Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" 6 класс
краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гражданская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
РЕКОМЕНДОВАНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Школьным методическим Зам. директора по УР Директором КГОБУ Гражданская КШИ
объединением М.А. Мурзиной __________________Н.Г. Ивасик
Протокол №_____ ___________________ «_____»_________________20__г.
от ____________________ «____»_________20__г.
«____»___________20__г.
по учебному предмету
«Основы социальной жизни» 6 класс
вариант 1
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Учитель: Сивцова И.В.
Гражданка
2025
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО (вариант 1)), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Основы социальной жизни» относится к предметной области «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» В 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часа в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного предмета «Основы социальной жизни».
Цель обучения – практическая подготовка обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.
Задачи обучения:
овладение обучающимися некоторыми знаниями и жизненными компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе;
развитие и совершенствование навыков ведения домашнего хозяйства;
воспитание положительного отношения к домашнему труду;
развитие умений, связанных с решением бытовых экономических задач;
формирование социально-нормативного поведения в семье и обществе;
формирование умений, необходимых для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
коррекция недостатков познавательной и эмоционально-волевой сфер;
развитие коммуникативной функции речи.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» в 6 классе определяет следующие задачи:
формирование знаний о представления о разных группах продуктов питания; отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;
формирование знаний о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
формирование умений соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи;
формирование знаний отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;
формирование умений называть торговые организации, их виды и назначения;
формирование знаний о способах хранения и переработки продуктов питания;
формирование умения составлять ежедневное меню из предложенных продуктов питания;
формирование умения самостоятельно готовить несложные знакомые блюда;
Обучение «Основам социальной жизни» в 6 классе носит основы теоретических знаний и практических умений. «Основы социальной жизни» тесно связаны с другими учебными предметами, жизнью и направлены на подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и трудовой деятельности.
Программа обучения в 6 классе осуществляется по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Содержание курса обеспечивает формирование и развитие у обучающихся необходимых им навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. На втором году обучения программа направлена на формирование у обучающихся знаний и умений, способствующих социально-бытовой адаптации, на повышение общего уровня культуры и отношений в семье. При реализации программы и проведении занятий, одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпении, усидчивости; элементов трудовой культуры; организации труда; экономного и бережного отношения к продуктам, оборудованию; строгого соблюдения правил безопасной работы и гигиены труда; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, внимания, наблюдательности, памяти, воображения.
Программой предусмотрены беседы, ролевые игры, требующие знаний о поведении на улице и в транспорте, практические задания, которые служат для закрепления учебных навыков и знаний, а также совершенствования и формирования новых умений и навыков, используемые обучающимися в повседневной жизни. На уроках предмета «Основы социальной жизни» целесообразно организовывать работу детей в парах или малых группах с учетом уровня подготовленности. Это позволит каждому ученику овладеть навыками сотрудничества, коллективного приготовления пищи, ухода за одеждой, обувью, научиться самостоятельно пользоваться общественным транспортом.
Реализация курса должна способствовать достижению личностных результатов: пониманию своих реальных возможностей, владению навыками адаптации к изменяющимся жизненным условиям, развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, усвоению морально-этических норм, принятых в обществе, развитию эстетического и художественного вкуса детей, формированию установки на безопасный здоровый образ жизни, интереса к творчеству.
Содержание разделов
№ | Название раздела | Количество часов | Контрольныеработы, тесты |
1 | Личная гигиена и здоровье | 4 | |
2 | Охрана здоровья | 7 | 1 |
3 | Жилище | 11 | 1 |
4 | Одежда и обувь | 10 | 1 |
5 | Питание | 21 | 1 |
6 | Транспорт | 3 | |
7 | Средства связи | 3 | |
8 | Предприятия, организации, учреждения | 3 | |
9 | Семья | 5 | |
10 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
| Итого: | 68 | 5 |
Личностные:
овладение начальными трудовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроках ОСЖ;
сформированность установки на бережное отношение к материальным ценностям;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представления о разных группах продуктов питания;
знать, из чего состоит пища;
знать отдельные виды продуктов питания, относящихся к различным группам; понимать их значения для здорового образа жизни человека;
уметь приготовить несложные виды блюд под руководством учителя;
различать виды медицинской помощи;
иметь представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;
соблюдать требования техники безопасности при приготовлении пищи;
знать отдельные виды одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдать усвоенные правила в повседневной жизни;
знать правила личной гигиены и выполнять их под руководством взрослого;
знать названия торговых организаций, их виды и назначения;
совершать покупки различных товаров под руководством взрослого;
знать и соблюдать правила поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).
Достаточный уровень:
классифицировать продукты питания по содержанию в них различных веществ;
соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи;
уметь самостоятельно приготовить несложные знакомые блюда;
уметь самостоятельно совершать покупки товаров ежедневного назначения;
уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина, тостер, кухонный комбайн, электрический чайник, варочная панель);
уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета;
классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;
классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;
описывать способ передвижения в школу и обратно;
знать образовательные учреждения нашего города;
осознавать необходимость соблюдения режима дня для сохранения здоровья;
знать место работы родителей и ближайших родственников;
уметь оказать первую помощь при порезах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных и итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка «5»ставится если:
обучающийся полностью излагает изученный материал в объеме программы по учебному предмету;
умеет использовать таблицы, схемы;
понимает и объясняет изученные понятия, термины;
самостоятельно выстраивает ответ.
Оценка «4»ставится, если обучающийся воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:
не может самостоятельно привести пример;
отвечает на наводящие вопрос.
Оценка «3»ставится, еслиобучающийся обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью, монологическая речь несвязная, воспроизводит изученный материал по наводящим вопросам учителя.
