12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Шлыгина Вероника Петровна133
Россия, Московская обл., Люберцы

«Без игры нет и не может
быть полноценного умственного развития. Игра — это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений"

В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»

Всем известно, что в школе обучение иностранному языку начинается со второго класса. Вспоминаю свой первый проведенный урок английского языка в данном классе (он оставил огромное впечатление): перед уроком дети сидели неподвижно, глаза испуганные, боялись что-либо сказать. Но один более отважный ученик сразу мне заявил: «Я не знаю английского языка!»

«В чем же была проблема? Почему дети были так сразу негативно настроены и чего боялись?» - думала я. И только после долгих размышлений я нашла ответ!

Дети, придя в первый класс, уже имеют какие-то знания: все имеют представления об окружающем мире, умеют рисовать, знают цифры, буквы, кто-то даже умеет читать и немного писать. Когда ребенок впервые приходит на урок английского языка, максимум что он может знать, это то, что есть какая-то страна, где разговаривают на другом языке. Вот он и боится «упасть лицом в грязь на уроке»: не сможет заговорить на английском языке и не поймет учителя. Тогда сразу возникает вопрос «Как же снять эмоциональное напряжение у детей?». Эту задачу на этапе начального изучения языка легко решить с помощью игровой технологии. Она позволяет нам превратить традиционный урок, например, в веселое и увлекательное путешествие.

Важно помнить, что игра – это не просто вид развлечения. Это – эффективный способ передачи знаний детям, особенно на этапе младшего школьного возраста.

По меткому выражению И. А. Зимней, игра является для маленьких учеников психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения.
Кроме того, игра связана с построением «предлагаемых обстоятельств» таким образом, чтобы ученик реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе (А. А. Леонтьев), а именно эта возможность создания заинтересованности у детей в свете новой образовательной концепции должна занимать на уроке все более существенное место, «вытесняя» другие возможности (речь идет о ситуациях, в которых ученик осуществляет «перевоплощение» («перенесение») в действующее в этих обстоятельствах лицо, о приемах, «симулирующих» ситуации реального общения (например, разыгрывание заданных диалогов-образцов).
Использование специальным образом организованной игры как способа обучения устной речи в начальной школе позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения (Е. И. Негневицкая).[1]

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [2]

Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой. Ее основными структурными элементами являются:

моделируемый объект учебной деятельности;

совместная деятельность участников игры;

правила игры;

принятие решения в изменяющихся условиях;

эффективность применяемого решения. [2]

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально- культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. [3]

На своих уроках английского языка я применяю разнообразные виды игр:

- Фонетические («Найди рифму», «Кто быстрее?»)

- Грамматические («Commentator», «What do you like to do?», «Where is the pen?»)

- Лексические («Snowball», «What is missing?»)

- Орфографические («The Alphabet», «Add Consonants»)

- Ролевые («В магазине», «У врача», «Показ мод»)

- Подвижные («Rain, rain», «Butterflies and Birds»)

В младших классах на уроке английского языка можно не только организовать игру как некий этап урока для усвоения и закрепления материала, но и выделить игровую технологию как преобладающую на протяжении всего занятия, то есть провести так называемый урок-игру. Такие уроки эффективны для повторения и закрепления материала по любой теме. Эту цель можно предложить детям достигнуть, играя.

В данной статье я хотела бы рассказать об играх, которые я использую на своих уроках для детей младшего школьного возраста. Разрабатывая урок-игру, я всегда стараюсь основываться на уже знакомом для детей материале: прочитанные на уроках чтения сказки и рассказы, известные всем игры, мультфильмы, телепередачи. Плюс данных игр в том, что их можно применить к любой теме.

Конечно, список игр можно приводить бесконечно. Но я бы хотела отметить, на мой взгляд, самые интересные.

Игра №1. «Остров сокровищ»

Данная игра вызвала огромный интерес у учащихся. Конечно, ведь это увлекательное путешествие на корабле. Все учащиеся – экипаж команды (пираты). Их цель – найти ключ и открыть клад с сокровищами. Чтобы добраться до острова сокровищ, им нужно остановиться на пяти других островах, где они выполняют определенные задания. Если дети выполняют их правильно, то они получают часть ключа.

В ходе урока используется сопровождающая мультимедийная презентация, которая как раз и изображает данные острова, задания, переход на другой уровень и заработанные ключи.

