическое планирование

п/п

Изучаемый раздел

кол-во часов

Содержание раздела

1

«Временные представления»

20

Представление о частях суток. Представление о неделе. Представление о годе. Представление о временах года (осень, зима, весна, лето). Представление о сезонных явлениях природы (дождь, снег, гроза, радуга, туман, ветер). Представление о погоде текущего дня. Представления о деятельности человека в контексте течения времени: в разное время года, в разную погоду. Измерение времени (календарь, часы).

2

«Объекты неживой природы»

14

Представление о почве. Представление о воде. Представление об огне. Представление о воздухе. Представление о земле и небе. Представление о реке. Представление о водоеме. Представление о лесе. Представление о луге. Представление о формах земной поверхности. Представление об изображении земной поверхности на карте. Представление о полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, известняк, гранит, золото, серебро и др.) с учетом местных природных ресурсов. Представление о значении объектов природы в жизни человека.

3

«Животный мир»

32

Представление о животном. Представление о домашних животных (корова, свинья, лошадь, коза, овца (баран), кот, собака).Представление о диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка, еж, кабан, тигр). Представление о животных, обитающих в природных зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж). Представление о диких животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон, жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, питон, крокодил). Представление о птице. Представление о домашних птицах (курица (петух), утка, гусь, индюк). Представление о перелетных и зимующих птицах (голубь, ворона, воробей, дятел, синица, снегирь, сова, аист, ласточка). Представление о водоплавающих птицах (лебедь, утка, гусь). Представление о рыбе. Представление о речных рыбах (сом, окунь, щук). Представление о морских рыбах

(акула, сельдь, камбала, рыба-ёж, скат). Представление о насекомом. Представление о насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей, кузнечик, муха, комар, пчела, таракан).Представление о морских обитателях (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской конек, осьминог, креветка). Представление о значении животных в жизни человека (источник питания, из шкур и шерсти изготавливают одежду и др.).

 

VIII. Описание учебно-методического и материально-технического

обеспечения.

Технологии обучения.

В условиях реализации программы актуальными становятся технологии:

1) Информационно-коммуникационная технология. Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой, а также представить имеющийся опыт и выявить его результативность.

2) Игровые технологии – направленные на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением

3) Технология развивающего обучения – взаимодействие педагога и учащихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся.

4) Здоровьесберегающие технологии. Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Методы обучения

Методы мотивации учебной деятельности

Создание проблемной ситуации (удивления, сомнения, затруднения в выполнении действий, затруднения в интерпретации фактов), создание ситуаций занимательности, создание ситуации неопределенности и др.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Рассказ, эвристическая беседа, лекция (информационная и проблемная), изучение текста, демонстрация, иллюстрация, познавательная (ролевая и имитационная) игра, исследование, дискуссия и др.

Методы формирования новых умений

Упражнения, практикум, игра (дидактическая, деловая, ролевая, имитационная), метод проектов, кейс-метод (решение ситуационных задач), мозговой штурм (решение нестандартных задач) и др.

Методы обобщения и систематизации изученного

Кодирование информации: создание схем, таблиц, графиков; Декодирование информации: чтение схем, таблиц, карт и др.

Методы контроля результатов обучения

Устные: опрос (индивидуальный, фронтальный, выборочный, перекрестный), беседа и др. Письменные: тест, опрос (письменный развернутый ответ на поставленный вопрос) и др. • Практические: создание материального продукта, выполненного по образцу, алгоритму рисунок, демонстрация действий и операций.

Предъявление требований, поощрение и наказание: словесное (похвала, признание, благодарность, порицание), наглядное (жетон, условный знак или символ), формальная оценка (баллы, отметка); создание ситуации успеха, создание атмосферы эмоционального комфорта и др.

Учебно-методический комплекс.

Различные по форме, величине, цвету наборы природного материала, пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10); мозаики; пиктограммы с изображениями занятий, режимных моментов и др. событий; карточки с изображением сезонных изменений, сюжетные картинки для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы.

VIV. Планируемые результаты освоения программы в 1 классе

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Иметь представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения определенных действий (идет дождь – открываем зонт).

Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

Правильно называть изученные объекты.

Различать объекты живой и неживой природы.

Дифференциация имени и фамилии.

Называние своего пола.

Осознанное восприятие своей внешности. Узнавание голоса учителя, других детей, родителей, воспитателей.

Называние имени и отчества родителей, учителей и воспитателей.

Название домашних животных. Звукоподражание и пантомимические движения различных животных. Название диких животных. Звукоподражание и пантомимические движения, передающие особенности каждого животного. Называние времён года с картинками. Называние частей суток. Соотнесение частей суток с картинками. Одежда, занятия детей в разное время года. Естествознание осуществляется в процессе тематических уроков, уроков-экскурсий, уроков – театров. Действия по подражанию действиям учителя. Действия по образцу. Действия по словесной инструкции.

X. Система оценки достижения планируемых результатов

Во время обучения в первом классе, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку.