Оценка «2» не ставится.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Программное содержание | Дифференциация видов деятельности | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | ||||
I четверть | |||||
Личная гигиена и здоровье – 4 часа | |||||
1 | ТБ.Вводный инструктаж Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека | 1 | Значение личной гигиены для здоровья человека. Характеристика понятий «личная гигиена» и её значение для здоровья и жизни человека | Повторяют понятия «гигиена» и «личная гигиена» за учителем. Читают о правилах личной гигиены в ученике/памятке. Работают с информацией, полученной от учителя и из учебника/памятки: заполняют кластер/таблицу с использованием предложенных учителем изображений и текста. Описывают главные правила соблюдения личной гигиены. | Повторяют понятия «гигиена» и «личная гигиена». Отвечают на вопросы учителя о правилах личной гигиены. Выделяют главные правила соблюдения личной гигиены. Самостоятельно выполняют предложенное задание на систематизацию знаний о гигиене и здоровье человека |
2 | Гигиена тела. Утренний и вечерний туалет | 1 | Правила выполнение утреннего и вечернего туалета. Последовательность выполнения правила утреннего и вечернего туалета, периодичность гигиенических процедур. Закрепление и выполнение практических заданий | Читают правила выполнения утреннего и вечернего туалета: мытьё рук, лица, ушей, шеи.Повторяют за учителем с опорой на иллюстрации или текст алгоритм действий при выполнении утреннего и вечернего туалета. Закрепляют навыки последовательного выполнения утреннего и вечернего туалета с помощью учителя: моют руки, лицо, уши, шею | Читают правила выполнения утреннего и вечернего туалета, отвечают на вопросы учителя по тексту. Рассказывают правила и последовательность выполнения гигиенических процедур утром и вечером. Описывают периодичность гигиенических процедур. |
3 | Личные вещи для совершения туалета. Правила содержания личных вещей | 1 | Предметы личной гигиены. Значение понятия «личная»/ «индивидуальная» вещь для совершения туалета. Знание предметов личной гигиены, их назначение. Правила содержания личных вещей и уход за ними | Знакомятся с предметами личной гигиены: зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и т.д. Называют предметы личной гигиены и рассказывают об их назначении с опорой на наглядность. Изучают таблицу «Предметы личной гигиены» и выполняют упражнения на классификацию предметов и личных вещей: индивидуальные и для общего пользования. Читают о правилах ухода за личными вещами и правилах их содержания. | Знакомятся с предметами личной гигиены: зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце и т.д. Называют предметы личной гигиены и рассказывают об их назначении. Выполняют упражнения на классификацию предметов и личных вещей: индивидуальные и для общего пользования. Читают о правилах ухода за личными вещами и правилах их содержания. |
4 | Правила и приемы ухода за органами зрения | 1 | Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач. Зрительная гимнастика | Читают памятку о правилах и приемах ухода за органами зрения. Отвечают на вопросы учителя о правилах и приемах с опорой на текст. Знакомятся со способами сохранения зрения. Оформляют памятку «Комплекс зрительной гимнастики» совместно сучителем. Знакомятся с гигиеническими правилами письма, чтения, просмотра телепередач и работы за компьютером. Записывают в тетрадь основные правила по сохранению зрения. | Читают памятку о правилах и приемах ухода за органами зрения. Отвечают на вопросы учителя о правилах и приемах. Знакомятся со способами сохранения зрения. Самостоятельно оформляют памятку «Комплекс зрительной гимнастики». Знакомятся с гигиеническими правилами письма, чтения, просмотра телепередач и работы за компьютером. |
Охрана здоровья –7часов | |||||
| Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения | 1 | Знакомство с лекарственными растениями и лекарственными препаратами первой необходимости. Знакомство с понятием «домашняя аптечка», её важность и содержание. Виды, названия, способы хранения лекарственных препаратов | Знакомятся с лекарственными растениями с помощью демонстрации презентации. Читают о лекарственных препаратах первой необходимости, отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Знакомятся с понятием «домашняя аптечка» и для чего она нужна. Выполняют упражнение совместно с учителем - классифицируют лекарства для домашней аптечки. Слушают информацию от учителя о хранении лекарственных препаратов и важности их правильного использования. | Знакомятся с лекарственными растениями с помощью демонстрации презентации. Читают о лекарственных препаратах первой необходимости, самостоятельно отвечают на вопросы учителя. Знакомятся с понятием «домашняя аптечка» и для чего она нужна. Выполняют упражнение –классифицируют лекарства для домашней аптечки. Слушают информацию от учителя о хранении лекарственных препаратов и важности их правильного использования. |
29 | Правила возврата или обмена купленного товара. Хранениечека. Гарантийные средства носки | 1 | Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранениечека. Гарантийные средства носки | Просматривают презентацию о правилах возврата или обмена купленного товара. Записывают основные правила и алгоритм действий при возврате товара в тетрадь. Слушают информацию от учителя о понятии «гарантийный срок товара», записывают определение в тетрадь. Совместно с учителем разбирают ситуации с поломкой изделий одежды, браком в одежде и обуви при гарантийном сроке, узнают какие действия нужно предпринимать, чтобы решить проблемную ситуацию, починить товар или вернуть деньги. Совместно с учителем принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Возврат товара»: по алгоритму учатся правильно обращаться к сотрудникам магазина, объяснять проблему и цель своего визита | Просматривают презентацию о правилах возврата или обмена купленного товара. Записывают основные правила и алгоритм действий при возврате товара в тетрадь. Слушают информацию от учителя о понятии «гарантийный срок товара», записывают определение в тетрадь. Выполняют задание – вытягивают карточку с описанной ситуацией по покупке и возврату товаров и предлагают решение проблемы. Принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Возврат товара»: грамотно выстраивают обращение к сотрудникам магазина и объясняют проблему, с которой столкнулись |
