12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Андрей Анатольевич Поштариков 1947
Россия, Калмыкия респ., Элиста
0

Родительское собрание в 8 «А» классе: Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростков

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 8 «А» КЛАССЕ

Забота родителей о физическом развитии

и здоровье подростков

Классный руководитель: Поштариков А.А.

2014-15 год.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 8 КЛАССЕ

Тема собрания: «Забота родителей о физическом развитии и здоровье подростков».

Цели:

Раскрыть особенности подросткового возраста (физиологические и психологические) и убедить родителей в необходимости знания их своеобразия для успешного семейного воспитания.

Обратить внимание родителей на значимость проблемы сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни подростков: «Подросток и его здоровье - главная забота школы, семьи, общественности».

Пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

Дать возможность участникам дискуссии рассмотреть проблему с разных сторон.

Уточнить персональные позиции и личные точки зрения участников дискуссии.

Ослабить скрытые конфликты.

Повысить интерес участников дискуссии к проблеме.

Подвести участников дискуссии к определённым выводам.

Содержание: Организация физического воспитания в семье. Особенности физического развития подростков. Значение физической культуры и спорта для укрепления их здоровья. О роли физической культуры и спорта в становлении личности. Приобщение детей в семье к систематическому занятию спортом: занятия физической культурой – лучший вид отдыха в выходной день; организация совместных с родителями прогулок и экскурсий; вечерний отдых в семье. Вред табачного дыма и курения. Соблюдение режима питания и сна. Влияние ритма жизни на соблюдение подростком режима дня. Своеобразие подросткового возраста: слабость нервной системы подростков ,типы подростковой депрессии, психолого-педагогическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в семье.

Оборудование: ПК, Презентация « Мы за здоровый образ жизни»; буклеты, выполненные обучающимися о вредных привычках и здоровом образе жизни: «Пять шагов к здоровью», «Мера нужна в еде, чтоб не случиться беде», «Закурил – себя погубил», «Курить – здоровью вредить».

Форма проведения: Судейская дискуссия – совместное обсуждение спорных вопросов, позволяющее прояснить (возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников в процессе непосредственного общения, в ходе которого экспертная группа обменивается мнениями с «аудиторией» о состоянии проблемы и о путях её решения.

Участники дискуссии: заместитель директора школы по ВР, классный руководитель, учитель физической культуры, школьная медицинская сестра, учитель биологии, педагог-психолог, секретарь, родители обучающихся 8 класса.

План проведения собрания:

Вступительное слово учителя физической культуры о теме собрания, его целях и задачах.

Анализ статистики.

Дискуссии по теме собрания: выступление членов экспертной группы.

Презентация исследовательских и творческих работ обучающихся о вредных привычках и о здоровом образе жизни.

Тренинговое упражнение для родителей «Десять заповедей здоровья, или рецепт долголетия».

Подведение итогов.

Ход проведения собрания:

Учитель физической культуры:

Мне, как учителю физической культуры и председателю экспертной группы, предоставлена почётная миссия открыть родительское собрание о необходимости физического воспитания подростков в семье.

Сегодня мы с вами собрались здесь для того, чтобы организовать консилиум экспертов (в спортивном мире такой консилиум обязательно проводится накануне важных соревнований - «судейская») о состоянии проблемы «Подросток и его здоровье - главная забота школы, семьи, общественности» и перспективах её решения в МОУ СОШ №6 в рамках комплексно-целевой программы «Здоровье» именно в начале 2009-2010 учебного года.

Так ли серьёзна данная проблема, мы выяснили в процессе опроса общественного мнения специалистов, учителей, обучающихся и их родителей. Вот некоторые результаты статистики: слово предоставляется медицинской сестре школы.

Медицинская сестра школы:

Здоровье и физическое состояние подростков вызывают серьезную тревогу. Среди выпускников школы страны лишь каждый пя­тый может считаться здоровым. За период обучения в школе число детей с нервно-психическими отклонениями и расстройствами уве­личивается в 4 раза, близорукость возрастает в 10 раз, около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а среди выпускников школ уже 70-80 % нель­зя назвать абсолютно здоровыми. Результаты социологических оп­росов показывают, что в настоящее время на питание расходуется свыше 80 % средств семейного бюджета, а питание во многих семьях остается неудовлетворительным, особенно в семьях, нахо­дящихся за чертой бедности. Если в так называемые застойные го­ды 12 % детей имели превышение массы тела, то теперь обнаружи­вается обратная тенденция - уменьшение ее в сравнении с физио­логическими нормами. Систематическое недоедание, ухудшение рациона питания отражаются на психическом и интеллектуальном развитии детей. По данным Министерства здравоохранения РФ у 30 % школьников отмечаются симптомы различных неврозов. Пси­хологи фиксируют отход от возрастных норм памяти, внимания, мышления. Среди 15-летних мальчиков число отстающих по пси­хофизиологическим показателям от своего паспортного возраста на 1-2 года составляет 30-36 %. Проблемы физиологического развития и здоровья детей есть и в нашей школе: частые простудные и разнообразные хронические заболевания школьников, рост количества детей-инвалидов по заключению ВТЭК.

