12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Татьяна Юденко235
учитель начальных классов, работаю в школе 8 лет
Россия, Калужская обл., г.Людиново


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Игнатовская основная общеобразовательная школа»

Людиновского района Калужской области





«РАССМОТРЕНО»


на заседании методического совета


Протокол №__

от «__»______________2016г

«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе


______________

«______»________________2016г








Рабочая программа учебного предмета

русский язык

1- 4 классы

срок реализации 4 года

Разработчик: Юденко Татьяна Викторовна

учитель начальных классов


























д. Игнатовка




Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учтены идеи и положение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Нормативно – правовое обеспечение:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016  № 359-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015№1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785).

- Приказ Минтруда России от 18.10.2013№ 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10,утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 189)

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 08.334 от 03.03.2016; о рабочих программах

- Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов от 23.05.2016г Министерства образования и науки Российской Федерации

- Авторская программа Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. (1-4 класс)

Региональный уровень

- Закон Калужской области «Об образовании в Калужской области» от 19.09.2013 №895 (в ред. от 27.11.2015 № 15-ОЗ);

- Приказ министерства образования и науки Калужской области от 15.12.2014 №2392 «Об утверждении Положения о мониторинге качества подготовки обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций Калужской области».

- Письмо министерства образования и науки Калужской области от 20.05.2016 № 09-021/1454-16 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области»

- Положение о рабочей программе учебного предмета, внеурочной деятельности, курса по выбору в МКОУ «Игнатовская основная школа»

- Учебный план МКОУ «Игнатовская основная школа».

- Устав МКОУ «Игнатовская основная школа»

УМК: «Школа России»

Авторы В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, включающая курс «Обучение грамоте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).

Предметная область: русский язык и литературное чтение

Цели учебного предмета:

• обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы МКОУ «Игнатовская основная школа» средствами учебного предмета «русский язык» и ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучащихся;

• формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Сроки реализации программы: 4 года

Количество часов:

На изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

33 учебные недели

34 учебные недели

34 учебные недели

34 учебные недели

5 часов в неделю

5 ч в неделю

5 ч в неделю

5 ч в неделю

165 часов в год:

из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.


170 часов в год

170 часов в год

170 часов в год

Основные принципы отбора материала

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Предмет «Русский язык» входит в обязательную предметную область «Русский язык и литературное чтение». Рабочая программа по русскому языку для 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программой: В. Г. Горецкий, В. Г. Кирюшкин, А, Ф. Шанько, В, Д, Берестова, Канакина В.П. «Русский язык 1-4 классы» М.: Просвещение.

Курс «Русский язык» в образовательной системе «Школа России» обеспечен:

1 класс. Горецкий В.Г. Учебник «Азбука» с приложением на электронном носителе, прописи (в 4ч.),

методические рекомендации - М: Просвещение. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 1 класс, рабочая тетрадь. - М.: Просвещение.

2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 2 класс: (в 2 частях), рабочая тетрадь (в 2 частях), методические рекомендации - М.: Просвещение.

3 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: (В 2 частях), рабочая тетрадь (в 2 частях), методические рекомендации - М.: Просвещение.

4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 4 класс: (В 2 частях), рабочая тетрадь (в 2 частях)

Логика структуры программы:

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач предметной области «Русский язык и литературное чтение»:

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуника­тивных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятель­ности.

Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки обучающихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Языковой материал обеспечивает формирование у обучающихся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень обучающихся.

Программа направлена на формирование представлений о языке как явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Знакомясь с единицами языка разных уровней, обучающиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком - его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур - формируется собственная языковая способность обучающегося, осуществляется становление личности.

Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной обучающимися творческой работы.

Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение обучающихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.

Программа предусматривает формирование представлений о лексике русского языка. Освоение знаний о лексике способствует пониманию материальной природы языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмыслению роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.

Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.

Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.

Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий. Сформированность умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.

