12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Койнова Анна Андреевна22
3

Сборник музыкотерапевтических упражнений как средство коррекции агрессивного поведения обучающихся 2 класса с задержкой психического развития

Министерство образования и молодежной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»














В ладу с собой и со всеми


Сборник музыкотерапевтических упражнений как средство коррекции агрессивного поведения обучающихся 2 класса

с задержкой психического развития























Камышлов, 2020

В ладу с собой и со всеми: Сборник музыкотерапевтических упражнений как средство коррекции агрессивного поведения обучающихся 2 класса с задержкой психического развития / сост. А.А. Койнова. Камышлов : ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020.









Сборник включает музыкотерапевтические упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Сборник адресован педагогам, тьюторам, студентам колледжа при прохождении практики для использования в коррекции агрессивного поведения обучающихся 2 класса с задержкой психического развития на уроках, во внеурочной деятельности.





























© ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020




Содержание


Пояснительная записка

4

Упражнения для снятия раздражения


Упражнение «Тих-тиби-дух»


Упражнение «Обзывалки»


Упражнение «Ласковый ветерок»


Упражнение «Осенние листья»


Упражнение «Волшебные шарики»


Упражнение «Петухи»


Упражнение «Сигналы гнева»


Упражнение «Колотим воздух»


Упражнение «Серебряное копытце»


Упражнение «Олени»


Упражнение «Где живет гнев?»


Упражнения для устранения чувства обиды


Упражнение «Волшебные ножницы»


Упражнение «Весы»


Упражнение «Страна кукол»


Упражнение «Пускаем обиду по ветру»


Упражнения для преодоления гнева


Упражнение «Снежная баба»


Упражнение «Апельсин»


Упражнение «Сдвинь камень»


Упражнение «Обзывалки»


Упражнение «Зайцы-барабанщики»


Упражнение «Лев охотится, лев отдыхает»


Музыкальные произведения для сопровождения упражнений


Заключение

16

Список литературы

17










Пояснительная записка


Существующие на сегодняшний день подходы к коррекции агрессивного поведения детей с ЗПР не всегда могут применяться в условиях образовательного учреждения, так как в их основу положены методы психоанализа. В психоанализе внимание терапевта фокусируются на интерпретации бес­сознательных мотивов, скрывающихся за спон­танно «прорывающимися» действиями ребенка. То есть перечисленные методики являются областью деятельности психотерапевтов и имеют существен­ные ограничения в применении, что стимулирует поиски новых технологий, которые могут применяться в педагогическом процессе, где дети с ЗПР чаще всего проявляют свое агрессивное поведение.

Среди новых достижений педагогической науки – приме­нение музыкально-терапевтических средств с це­лью психологической коррекции детей с ЗПР.

Сущность музыкотерапевтического ме­тода состоит в следующем: пробуждение у детей эмоционального отклика на музы­кальные произведения, и совместно с этим оказание эффективного лечебного воздей­ствия на психические процессы детей, по­мимо этого, музыкотерапия восстанавли­вает и укрепляет силы ребёнка, раскрывает его внутренний потенциал и истинный ин­терес к окружающему миру.

Музыкально-терапевтическая работа с детьми, имеющими различные отклонения в психическом развитии, в настоящее время особенно важна, по­скольку в соответствии с законодательством РФ [23;36] эти дети имеют равные со всеми права на полноцен­ное образование, но при этом они не всегда способны к нормальной социализации, что создает ряд проблем как для самого ребенка с ЗПР, так и для окружающих его детей и взрослых. Музыкотерапия в данном случае является одной из современных и результативных методик коррекции агрессивного поведения, которая может использоваться в педагогике. Учитывая рост числа детей с ЗПР и современные под­ходы к специальному образованию, проблему музыкальной коррекции агрессивного поведения детей с ЗПР можно считать социально значимой и актуальной.

«Сборник музыкотерапевтических упражнений как средство коррекции агрессивного поведения обучающихся 2 класса с задержкой психического развития» включает музыкотерапевтические упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения обучающихся 2 класса с задержкой психического развития.

Первый раздел сборника содержит упражнения для снятия раздражения.

Раздражение – это готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), поэтому необходимо научить детей преодолевать вспышки раздражительности.

Цель упражнений данного раздела: научить ребенка преодолевать чувство раздражения, уметь выходить из конфликтной ситуации, уметь настраиваться на положительные эмоции.

Упражнения могут проводиться в любой аудитории, не требуют специальных приспособлений, кроме аппаратуры для музыкального сопровождения. Контекст упражнения может меняться в зависимости от ситуации, в которой оно проводится. Основным в упражнениях является правильно подобранное музыкальное сопровождение.

В раздел вошли упражнения «Тих-тиби-дух», «Обзывалки», «Ласковый ветерок», «Осенние листья», «Волшебные шарики», «Петухи», «Сигналы гнева», «Колотим воздух», «Серебряное копытце», «Олени», «Где живет гнев?».

Данные упражнения учат детей контролю над своими эмоциями и способам выражения негативных чувств без вреда для окружающих людей. Важно, чтобы в ходе занятий дети научились преодолевать раздражение, менять настрой на положительный, находить способы быстрого отреагирования раздражения.

Положительный эффект при проведении упражнений заключается в их музыкальном сопровождении, что оказывает музыкотерапевтический эффект на психологическое состояние ребенка, помогает преодолеть негативные эмоции.