Классный руководитель:

Сейчас, когда так стремительно возрастает темп жизни, когда неумолимо множится количество внешних раздражителей - шум, обильный, перенасыщенный поток информации, перенаселенность больших городов, когда цивилизация на каждом шагу уготавливает для каждого из нас великое множество стрессовых ситуаций, - соз­дание здорового образа жизни, мобилизующего природные резервы человеческого организма, становится главнейшей, насущной все­общей нашей задачей. И кто, как не родители, призваны принять самое активное уча­стие в решении этой проблемы. Кто, как не папы и мамы, дедушки и бабушки, пестующие своих детей и внуков с пеленок, может обеспечить для них рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены и глав­ное - настроить самих ребят так, чтобы они и без подсказок и на­поминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью, чтобы они отдавали себе отчет в том, что и сегодняшняя и вся их будущая взрослая жизнь, вся их профессиональная, общественная, семейная дееспособность будет зависеть от того, здоровы или нет их сердце, легкие, мозг, нервы и другие органы и ткани.

Учитель биологии:

Не следует забывать о том, что перед нами – восьмиклассник, подросток с его физиологическими особенностями. В этом возрасте меняется физиологическая суть ребенка. Идет перестрой­ка опорно-двигательного аппарата, увеличивается степень окосте­нения, нарастает мускульная сила. Усиливается и сосудистая сеть мышц, достигают полного развития чувствительные и двигатель­ные окончания нервно-мышечного аппарата. У подростка усиленно развиваются грудная клетка и дыхательные мышцы. Растут легкие, увеличивается в объеме их поверхность, повышается жизненная емкость. Число дыхания в минуту снижается в подростковом воз­расте в 2 раза, т. е. подросток дышит глубже и реже. Хотя ритмич­ность дыхания остается еще учащенной по сравнению с ритмом дыхания взрослого. Формируется тип дыхания: у мальчиков брюшной, у девочек грудной. Подростковый возраст - ответствен­ная пора в становлении человеческого организма. Зная физиологические особенности этого возраста, родители должны грамотно построить систему воздействий на своих детей: поддержка и понимание, личная ответственность за становление растущего организма.

Советы педагога- психолога:

Необходимо учитывать существенное своеобразие психики детей на разных возрастных этапах. Подростковый возраст составляет важный и сложный этап в общем процессе становления лич­ности. С одной стороны, по уровню и характеру психического раз­вития отрочество - типичная эпоха детства, которая имеет ряд ста­дий, характеризуемых своими особенностями. С другой стороны, подросток - растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возмож­ности подростка вызывают у него потребность в самостоятельно­сти, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.

Развитие самооценки подростков связано с анализом своих переживаний, связанных как с внешними, так и внутренними сти­мулами: собственными мыслями, ожиданиями, установками. Впер­вые подростки, изучая свой внутренний мир как бы со стороны, убеждаются в том, что они не похожи на других людей, они уни­кальны и неповторимы. В силу этого у них возникает мысль, что никто не может их понять. Подобные мысли являются весьма бла­гоприятным фоном для появления повышенной тревожности и обостренного чувства одиночества, которые многие авторы рас­сматривают как две типичные особенности эмоциональной сферы подростков. У подростков повышенная тревожность в большей степени связана с общением со сверстниками. Подростки глубоко переживают одиночество. Под влиянием ощущения собственной уникальности подростку кажется, что все, что когда-либо случа­лось с другими людьми, к ним не имеет никакого отношения. По­этому они бывают бесстрашны и способны на очень рискованные действия. Типичными чертами подростков является также раздра­жительность и возбудимость. У них может быть такое состояние нервной системы, когда раздражительность вообще вызовет не­ожиданную, неадекватную реакцию. Физиологическая перестройка организма подростков сопровождается возникновением у них по­вышенной утомляемости. Вначале появляется повышенная двига­тельная активность, а затем сильная возбудимость или сонливость.

Отклонения в психическом развитии подростков весьма раз­нообразны. Эмоциональные нарушения - одни из наиболее часто встречающихся отклонений психического развития детей.

Почему же у физически здоровых детей возникают эмоцио­нальные трудности? Исследования дают основания утверждать, что истоки этих трудностей - прежде всего в особенностях семейного воспитания и в характере взаимоотношений внутри семьи. Взаимо­отношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать у него подлинный взгляд на мир и на самого себя и те же самые факторы, но с другим психологиче­ским содержанием могут приводить к ущербности детей, страху, недоверию, напряженности, другим эмоциональным отклонениям. Не секрет, что в классе больше половины детей из неполных семей, есть и другие категории семей: многодетные, малообеспеченные. Большую опасность представляют неблагополучные семьи, в которых антисоциаль­ное поведение родителей является стилем жизни. В такой обстановке ребенок с самого начала своей жизни усваивает взгляды, ценности и при­вычки, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами поведения. В данном случае в коррекционной работе нуждается вся семья.