Содержание программы является основой для овладения обучающимися приёмами активного анализа и синтеза (приме­нительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и рече­вому развитию.

Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками. Школьники будут работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема, модель слова, памятка). Они научатся анализировать, оценивать, преобразовывать и представлять полученную информацию, а также создавать новые информационные объекты: сообщения, отзывы, письма, поздравительные открытки, небольшие сочинения, сборники творческих работ, классную газету и др.

Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению обучающихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.

Место предмета в междисциплинарной программе:

Связи русского языка как предмета  школьного преподавания с другими  учебными дисциплинами в зависимости  от дидактических целей могут рассматриваться с разных позиций.

Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми школьными дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по всем предметам» (Ш. И. Ганелин), «поскольку он отражает все стороны действительности и поскольку без овладения языком невозможна никакая мыслительная деятельность» (В. А. Добромыслов). Наличие такой  связи бесспорно. В цепочке « русский язык - другие предметы» эта связь устанавливается  не столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как  язык в качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения учащимися знаний по любому предмету.

Планируемые результаты освоения по учебному предмету "Русский язык"

(на весь курс 1 – 4)

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы

определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование

ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его

органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре

других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том

числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных

социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных

ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к

творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные

действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять

наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения

коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска справочных источниках), сбора,

обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в

соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в

соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной

формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность

существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё

мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о

распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный

контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов

сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,

процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета

«Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего

образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного

предмета «Русский язык».

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии

языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального

самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление

национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения

русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка

межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной

речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка

(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и

правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях

общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения

коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и

письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня

культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания

при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять

написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование

умения использовать знания для решения познавательных, практических и

коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре

русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике),

морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях

употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка,

грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации

речевого общения


Содержание по учебному предмету


Количество часов


Наименование раздела

Количество часов

Всего

По классам

1 кл


2 кл


3 кл


4 кл


Обучение грамоте (письмо)

115

115

-

-

-

Фонетика и графика, лексика

64

24

30

10

-

Состав слова

35

-

25

10

-

Морфология

156

7

30

62

57

Синтаксис

47

5

13

13

16

Орфография и пунктуация

163

12

23

61

67

Развитие речи

34

-

5

14

15

Чистописание

34

-

34

-

-

Повторение

27

2

10

-

15

Итого

675

165

170

170

170


Основные вопросы, изучаемые в каждой теме

1 класс 165 ч

Обучение грамоте и развитие речи (115 ч)

Добукварный период (20 ч)

Речь устная и письменная. Предложение. Слово.

Слог. Звуки. Ударение. Рабочая строка. Линии рабочей строки. Письмо элементов; гласных букв.

Букварный период (77 ч)

Согласные и гласные буквы русского алфавита.

Послебукварный период (18 ч)

Повторение изученных ранее тем.

Русский язык (50 ч)

Наша речь (3 ч)

Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной язык русского народа.

Текст. Предложение. Диалог. (3 ч)

Текст (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. Диалог.

Слова, слова, слова… (4 ч)

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.

Слово и слог. Ударение. (6 ч)

Слово и слог. Деление слов на слоги.

Перенос слов. Правила переноса слов. Ударение (общее представление)

Звуки и буквы. (34 ч)

Русский алфавит, или Азбука. Использование алфавита при работе со словарями. Ударные и безударные гласные звуки.

Буквы, обозначающие гласные звуки.

2 класс 170 ч

Наша речь (3 ч)

Виды речи. Диалог и монолог.

Текст (4 ч)

Текст. Части текста.

Предложение (12 ч)

Предложение. Члены предложения.

Слова, слова, слова… (18 ч)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос слов.

Звуки и буквы (59 ч)

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь.

Части речи (58 ч)

Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Предлоги.

Повторение (16 ч)

Повторение изученного за год.