При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

В связи с этим для оценки планируемых результатов взята бальная система. Баллы проставляются в индивидуальной карте ученика в течении всего учебного года. В конце каждой четверти строиться кривая сформированности умения и навыка пройденных разделов.

п/п

Изучаемый раздел

Индикаторы

Баллы

0

1

2

3

4

5

1

Сезонные изменения

Признаки осени

           

Признаки зимы

           

Признаки весны

           

Признаки лета

           

2

Живая природа

Различать животных, птиц. Домашних и диких животных

           

3

Неживая природа

Признаки дня

           

Признаки ночи

           

Иметь представления о неживой природе

           

Баллы

Уровень сформированности навыка

0

Навык или умение отсутствует

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним)

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого

3

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого

4

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно

5

Навык или умение проявляется в большинстве случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Характеристика

 

I четверть (16 часов)

 
 

Сезонные изменения

 

05.09

07.09.

Осенние месяцы

Уметь: определять осень на картинке. Слушание объяснений учителя. Наблюдение за демонстрациями учителя

Уметь: отличать живую и неживую природу. Слушают объяснение учителя о наблюдаемых явлений

Уметь: отличать признаки изменения у растений с приходом осени.

Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого. - Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

12.09.

14.09.

Осень

Экскурсия

19.09.

21.09.

Растения осенью

Экскурсия

26.09

28.09

Животные осенью

умение описывать действия животных по картинкам

03.10.

05.10.

Одежда людей осенью

Действовать по подражанию, умение выполнять действия (одевание куклы) по образцу. Одеть куклу

 

Неживая природа

 

10.10

12.10.

Время суток: день, ночь

Уметь различать время суток.

Действовать по подражанию, умение выполнять действия по образцу.

17.10

19.10

Солнце

24.10

26.10

Небо

 

II четверть (14 часов)

 
 

Живая природа

 

07.11

09.11

Облако

Уметь различать время суток.

Действовать по подражанию, умение выполнять действия по образцу.

Умение отличать деревья от других растений

Уметь отличать кустарники от других растений

Умение определять животных нашего края. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных 15Атериалов с помощью взрослого, умение выполнять действия по образцу и по подражанию

14.11

16.11

Растения: деревья

21.11.

23.11

Растения: кустарники

28.11

30.11

Животные нашего края

 

Сезонные изменения

 

05.12

07.12

Время суток:ночь

Уметь определять ночь. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого, умение выполнять действия по образцу и по подражанию

 

Неживая природа

 

12.12

14.12

Луна

Уметь определять ночь. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого, умение выполнять действия по образцу и по подражанию

19.12

21.12

Звезды

Уметь показывать звезды. Действовать по подражанию, использование по назначению учебных материалов с помощью взрослого, умение выполнять действия по образцу и по подражанию

 

III четверть (19 часов)

 
 

Живая природа

 

09.01

11.01

Части растения: корень

Умение ориентироваться в частях растения. Слушание объяснений учителя, объяснений наблюдаемых явлений.

16.01

18.01

Части растения: стебель (ствол)

23.01

25.01

Части растения: лист, цветок

30.01

01.02

Птицы нашего края

Умение отличать птиц от других животных

 

Сезонные изменения

 

06.02

08.02

Зимние месяцы

Уметь определять зиму на картинке с помощью взрослого и самостоятельно.

20.02

22.02

Зима

Умение отличать живую и неживую природу. Слушать объяснения учителя, показывать картинку с изображением зимы.

27.02

01.03

Поведение животных зимой

Умение описывать умения животных по картинкам

06.03

13.03

Одежда людей зимой

Одевание куклы по образцу, с помощью учителя

 

Неживая природа

 

15.03

20.03

Земля

Уметь показывать землю на картинке. Рассматривание, ощупывание земли под присмотром учителя

 

Живая природа

 

22.03

Растения стран с холодным климатом

Слушание объяснений учителя, наблюдение за иллюстрациями учителя

 

IV четверть (17 часов)

05.04

Растения стран с холодным климатом

10.04

12.04

Животные стран с холодным климатом

17.04

19.04

Март, апрель, май – весенние месяцы

Экскурсия. Слушают объяснения учителянаблюдают за природными явлениями. Умение отличить изменения у растений с приходом весны

24.04

26.04

Весна

Уметь отличать живую и неживую природу

03.05

10.05

Растения весной

Наблюдение за веточкой березы (появление почек)

11.05

Животные весной

Описывают действия животных по картинкам с помощью учителя

15.05

Одежда людей весной

Рассматривают одежду, примеряют

 

Живая природа

 

17.05

19.05

Летние месяцы

Определяю лето на картинке

22.05

Растения летом

Рассматривают растения, слушают объяснения учителя

24.05

 

29.05.

Животные летом

Просматривают фильм «Животные в летнем лесу»

31.05

Одежда людей летом

Слушают объяснения учителя.

Опубликовано


Поблагодарить автора 4 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.