А ещё на безволие и лень подростков жалуются многие родители. Однако каждая такая жалоба должна рассматриваться конкретно. У подростков может резко снижаться работоспособность из-за воз­никновения периода физиологической утомляемости (организм как бы бросает все силы на половое созревание, и резерва для серьез­ной психической работы не остается). Лень может быть демонстра­тивной. Фактически это не лень, а всего лишь протест против чрез­мерной регламентации родителями поведения подростка, против чрезмерного контроля за выполнением навязываемого взрослыми образа жизни и даже мыслей, против авторитарности старших. В этом случае родители должны изменить свое отношение к ребенку и перейти на равноправные, партнерские, а не менторские отноше­ния с ним. Родители часто жалуются на патологическую лень ре­бенка, за которой в действительности стоит депрессия. Состояние депрессии - эмоциональное расстройство. Отличительной особен­ностью детских и подростковых депрессий часто является то, что они протекают в смягченных формах, незаметно, а это и вызывает тревогу. Не упустите тот момент, когда в муках переживаний и бурно проявляющихся чувств начнут взрослеть Ваши дочери и сыновья!

Заместитель директора по воспитательной работе:

Физическое воспитание – один из методов воспитания гармонически развитой личности в образовательном процессе. В учебно-воспитательном плане работы нашей школы в рамках приоритетной комплексно-целевой программы «Здоровье» предусмотрено проведение дней регулирования и коррекции. В начале учебного года был проведён день ДРК по проблеме «Здоровье ученика в режиме дня школы» с целью выявить состояние и уровень здоровья ученика в режиме школьного дня.

Задачи ДРК:

1. Определить состояние самочувствия ученика.

2. Выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, влияющие на самочувствие и здоровье ученика.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие и препятствующие повышению уровня самочувствия и здоровья ребёнка в режиме дня школы.

Рабочая гипотеза нашего исследования: если в школе соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводится в системе физкультурно-оздоровительная работа, проводится работа с родителями по соблюдению единства требований к режиму дня, регулярно осуществляется профилактический осмотр медицинскими работниками, проводится пропаганда здорового образа жизни, организовано рациональное питание, то это является эффективным средством улучшения самочувствия и здоровья учащихся.

Методы исследования:

1) наблюдение;

2) анкетирование - классный руководитель отвечает за проведение анкетирования обучающихся и родителей;

Обучающимся была предложена анкета «Моё здоровье».

Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, пониманию важности проблемы его деятельности по физическому совершенствованию.

Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни:

Из-за простудных заболеваний-1,4.

Из-за отсутствия закалки-1.

По другим причинам-1,4.

Делаешь ли ты утром физическую зарядку-1,6?

Регулярно ли посещаешь уроки физкультуры-3?

Занимаешься на уроке физкультуры

С полной отдачей-2,6.

Без желания-1,1.

Лишь бы не ругали-1,1.

5.Регулярно ли ты занимаешься спортом?

Школьная секция-2.

Спортивная школа-1,4.

6.Оцени степень усталости на уроках сегодня

История-1,4.

Иностранный язык-1,4.

Технология-1,1.

Русский язык-1,4.

Физическая культура-1,4.

7.Были ли физические паузы на уроках-1.

Поставьте соответствующий балл рядом с позицией, с которой вы согласны: 3-да;

2-частично; 1-нет.

Анкета для родителей «Режим дня».

Цель: изучить мнение родителей о влиянии режима дня школьника на его здоровье.

Как часто болеет Ваш ребёнок?

Каждый месяц-1.

Раз в четверть-1,6.

Раз в год и реже-1,9.

2.Оцените значимость (важность) физзарядки для здоровья Вашего ребёнка-2,2.

3.Оцените выполнение физзарядки Вашим ребёнком-1,6.

4.Оцените соблюдение Вашим ребёнком режима дня в школе-2,2

5. Оцените выполнение Вашим ребёнком режима дня дома-2,1.

6.Оцените влияние уроков физкультуры на здоровье Вашего ребёнка-2,1.

7. Оцените участие Вашего ребёнка во внеклассных спортивных занятиях-2,3.

Оцените баллами 1,2,3 (т.е. соответственно низкий, допустимый, оптимальный уровень).

Вывод: Результаты анкет дают информацию к серьёзному размышлению и определяют стратегию деятельности для всех участников образовательного процесса.

3) хронометрирование - школьная медицинская сестра отвечает за объективность медицинских показателей.

Цель: наблюдение за состоянием отдельных параметров показателей организма ребёнка.

Количество обследуемых-16человек.

Исследования проводились перед началом занятий и в конце учебного дня.

Изменения медицинских показателей в течение дня исследований следующие:

Пульс - 84-81 (понизился у 13 человек)

Кровяное давление - 121-115 (понизилось у 7, повысилось у 3)

Самочувствие у обучающихся в течение дня :хорошее-6-6, нормальное- 7-9, удовлетворительное- 3-1 ( повысилось у 2, понизилось у 2).