3 класс 170 ч

Повторение изученного во 2 классе (16 ч)

Наша речь и наш язык. Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи (обобщённое и углублённое представление). Имя числительное. Однокоренные слова. Слово и слог, звуки и буквы.

Синтаксис и пунктуация (20 ч)

Текст. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Предложение с обращением. Состав предложения. Простое и сложное предложение. Словосочетание.

Состав слова (65 ч)

Корень слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Обобщение знаний о составе слова. Правописание частей слова (слова с безударными гласными, с парными по звонкости-глухости согласными, с непроизносимыми согласными в корне, с удвоенными согласными, правописание предлогов и приставок, суффиксов и приставок, слов с разделительным Ъ).

Части речи (67 ч)

Имя существительное (углублённое представление, род, число, падеж). Имя прилагательное (углублённое представление, род, падеж, обобщение знаний). Текст-описание. Местоимение. Глагол (углубленное представление, формы, число, времена, род глаголов). Не с глаголами. Обобщение знаний.

Повторение (2 ч)

Повторение пройденного за год.

4 класс 170 ч

Повторение (11 ч)

Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Обращение. Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетание.

Предложение (9 ч)

Однородные члены предложения. Простые и сложные предложения.

Слово в языке и речи (21 ч)

Лексическое значение слова. Состав слова(значимые части слова, правописание согласных и гласных в значимых частях слова. Части речи (повторение и углубление представлений о частях речи, наречие). Правописание Ъ и Ь разделительных знаков).

Имя существительное (43 ч)

Изменение по падежам. Три склонения имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний и мён существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное (30 ч)

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Изменение по падежам имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном и множественном числе.

Личные местоимения (7 ч)

Повторение и углубление представлений о личном местоимении. Изменение по падежам личных местоимений. Правописание местоимений.

Глагол (34 ч)

Повторение и углубление представлений о глаголе как части речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. Правописание глаголов в прошедшем времени.

Повторение (15 ч)

Повторение изученного за год.

Система проверочных и контрольных измерений по предмету

Сроки проведения контрольных работ

В начале учебного года во 2 – 4-х классах проводятся входные контрольные работы – для фиксации первоначального результата (сентябрь).

Итоговые контрольные работы по русскому языку проводятся во 2 – 4-х классах:

конце 1 четверти – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (октябрь);

конце 2 четверти – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (декабрь);

конце 3 четверти – для определения уровня формирования предметных УУД по изученным темам (март);

конце года – для сравнения результатов и определения уровня усвоения стандарта начального общего образования (апрель – май).

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В результате изучения курса русского языка обучающиеся на начальном уровне общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Выпускник при получении начального общего образования:

·научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

·сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;

·получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующих уровнях образования.

В результате изучения учебного предмета в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательной организации и вне неё, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Тематическое планирование

1 класс

Тема раздела

Количество часов

Обучение грамоте

115ч

Наша речь

2 ч

Текст, предложение, диалог.

3 ч

Слова, слова, слова…

Слово и слог. Ударение

6 ч

Звуки и буквы

5 ч

Повторение

1 ч

Итого

165ч

2 класс

Тема

Количество часов

Наша речь

3 ч

Текст

4 ч

Предложение

12 ч

Слова, слова, слова…

18 ч

Звуки и буквы

59 ч

Части речи

58 ч

Повторение

16 ч

Итого

170ч

3 класс

Тема

Количество часов

Язык и речь

Текст. Предложение. Словосочетание

14 ч

Слово в языке и речи

19 ч

Состав слова

16 ч

Правописание частей слова

29 ч

Имя существительное

30 ч

Имя прилагательное

19 ч

Местоимение

5 ч

Глагол

21 ч

Повторение

14ч

Итого

170ч

4 класс

Тема

Количество часов

Повторение

11ч

Слово в языке и речи

21 ч

Имя существительное

43 ч

Имя прилагательное

30 ч

Личные местоимения

7 ч

Глагол

34 ч

Повторение

15ч

Итого

170ч


Календарно – тематическое планирование

1 класс

п/1п

Тема урока

Дата

проведения

План

Факт

1

Язык и речь, их значение в жизни людей.