30 | Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека | 1 | Виды обуви и её назначение. Влияние обуви на здоровье человека. Правила подбора правильной обуви. Правила ухода за обувью и её хранением. Практическая работа: чистка обуви | Просматривают презентацию: «Влияние обуви на здоровье школьника», знакомятся с данными медицинской литературы о важности безопасной обуви, правильной подошве и носке, о связи обуви с защитой ног от воздействия окружающей среды. Знакомятся с информацией о правильном подборе обуви: повседневной, на разные сезоны (теплой, легкой), спортивной, сменной. Выполняют задание с помощью карточек «Классификация обуви» - делят обувь по группам. Слушают информацию от учителя о правильном хранении и уходе за обувью. Записывают правила в тетрадь. Под руководством учителя выполняют практическую работу –чистят обувь | Просматривают презентацию: «Влияние обуви на здоровье школьника», знакомятся с данными медицинской литературы о важности безопасной обуви, правильной подошве и носке, о связи обуви с защитой ног от воздействия окружающей среды. Знакомятся с информацией о правильном подборе обуви: повседневной, на разные сезоны (теплой, легкой), спортивной, сменной. Выполняют задание на карточках «Классификация обуви по материалу» - делят обувь по группам. Слушают информацию от учителя о правильном хранении и уходе за обувью. Записывают правила в тетрадь. Самостоятельно выполняют практическую работу –чистят обувь |
31 | Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине | 1 | Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви, хранение чека или его копии | Просматривают презентацию о магазинах по продаже различных видах обуви. Знакомятся с ассортиментом обуви. Слушают информацию от учителя о порядке приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Записывают основную информацию в тетрадь. Повторяют информацию за учителем о гарантийном сроке службы обуви и алгоритме действий при возврате купленного товара | Просматривают презентацию о магазинах по продаже различных видах обуви. Знакомятся с ассортиментом обуви. Слушают информацию от учителя о порядке приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Записывают основную информацию в тетрадь. Повторяют информацию за учителем о гарантийном сроке службы обуви и алгоритме действий при возврате купленного товара |
32 | Правила ухода за обувью из различных материалов | 1 | Уход за обувью. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви, их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Практическая работа: уход за обувью. Тестирование по итогам изучаемого раздела | Читают текст о правилах ухода за обувью различных материалов, знакомятся с видами кремов для чистки обуви. Записывают правила ухода за обувью в тетрадь. Смотрят демонстрацию чистки обуви учителем, отвечают на вопросы учителя. Совместно с учителем выполняют практическую работу – мытье и сушка обуви из различных материалов. Выполняют тест по пройденным темам раздела | Читают текст о правилах ухода за обувью различных материалов, знакомятся с видами кремов для чистки обуви. Записывают правила ухода за обувью в тетрадь. Смотрят демонстрацию чистки обуви учителем, отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно выполняют практическую работу – чистка обуви с помощью специальных средств, обработка обуви специальным кремом. Выполняют тест по пройденным темам раздела |
III четверть | |||||
Питание – 21 часов | |||||
33 | ТБ.Повторный инструктаж Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания | 1 | Классификация разнообразия продуктов. Составление рациона питания на день | Читают текст в учебнике «Еда с пользой для здоровья» о разнообразии продуктов, их полезных свойствах, влияния на организм человека. Выполняют задания в учебнике, отвечают на вопросы с помощью учителя. Обсуждают и анализируют совместно с учителем: полезное и вредное разнообразие продуктов. Выполняют задание на карточке с опорой на текст и раздаточный материал. Совместно с учителем и опорой на текст составляют рацион питания на день | Читают текст в учебнике «Еда с пользой для здоровья» о разнообразии продуктов, их полезных свойствах, влияния на организм человека. Самостоятельно выполняют задания в учебнике, отвечают на вопросы. Обсуждают и анализируют совместно с учителем: полезное и вредное разнообразие продуктов. Самостоятельно выполняют задание на карточке. Составляют рацион питания на день |
34 | Хлеб и хлебобулочные изделия. Правила хранения хлебобулочных изделий | 1 | Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Правила нарезки хлеба. Правила безопасной работы с режущими инструментами. Практическая работа – нарезка хлеба | Читают текст в учебнике «Хлеб - всему голова», знакомятся с разнообразием хлебных изделий, способах выпечки, рецептуре. Отвечают на вопросы в учебнике с опорой на текст. Слушают информацию от учителя о вторичном использовании хлеба. Повторяют за учителем правила безопасной работы с режущими предметами. Под руководством учителя выполняют практическую работу – нарезка хлеба | Читают текст в учебнике «Хлеб - всему голова», знакомятся с разнообразием хлебных изделий, способах выпечки, рецептуре. Отвечают на вопросы в учебнике. Слушают информацию от учителя о вторичном использовании хлеба. Рассказывают правила безопасной работы с режущими предметами. Самостоятельно выполняют практическую работу – нарезка хлеба |
35 | Традиционное блюдо - каша | 1 | Виды каш. Способы приготовления. Практическая работа – приготовление каши | Читают текст в учебнике «Каша – матушка наша», знакомятся с видами каш, способами приготовления, полезными свойствами каши. Отвечают на вопросы в учебнике. Записывают в тетрадь основные виды каши и способы приготовления. С помощью учителя выполняют практическую работу – приготовление каши без варки | Читают текст в учебнике «Каша – матушка наша», знакомятся с видами каш, способами приготовления, полезными свойствами каши. Отвечают на вопросы в учебнике. Записывают в тетрадь основные виды каши и способы приготовления. Выполняют практическую работу под руководством учителя – приготовление каши |
36 | Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения | 1 | Яйца, жиры. Полезные свойства жиров. Их польза для здоровья человека. Практическая работа – варка яиц | Читают текст в учебнике о видах яиц, их полезных свойствах. С помощью текста узнают маркировку яиц, как определить свежесть яиц. Записывают в тетрадь способы приготовления яиц: всмятку, вкрутую, в мешочек. Слушают информацию от учителя осанитарно-гигиенических правилах при использовании куриных яиц. Просматривают презентацию о видах жиров растительного и животного происхождения. С помощью учителя выполняют задание на карточках/цифровых образовательных платформах – классификация жиров. Под руководством учителя выполняют практическую работу – варка яиц вкрутую | Читают текст в учебнике о видах яиц, их полезных свойствах. С помощью текста узнают маркировку яиц, как определить свежесть яиц. Записывают в тетрадь способы приготовления яиц: всмятку, вкрутую, в мешочек. Просматривают презентацию о видах жиров растительного и животного происхождения. Самостоятельно выполняют задание на карточках/цифровых образовательных платформах – классификация жиров. Опираясь на запись алгоритма в тетради, самостоятельно выполняют практическую работу – варка яиц вкрутую |