Результаты отражены в диаграммах:

Физические показатели

самочувствие

Вывод: Учителям–предметникам необходимо помнить о том, что в процессе учебного дня ученики переутомляются и это отражено их физическими показателями: есть риск потери здоровья и работоспособности.

Учитель физической культуры:

Выходом из сложившейся ситуации считаю формирование у подростков здорового образа жизни. А верный способ повысить сопротивляемость детского орга­низма различным заболеваниям, сделать его выносливым, крепким, сильным - правильное физическое воспитание.

Мы представляем 12 составляющих ЗОЖ:

Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют всестороннему фи­зическому совершенствованию, укрепляют здоровье, увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение, при котором учеба и любая работа лучше спорится. Многие из нас, взрослых, даже не представляют, какую огромную опасность представляет собой гиподинамия. Она отрицательно влияет буквально на все ор­ганы и системы организма. Снижается его устойчивость к простуд­ным факторам и действию патогенных микроорганизмов. Люди, страдающие гиподинамией, простужаются в 3-5 раз чаще, чем лю­ди с нормальней активностью. Гиподинамия вызывает нарушение обмена веществ, способствует ожирению, которое само по себе не­благоприятно влияет на растущий организм. У детей, которые мало двигаются, чаще бывают травмы, излечиваются они труднее. Все родители хотят, чтобы их дети росли здоровыми, красивыми, сча­стливыми. Давайте поможем ребятам в этом. Последуем совету, который, не подозревая о масштабах гиподинамии в XX веке, на­звал Жан-Жак Руссо, живший в XVIII веке. «Чтобы сделать ребен­ка умным и рассудительным, - призывал великий французский мыслитель, - сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном дви­жении». Но современные мамы и папы по себе знают, каково это - оттащить современного подростка от телевизора и компьютера, перед которыми тот готов сидеть часами. Непросто доказать нынешним «телевизи­онным» мальчикам и девочкам, что смотреть все передачи подряд вредно; вот те, что предназначены специально для школьников, - пожалуйста, а потом лучше пойти погулять, побегать по двору с мячом. Но добиться этого - не такое уж и безнадежное, как порой кажется, дело. Хотя бы потому, что у взрослых есть верные союз­ники - сами ребята, в натуре которых от природы уже заложено огромное стремление к активности, и прежде всего двигательной. Потребность в движении воспитуема, но может быть загублена.

Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23-30 тысяч шагов. Наблюдения показы­вают, что выполняют половину.

Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неоргани­зованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно - один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не менее 140 ударов в минуту. Двига­тельный режим школьника-подростка складывается в основном из утренней физзарядки, подвижных игр на школьных переменах, уроков физической культуры, активного отдыха на воздухе после обеда, занятий в кружках и спортивных секциях, активного отдыха в выходные дни и в каникулы.

Приучить себя к ежедневной двигательной нагрузке нелегко даже взрослому. Ребенку тем более. Ему хочется сразу удивить мир своими спортивными достижениями. И вот тут, чтобы ребячий азарт не сменился слишком быстрым разочарованием, домашним очень важно убедить подростков в необходимости трезво, разумно рассчитать свои силы и возможности, стараться выбрать оптималь­ный минимум нагрузок, постепенно увеличивая их, добавляя одно упражнение в неделю. Помогите ребятам подобрать для начала те упражнения или спортивный снаряд, которые им больше всего по душе. А когда человеку нравится что-либо делать, тогда его не ос­тановят никакие преграды, он легко будет преодолевать все новые и новые рубежи в спорте, сам порой не замечая, как это благотвор­но сказывается на развитии его личности. Детям до 12 лет можно предложить различные спортивные игры продолжительностью по 45 минут.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование механиз­мов, регулирующих работу всех органов и систем человека. В этом, главным образом, и заключается положительное влияние физической культуры как одного из мощных факторов укрепле­ния здоровья.

В литературе описано следующее наблюдение: у школьников 14-15 лет, не занимающихся физическими упражнениями, становая сила (сила мышц спины) в течение года увеличилась на 8,7 кг; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой в порядке учебных занятий, - на 13 кг, а у занимавшихся кроме уроков физического воспитания еще и спортом, - на 23 кг.

Физические упражнения благотворно влияют на становление и развитие у подростков таких функций центральной нервной системы, как подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже на­пряженная умственная деятельность невозможна без движения. Вот ваш ребенок сел и задумался над сложной задачей и вдруг по­чувствовал непреодолимую потребность пройтись по комнате - так ему легче работать, думать. Если взглянуть на сосредоточенно ду­мающего школьника, видно, как собрана, напряжена вся мускула­тура его лица, рук, тела. Умственный труд требует мобилизации мышечных усилий, так как многочисленные сигналы от работаю­щих мышц активизируют деятельность головного мозга, заставля­ют его более интенсивно и четко работать. Таким образом, совер­шенно очевидно, что движение необходимо для полноценной рабо­ты головного мозга. Вот почему школьники, регулярно занимаю­щиеся физической культурой и спортом, лучше успевают по обще­образовательным предметам. Иногда можно слышать рассуждения о том, что часто встречаются слабые, болезненные ребята, которые совсем не занимаются физкультурой, а тем не менее прекрасно учатся. Что же, такие отличники лишь ослабляют свой организм.