2

Русский язык — родной язык русского народа.



3

Текст (общее представление)



4

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль



5

Диалог.



6

Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов.



7

Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.



8

Тематические группы слов.

Вежливые слова.

Слова однозначные и многозначные (общее представление).

Слова, близкие и противоположные по значению.



9

Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов.



10

Слово и слог.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).



11

Деление слов на слоги.



12

Перенос слов

Правила переноса слов

Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа.



13

Перенос слов

Правила переноса слов



14

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения



15

Звуки и буквы

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.



16

Звуки и буквы

Условные звуковые обозначения слов.



17

Русский алфавит, или Азбука

Значение алфавита.



18

Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями.



19

Гласные звуки

Буквы, обозначающие гласные звуки.



20

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.



21

Гласные звуки

Слова с буквой э.

Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.



22

Ударные и безударные гласные звуки



23

Ударные и безударные гласные звуки. Особенности проверяемых и проверочных слов.



24

Ударные и безударные гласные звуки Способы проверки написания безударной гласной.



25

Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука



26

Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные гласные звуки»



27

Согласные звуки

Буквы, обозначающие согласные звуки.



28

Согласные звуки Слова с удвоенными согласными



30

Согласные звуки Буквы Й и И

Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».



31

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.



32

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.



33

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.



34

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука



35

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука



36

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.



37

Согласные звонкие и глухие

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.



38

Согласные звонкие и глухие

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов.



39

Согласные звонкие и глухие

Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова).



40

Проверочный диктант по теме: «Согласные звонкие и глухие».



41

Развитие речи. Выполнение текстовых заданий



42

Шипящие согласные звуки Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ.



43

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.



44

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.



45

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки».



46

Шипящие согласные звуки Развитие речи.



47

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).



48

Заглавная буква в словах



49

Проект «Сказочная страничка»

(в названиях сказок — изученные правила письма).



50

Повторение




2 класс

Тема урока

Дата проведения


План

Факт


1

Знакомство с учебником. Какая бывает речь?



2

Что можно узнать о человеке по его речи?



3

Как отличить диалог от монолога?



4

Что такое текст



5

Тема и главная мысль текста



6

Части текста



7

Проверочная работа по теме «Наша речь. Текст»




8

Что такое предложение?



9

Как из слов составить предложение?



10

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе»



11

Работа над ошибками



12

Что такое главные члены предложения?



13

Что такое второстепенные члены предложения ?



14

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.



15

Что такое распространенные и нераспространенные предложения?



16

Как установить связь слов в предложении?



17

Развитие речи. Обучающее сочинение по картине.



18

Анализ сочинений



19

Контрольное списывание



20

Что такое лексическое значение слова?



21

Что такое лексическое значение слова?



22

Что такое однозначные и многозначные слова?



23

Что такое переносное и прямое значение слов?



24

Что такое синонимы?



25

Что такое антонимы?



26

Что такое антонимы?



27

Контрольный диктант №2 по теме «Значение слова»



28

Работа над ошибками. Обобщение пройденного



29

Что такое родственные слова?



30

Что такое родственные слова?



31

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?



32

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?



33

Какие бывают слоги?



34

Как определить ударный слог?



35

Как определить ударный слог?



36

Как переносить слова с одной строки на другую?



37

Как переносить слова с одной строки на другую?



38

Обучающее сочинение по серии картинок



39

Проверочная работа по теме «Слово»



40

Контрольный диктант № 3 по теме «Обобщение знаний за 1 четверть



41

Работа над ошибками



42

Как различить звуки и буквы?



43

Как мы используем алфавит?



44

Как мы используем алфавит? Использование алфавита при работе со словарями.



45

Какие слова пишутся с заглавной буквы?