37 | Видырастительного масла. Правилахранения. Места для хранения жиров и яиц | 1 | Видырастительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Значимостьрастительных масел при приготовлении еды. Полезные свойства растительных масел. Способы хранения растительных масел в различных упаковках | Слушают информацию от учителя о видах растительного масла, его полезных свойствах и значимости масел при приготовлении еды. Просматривают познавательный видеоролик «Как получают масло», обсуждают просмотренный видеоролик с учителем, отвечают на вопросы. Выполняют работу на карточке «Полезные свойства подсолнечного масла». Читают текст о способах хранения растительных масел. Записывают основную информацию в тетрадь | Слушают информацию от учителя о видах растительного масла, его полезных свойствах и значимости масел при приготовлении еды. Просматривают познавательный видеоролик «Как получают масло», обсуждают просмотренный видеоролик с учителем, отвечают на вопросы. Выполняют работу на карточке «Полезные свойства подсолнечного масла». Читают текст о способах хранения растительных масел. Записывают основную информацию в тетрадь |
38 | Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Напитки для завтрака | 1 | Значение завтрака в режиме дня человека. Виды блюд для завтрака. Горячий и холодный завтраки. Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака | Слушают информацию от учителя о значении завтрака в питании человека. Смотрят презентацию о разнообразии полезных блюд для завтрака, какие бывают завтраки: холодные, горячие; виды напитков для завтрака. Выполняют задания в учебнике. Записывают основную информацию в тетрадь. В парах с обучающимися второй группы составляют меню для завтрака на неделю | Слушают информацию от учителя о значении завтрака в питании человека. Смотрят презентацию о разнообразии полезных блюд для завтрака, какие бывают завтраки: холодные, горячие; виды напитков для завтрака. Выполняют задания в учебнике. Записывают основную информацию в тетрадь. В парах с обучающимися второй группы составляют меню для завтрака на неделю |
39 | Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд | 1 | Соль и ее значение для питания. Польза и вред соли. Использование соли при приготовлении блюд | Смотрят познавательный видеоролик «Соль и её значение для питания». Совместно с учителем анализируют и обсуждают просмотренный видеоролик. Записывают основную информацию в тетрадь. Читают информацию об использовании соли при приготовлении блюд. Выполняют работу на карточке «Значение соли для питания. Польза и вред» с опорой на текст | Смотрят познавательный видеоролик «Соль и её значение для питания». Анализируют и обсуждают просмотренный видеоролик, делятся личным мнением. Записывают основную информацию в тетрадь. Читают информацию об использовании соли при приготовлении блюд. Выполняют работу на карточке «Значение соли для питания. Польза и вред» |
40 | Сахар: его польза и вред | 1 | Сахар и его значение для питания. Польза и вред сахара. Правила хранения сахара и его срок годности | Слушают информацию от учителя о сахаре и его значении для организма человека. Смотрят познавательный видеоролик «Сахар: его польза и вред». Совместно с учителем обсуждают и анализируютпросмотренный видеоролик. Записывают в тетрадь основную информацию и правила хранения сахара | Слушают информацию от учителя о сахаре и его значении для организма человека. Смотрят познавательный видеоролик «Сахар: его польза и вред». Обсуждают и анализируютпросмотренный видеоролик, делятся личным опытом потребления сахара. Записывают в тетрадь основную информацию и правила хранения сахара |
41 | Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей | | Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей | Читают текст в учебнике «Секреты вкуса: специи и пряности» о различных видах пряностей и приправ, их значении в приготовлении блюд. Называют виды пряностей. Слушают информацию от учителя о правилах хранении пряностей и приправ. Записывают в тетрадь основную информацию | Читают текст в учебнике «Секреты вкуса: специи и пряности» о различных видах пряностей и приправ, их значении в приготовлении блюд. Называют и различают виды пряностей. Слушают информацию от учителя о правилах хранении пряностей и приправ. Записывают в тетрадь основную информацию |
42 | Чай. Виды чая. Способы заварки чая.Польза чая | 1 | Виды чая, его влияние на организм человека. Способы получения чая. Правила хранения чая. Способы заварки чая. Практическая работа – заваривания чая | Просматривают презентацию о видах чая, полезных свойствах и его влияния на организм. Смотрят познавательный видеоролик о способах получения чая и традициях чайных церемоний. Заполняют в тетради таблицу с классификацией видов чая и их полезных свойств. Слушают информацию от учителя о правилах хранения чая и сроке годности, записывают основную информацию в тетрадь. Повторяют правила безопасного пользования электрического чайника. С помощью учителя и обучающихся второй группы выполняют практическую работу – заваривание чая | Просматривают презентацию о видах чая, полезных свойствах и его влияния на организм. Смотрят познавательный видеоролик о способах получения чая и традициях чайных церемоний. Заполняют в тетради таблицу с классификацией видов чая и их полезных свойств. Слушают информацию от учителя о правилах хранения чая и сроке годности, записывают основную информацию в тетрадь. Рассказывают правила безопасного пользования электрического чайника. Самостоятельно выполняют практическую работу, помогают в выполнении обучающимся второй группы – заваривание чая |
43 | Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления кофе | 1 | Виды кофе. История возникновения кофе. Способы получения кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления кофе | Смотрят познавательный видеоролик об истории возникновения напитка и о способах получения кофе. Читают текст о полезных свойствах кофе, его положительного влияния на организм. Слушают информацию от учителя о негативных последствиях чрезмерного потребления кофе. Записывают в тетради основные определения. С помощью учителя заполняют таблицу «Польза и вред кофе» с использованием текста и раздаточного материала | Смотрят познавательный видеоролик об истории возникновения напитка и о способах получения кофе. Читают текст о полезных свойствах кофе, его положительного влияния на организм. Слушают информацию от учителя о негативных последствиях чрезмерного потребления кофе. Записывают в тетради основные определения. Самостоятельно заполняют таблицу «Польза и вред кофе» |