Некоторые родители боятся приобщать детей к физкультуре, если у них плохое зрение. Это ошибка. Заниматься физкультурой можно, но только под наблюдением врача. Занимаясь физическими упражнениями, он становится здоровым, восстанавливает психиче­скую гармонию.

Большая ценность физических упражнений состоит еще и в том, что, занимаясь ими, школьник не только укрепляет свое здо­ровье и получает разностороннее физическое развитие, но и приоб­ретает ряд двигательных и моральных качеств. К первым относятся ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость, ко вторым - та­кие ценные качества, как: коллективизм и товарищество, настойчи­вость, смелость, честность, дисциплинированность.

У физически тренированных детей повышается интенсивность и концентрируется внимание. Они отличаются лучшей памятью и работоспособностью. Однако все равно еще распространено ошибочное мнение, что спорт не обязателен, он только отвлекает школьников от учебы. Родитель­ская озабоченность успехами в учебе своих дочерей и сыновей дос­тойна всяческого уважения. Только хотелось бы обратить внима­ние «антиспортивных» пап и мам, что они и сами, несомненно, знают немало юных спортсменов, которые и на стадионе показывают отличные результаты, и за школьной партой. Если нет воз­можности бегать трусцой, плавать, играть в футбол, поднимать тя­жести, рекомендуется хотя бы не пользоваться лифтами и эскала­торами, а подниматься по лестницам пешком. Заниматься физкуль­турой желательно не раньше, чем через два часа после основной еды. Даже быстрая ходьба рекомендуется не раньше, чем через час после еды. После нагрузки хорошо принять ванну или теплый душ, но не холодный и не горячий. Именно в подростковом возрасте по­ра закладывать положительное отношение к двигательной активно­сти. Для детей во многом является решающим пример родителей. Родители, занимающиеся физической культурой, - объект для под­ражания.

Организовать правильное, эффективное физическое воспита­ние помогает режим дня. Для каждого ребенка должен быть свой распорядок, который зависит от возраста, индивидуальных особен­ностей детей, даже от распорядка дня родителей. Равномерное че­редование работы и отдыха, т. е. правильный режим дня, необхо­димо для нормального физического роста школьника, для правиль­ного развития его нервной системы.

Примерный режим дня:

Для обучающихся первой смены

1. Пробуждение

7.00

2. Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка постели, умывание

7.00-7.30

3. Завтрак

7.30-7.50

4. Дорога в школу (прогулка)

7.50-8.20

5. Учебные занятия в школе

8.20-14.00

6. Дорога из школы домой (прогулка)

14.00-14.30

7. Обед

14.30-15.00

8. Послеобеденный отдых

 

9. Пребывание на воздухе, прогулка

15.00 - 17.00

10. Приготовление уроков

17.00-19.30

11. Пребывание на воздухе

-

12. Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение литературы, помощь семье)

19.30-21.00

13. Приготовление ко сну, поддержание чистоты одежды, обуви, вечерний туалет

21.00-21.30

14. Сон

21.30-7.00

Для обучающихся второй смены

1. Пробуждение

7.00

2. Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, уборка комнаты

7.00-7.30

3. Утренний завтрак и помощь семье

7.30-8.20

4. Приготовление уроков (каждые 45 минут - перерывы по 5-20 минут). Уборка книг и рабочего места

8.20- 11.00

5. Свободные занятия (чтение литературы, занятие музыкой)

11.00- 11.30

6. Пребывание на воздухе (подвижные игры, развлечения)

11.30-13.00

7. Обед

13.00- 13.30

8. Дорога в школу (прогулка)

13.30- 14.00

9. Учебные занятия в школе

14.00-19.30

10. Дорога домой (прогулка)

19.30-20.00

11. Пребывание на воздухе (подвижные игры, коньки, лыжи)

 

12. Ужин и свободные занятия (творческая деятельность, чтение литературы, занятия музыкой)

20.00-21.00

13. Приготовление ко сну, поддержание чистоты одежды, обуви, проветривание комнаты, умывание

21.00-21.30

14. Сон

21.30-7.00

Подростку необходимо вести рациональный образ жизни. Это значит разумный, основанный на опыте, сознательно обдуман­ный. Неправильно построенный распорядок дня или частая его ломка вредно сказывается на здоровье и работоспособности детей. Слабое физическое развитие, повышенная утомляемость, вялость, апатия, нервозность и плохое поведение - как часто эти качества прямо или косвенно связаны с неправильным режимом дня школь­ника.

К сожалению, не всегда родители уделяют достаточное вни­мание распорядку дня учащихся. Ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и совершенствования ор­ганизма, развития высшей нервной деятельности, формирования основных черт характера. В эту нору закладываются и приобрета­ются знания и навыки, необходимые в жизни и труде, укрепляется здоровье.

