12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Ховрина Любовь Геннадьевна245
Россия, Ульяновская обл., Барыш

                                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»                                        муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области

 

                                                                                                                   

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный филолог»

 

 Направление развития личности школьника -  общеинтеллектуальное

 Количество часов на реализацию программы  -35

 Класс  - 8

 Рабочую программу составила Ховрина Любовь Геннадьевна

 

Пояснительная записка.

Назначение программы - программа «Юный филолог» предназначена для углубленной подготовки учащихся в той области русского языка, которая связана с практической лингвистикой. Курс также поможет школьникам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы. Новизна данной программы заключается в направленности ее на организацию работы над пониманием художественного текста и способами его выражения, практического применения полу­ченных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного по­строения собственного высказывания, а также на обобщение и систематизацию знаний, полученных с 5 по 7 классы (орфография, пунктуация, культура речи, лексика, морфемика и т.д.).

 

Обоснование актуальности курса.

В настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной степени зависят от наличия грамотной устной и письменной речи, умения эффективно общаться. Именно сегодня интерес к русскому языку, стремление овладеть им становится осознанной необходимостью для миллионов молодых людей, стремящихся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков.

Знание русского языка способствует лучшему усвоению всех учебных предметов, так как является фундаментом общего образования учащихся. Без хорошего владения языком невозможна никакая познавательная работа, потому что язык неразрывно связан с мышлением.

Кроме того, без хорошего знания русского языка как учебного предмета не получить высокого балла при сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Именно поэтому данный курс предназначен в первую очередь как вспомогательный и планомерно подготавливающий учеников к итоговой аттестации по русскому языку, неотъемлемой частью которой является комплексная работа с текстом.

Работая над комплексным анализом текста, ученики смогут:

отрабатывать не только новый, но и повторять пройденный материал,

отрабатывать умения и навыки грамотного письма и грамотной речи,

оперативно проверять свои знания, поэтапно готовиться к экзамену.

Содержание программы полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Предлагаемая образовательная программа «Юный филолог» для работы с учащимися 8 классов по русскому языку - одна из попыток использовать богатейшие возможности изучения русского языка в формировании речевой культуры учащихся, развитии лингвистической, языковой и коммуникативной компетенций; систематизировать наработанный материал. Программа отражает деятельностно-компетентностный подход к дополнительному образованию, опирается на данные филологических дисциплин, служит для их углубления и расширения.

Программа «Юный филолог» имеет большое познавательное и воспитательное значение. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по стилистике, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык, уважение к труду учёных-языковедов.

Настоящая программа предназначена для дополнительного образования школьников 8 классов, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста (13-14 лет), содержит возможности для развития через игровую деятельность, для удовлетворения потребностей каждого в общей положительной оценке себя в коллективе.

Занятия проводятся с постоянным составом детей в 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 40-45 минут.

Программа рассчитана на 35 часов на 1 год обучения.

Цель программы:

углубление лингвистических знаний, расширение кругозора в области языкознания, повышение общей языковой культуры школьников;

планомерная подготовка к ОГЭ, ЕГЭ;

формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, навыков самостоятельной деятельности, использование языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности.

Задачи программы.

- обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

- привитие интереса к научному анализу слова, знакомство с методами исследования его;

- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;

- предупреждение речевых и грамматических ошибок;

- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;

- развитие потребности в речевом самосовершенствовании;

- развитие способности критически относиться к услышанному;

- формирование профессионального интереса к лингвистике;

-формирование социально активной личности.

Формы организации работы:

тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарём; составление ребусов, диалогов; редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, выпуск газет; подготовка сообщений, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию сообщения.


 

Содержание курса


 

п/п

Раздел программы

Кол-во часов

Перечень личностных и метапредметных результатов

Формы и виды орга-низации внеурочнойной де-ятельности

Регулятивные

Познавательные (Коммуникатив-ные)

Личностные

1.

Введение. Что мы знаем о правилах русского языка.

2

Проектировать маршрут преодоления затруднений.

Использовать адекватные язы-ковые средства, устанавливать рабочие отноше-ния

Формирование устойчивого интереса к исследователь-ской деятельности

Комплексная работа с текстом, ин-терактивная викторина

2.

От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении.

5

Проектировать траектории раз-вития через включение в новые виды деятельности

Формировать навыки речевых действий, уметь формулировать собственное мнение,  объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры предложений

Формирование устойчивого интереса к деятельности по алгоритму выполнения задачи

Комплексная работа с текстом, подвижная ролевая игра, постановка и решение проблемных вопросов

3.

Интересный мир звуков и букв.

3

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые формы сотрудничества.

Уметь искать нужную информацию, делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Формирование навыков взаи-модействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультатив-ной помощи учителя

Комплексная работа с текстом, анализ олимпиадных заданий

4.

Лексическое богатство русского языка.

5

Формировать ситуацию саморегуляции

Уметь ставить вопросы и обра-щаться за помощью к учебной литературе, объяснять языковые явления, выявляемые в ходе «открытия» нового знания

Формирование мотивации к самосоверше-нствованию

Комплексная работа с текстом, бе-седа, викто-рина, работа над словом, со справочной литературой

5.

Загадки русского словообразова-ния.

