12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Осотова Светлана Ивановна28
Россия, Пермский край, с. Сива
1

Доклад «Развитие навыка чтения с листа в классе домры»

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного образования

«Сивинская детская музыкальная школа»

Доклад

преподавателя по классу домры

Осотовой С.И.

«Развитие навыка чтения с листа в классе домры»


 


 

2016 г.


 

Введение

Родители, отдавая своего ребенка в музыкальную школу, хотят получить в результате ребенка способного подбирать по слуху, свободно музицировать, чтобы, время, потраченное в музыкальной школе, было не напрасным. Им нужен положительный результат.

Музицирование (от нем. musizieren — заниматься музыкой), исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала. Сто лет назад чтение с листа являлось нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением. Не будучи профессионалами, любители музыки обладали высоким уровнем знаний в области искусства.

За последние двадцать-тридцать лет среди учащихся заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа.  И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос. Причин множество это:

Укоренившаяся практика исполнять весь репертуар наизусть. Быстрое заучивание на память мешает свободно ориентироваться в незнакомом тексте, т. к. основная работа над произведением протекает без нот.

Обычно педагог направляет свои усилия на подготовку программ академических концертов и экзаменов.

Бурное развитие средств звукозаписи обеспечило доступ музыкальной информации к слушателю. Музыканты знакомятся с новой для себя музыкой не через нотную литературу, а через аудиозаписи.

Комплекс навыков игры по нотам.

Лучший способ научиться быстро читать –это как можно больше читать.И.Гофман

Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа.

Разбор. Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.

Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний.

Скорость восприятия играемого текста зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения. Следовательно, умение читать с листа связано с методом работы педагога.

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение?

Уверенное знание нотной грамоты.

Технические навыки.

Творческое воображение.

Владение ансамблевой игрой.

Зрительное восприятие нотного текста и анализ произведения.

1. В первую очередь следует научиться быстро, прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Многие думают, что музыкальный алфавит – это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА,СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, так как в музыке движение идёт не только вверх, но и вниз. Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И ещё, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей.

2. Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа.

«Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с её смыслом»Г.Нейгауз.

Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д. Ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит пальчики движутся подряд. Звуки движутся через один - пальчики тоже через один. Это самая основная формула, основное правило.

Ладов много, а играющих пальцев на руке 4. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах.

Приучить ученика ориентироваться на струнах без помощи зрения. Упражнения «найди струну и сыграй». При этом необходимо помнить о дисциплине пальцев правой руки. Прежде чем сыграть, палец находит нужную струну, после чего извлекает звук. Необходимо с учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по выражению Г.Нейгауза, «техника - это рука, повинующаяся интеллекту».

3.Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала должны быть яркие, образные, программные. На слушании музыки проводятся такие параллели, как, Сен-санс «Карнавал животных», опера Н.Римского-Корсокова «Золотой петушок», балет «Щелкунчик» с изобразительным искусством (картинами).

И на уроках специальности такая программность - это обязательная фаза в развитии инструменталиста. Ученик должен слышать принадлежность ноты мелодии, басу или аккомпанементу. Причём, услышать дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу.

4.Немаловажное значение для развития навыка чтения с листа имеет широкое использование ансамблевой игры. Ансамблевая игра дисциплинирует ритм, волю и, самое главное приносит детям огромную радость. Совместная игра особенно помогает тем детям, у которых в чтении с листа нет беглости.

5. Поскольку последовательное освоение нотной записи по элементам должно сочетаться с комплексным восприятием нотного текста при чтении с листа, нужно стремиться приучить детей охватывать зрением всё большие группы нот с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом.

На основе анализа активно формируются и технические представления. В процессе анализа необходимо приучать ученика к определённой последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр.

Анализ целесообразнее проводить по следующим ступеням:

1.   Тональность произведения. Размер;

2.   Особенности фактуры;  Ритмические рисунки;

3.   Характер музыки;  Исполнительские приёмы (динамика, артикуляция, темп, аппликатура, штрихи);

4.  Составные части мелодии (предложения, фразы, мотивы);

5.  Выявление характерных особенностей мелодики (движения по ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачки).

В последнее время появилось много нотной литературы, где на протяжении первого-второго года обучения для формирования и развития техники чтения нот с листа авторы сборников предлагают ряд простых, заведомо выполнимых задач. Грамотно подобранный репертуар, дает ученику возможность запомнить разные виды построений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование навыка быстрого чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребёнка.

Наилучшие результаты  навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения.

Мы как педагоги должны достичь того, чтобы для учащегося процесс чтения нот с листа доставлял радость, чтобы он не испытывал муки от того, что он не в состоянии воспроизвести желаемое произведение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

БрянскаяФ. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.:2008

Камаева Т.,Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано (Игровой курс). - М.: 2007

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1947


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.