44 | Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов | 1 | Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Влияние правильного питания на здоровье человека | Просматривают познавательный видеоролик о правильном питании и его влияния на здоровье человека. Совместно с учителем анализируют просмотренный видеоролик и делятся мнениями о своем рационе питания. Читают текст о правильном соотношении в рационе питания белков жиров и углеводов. Узнают о питательной ценности овощей, мяса, рыбы, фруктов и других полезных продуктов. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе/на карточках – классифицируют продукты питания на полезные и вредные | Просматривают познавательный видеоролик о правильном питании и его влияния на здоровье человека. Самостоятельно анализируют просмотренный видеоролик и делятся мнениями о своем рационе питания. Читают текст о правильном соотношении в рационе питания белков жиров и углеводов. Узнают о питательной ценности овощей, мяса, рыбы, фруктов и других полезных продуктов. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе/на карточках – классифицируют продукты питания на белки, жиры и углеводы |
45 | Супы (виды, способы приготовления) | 1 | Виды и разнообразие супов. Продукты для приготовления супов. Способы приготовления супов. Рецепты приготовления простых супов | Просматривают презентацию о видах супов, выделяют продукты для их приготовления. Слушают информацию от учителя о способах приготовления супов. Записывают рецепты простых супов | Просматривают презентацию о видах супов, выделяют продукты для их приготовления. Слушают информацию от учителя о способах приготовления супов. Записывают рецепты простых супов |
46 | Гарниры | 1 | Виды гарниров: овощные, из круп, макаронных изделий. Рецепты по приготовлению гарниров. Правила работы на кухне. Практическая работа: приготовление гарнира из круп | Знакомятся с видами гарниров: овощные, из круп, из макаронных изделий. Записывают рецепты приготовления простых гарниров в тетрадь. Повторяют за учителем правила работы на кухне. Совместно с учителем выполняют практической работы – приготовление гарнира из круп (гречка, макароны) | Знакомятся с видами гарниров: овощные, из круп, из макаронных изделий. Записывают рецепты приготовления простых гарниров в тетрадь. Рассказывают правила работы на кухне. Под руководством учителя выполняют практическую работу – приготовление гарнира из круп (гречка, макароны) |
47 | Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка | 1 | Классификация:овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка:мытье, чистка, резка. Инструменты и приспособления для нарезания продуктов, правила безопасной работы с ними. Практическая работа: первичная обработка овощей и фруктов | Читают текст о полезных свойствах овощей, ягод, грибов. Слушают информацию от учителя о правилах хранения продуктов. Просматривают презентацию о правилах хранения овощей, плодов, ягод и грибов. Записывают правила в тетрадь. Повторяют за учителем правила безопасной работы с режущими предметами, называют представленные предметы. Совместно с учителем выполняют практическую работу – моют овощи и фрукты, чистят, нарезают | Читают текст о полезных свойствах овощей, ягод, грибов. Слушают информацию от учителя о правилах хранения продуктов. Просматривают презентацию о правилах хранения овощей, плодов, ягод и грибов. Записывают правила в тетрадь. Рассказывают правила безопасной работы с режущими предметами. Самостоятельно выполняют практическую работу – моют овощи и фрукты, чистят, нарезают |
48 | Свежие и замороженные продукты. Правила хранения. | 1 | Отличие свежих и замороженных продуктов. Правила обработки свежих продуктов. Правила хранения свежих и замороженных продуктов. Правила разморозки. Практическая работа: первичная обработка овощей | Читают текст о свежих продуктах: как выбрать свежий продукт, как понять, что продукт испорчен. Знакомятся с правилами обработки и хранения свежих продуктов с помощью презентации. Отвечают на вопросы учителя с опорой на раздаточный материал. Совместно с учителем и с помощью раздаточного материала (картинки, текст) создают технологическую карту первичной обработки овощей. Просматривают презентацию «Замороженные продукты»: знакомятся с информацией о замороженных продуктах, правилах хранения и разморозки. С помощью учителя заполняют таблицу «Правила хранения свежих и замороженных продуктов». Выполняют практическую работу совместно с учителем: первичная обработка овощей | Читают текст о свежих продуктах: как выбрать свежий продукт, как понять, что продукт испорчен. Знакомятся с правилами обработки и хранения свежих продуктов с помощью презентации. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту. Создают технологическую карту первичной обработки овощей с опорой на текст. Просматривают презентацию «Замороженные продукты»: знакомятся с информацией о замороженных продуктах, правилах хранения и разморозки. Заполняют таблицу «Правила хранения свежих и замороженных продуктов». Самостоятельно выполняют практическую работу: первичная обработка овощей |
49 | Овощные салаты: виды, способы приготовления | 1 | Виды овощных салатов. Способы приготовления. Рецепты овощных салатов. Правила подготовки рабочего места к приготовлению пищи | Знакомятся с видами овощных салатов, выделяют основные ингредиенты для их приготовления. Просматривают презентацию о способах приготовления салатов. Записывают в тетрадь рецепты простых овощных салатов. Наблюдают за демонстрацией учителем подготовки рабочего места для приготовления пищи в зоне кухни. Повторяют правила за учителем. Записывают в тетрадь алгоритм приготовления простого овощного салата | Знакомятся с видами овощных салатов, выделяют основные ингредиенты для их приготовления. Просматривают презентацию о способах приготовления салатов. Записывают в тетрадь рецепты овощных салатов. Наблюдают за демонстрацией учителем подготовки рабочего места для приготовления пищи в зоне кухни. Рассказывают правила подготовки рабочего места для приготовления пищи. Записывают в тетрадь алгоритм приготовления простого овощного салата |
50 | Овощные салаты. Приготовление овощного салата | 1 | Практическая работа: приготовление овощного салата. Техника безопасности при работе с режущими предметами. Алгоритм приготовления овощного салата | Повторяют правила по технике безопасности при работе с режущими предметами. Повторяют алгоритм приготовления простого овощного салата. Совместно с учителем выполняют практическую работу – приготовление овощного салата: подготавливают рабочее место для приготовления салата, обрабатывают овощи, нарезают овощи, добавляют соль, заправляют салат растительным маслом | Рассказывают правила по технике безопасности при работе с режущими предметами. Рассказывают алгоритм приготовления простого овощного салата. Самостоятельно в парах выполняют практическую работу – приготовление овощного салата: подготавливают рабочее место для приготовления салата, обрабатывают овощи, нарезают овощи, добавляют соль, заправляют салат растительным маслом |