2 четверть



46

Как определить гласные звуки?



47

Контрольный диктант № 4 по теме «Имена собственные»



48

Работа над ошибками. Повторение пройденного



49

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне



50

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне



51

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне



52

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне



53

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне



54

Правописание слов с непроверяемым безударными гласными звуками в корне



55

Правописание слов с непроверяемым безударными гласными звуками в корне



56

Правописание слов с непроверяемым безударными гласными звуками в корне



57

Развитие речи. Обучающее сочинение



58

Контрольный диктант № 5 « Правописание слов с безударным гласным звуком в корне».



59

Работа над ошибками



60

Как определить согласные звуки?



61

Согласный звук «й» и буква И краткое



62

Согласный звук «й» и буква И краткое



63

Слова с удвоенными согласными



64

Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции и опорным словам.



65

Наши проекты. «И в шутку и в серьез»



66

Твердые и мягкие согласные звуки для их обозначения



67

Твердые и мягкие согласные звуки для их обозначения



68

Как обозначить мягкость согласного звука на письме?



69

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными



70

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными



71

Контрольный диктант № 6 «Обобщение изученного за 2 четверть»



72

Проверочная работа . Тестирование



73

Работа над ошибками



74

Наши проекты. «Пишем письмо»



75

Обобщающий урок по теме: «Фонетика»



76

Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ,ЩН,НЧ



77

Развитие речи. Обучающее изложение



78

Повторение темы «Твердые и мягкие согласные»



79

Комплексная контрольная работа



80

Закрепление знаний. Работа над ошибками




3 четверть



81

Наши проекты. «Рифма»



82

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ



83

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ



84

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверь себя.



85

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?



86

Произношение и написание парных звонких и глухих звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?



87

Проверка парных согласных в корне слова.



88

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных



89

Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста



90

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова



91

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова



92

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова



93

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана



94

Проверка знаний



95

Контрольный диктант № 7 «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»



96

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала



97

Правописание слов с разделительным мягким знаком.



98

Правописание слов с разделительным мягким знаком.



99

Правописание слов с разделительным мягким знаком.



100

Обобщение изученного материала по теме: «Разделительный мягкий знак»



101

Контрольное списывание



102

Обучающее сочинение «Зимние забавы»



103

Проверка знаний



104

Обобщение знаний об изученных правилах письма



105

Что такое части речи?



106

Что такое части речи?



107

Что такое имя существительное?



108

Одушевленные и неодушевленные имена существительные



109

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.



110

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.



111

Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.



112

Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи.



113

Заглавная буква в географических названиях



114

Тематическая работа по теме «Имя существительное



115

Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы



116

Контрольный диктант № 8 «Правописание собственных имен существительных»



117

Работа над ошибками



118

Единственное и множественное число имен существительных



119

Единственное и множественное число имен существительных



120

Единственное и множественное число имен существительных



121

Обучающее изложение



122

Проверка знаний



123

Контрольный диктант № 9 «Единственное и множественное число имен существительных»



124

Работа над ошибками



125

Что такое глагол?



126

Что такое глагол?



127

Что такое глагол?



128

Единственное и множественное число глаголов



129

Единственное и множественное число глаголов



130

Правописание частицы НЕ с глаголами




4 четверть



131

Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»



132

Что такое текст-повествование?



133

Проверка знаний



134

Что такое имя прилагательное?



135

Связь имени прилагательного с существительным



136

Прилагательные близкие и противоположные по значению



137

Единственное и множественное число имен прилагательных



138

Что такое текст-описание?



139

Проверка знаний



140

Общее понятие о предлоге



141

Раздельное написание предлогов со словами



142

Восстановление предложений



143

Проверка знаний



144

Контрольный диктант № 10 «Раздельное написание предлогов со словами»



145

Работа над ошибками Обобщение знаний по теме «Предлоги»



146

Что такое местоимение?



147

Что такое местоимение?