Большое значение в организации режима дня школьника име­ет согласование его с режимом взрослых в семье. Нельзя полностью включать ребенка в установившийся в семье распорядок дня взрос­лых. Ребенок должен спать дольше, чем взрослые, ложиться спать раньше, чем они; у него много таких занятий и обязанностей, кото­рых нет у взрослых. Однако нельзя создавать и два независи­мых друг от друга режима. К режиму дня взрослых ребенок должен привыкать постепенно, соблюдая при этом необходимую для своего возраста продолжительность основных его элементов (сон, режим питания, пребывание на свежем воздухе и т. д.). Только при пра­вильном сочетании всех компонентов режима с учетом индивиду­альных и возрастных особенностей школьника может быть обеспе­чено его развитие и воспитание.

Советы родителей подросткам следующие:

Утром не вставай резко после звонка будильника. Это небла­гоприятно влияет на самочувствие.

Просыпайся медленно, потя­нись, несколько раз зевни, а потом приступай к гимнастике.

Подбе­ри интересный для себя комплекс упражнений и упражняйся. Хотя бы 5 минут, но систематически, при открытом окне.

Учитель физической культуры:

Вы правы: ежедневное выполнение утренней зарядки имеет большое воспитательное значение, она дисциплинирует, вырабатывает во­лю, уверенность в своих силах. Для того чтобы физзарядка принес­ла максимальную пользу, ребенку следует соблюдать следую­щие правила:

1.Делать физзарядку ежедневно в одно и то же время, кроме
дней болезни.

2. Заниматься упражнениями натощак, лишь прополоскав рот.

Физические упражнения сочетать с закаливанием. Для это­го необходимо хорошо проветрить комнату и легко одеться.

Каждое упражнение выполнять точно, с усилием, требую­щим напряжения мышц. Движения в полном объеме, свободные, темп бодрый.

Дышать свободно, через нос, соразмерять ритм движений, дыхания.

Постепенно усложнять упражнения и повышать уровень нагрузки.

Основная цель физзарядки - зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение.

Комплекс физических упражнений лучше подбирать с та­ким расчетом, чтобы дать нагрузку всем частям тела: ногам, рукам, позвоночнику.

9. Закончив физзарядку, следует приступать к водным проце­дурам.

О пользе физзарядки известно всем, но заставить ребенка за­ниматься порой бывает сложно. Наилучший способ - заинтересо­вать, увлечь. Ну а если в подростковом возрасте зарядка все же не стала потребностью? Что делать? Одного примера уже недостаточ­но, нужна убежденность в ее необходимости. Родителям важно умело рассказать детям о значении утренних физических упражне­ний не только с точки зрения воздействия на организм, но и обра­тить внимание на воспитание при этом воли, подчеркнуть, что если подросток не в силах заставить себя сделать такую малость, как зарядка, то можно ли рассчитывать на успех в любой другой дея­тельности и осуществлении своих планов? Честолюбие играет в этом возрасте, как известно, большую роль. Следовательно, речь идет о самовоспитании и воспитании личности.

Затем ополоснись в ванне холодной водой. Лицо обмой теп­лой, кипяченой. Почисти зубы. Волосы расчеши щеткой. Завтрак - чрезвычайно важное дело. Путь в школу - великолепный повод размяться. До школы лучше идти пешком.

В школе во время перемен не забывай о необходимости дви­жения. Можно сделать несколько энергичных двигательных уп­ражнений, снимающих усталость. Перемены короткие, и их нужно использовать максимально для отдыха: не читать, не писать.

Классный руководитель:

Физическое воспитание школьников тесно связано с трудо­вым. Школьники, систематически занимающиеся физическими уп­ражнениями в школе и дома, легче овладевают трудовыми навыка­ми. В свою очередь, труд воспитывает и физически развивает ре­бят, поэтому так важно приучить их с раннего возраста выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помогать старшим в семье.

Дети, не привыкшие к труду с малых лет, часто не знают, чем заняться на досуге. У них все не клеится. Незаметно появляется вредная привычка бесцельно проводить время, им больше нравится смотреть на игры и работу других, чем самим выполнять какое-либо дело. Отсюда склонность к праздности и леность. В семье всегда найдутся самые разнообразные работы, требующие физиче­ского труда, посильного для подростка. Трудовые обязанности их по самообслуживанию, уходу за домом, огородом и другие должны обязательно включаться в режим дня. При этом необходимо, чтобы школьник понимал, какое значение для семьи имеет выполненное им дело. Кроме того, важно, чтобы он был в состоянии выполнить требуемое как следует, своевременно получал соответствующие указания от взрослых. Поручая сыну или дочери какую-либо рабо­ту по дому, вначале надо показать, как лучше это сделать. Без не­обходимых указаний, не имея должных навыков, дети даже при выполнении простых заданий быстро устают, нервничают, работа у них не спорится. Овладение навыками выполнения физических упражнений и культурой физического труда это не только признак общей куль­туры человека, но и необходимость для сохранения и улучшения здоровья и работоспособности.

Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим тру­дом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточ­ный сон могут привести к переутомлению школьников.

Как лучше провести выходные дни? Хотим предложить родителям совместные длительные прогулки (загородные) с деть­ми. Решите, что по воскресеньям вы отправляетесь в поход. Не обязательно чуть свет - надо ведь и выспаться. Можно выйти в 10-11 часов, а вернуться около 14-16. Лучше всего совершить прогулку в лес, на свежий воздух. Вернувшись, вы с аппетитом пообедаете, и можно немного вздремнуть. Тогда уже до вечера будете чувствовать себя свежими и отдохнувшими. Если до середины дня бесцельно слоняться по дому, то после обеда будет ощущение сонливости и утомленности. Такой образ жизни послужит и профилактике болезней.

У школьников-подростков интерес с подвижных игр обычно переключается уже на спорт. Их увлекают лыжи, коньки, плавание, гребля, футбол, баскетбол, легкая атлетика. Для того чтобы систе­матические занятия физкультурой способствовали физическому совершенствованию организма, родителям необходимо помочь подростку избрать для постоянной тренировки вид спорта с учетом здоровья, возраста, слабых и сильных сторон физического развития сына или дочери.

Медицинская сестра школы:

Чтобы надеяться на хорошее самочувствие и здоровье не только в старости, подросток должен приобрести необходимые ги­гиенические навыки. Два раза в день подросток должен мыть все тело теплой водой. Зубы чистить два раза в день: после обильной еды и вечером. Но можно еще и утром. Часто мыть руки с мылом: и до и после каждого приема пищи, после каждого посещения туа­лета. Чистить, обрезать или подпиливать ногти. Личное белье ме­нять не реже одного раза в неделю. Трусы, колготки, чулки, носки необходимо стирать ежедневно.

Благотворное влияние на организм оказывают естественные силы природы. Роль взрослых заключается в том, чтобы приучать своих детей сознательно следовать правилам пользования возду­хом, солнцем, водой. Цель закаливания заключается в том, чтобы сделать организм устойчивым к различным внешним условиям: к охлаждению или перегреванию, к влажности или сухому воздуху, к ветру.

Родителям необходимо помнить, что между здоровьем чело­века и его питанием очевидна прямая зависимость. Существует очень много правил наиболее рационального питания ребенка. Ка­ждому возрасту, и тем более детскому, свойственны потребности в калориях. А они определяются не массой тела, а расходованием энергии. В среднем на один килограмм веса ребенка до 14 лет не­обходимо 60 калорий. Детскому хрупкому организму требуются все питательные вещества: белки, жиры, углеводы, все витамины без исключения. Так, например, известный специалист в области питания академик АМН СССР А. А. Покровский считал, что детям в возрасте от 7 до 10 лет необходимо 80 г белков, от 11 до 14 лет -96 г. Дневная потребность в углеводах, главном поставщике энер­гии, для детей в возрасте от 7 до 10 лет - 324, от 11 до 14 лет - 382 г. Соответственно дневная потребность в жирах для детей от 7 до 10 лет - 80, от 11 до 14 - 96. Родителям необходимо помнить, что детскому организму нужны и витамины. В нашем питании ощуща­ется недостаток сырых овощей и фруктов. Поэтому очень полезны для подростков салаты из тертой моркови с яблоком, из сырой ка­пусты, лука, редиса и редьки. Если нет излишней полноты, то сла­дости не вредят, разумеется, после еды, а не вместо нее. Для нор­мального развития организма принципиальное значение имеет ре­гулярный (в одни и те же часы) прием пищи. Старайтесь не забы­вать, что питание подростков должно быть, как минимум, четырехразовым, при таком примерном распределении количества пищи: завтрак - 30 %, обед - 40-45 %, полдник - 10 %, ужин - 15-20 %.

Классный руководитель:

Итак, питание, образ жизни, организация занятий и отдыха - все это влияет на здоровье наших детей. Давайте задумаемся над вопросом: а все ли мы сделали для того, чтобы дети росли здоро­выми и счастливыми?

Предлагаем вопросы, которые необходимо обсудить родителям во время дискуссии:

1.Соблюдаете ли вы режим дня?

2.Делаете ли утреннюю зарядку?

3.Занимаетесь ли физическим трудом?

4.Вызывает ли у вас отвращение табачный дым?

5.Любите ли вы свежий воздух?

6.Считаете ли вы алкоголь вредным веществом?

7.Умеете ли вы плавать?

Классный руководитель:

Родители должны подавать личный пример заботы о своём здоровье.

Вопросы для подростков, которые были обсуждены на классном собрании «Пять щагов к здоровью» были следующего содержания:

1.Встаешь ли ты чуть пораньше, чтобы немного позаниматься гимнастикой?

2. Хорошо ли завтракаешь перед уходом из дома?

