Статья «Работа с текстом на уроках биологии как инструмент развития функциональной грамотности»

1
0
Материал опубликован 23 October

Работа с текстом на уроках биологии как инструмент развития

функциональной грамотности

 

 

Абатурова Наталия Анатольевна,

учитель биологии МКОУ Куйбышевского района

«Каминская СОШ им.А.И.Абатурова»

Новосибирской области

 

На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, инициативность, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Как известно, грамотность – это уровень образованности человека, способность использовать основные способы познавательной деятельности через восприятие и передачу информации. В свою очередь функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В процессах обучения и образования во все времена было важно связать эффективно полученные знания в дальнейшей жизнедеятельности человека, что давало возможность подрастающему поколению гармонично войти в общество, стать полноправным ее членом.

 

Все компоненты функциональной грамотности взаимодействуют друг с другом, но основным всё же является читательская грамотность.

 

Имея не малый опыт работы в школе, в последнее время наблюдаю, что читательская грамотность учащихся ослабевает. Они затрудняются ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию; оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Почему? Объяснение простое: только небольшой процент детей способен запомнить и понять, то, что они читают. Каким образом решить данную проблему?

 

Как известно, связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна строиться на уроке при работе с текстом.

 

Тексты бывают: научные, художественные, публицистические, официально -деловые и др.

Формат текста:

Сплошной текст (состоит лишь из словесной информации, не прерываемый формулами, таблицами, заголовками, иллюстрациями и пр.)

Несплошной текст (списки, таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги, индексы, формы и т.д.)

Смешанный текст (соединяет черты сплошного и несплошного текста)

Составной текст (соединяет несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным)

Задача современного педагога сформировать ключевые умения при работе с текстом:

-умение найти связь предложений в тексте;

-умение анализировать структуру текста;

-умение вычленить главную информацию в тексте;

-умение работать с неявно заданной информацией;

-умение проанализировать информацию ил и условия задачи;

-умение оценивать достаточность представленной информации;

-умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос;

-умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию.

 

В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности.

Работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Эта работа ведётся на каждом уроке биологии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний на практике, при контроле, выполнении проектов, лабораторных работ.

 

Приемы обучения смысловому чтению

 

Тренировка внимательной работы с текстом.

Задание: на основе информации учебника дополнить текст:

 

Биология- наука, которая изучает ______________________________________ ___________________________________________________________________

Живые организмы на нашей планете обитают на _______________________

__________________________________________________________________.

Область распространения жизни в этих средах составляет оболочку Земли- __

__________________________________________________________________.

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют_________________.

Цветок, имеющий только тычинки, называют __________________________, а цветок, имеющий только___________называют ________________________.

 

2) Работа с текстом учебника. Задание: чтение учебника вслух и составление конспекта. На уроке дети учатся составлять четкие и емкие определения на основе материала учебника

Например, в учебнике записано так:

«К неклеточным организмам относятся вирусы. Свойства живого они проявляют только после того, как проникают в клетки другого организма». (Учебник: Биология. Введение в биологию; автор: Пасечник В.В.)

Детям необходимо переформулировать текст, составить определение понятия «Вирусы» и записать его в тетрадь в следующем формате:

«Вирусы – неклеточные организмы, которые проявляют свойства живого только после того, как проникают в клетки другого организмы».

 

3) Задания в формате ВПР

t1761187941aa.png

 

Для учащихся старших классов можно использовать задания ОГЭ

 

Вставьте в текст «Типы клеток» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последоваельность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

ТИПЫ КЛЕТОК

Первыми на пути исторического развития появились организмы, имеющие мелкие клетки с простой организацией, — _________(А). Эти доядерные клетки не имеют оформленного_________(Б). В них выделяется лишь ядерная зона, содержащая_________(В) ДНК. Такие клетки есть у современных_________(Г) и сине-зелёных. Болезнетворные бактерии могут вызывать такие заболевания у человека, как ангина, туберкулез, холера и др.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

1) хромосома

2) прокариотные

5) ядро

3) цитоплазма

6) одноклеточное животное

4) кольцевая молекула

7) бактерия

8) эукариотные

А

Б

В

Г

 

 

Работа с информацией в нетекстовом виде

 

Для достижения желаемого результата в своей работе также использую следующие приемы:

1. Прием «Фишбоун».

Учащимся предлагается информация (текст) проблемного содержания и схема Fishbone для систематизации этого материала. Например, при изучении темы «Роль мхов в образовании болотных экосистем» перед учащимися ставится проблемный вопрос: «Почему мох сфагнум впитал большое количество воды?». Ответ на этот вопрос учащиеся узнают, работая с текстом, предложенным

учителем. Как итог работы, составляется схема «Фишбоун».Что дает данный метод?

Использование приёма «Фишбоун» возможно для работы, как с небольшими текстами, так и с текстами, в которых содержится значительное количество информации. При этом допустимо дробить текст на части, которые дополняют друг друга. Содержащаяся в этих частях информация не сравнивается, а суммируется для полного анализа и оценки.

 

2. Прием «Концептуальная таблица» позволяет учащимся систематизировать информацию, выделить черты сходства и отличия. Например, при изучении темы «Моллюски» (8 класс) предлагаю учащимся заполнить сравнительную характеристику в виде таблицы.