148

Что такое текст-рассуждение?



149

Проверка знаний



150

Контрольный диктант № 11 по теме «Местоимение»



151

Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Местоимение»



152

Повторение по теме «Текст»



153

Сочинение по картине



154

Повторение по теме «Предложение»



155

Повторение по теме «Предложение»



156

Повторение по теме «Слово и значение»



157

Повторение по теме «Части речи»



158

Повторение по теме «Части речи»



159

Повторение по теме «Правила правописания»



160

Контрольное списывание



161

Повторение и закрепление изученного материала по теме «Безударные гласные»



162

Повторение и закрепление изученного материала по теме «Парные согласные»



163

Повторение и закрепление изученного материала по теме «Двойные согласные»



164

Контрольный диктант

12 «Контроль полученных знаний за 2 класс»



165

Работа над ошибками. Коррекция знаний



166

Повторение и закрепление изученного материала по теме «Состав слова»



167

Повторение и закрепление изученного материала по теме «Главные члены предложения»



168

Повторение и закрепление изученного материала по теме «Имена собственные»



169

Повторение и закрепление изученного материала по теме « Непроизносимые согласные»



170

Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс




3 класс


№ п/п

Тема урока

Дата проведения

план

факт

I четверть

ЯЗЫК И РЕЧЬ(2 ч)

1

Наша речь. Виды речи.



2

Наш язык



ТЕКСТ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (14ч)

3 - 4

Текст. Типы текстов



5

Предложение



6

Виды предложений по цели высказывания.



7

Виды предложений по интонации.



8

Предложение с обращением.



9

Обучающее изложение «Путешественница»



10-11

Главные и второстепенные члены предложения.



12 - 13

Простое и сложное предложения



14-15

Словосочетание



16

Входной контрольный диктант по теме «Предложение»



СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (19 ч)

17

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова



18

Синонимы и антонимы



19

Омонимы



20

Слово и словосочетание



21

Фразеологизмы



22

Обучающее изложение



23

Части речи



24

Имя существительное



25

Имя прилагательное



26

Глагол



27

Что такое имя числительное?



28

Однокоренные слова



29

Звуки и буквы. Гласные звуки



30

Звуки и буквы. Согласные звуки



31

Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак



32

Обучающее изложение



33

Обобщение и закрепление изученного



34

Проект «Рассказ о слове»



35

Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи»



СОСТАВ СЛОВА (16 ч)

36

Что такое корень слова?



37

Как найти в слове корень?



38

Сложные слова



39 - 40

Что такое окончание слова? Как найти в слове окончание?



41

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?



42

Значение приставок



43

Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? Значения суффиксов



44

Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе»



45

Что такое основа слова? Обобщение знаний о составе слова



46

Контрольный диктант по теме «Состав слова»



47

Анализ контрольного диктанта. Обобщение знаний о составе слова



48

Обучающее изложение



49

Проект «Семья слов»



II четверть

ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА (29 ч)

50

В каких значимых частях слова есть орфограммы?



51-53

Правописание слов с безударными гласными в корне



54-57

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне



58

Обучающее изложение



59 - 61

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне



62-63

Правописание слов с удвоенными согласными.



64

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка»



65

Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов»



66- 69

Правописание суффиксов и приставок



70,71

Правописание приставок и предлогов



72

Правописание слов с разделительным ъ знаком



73- 75

Разделительный твердый и мягкий знаки



76

Обучающее изложение



77

Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова»



78

Анализ диктанта. Работа над ошибками



79 - 80

Проект «Составляем орфографический словарь»



81 - 82

Части речи



83

Имя существительное и его роль в речи



III четверть

ЧАСТИ РЕЧИ (76 ч)

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (31 ч)

84

Имя существительное и его роль в речи



85, 86

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



87

Обучающее изложение



88

Собственные и нарицательные имена существительные



89

Проект «Тайна имени»



90, 91

Число имен существительных



92,93

Род имён существительных.