51 | Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины | 1 | Виды магазинов: универсамы, супермаркеты, магазины в сельской местности. Различие и назначение универсама и супермаркета. Специализированные магазины по продаже продуктов питания. Описание основных отделов в продуктовых магазинах. Правила поведения в магазине | Просматривают презентацию о видах магазинов, знакомятся с понятиями «универсам» и «супермаркет», определяют, чем они различаются. Знакомятся с основными отделами в продуктовых магазинах. Выполняют упражнение с карточками – классифицируют продукты питания по отделам в продуктовых магазинах. Читают текст о специализированных магазинах по продаже питания: хлебный, мясной, овощи-фрукты и т.д. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе – классификация специализированных магазинов по продаже продуктов питания. Повторяют за учителем правила поведения в магазине. Записывают правила поведения в тетрадь | Просматривают презентацию о видах магазинов, знакомятся с понятиями «универсам» и «супермаркет», определяют, чем они различаются. Знакомятся с основными отделами в продуктовых магазинах. Дают описание основных отделов в продуктовых магазинах, рассказывают об ассортименте товаров. Читают текст о специализированных магазинах по продаже питания: хлебный, мясной, овощи-фрукты и т.д. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют задание на цифровой образовательной платформе – классификация специализированных магазинов по продаже продуктов питания. Рассказывают правила поведения в магазине. Записывают правила поведения в тетрадь |
52 | Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание) | 1 | Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Алгоритм порядка приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Практическое упражнение - обработка навыков обращения с просьбой к продавцу | Читают текст о видах товаров: фасованные товары, на вес, на разлив. Совместно с учителем различают виды товаров с помощью карточек, определяют какие товары можно купить на вес, разлив, в фасованном виде. Записывают о видах товаров в тетрадь. Читают текст в учебнике «За покупками» о порядке приобретении товаров в продовольственных магазинах: с помощью продавца и на кассе самообслуживания. Знакомятся со способами покупок через интернет-магазин и услугами доставки. Приклеивают в тетрадь памятки с алгоритмом действий при покупке товаров в магазине. Совместно с учителем выполняют практическое упражнение – отрабатывают навыки обращения к продавцу с какой-либо просьбой | Читают текст о видах товаров: фасованные товары, на вес, на разлив. Самостоятельно определяют, какие товары можно купить на вес, разлив, в фасованном виде. Записывают о видах товаров в тетрадь. Читают текст в учебнике «За покупками» о порядке приобретении товаров в продовольственных магазинах: с помощью продавца и на кассе самообслуживания. Знакомятся со способами покупок через интернет-магазин и услугами доставки. Приклеивают в тетрадь памятки с алгоритмом действий при покупке товаров в магазине. Выполняют практическое упражнение – отрабатывают навыки обращения к продавцу с какой-либо просьбой |
IV четверть | |||||
53 | Рынки. Виды продовольственных рынков. Основное отличие рынка от магазина | 1 | Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постояннодействующие и сезонные. Отделы рынков.Основное отличие рынка от магазина. Тестирование по итогам изученного раздела для систематизации полученных знаний | Просматривают презентацию «Виды продовольственных рынков», знакомятся с видами рынков: крытые, закрытые, сезонные, постоянно действующие. Знакомятся с отделами рынков. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют упражнение с карточками – классифицируют товары по отделам рынка. Совместно с учителем определяют основные отличия рынка от магазина. Выполняют тестирование по итогу раздела | Просматривают презентацию «Виды продовольственных рынков», знакомятся с видами рынков: крытые, закрытые, сезонные, постоянно действующие. Знакомятся с отделами рынков. Записывают основную информацию в тетрадь. Выполняют упражнение с карточками – классифицируют товары по отделам рынка. Самостоятельно определяют основные отличия рынка от магазина. Выполняют тестирование по итогу раздела |
Транспорт – 3 часов | |||||
54 | Пригородный транспорт. Стоимость проезда. Расписание | 1 | Виды пригородного транспорта: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание. Правила безопасности при поездке на общественном транспорте | Просматривают презентацию о видах пригородного транспорта, различают автобусы пригородного сообщения, электрички. Называют номер маршрута своего населенного пункта. Совместно с учителем ищут информацию о расписании общественного транспорта в сети интернет/бумажном справочнике/на стенде остановок. Учатся самостоятельно пользоваться расписанием. Слушают информацию от учителя о способах оплаты проезда: наличный расчёт, проездная карта, банковская карта, льготная проездная карта. Просматривают познавательный видеоролик и знакомятся с правилами безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси, электричке. Записывают правила безопасности при поездке на общественном транспорте в тетрадь. Повторяют правила за учителем | Просматривают презентацию о видах пригородного транспорта, различают автобусы пригородного сообщения, электрички. Называют номер маршрута своего населенного пункта. Самостоятельно ищут информацию о расписании общественного транспорта в сети интернет/бумажном справочнике/на стенде остановок. Слушают информацию от учителя о способах оплаты проезда: наличный расчёт, проездная карта, банковская карта, льготная проездная карта. Просматривают познавательный видеоролик и знакомятся с правилами безопасности при поездке на автобусе, маршрутном такси, электричке. Записывают правила безопасности при поездке на общественном транспорте в тетрадь. Рассказывают изученные правила |
55 | Вокзалы: назначение,основные службы. Меры предосторожности попредотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале | 1 | Виды вокзалов: автовокзал, железнодорожный вокзал. Основные службы вокзалов. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Практическое упражнение «Покупка билета на вокзале» | Просматривают презентацию о видах вокзалов: автовокзалы и железнодорожные вокзалы. Читают об основных службах вокзалов. Повторяют за учителем правила поведения в общественных местах. Просматривают познавательный видеоролик о мерах предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале, повторяют правила за учителем. Участвуют в сюжетно-ролевой игре под руководством учителя и обучающихся второй группы – приобретение билетов в кассе автовокзала и железнодорожного вокзала, оплата проезда, проверка сдачи, обращение за справкой к работникам вокзала | Просматривают презентацию о видах вокзалов: автовокзалы и железнодорожные вокзалы. Читают об основных службах вокзалов. Рассказывают основные правила поведения в общественных местах. Просматривают познавательный видеоролик о мерах предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале, повторяют изученные правила. Участвуют в сюжетно-ролевой игре– приобретение билетов в кассе автовокзала и железнодорожного вокзала, оплата проезда, проверка сдачи, обращение за справкой к работникам вокзала |