Игра №2. «Крестики-Нолики»

Эту игру любят все маленькие дети. Для ее проведения класс делится на две команды, выбирают капитанов. На доске нарисована таблица из девяти квадратиков, как в известной нам игре.

Одна команда называется «Крестики», другая - «Нолики». Одна клетка таблицы - одно задание, которое выполняют обе команды. Победителем объявляется та команда, которая правильно, лучше или быстрее выполнит задание. Она ставит в клеточку свой знак.

В конце урока подводятся итоги. Команда, которая имеет больше соответствующих знаков, объявляется победителем.

Игра №3. «Полет в космос»

Учитель в начале урока рассказывает детям, что сегодня они будут космонавтами и на них возложена важная миссия: изучить планеты в солнечной системе. На каждой планете детей будут встречать сказочные герои. Перед тем как они покажут ребятам свои планеты, учащиеся должны выполнить определенное задание. Для данной игры рекомендуется подготовить качественную мультимедийную презентацию, где будет изображена ракета, на которой класс как бы отправляется в космос. В течение полета дети будут останавливаться на разных планетах, встречаться со сказочными инопланетянами (или другими героями) и выполнять разные задания.

Игра №4. «Цветик-семицветик»

Для проведения этой игры нужно подготовить цветок. Учитель рассказывает детям, что этот цветок волшебный. На каждом из его лепестков написано задание. У цветка семь лепестков, и у детей будет семь заданий. Тот, кто лучше всех выполнит задание, получает право оторвать один лепесток.

Игра №5. «В стране невыученных уроков»

Дети в начальных классах уже знакомы с этим произведением. Одни читали его, другие смотрели одноименный мультфильм. Поэтому в начале урока учитель напоминает детям, что лентяй и двоечник Виктор Перестукин (главный герой) никак не хотел учиться, за что он и попадает в страну невыученных уроков. Там его жизнь находится на волоске от смерти. Учитель предлагает учащимся помочь Вите справиться с заданиями и спасти его от гибели. В конце урока Виктор Перестукин возвращается домой и благодарит учащихся за помощь.

Игра №6. «Волшебная картина»

В начале урока учитель показывает конверт и говорит, что он получил письмо от Старика Хотабыча. В письме также находится разрезанная на 6 частей картина с изображением сказочного героя, например Карлсона. Задача учащихся – выполнить 6 заданий и собрать картину. После выполнения каждого задания ученик, выполнивший задание лучше всех или принимавший самое активное участие во время задания, получает право достать из конверта один фрагмент картинки.

В заключение, мне бы хотелось отметить, что, безусловно, таких игр можно придумать много. Нужно только желание сделать свой урок интересным и немного фантазии. Каждая из игр преследует свою образовательную цель. Но нельзя забывать, что овладение английским языком – это кропотливый труд. Играть нужно в меру, а то вскоре и игры наскучат детям.

Подводя итог всему вышесказанному, хотелось бы перечислить плюсы применения игровых технологий на уроке английского языка в начальных классах.

Самое главное достоинство игры – это повышение мотивации к учению (эту цель и преследует учитель). Игра - это такая сфера деятельности, где ребенку предоставляется возможность проявить свои силы, свое творчество и артистизм в условиях конкуренции. Ребенок не только совершенствуется в сфере образования, но и приобретает навыки, которые помогут ему действовать в различных жизненных ситуациях. В процессе игры при поддержке остальных участников у ребенка исчезает боязнь допустить ошибку. Бесспорно, игра помогает ребенку взаимодействовать в коллективе и уважать друг друга.

Говоря о преимуществах игр, нельзя не упомянуть и трудности, с которыми учитель может столкнуться, проводя игровую деятельность.

Во-первых, в ходе соревнования могут возникнуть межличностные и межгрупповые конфликты, что повлечет за собой проявление агрессии со стороны участников.

Во-вторых, лидеры могут навязать свою точку зрения, не давая возможность другим выразить себя. Также участники игры могут проявить излишнюю эмоциональность, вследствие чего будут нарушены правила соревнования. И конечно, подготовка к такой форме урока занимает огромное количество времени.

Зная все минусы игровых технологий, не стоит бояться их использовать на занятии. Эти знания только помогут нам избежать ошибок.

1. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н.. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 240 с.

2. Педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов / ред. Пидкасистый П.И. . –– М.: Пед. об-во России, 2006. – 608 с.

3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. - 256 c.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.