94, 95

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих



96

Обучающее изложение



97

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»



98

Работа над ошибками .Склонение имен существительных



99, 100

Падеж имен существительных



101

Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван царевич и лягушка - квакушка»



102

Именительный падеж имён существительных



103

Родительный падеж имён существительных



104

Дательный падеж имён существительных



105

Винительный падеж имён существительных



106

Творительный падеж имён существительных



107

Предложный падеж имён существительных



108

Обучающее изложение



109

Все падежи



110

Обобщение знаний о падежах имён существительных



111

Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»



112

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»



113

Работа над ошибками. Проект «Зимняя страничка»



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18 ч)

114, 115

Значение и употребление имен прилагательных в речи



116

Роль имён прилагательных в тексте.



117

Текст - описание



118

Отзыв по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь»



119

Род имён прилагательных



120

Изменение имён прилагательным по родам



121, 122

Число имён прилагательных



123, 124

Изменение имён прилагательных по падежам



125, 126

Обобщение знаний об имени прилагательном



127

Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками»



128

Обобщение знаний



129

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»



130

Проект «Имена прилагательные в загадках»



IV четверть

МЕСТОИМЕНИЕ (14 ч)

131

Личные местоимения



132

Изменения личных местоимений по родам



133, 134

Местоимение



135

Обучающее изложение



ГЛАГОЛ (21 ч)

136 - 138

Значение и употребление глаголов в речи



139, 140

Неопределенная форма глагола



141, 142

Число глаголов



143

Времена глаголов



144

Времена глаголов, 2 – е лицо глаголов



145, 146

Изменение глаголов по временам



147

Обучающее изложение



148, 149

Род глаголов в прошедшем времени



150,151

Правописание частицы НЕ с глаголами



152 - 155

Обобщение знаний о глаголе



156

Контрольный диктант по теме «Глагол»



ПОВТОРЕНИЕ (14 ч)

157, 158

Части речи.



159

Обучающее изложение



160

Обобщение изученного о слове, предложении



161

Правописание окончаний имен прилагательных



162

Правописание приставок и предлогов



163 - 164

Правописание безударных гласных



165

Глагол. Морфологический разбор



166-167

Правописание значимых частей речи



168

Итоговый контрольный диктант



169

Анализ контрольного диктанта. Однокоренные слова



170

Обучающее изложение






4 класс

п/п

Тема урока по русскому языку

Дата проведения

План

Факт

I ЧЕТВЕРТЬ

ПОВТОРЕНИЕ 11ч

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык.



2

Язык и речь. Формулы вежливости



3

Текст и его план



4

Обучающее изложение «Сашины каникулы»



5

Анализ изложения. Типы текстов



6

Предложение как единица речи



7

Виды предложений по цели высказывания и по интонации



8

Диалог. Обращение



9

Изложение текста по вопросам



10

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.



11

Распространенные и нераспространенные предложения



12

Словосочетание



13

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение»



14

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Понятие об однородных членах



ПРЕДЛОЖЕНИЕ 9 ч

15

Однородные члены предложения (общее понятие)



16

Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.



17

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.



18

Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень»



19

Наши проекты



20

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного



21

Сложное предложение и предложение с однородными членами



22

Обучающее изложение «Умный Епифан»



23

Контрольный диктант №2 по теме «Предложение»



СЛОВО В ЯЗЫКЕ И РЕЧИ 19 ч

24

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Слово и его лексическое значение.



25

Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова



26

Синонимы, антонимы, омонимы.



27

Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов



28 - 30

Состав слова. Распознавание значимых частей слова



31

Правописание гласных и согласных в корнях слов



32

Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в корнях



33

Правописание приставок и суффиксов



34

Разделительные твердый и мягкий знаки



35

Обучающее изложение



36

Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи



37

Склонение имен существительных и имен прилагательных



38

Имя числительное. Глагол



39

Наречие как часть речи



40

Правописание наречий



41

Сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке».