Для составления таблицы предлагается изучить памятку:

1) Прочитайте текст.

2) Сформируйте структуру таблицы для систематизации информации из предложенного текста.

3) Определите заголовки столбцов и строк таблицы.

4) Заполните таблицу, извлекая информацию из сплошного текста в соответствии со структурой таблицы.

 

Тема « Строение сердца»

Сравните строение левой и правой половин сердца

 

 левая половина сердца

Линии сравнения

Правая половина сердца

 

1.Из каких камер состоит?

 
 

2.Из каких  слоев состоят стенки  сердца?

 
 

3.Толщина стенок сердца?

 
 

4.Какие клапаны располагаются в данном отделе?

 
 

5.Какой круг кровообращения  начинается  в желудочке?

 
 

6.Какой круг кровообращения приносит кровь в предсердие?

 

 

 

3.Прием «Двойной дневник»

Предлагаю изучить определенный текст.

Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части.

В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста; во второй колонке учащиеся стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста. «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим личным опытом.

Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице.

 

4. Прием «Денотатный граф» служит как раз для того, чтобы научить школьника осмыслению информации; собственно, он сам является инструментом осмысления.

Денотатный граф — это схема -дерево, которая определенным образом описывает понятие, раскрывая его аспекты. От понятия -ствола отходят ветки-глаголы, а от них — веточки-имена. Глаголы — это основные действия и отношения, присущие понятию; имена — те понятия и явления, с которыми основное понятие связано.

Прием денотатный граф направлен на рефлексию, поэтому лучше всего использовать его именно на этом этапе урока.

 

5. Таблица «Что? Где? Когда? Почему?» - это простой и знакомый прием.

Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

 

Кто?

Что?

Где?

Когда?

Почему?

 

 

 

 

 

 

6. Прием «Инсерт» (чтение с пометками)

«Инсерт» — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо, используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Методику «Инсерт» часто называют технологией эффективного чтения

 

V

(информация,  которая    уже известна ученикам)

 +

(является для учеников новым и интересным)

           -

(противоречит их представлению)

        ?

(ученики хотят получить по   этой информации  более подробные сведения)

Сердце работает циклично, каждый цикл делится на фазы.

Сердечный цикл длится 0,8 секунд и  состоит из трех фаз:

-сокращение предсердий – 0,1 сек.,

-сокращение желудочков -0,3 сек.,

-общее расслабление сердца – 0,4 сек.

Сердце работает  всю жизнь, не останавливаясь. Почему оно не устает?

Как работает сердце во время сна, если мозг отдыхает?

Автоматия сердца

7.Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал»

Что я знаю о

строении сердца?

Что я хотел бы знать о  строении сердца?

Что я узнал нового о строении сердца?

1

2

3

т.д.

1

2

3

т.д.

1

2

3

т.д.

8.Приём «Дерево предсказаний»

Суть приема Дерева — это предсказания, гипотезы, прогнозы, предположения, которые выдвигают для разных целей. Эти предположения подтверждаются или НЕ подтверждаются фактами. Факты берут из учебного материала или художественного произведения. В зависимости от того, какое содержание и какой текст в работе.

Самый замечательный результат, который дает этот приём – это качество чтения. У ребенка совершенно другая концентрация внимания. Он находится в состоянии поиска ответа. Поэтому и усвоение материала из текста повышается многократно.

Технологии Развития Критического Мышления сейчас активно продвигается, у нее много последователей и мощная информационная поддержка. Это связано с тем, что современному человеку необходимо уметь работать с информацией: анализировать, оценивать на достоверность, принимать обоснованные решения и

т. д.

Дерево графически отображает предсказания, предположения и аргументы. Оно структурирует данные и ставит на место в схеме таким образом, чтобы было удобно анализировать.

 

 

t1761187941ab.gif

 

 

Алгоритм применения приема

Сначала задаем тему, описываем реальную или смоделированную ситуацию и формулируем вопрос:

Что значит?

Почему так получается?

Как будут развиваться события дальше?

Этот вопрос размещаем на ствол дерева.

Затем делаем предсказания, строим предположения по разрешению вопроса или ситуации. Они могут начинаться со слов «Возможно…», «Вероятно…» или только подразумевать эти слова.

Предположения – это ветви. Их количество ограничено только знаниями автора схемы. Малышам можно помогать выдвигать гипотезы, в старших классах дети предлагают их сами.

Следующий шаг, ищем доказательства, подтверждения нашим предсказаниям в книгах, интернете, в словах учителя.

Аргументы пишем на листья дерева. Какие-то ветки остались без листьев, значит пока доказательной базы, которая бы подтверждала или опровергала предположение нет. А на каких-то ветках много листьев. Это показывает, как много различных фактов может влиять на одно явление.

 

9. Приём «Толстые и тонкие вопросы»


t1761187941ac.gif

10. «Синквейн»

 

Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза.

Глаза

Красивые, лучезарные

Воспринимают, преломляют, различают

Зрение - бесценное богатство человека

Очи

 

Таким образом, работа с текстом на уроках мотивирует обучающихся к познавательной деятельности, успеху, создает атмосферу сотрудничества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развитие умения учиться, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.