5

Выбирать дей-ствия в соответствии с поставленной задачей

Уметь строить монологические высказывания, уметь узнавать, определять и называть объекты в соответствии с их содержанием

Формирование устойчивого интереса к аналитической деятельности

Комплексная работа с текстом, бе-седа, редак-тирование предложений, написание сочинений – миниатюр

6.

Секреты морфологии.

5

Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности

Уметь искать нужную информа-цию, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

Формирование устойчивой мо-тивации к ин-теграции кол-лективной и индивидуаль-ной учебно-познаватель-ной деятельности

Комплексная работа с текстом, беседа, составление ребусов, диалогов, выполнение тестов, постановка и решение проблемных вопросов

7.

Орфографичес-кие особенности текста.

7

Применять ме-тоды информаци-онного поиска

Уметь искать нужную информацию, устанавливать аналогии, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Формирование устойчивой мотивации к анализу

Комплексная работа с текстом, беседа, ролевые игры, грамматический турнир, выполнение тестов

8.

Творческая мастерская.

2

Проектировать маршрут преодоления затруднений.

Устанавливать рабочие отношения, объяснять языковые явления в ходе творческой работы

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности

Создание лингвистических сказок на основе орфографии-ческих правил

9.

В мире словарей.

1

Применять методы информа-ционного поиска

Уметь синте-зировать инфор-ацию для состав-ления ответа, выделять и формулировать познавательную цель

Формирование навыков иссле-довательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонима-ния

Комплексная работа с текстом, беседа, работа со словарем


 

Календарно-тематическое планирование.

п/п

Разделы программы

Темы занятий

Дата

Аудитория

Внеаудитор.

1

Введение. Что мы знаем о правилах русского языка.

Что мы знаем о правилах русского языка.

 

Аудитория

 

Что мы знаем о правилах русского языка.

 

Аудитория

 

2.

От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении.

Из чего состоит предложение.

 

Аудитория

 

Украшаем предложение.

 

Аудитория

 

Украшаем предложение.

 

Аудитория

 

Как правильно обратиться к окружающим?

 

Аудитория

 

Конструируем предложения: простые и сложные.

 

Аудитория

 

3.

Интересный мир звуков и букв.

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

 

Аудитория

 

Звуковые повторы в речи.

 

Аудитория

 

Ох уж эта интонация!

 

Аудитория

 

4.

Лексическое богатство русского языка.

Словарный состав русского языка.

 

Аудитория

 

Особенность употребления слова в художественном тексте.

 

Аудитория

 

Особенность употребления слова в художественном тексте.

 

Аудитория

 

О чём рассказывают фразеологизмы.

 

Аудитория

 

Фразеология в художественных произведениях.

 

Аудитория

 

5.

Загадки русского словообразова-ния.

Исторические изменения в структуре слова.

 

Аудитория

 

Морфемный состав слова.

 

Аудитория

 

Морфемный состав слова.

 

Аудитория

 

Морфемный состав слова.

 

Аудитория

 

Выразительные средства словообразования.

 

Аудитория

 

6.

Секреты морфологии.

Самостоятельные и служебные части речи.

 

Аудитория

 

В художественной галерее: самостоятельные части речи.

 

Аудитория

 

В художественной галерее: самостоятельные части речи.

 

Аудитория

 

В мире служебных частей речи.

 

Аудитория

 

В мире служебных частей речи.

 

Аудитория

 

7.

Орфографичес-кие особенности текста.

Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова).

 

Аудитория

 

Правила и исключения из правил (Окончания разных частей речи).

 

Аудитория

 

Правила и исключения из правил (Разные виды приставок).

 

Аудитория

 

Правила и исключения из правил.

 

Аудитория

 

Правила и исключения из правил (Н и НН в суффиксах разных частей речи).

 

Аудитория

 

Дружба не и ни с разными частями речи.

 

Аудитория

 

Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?

 

Аудитория

 

8.

Творческая мастерская.

Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил.

 

Аудитория

 

Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил.

 

Аудитория

 

9.

В мире словарей.

В мире словарей.

 

Аудитория

 

Информационно-методическое обеспечение:

используемая литература:

1. Повторение и контроль знаний. Русский язык . 8 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2013.

2.Влодавская Е.А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8 класс: ко всем действующим учебникам/ Е.А.Влодавская. - М.: Издательство «Экзамен», 2014.

3.Повторение и контроль знаний. Русский язык . 5 класс. Тесты, кроссворды, филворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2014.

4.Уроки русского языка с применением информационных технологий. 8 класс. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2014.

5. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2013 г.

6.Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2010г.

7.Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя.

М.: МИРОС-МАИК, 2010 г.

8.Панов М.В. Занимательная орфография. -М.: Просвещение, 2010 г.

9.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. -М.: Просвещение, 2001 г.

10. Никулина М.Ю. Русский язык. 8 класс. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. ФГОС. - М.: Издательство «Экзамен», 2016.

цифровые образовательные ресурсы:

http://philology.ru/

http://slovo.dn.ua/

http://pycckoeslovo.ru/

http://www.fipi.ru/view/sections/226/docs/627.html

http://russkiiyazik2010.blogspot.com/

www.studiorum.ruscorpora.ru

//www.school.edu.ru


 

Предполагаемая результативность курса:

Учащиеся научатся:

- языковым нормы грамотного письма и грамотной речи,

нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- приёмам работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Учащиеся получат возможность научиться:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами.

Личностные результаты:

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.