42

Контрольный диктант №3 по теме «Части речи»



II ЧЕТВЕРТЬ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 41 ч

40

Распознавание падежей имен существительных



41

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных



42

Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже



43

Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах



44

Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные



45

Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных



46

Упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения



47

Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег»



48

2-е склонение имен существительных



49

Упражнения в распознавании падежа имён существительных 2-го склонения



50

3-е склонение имен существительных



51

Упражнения в распознавании падежа имён существительных 3-го склонения



52

Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного



53

Обучающее изложение



54

Анализ изложения. Падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных



55

Именительный и винительный падежи



56

Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже



57

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных



58

Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже



59-60

Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах



61

Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже



62

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже



63

Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже



64

Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже



65

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах



66-67

Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных



68

Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница»



69

Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»



71

Анализ контрольного диктанта. Склонение имён существительных во множественном числе



72 -73

Именительный падеж имён существительных множественного числа. Родительный падеж имён существительных множественного числа



74

Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа



75

Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа



76

Обучающее изложение



77

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Наши проекты



78

Контрольный диктант № 5 по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»



79

Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа.



III ЧЕТВЕРТЬ


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 31 ч

81

Имя прилагательное как часть речи



82

Род и число имён прилагательных



83

Описание игрушки



84

Склонение имён прилагательных



85

Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»



86

Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе



87

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже



88

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже



89

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже



90

Именительный, винительный, родительный падежи



91

Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах



92

Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода



93

Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты



94

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода



95

Склонение имён прилагательных женского рода



96

Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода



97

Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода



98

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода



99

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных



100

Изложение описательного текста



101

Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён прилагательных



102

Склонение имён прилагательных во множественном числе



103

Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»



104

Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа



105

Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа



106

Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа



107

Обобщение по теме «Имя прилагательное»



108

Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»



109

Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверка знаний



110

Контрольный диктант № 6 по теме «Имя прилагательное»



111

Анализ контрольного диктанта. Повторение



МЕСТОИМЕНИЕ 9 ч

112

Местоимение как часть речи



113

Личные местоимения



114

Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам



115

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам



116

Изменение личных местоимений по падежам.



117

Изложение повествовательного текста с элементами описания



118

Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение»



119

Контрольный диктант № 7по теме «Местоимение»



120

Анализ контрольного диктанта. Повторение



ГЛАГОЛ 32 ч

121

Роль глаголов в языке



122

Изменение глаголов по временам



123 -124

Неопределённая форма глагола



125

Изменение глаголов по временам



126

Изложение повествовательного текста по цитатному плану



127

Анализ изложения. Спряжение глаголов



128

Спряжение глаголов



129

2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе



130

Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода»



131

I и II спряжение глаголов настоящего времени



132

I и II спряжение глаголов будущего времени



133

Наши проекты



134

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



135

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



136

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



137

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени



138

Возвратные глаголы



139 - 140

Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах



141

Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок



142

Правописание глаголов в прошедшем времени



143

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени



144

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени



145

Изложение повествовательного текста по вопросам



146

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол»



147

Анализ контрольного диктанта. Повторение



148

Обобщение по теме «Глагол»



149

Обобщение по теме «Глагол»



150

Изложение повествовательного текста



151

Проверка знаний по теме «Глагол»



152

Анализ изложения, тестовой работы. Повторение



ПОВТОРЕНИЕ 18 ч

153

Язык. Речь. Текст



154

Предложение и словосочетание



155

Предложение и словосочетание



156

Предложение и словосочетание



157

Лексическое значение слова



158

Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И.Шишкина «Рожь»



159

Состав слова



160

Состав слова



161

Состав слова



162

Состав слова



163

Части речи



164

Части речи



165

Изложение повествовательного текста по цитатному плану



166

Анализ изложения. Части речи



167

Итоговый контрольный диктант № 9



168

Анализ контрольного диктанта. Повторение



169

Звуки и буквы



170

Игра «По галактике Частей Речи»






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.