«Развитие естественнонаучной грамотности с использованием материально технической базы центра образования Точка роста посредством « Кейс технологий»
«Развитие естественнонаучной грамотности с использованием материально технической базы центра образования Точка роста посредством « Кейс технологий»
Остапенко Ирина Олеговна, учитель химии и биологии, высшей квалификационной категории, МБОУ СОШ г. Зернограда
Аннотация: о функциональной грамотности сегодня говорят все больше и больше и это логично, наш мир с каждым годом становится более наполненным информацией и детей нужно учить ориентироваться в нем.
Формирование функциональной грамотности является актуальной задачей, стоящей перед современной школой. Умение работать с информацией, выявлять в учебном материале детали, существенные для понимания смысла, умение читать таблицы, схемы, карты, извлекая из них полезную и нужную информацию, способность составлять алгоритмы решения поставленной задачи – все это входит в понятие профессионально успешной личности. Важно, чтобы знания, полученные в образовательной организации, выпускник мог применить для решения личностных, социальных и профессиональных задач. Обучение для жизни стало ведущей идеей современных подходов к образованию. Такое понимание приоритетных задач обучения нашло отражение в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Вместе с тем обучение в формате формирования функциональной грамотности требует от учителя существенных изменений в организации урока, предполагает особую систему разноуровневых заданий для обучающихся. Стимулирование самостоятельности и активности, обучающихся в решении поставленных учебных задач, включение элементов проектной и частично-поисковой деятельности рассматриваются в качестве обязательных составляющих учебного занятия. Это вызывает определенные сложности в подготовке, проведении и оценивании результатов урока у педагогов. С появлением центров образования Точка роста, с материально технической базой, появилась возможность развивать естественнонаучную функциональную грамотность через демонстрацию мастер-классов, практические и лабораторные работы. Ресурсы «Точки роста» очень обширны и предоставляют такую возможность, как выполнение работ, которые не прописаны в предметной учебной программе, что является большими возможностями для развития детей во внеурочной деятельности и расширения знаний не только в рамках учебника. Определяющим в качестве и количестве школьных экспериментов является мастерство и креативность мышления педагога, главным помощником в этом вопросе отлично подходят сборники лабораторных и практических работ «Точка роста», в которых подробно описаны работы с заданными целями, задачами, ходом работы и самоконтроля. В результате экспериментов и опытов школьники овладевают познавательными, коммуникативными, регулятивными, универсальными учебными действиями, применяя знания в повседневной жизни. У детей возникают устойчивые ассоциации между знаково-символической системой параграфов учебника и кейс заданиями. Представленный комплект кейсов направлен на решение задачи включения заданий в формате формирования функциональной грамотности в содержание урока. Каждый кейс содержит ориентированную на предмет методическую проблему, детальный анализ методического затруднения, систему заданий и предполагает достижение конкретного образовательного результата. Кейсы дают возможность учителю обучать детей моделированию учебной деятельности через построение траектории решения задачи от ее постановки к осознанно достигаемому результату. Кейсы представляют собой готовые образовательные решения, выстроенные на основе системно - деятельностного подхода.
Информация для учителей-предметников естественнонаучного направления:
Изучить концепцию естественнонаучной грамотности, составляющие ее компетенции, модель заданий по ее оцениванию, образцы таких заданий и требования к ним.
Активизировать работу по формированию и развитию у обучающихся таких общеучебных (метапредметных) умений как извлечение, переработка и интерпретация информации, представленной в различном виде (текст, таблица, схема, диаграмма); умение устанавливать причинно-следственные связи, приводить научные аргументы и доказательства, делать выводы и умозаключения.
На уроках естественнонаучной предметной направленности и во внеурочной деятельности по предметам включать задания по формированию ЕНГ на применение естественнонаучного знания для решения жизненных задач.
При организации учебного процесса предусмотреть учебную деятельность, предоставляющую обучающимся возможность проводить экспериментальные работы (лабораторные, практические) с самостоятельным формулированием целей исследований, планирования деятельности, обсуждением и оценкой полученных результатов, формулированием выводов.
Кейс технологии очень хорошо использовать при проведении «Креатив-боя» – интеллектуальное командное соревнование, в основе которого лежат кейс технология и системно-деятельностный подход. Эту практическую находку мы внедрили в работе Центра образования Точка роста и активно используем. При подготовки мероприятия пользуемся алгоритмом проведения «Креатив-боя», которое разработали. Алгоритм проведения состоит из следующих положений:
1.Изучить кейс технологию и прочитать методическое пособие Анатолия Гина, Александра Кавтрева , «Креатив бой как его организовать и провести;
2. Адаптировать игру для проведения в Точке роста и составить сценарий (данное мероприятие проводится по подобию «Что, где, когда?», где задаются вопросы игрокам и на ответ дается 5-10 мин, так как мы предлагаем командам использовать цифровые лаборатории, то и временной интервал увеличили до 30 мин, поверьте это не так много;
3. Определить по каким предметам будут сформированы команды (наш Центр образования естественнонаучной направленности – физика, химия, экология, биология, выбираем предметы и собираем детей в группы, желательно разного возраста (9-11), которые проявляют интерес к изучению этих предметов);
4.Подобрать кейсы заданий, так чтобы можно было использовать цифровые лаборатории (в комплекте цифровых лабораторий имеются перечень лабораторных работ, изучите их и сопоставьте с заданиями кейсов.
Вопрос: « Где взять эти задания? Кейсовые задания в достаточном количестве есть в интернете, а так же зайдите на платформу РЭШ, функциональная грамотность естественнонаучное направление, помните, что это творческие, исследовательские задачи, которые не всегда имеют единственный правильный ответ и носят метапредметный характер. К заданиям обязательно подобрать дополнительную информацию по теме)
4.Пригласить учеников, для получения навыка работы с цифровой лабораторией, можно по одному ученику из группы, дети изучают оборудование цифровых лабораторий, справляются достаточно быстро.
5. Определить состав жюри (обязательное участие учителей предметников)
6. Выступление команд (на экран выводятся задание кейса), после защиты возможны вопросы со стороны жюри.
7. Подготовить грамоты для награждения по номинациям.
Литература
Уроки функциональной грамотности (работаем по ФГОС общего образования) / сост.: А_ Н. Величко, А_ Н. Москвина. — Новосибирск: Изд-во НИМРО, 2021. — 180 с.
Методические рекомендации «Функциональная грамотность в контексте обновленных ФГОС ООО по химии» Составитель: Червонец _Л., старший преподаватель центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников ТОИПКРО, 2022 - 22л.