56 | Платформа, перрон, путь. Правила поведения на железнодорожной станции | 1 | Знакомство с частями железнодорожного вокзала: платформа, перрон, путь; их различие. Правила поведения на железнодорожном транспорте. Правила поведения в электричке | Знакомятся с частями железнодорожного вокзала: платформа, перрон, путь. Рассматривают иллюстрации, с помощью учителя учатся различать часть вокзала. Читают правила поведения на железнодорожном транспорте. Записывают основные правила в тетрадь. Просматривают познавательный видеоролик о правилах поведения в электричке. Повторяют правила поведения с опорой на плакаты/изображения | Знакомятся с частями железнодорожного вокзала: платформа, перрон, путь. Рассматривают иллюстрации, различают часть вокзала, называют их. Читают правила поведения на железнодорожном транспорте. Записывают основные правила в тетрадь. Просматривают познавательный видеоролик о правилах поведения в электричке. Рассказывают изученные правила |
Средства связи –3 часа | |||||
57 | Почта. Работа почтового отделения связи "Почта России" | 1 | Знакомство с услугами почтовой связи. Особенности работы почты и почтальона. Правила поведения в общественных местах | Знакомятся с понятием «почта», с услугами почтовой связи: отправление и получение писем, посылок, открыток; оформление денежных переводов; покупка товаров разного типа; оформление подписки на газеты и журналы; получение пенсий и пособий; оплата услуг и штрафов; покупка авиа и железнодорожных билетов и т.д. Записывают в тетрадь основные услуги почтовых отделений. Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст и записи в тетради. Читают об особенностях работы почты и почтальона, дают характеристику профессии почтальон, описывают, какими качествами должен обладать почтальон и работник почтового отделения. Выполняют задание на карточках/кроссворд. Повторяют за учителем правила поведения в общественных местах. Совместно с учителем принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Почта» - разыгрывают оформление подписки на газеты и журналы, получение письма, отправление открытки и т.д | Знакомятся с понятием «почта», с услугами почтовой связи: отправление и получение писем, посылок, открыток; оформление денежных переводов; покупка товаров разного типа; оформление подписки на газеты и журналы; получение пенсий и пособий; оплата услуг и штрафов; покупка авиа и железнодорожных билетов и т.д. Записывают в тетрадь основные услуги почтовых отделений. Отвечают на вопросы учителя. Читают об особенностях работы почты и почтальона, дают характеристику профессии почтальон, описывают, какими качествами должен обладать почтальон и работник почтового отделения. Выполняют задание на карточках/кроссворд. Рассказывают правила поведения в общественных местах. Принимают участие в сюжетно-ролевой игре «Почта» - разыгрывают оформление подписки на газеты и журналы, получение письма, отправление открытки и т.д |
58 | Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка | 1 | Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Их различие, назначение, правила оформления и отправления. Описаниевидов почтовых отправлений связи по таблице-алгоритму | Знакомятся с видами почтовых отправлений с помощью просмотра презентации. Выделяют три термина: «письмо», «бандероль», «посылка», записывают определения в тетрадь. Читают о различиях почтовых отправлений, правилах оформления, отправления и стоимости. Составляют таблицу-алгоритм с опорой на текст, раздаточный материал и иллюстрации. Рассказывают о почтовых отправлениях и описывают их, опираясь на созданные таблицы с помощью учителя. Совместно с учителем и обучающимися второй группы выполняют практическое упражнение «Отправление посылки в отделении почты» | Знакомятся с видами почтовых отправлений с помощью просмотра презентации. Выделяют три термина: «письмо», «бандероль», «посылка», записывают определения в тетрадь. Читают о различиях почтовых отправлений, правилах оформления, отправления и стоимости. Составляют таблицу-алгоритм с опорой на текст. Рассказывают о почтовых отправлениях и описывают их, опираясь на созданные таблицы. Выполняют практическое упражнение «Отправление посылки в отделении почты» |
59 | Культура разговора по телефону | 1 | Правила культурного разговора по телефону. Номера телефонов экстренных служб. Алгоритм звонка по телефону срочного вызова. Практические навыки при решении проблемных ситуаций по телефону | Читают текст и знакомятся с правилами культурного разговора по телефону. Обсуждают и анализируют прочитанное, совместно с учителем, рассказывают о собственных трудностях, при построении диалога по телефону. Записывают в тетрадь основные правила культурного разговора по телефону. Повторяют правила с опорой на текст. С помощью презентации повторяют номера экстренных служб, алгоритм и правила разговора при вызове экстренных служб. Выполняют практическое задание под руководством учителя и обучающихся второй группы – учатся выстраивать правильное обращение при личном или деловом звонке, формулировать четкую, краткую причину звонка по телефону срочного вызова с опорой на алгоритм | Читают текст и знакомятся с правилами культурного разговора по телефону. Обсуждают и анализируют прочитанное, рассказывают о собственных трудностях, при построении диалога по телефону. Записывают в тетрадь основные правила культурного разговора по телефону. Рассказывают изученные правила. С помощью презентации повторяют номера экстренных служб, алгоритм и правила разговора при вызове экстренных служб. Самостоятельно выполняют практическое задание и курируют обучающихся первой группы – выстраивают правильное обращение при личном или деловом звонке, формулируют четкую, краткую причину звонка по телефону срочного вызова |
Предприятия, организации, учреждения –3часа | |||||