3. Действительно ли отдыхаешь во время школьных пере-
мен?

4. Безразлично ли тебе, проветрен ли класс?

5. Бываешь ли ты ежедневно на свежем воздухе, гуляя хотя
бы 30 минут?

6. Можешь ли решиться выключить радио или не смотреть
телевизор, если нужно готовить уроки?

Делаешь ли домашние задания днем?

Проветриваешь ли комнату перед тем, как сесть за уроки?

9.Делая уроки, устраиваешь ли перерывы, чтобы сделать не-
сколько гимнастических упражнений, пройтись по комнате?

10.Умываешься ли, придя из школы, и перед сном?

Принимаешь ли витамины, ешь ли овощи и фрукты?

Ужинаешь ли не позже чем за 1-1,5 часа до сна?

Составляешь ли ежедневный план занятий?

Некоторые вопросы вызывали у ребят горькую усмешку, другие напоминали «немую сцену». Но интерес к проблеме возник.

Восьмиклассники в увлекательной дискуссии и откровенно делились личным опытом по сохранению здоровья.

Актив класса выполнил презентации, исследовательские и творческие работы о вредных привычках и здоровом образе жизни, которые послужили иллюстрирующим материалом к родительскому собранию. Особенно активно и даже серьёзно обсуждалась тема «О вреде курения».

Большинство людей, в том числе и школьников, знают, что курение является одной из причин возникновения многих тяжёлых болезней, особенно таких, как заболевания сердца, сосудов, возникновение злокачественных опухолей. Влияние никотина на растущий организм особенно пагубно. Однако факты говорят о том, что возраст курильщиков значительно помолодел, иногда дети 8 - 10-летнего возраста уже знакомы с сигаретой. Как вести борьбу с курением школьников? Нередко в приобщении детей к курению повинны, прежде всего, родители, их пример. В тех семьях, где курят взрослые, в 79 – 86% случаев начинают курить и дети. И наоборот, если рядом с ребятами нет курильщиков, вероятность приобщения их к никотину невелика. Предположим, в вашей семье среди старших нет приверженцев никотина. Всё равно создайте в семье атмосферу полной нетерпимости к курению. Проявите выдержку и как можно тактичнее, не нарушая достоинства и самолюбия ребёнка. Объясните ему, в чём заключается опасность этой с виду безобидной привычки. Только запреты: «Не кури!» не помогут. Как правило, у детей появляется дух противоречия, сопротивления подобным требованиям взрослых. При беседах с ребятами постарайтесь показать, что молодость – это период, когда человек живёт, не думая о том, что будет с ним, скажем, лет через двадцать – тридцать. Поэтому в компании друзей они закуривают очередную сигарету без опасений за своё здоровье и, «получая удовольствие», не думают о том, что через несколько лет у них разовьётся так называемый бронхит курильщика, сопровождающийся кашлем и одышкой, пожелтеют и испортятся зубы, частыми станут простудные заболевания. А дальше, с возрастом, кого-то из них постигнет ещё более страшная участь – они попадут из-за курения в число заболевших серьёзными, неизлечимыми болезнями.

Педагог – психолог:

Я предлагаю сделать психологическую паузу в нашей дискуссии и завершить её тренинговым упражнением для родителей.

Тренинговое упражнение «Десять заповедей здоровья, или рецепт долголетия».

Родителям предлагается составить собственный свод из 10 заповедей здоровья. Сначала все работают индивидуально, потом вырабатывается обобщенный перечень из 10 заповедей. При обсуждении ведётся открытая дискуссия, в ходе которой необходимо аргументировать утверждения. В ходе дискуссии решается вопрос о том, что родители могут предпринять по соблюдению детьми рецепта долголетия.

В ыводы, обобщение по проблеме собрания

Учитель физической культуры:

Проблема физического воспитания в образовательном процессе имеет место быть.

Экспертная группа по итогам родительского собрания выносит заключение: здоровая физически и гармонически развитая личность – результат долгих усилий и кропотливого труда и школы, и семьи. Первостепенная задача семейного воспитания – забота о физическом и психологическом здоровье своих детей.

Кто, как не родители, призваны принять самое активное уча­стие в решении этой проблемы, настроить самих ребят на то, чтобы они без подсказок и на­поминаний взрослых стремились жить разумно, правильно, не во вред, а на пользу своему здоровью, чтобы они отдавали себе отчет в том, что и сегодняшняя и вся их будущая взрослая жизнь, вся их профессиональная, общественная деятельность, карьера, семейные отношения будут зависеть от того, насколько они здоровы сегодня и какова перспектива их «завтра».

 

На собрании родителям восьмиклассников были даны советы специалистов:

Для детей во многом является решающим пример родителей.

Родители, занимающиеся физической культурой, - объект для под­ражания.

Именно они могут обеспечить детям рациональное питание, приобщить их к спорту, уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены.

Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться положительных результатов в заботе о здоровье подрастающего поколения.

Родители получили памятки по профилактике вредных привычек и ведению здорового образа жизни.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.