Развитие критического мышления школьников методами «Шестиугольного (гексагонального) обучения»
Педагогическая практика «Развитие критического мышления школьников методами «Шестиугольного (гексагонального) обучения»
Горелова Н.В., МБОУ «ЯСШ №12»
МБОУ «ЯСШ №12» является региональной инновационной площадкой по реализации инновационного проекта «Формирование функциональной грамотности как приоритетное направление развития образования Республики Крым». Одним из приоритетов инновационной деятельности является разработка и опытная проверка нового содержания образования, образовательных технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания, обеспечивающих формирование у обучающихся компетентностей, востребованных обществом.
Результатом упорной работы МБОУ «ЯСШ №12» стало признание уровня школы на Всероссийском уровне. Ежегодно школа выпускает 10-14 медалистов, которые поступают в лучшие ВУЗы страны и по данным независимой оценки RAEX школа в числе лучших в стране. Только за 2024-2025 год МБОУ «ЯСШ №12» занесена на Доску Почета города Ялты, включена в Наставническую лигу проекта «Школа Минпросвещения России», отмечена Благодарностью ООО «Центр Развития Педагогики» (г. Санкт-Петербург) и в числе первых удостоена «Знака качества» Рособрнадзора и Федерального института оценки качества образования.
Ежегодно с 2019 года МБОУ «ЯСШ №12» успешно представляет свои проекты и практики на «Фестиваль педагогических инициатив», которые получают достойную оценку и признание. В 2024 году в номинации «Да здравствует функциональная грамотность!» был представлен проект «Развитие критического мышления школьников через «Шестиугольное обучение», который стал лауреатом.
В соответствии с ФГОС школа в рамках урочной и внеурочной деятельности при помощи системно-деятельностного подхода направлена на всестороннее развитие школьников и формирование у учащихся познавательного интереса, развитие их навыков и способностей.
Критическое мышление является одним из важных компонентов функциональной грамотности, развитие которого помогает создавать или воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Критическое мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.
Одним из приемов развития критического мышления является метод «Шестигранного обучения», в основе которого лежит использование шестиугольных карточек, которые называется гексом (hexagon). Форма шестиугольника выбрана не случайно: благодаря большому количеству граней учащиеся могут развивать логику и проявить творческие способности при работе с ними. Каждый шестиугольник – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Карточки могут быть бумажными или пластиковыми.
Когда учитель даёт несколько шестиугольников детям, они собирают воедино шестигранники, выполняя при этом определённую задачу. Выбирается какая-либо тема, и составляются карточки, каждая из которых отражает один из аспектов темы урока. Шестиугольники соединяются друг с другом определёнными понятиями или событиями, и учащимся необходимо установить эти связи.
Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала. Шестиугольное обучение позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий.
Использование Шестиугольного обучения в работе позволяет:
- за определенное время обобщить и систематизировать материал;
-установить связи между понятиями и событиями, найти доказательства и выстроить алгоритмы;
- активизировать деятельность учащихся на уроке;
- управлять групповым процессом
Педагоги и обучающиеся на основе шестиугольного обучения могут активно развивать критическое мышление. На примере разработанных гексов педагоги смогут создать свои карточки, учитывая индивидуальные особенности класса, количество учащихся, форму урока или внеурочного занятия.
Некоторые варианты использования шестиугольного обучения:
Вписанный в шестиугольники учебный материал раздается учащимся, задача которых — собрать пазл. Карточки могут быть частично заполненными или пустыми. Учащиеся должны заполнить пустые шестиугольники, установить и объяснить связи между ними.
Шестиугольники могут быть с ошибками. Учащиеся должны проанализировать информацию, исправить ошибки в шестиугольнике либо вообще исключить его, соединить шестиугольники в пазл, устанавливая связи между ними.
Шестиугольники могут быть маркированными (разного цвета) — объединяющими учебный материал в определённую категорию или по определённому признаку. Учащиеся классифицируют информацию и соединяют шестиугольники по признакам, устанавливая и объясняя связи между категориями.
Шестиугольники могут быть иллюстрированными. Учащиеся соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказ.
Шестиугольное обучение направлено на и творческих способностей учащихся.
В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.
Этот прием за короткое время помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Учащиеся получают возможность собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. Систематическое применение на практике приема «шестиугольного обучения» позволит развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности
Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:
организация работы в группах, парах, индивидуально.
интерактивность, наглядность;
эффективная систематизация материала;
реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
адаптивность к разным возрастным группам;
эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.
Следует отметить, что данная методика подходит для работы с детьми с различными способностями и в группах со смешанным уровнем, поскольку она позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть оцененным за свой вклад индивидуально. Применение данной инициативы позволяет сделать обучение творческим, интересным, нескучным, очень живым и разнообразным, а также развивать критическое мышление учащихся, которое будет очень полезно для жизни. Шестиугольное обучение применяется для изучения всех предметов: математики, физики, химии, финансовой грамотности, искусства и т.д., а также для создания метапредметных связей.
Компетентности обучающихся МБОУ «ЯСШ №12» получили заслуженную высокую оценку во время участия в различных конкурсах и площадках. Ежегодно 30-35% учащихся выпускных классов получают аттестаты с отличием и поступают в лучшие ВУЗы России
В МБОУ «ЯСШ №12»:
Разработаны и внедрены в образовательный процесс шестиугольные карточки (гексы).
Освоены и реализованы в практике работы в течение учебного года.
Проведены события: мастер-классы, лекции и семинары для педагогов.
Публикация статей по теме проекта в профильных СМИ и в профессиональных сообществах.
Учащиеся:
умеют включаться в работу на уроке и во время внеурочной деятельности;
умеют анализировать учебный материал;
умеют высказывать свою точку зрения, используя доказательства;
знают правила работы в группе.
Педагоги:
повышают внимание школьников на уроке и во время внеурочной деятельности;
увеличивают учебную мотивацию школьников;
снижают уровень учебной тревожности;
дальнейшее развитие проекта предусматривает проведение мастер-классов, лекций и семинаров для учителей.
В 2024-2025 учебном году обучающиеся и педагоги МБОУ «ЯСШ №12» стали победителями и призерами многих олимпиад и конкурсов различного уровня.
Подробнее с работой и достижениями МБОУ «ЯСШ №12» можно познакомиться на Официальном сайте МБОУ «ЯСШ №12»: https://yalta12.crimeaschool.ru/innovacia и на Официальной странице МБОУ «ЯСШ №12» в соцсети «ВКонтакте» https://vk.com/club196885620
Подробная информация о Шестиугольном обучении представлена по ссылке
https://disk.yandex.ru/i/HXrnSx0pmYu4Xg