60 | Образовательные организации | 1 | Назначение и виды образовательных организаций. Различие видов образовательных учреждений, их описание и назначение. Образовательные организации города и городского округа. Составление рассказа на основе личного опыта | Знакомятся с видами образовательных учреждений с помощью презентации. Выделяют основные образовательные учреждения: детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, колледж, университет. Слушают информацию от учителя о назначении перечисленных образовательных организаций, какую роль они играют в жизни каждого человека. Принимают участие в обсуждении, какие образовательные учреждения находятся в городе и городском округе, делятся личным опытом. Записывают в тетрадь определения и описание с опорой на раздаточный материал/текст. Делятся личным опытом обучения в образовательных учреждениях, составляют краткий рассказ по алгоритму с помощью учителя о своей жизни и обучении в образовательных учреждениях | Знакомятся с видами образовательных учреждений с помощью презентации. Выделяют основные образовательные учреждения: детский сад, школа, учреждения дополнительного образования, колледж, университет. Слушают информацию от учителя о назначении перечисленных образовательных организаций, какую роль они играют в жизни каждого человека. Принимают участие в обсуждении, какие образовательные учреждения находятся в городе и городском округе, делятся личным опытом. Записывают в тетрадь определения и описание. Делятся личным опытом обучения в образовательных учреждениях, самостоятельно составляют краткий рассказ по алгоритму с о своей жизни и обучении в образовательных учреждениях |
61 | Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы | 1 | Названия учреждений дополнительного образования города, их назначение, перечень направлений работы и видов деятельности. Правила поведения в общественном месте | Знакомятся с учреждениями дополнительного образования города, в котором проживают. Просматривают презентации и видеоролики о направлениях деятельности учреждений. Совместно с учителем закрепляют правила поведения в общественных местах | Знакомятся с учреждениями дополнительного образования города, в котором проживают. Просматривают презентации и видеоролики о направлениях деятельности учреждений. Рассказывают правила поведения в общественных местах |
62 | Учреждения дополнительного образования. Экскурсия | 1 | Экскурсия в учреждение дополнительного образования. Правила поведения в общественном месте | Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают образовательное учреждение дополнительного образования | Повторяют правила поведения в общественном месте. Посещают образовательное учреждение дополнительного образования |
Семья – 5 часов | |||||
63 | Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье | 1 | Определение слова «Семья». Представление обо всех членах своей семьи: ФИО, день рождения, профессия, краткая характеристика. Правильные взаимоотношения в семье. Распределение обязанностей в семье. Составление личного графика помощи по дому на неделю | Повторяют понятие «семья». Составляют краткий рассказ с помощью карточек и картинок о своей семье. Слушают информацию от учителя о построении правильных, уважительных взаимоотношений в семье. Вместе с учителем выделяют основные качества для формирования и создания крепкой и дружной семьи, записывают основные качества в тетрадь. Обсуждают с учителем и классом, как должны распределяться обязанности в семье, делятся личным опытом | Повторяют понятие «семья». Составляют краткий рассказ о своей семье. Слушают информацию от учителя о построении правильных, уважительных взаимоотношений в семье. Самостоятельно выделяют основные качества для формирования и создания крепкой и дружной семьи, записывают основные качества в тетрадь. Обсуждают с учителем и классом, как должны распределяться обязанности в семье, делятся личным опытом |
64 | Семейный досуг. Виды досуга | 1 | Представление о видах семейного досуга. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки, правильная, рациональная организация досуга | Читают текст в учебнике «Увлечения для развлечения», отвечают на вопросы в учебнике. Определяют понятие «досуг», совместно с учителем, обсуждают, какие виды досуга бывают, может ли досуг или хобби быть опасными. Записывают основные понятия в тетрадь. Читают текст в учебнике «Какие паны на выходные?». Делятся личным опытом досуга в семье | Читают текст в учебнике «Увлечения для развлечения», отвечают на вопросы в учебнике. Определяют понятие «досуг», обсуждают, какие виды досуга бывают, может ли досуг или хобби быть опасными. Записывают основные понятия в тетрадь. Читают текст в учебнике «Какие паны на выходные?». Составляют рассказ о любимых видах досуга в своей семье |
65 | Любимые и нелюбимые занятия в свободное время | 1 | Знакомство с понятиями: «план», «досуг», «хобби». Составление плана занятий на неделю. Составление рассказа о любимом занятии в свободное время | Читают текст в учебнике «От чего я свободен в свободное время». Обсуждают с учителем и классом прочитанный текст, выполняют задания из учебника, отвечают на вопросы. Читают текст в учебнике «Досуг с пользой для ума». С помощью алгоритма в учебнике составляют план занятий на неделю | Читают текст в учебнике «От чего я свободен в свободное время». Обсуждают с учителем и классом прочитанный текст, выполняют задания из учебника, отвечают на вопросы. Читают текст в учебнике «Досуг с пользой для ума». Составляют рассказ «Что я люблю делать в свободное время». Презентуют рассказ классу |
66 | Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций | 1 | Понятие «активный отдых». Значение активного досуга для здоровья человека. Виды активного досуга. Участие в спортивном мероприятии | Читают текст в учебнике «Досуг с пользой для здоровья». Отвечают на вопросы в учебнике, обсуждают с учителем и классом прочитанный текст, делятся личным опытом активного досуга. Принимают участие в спортивном мероприятии «Веселые старты» | Читают текст в учебнике «Досуг с пользой для здоровья». Отвечают на вопросы в учебнике, обсуждают с учителем и классом прочитанный текст, делятся личным опытом активного досуга. Принимают участие в спортивном мероприятии «Веселые старты» |
67 | Досуг как развитие постоянного интереса к какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография | 1 | Творческий проект «Мне скучать некогда!» | Читают текст в учебнике, обсуждают с учителем и одноклассниками какие виды досуга нравятся, какие хобби хотелось бы приобрести, что для этого нужно сделать. Собирают информацию для личного проекта по алгоритму в учебнике: изображения, фотографии, текст, вырезки из журналов. С помощью учителя создают собственный творческий проект. Презентуют проект классу | Читают текст в учебнике, обсуждают с учителем и одноклассниками какие виды досуга нравятся, какие хобби хотелось бы приобрести, что для этого нужно сделать. Собирают информацию для личного проекта по алгоритму в учебнике: изображения, фотографии, текст, вырезки из журналов. Самостоятельно создают собственный творческий проект. Презентуют проект классу |
Итоговое занятие – 1 час | |||||
68 | Итоговое занятие | 1 | Обобщение изученного в течение года. Выполнение итогового теста | Повторяют и закрепляют ранее изученный материал. Выполняют тест | Повторяют и закрепляют ранее изученный материал. Выполняют тест |