Музыкотерапевтические упражнения включают в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобраны так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую музыку.

На начальном этапе упражнения дети слушают тревожную, гневную, возбуждающую музыку; ощущают свои эмоции в ритмах, тембре. В ходе упражнения происходит смена настроения и музыка становится легкой, веселой, успокаивающей.

Для музыкотерапевтических упражнений подобраны произведения композиторов-классиков: П. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть; Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд"; В.-А. Моцарт. "Турецкий марш"; С. Прокофьев «Петя и волк» (дедушка); Э. Григ "Утро"; И. -С. Бах. "Шутка"; И. Штраус "Весенние голоса"; Ф. Шопен "Прелюдии"; Б. Монти "Чардаш" и другие, соответствующие также возрасту детей.

Музыкотерапевтические упражнения из данного раздела могут быть включены в любой этап урока, скорректированы по содержанию темы урока.

Второй раздел включает упражнения на преодоление обиды: «Волшебные ножницы», «Весы», «Страна кукол», «Пускаем обиду по ветру».

Обида – это зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия

Цель упражнений данного раздела: научить детей преодолевать обиды, уметь снимать накопившееся недовольство при помощи движений и музыкального воздействия.

Упражнения могут проводиться в любой аудитории, не требуют специальных приспособлений, кроме аппаратуры для музыкального сопровождения. Контекст упражнения может меняться в зависимости от ситуации, в которой оно проводится. Основным в упражнениях является правильно подобранное музыкальное сопровождение.

У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую и просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволят им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Саморегуляция рассматривается как важная «мишень» психологического воздействия. У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Упражнения способствуют снижению уровня эмоционального напряжения через физическую (мышечную) релаксацию.

Музыкотерапевтические упражнения направлены на то, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей коррекционной работе.

В данном разделе также используется музыка, доступная пониманию младших школьников и соответствующая цели музыкотерапевтических упражнений: преодоление обиды, получение положительных эмоций: классическая музыка (Моцарт, Бах, Шуберт), повышающая концентрацию и пространственное восприятие; музыка романтизма (Чайковский, Шопен, римский-Корсаков, Штраус), активизирующая чувства; музыка импрессионистов (Мусоргский) вызывающая яркие образы.

Третий раздел сборника содержит музыкотерапевтические упражнения, направленные на снятие физической агрессии.

Физическая агрессия – это использование физической силы против другого лица.

Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами детей с ЗПР являются высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется чаще всего физической агрессией.

В музыкотерапевтических упражнениях данного раздела используются психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки, превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Данные упражнения вызывают на контакт даже малоактивных детей, и они с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы: «Снежная баба», «Апельсин», «Сдвинь камень», «Обзывалки», «Зайцы-барабанщики», Лев охотится, лев отдыхает».

При подборе упражнений учитывались общедидактические принципы: доступности, конкретности, сознательности, индивидуального подхода, наглядности и другие.

Представленные в сборнике упражнения носят коррекционно-развивающий характер и рассчитаны на работу с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, следовательно, учитывают их психолого-педагогические особенности развития. Они направлены на коррекцию физической агрессии, раздражения и обиды – форм проявления агрессивного поведения у младших школьников с ЗПР.

Сборник адресован педагогам, тьюторам, студентам колледжа при прохождении практики для использования в коррекции агрессивного поведения обучающихся 2 класса с задержкой психического развития на уроках, во внеурочной деятельности.


Упражнения для снятия раздражения


Цель упражнений данного раздела: научить ребенка преодолевать чувство раздражения, уметь выходить из конфликтной ситуации, уметь настраиваться на положительные эмоции.

Упражнения могут проводиться в любой аудитории, не требуют специальных приспособлений, кроме аппаратуры для музыкального сопровождения. Контекст упражнения может меняться в зависимости от ситуации, в которой оно проводится. Основным в упражнениях является правильно подобранное музыкальное сопровождение.


Упражнение «Тих-тиби-дух»


Музыка для сопровождения.

Гневная, возбуждающая: П. Чайковский. "Шестая симфония", 3-я часть; Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд"; В.-А. Моцарт. "Турецкий марш"; С. Прокофьев «Петя и волк» (дедушка).

Веселая: Э. Григ. "Утро"; И. -С. Бах. "Шутка"; И. Штраус. "Весенние голоса"; Ф. Шопен. "Прелюдии"; Б. Монти. "Чардаш".


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок преодолевает агрессию, появляется установка на положительные эмоции при пристальном взгляде в глаза.


«Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этом упражнении заложен парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

Сначала для сопровождения включается гневная, возбуждающая музыка. Затем, когда дети вопреки тревожному настрою начинают смеяться, музыка меняется на веселую.


Упражнение «Обзывалки»


Музыка для сопровождения.

И. -С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится выражать свою агрессию в необидной форме, переводить конфликт в шуточную форму.


Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить, а шутливым рассмешить. Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия музыкальных инструментов, героев музыкального произведения). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,., морковка!» Помните, что это упражнение, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты, … солнышко!» Упражнение полезно не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить упражнение в быстром темпе, предупредив детей, что обижаться друг на друга не стоит.


Упражнение «Ласковый ветерок»


Музыка для сопровождения.

Н. Римский-Корсаков «Волшебное озеро»

Ф. Шуберт «Аве-Мария»

К. Сен-Санс «Лебедь»

К. Дебюсси «Чудный вечер»

П. Чайковский «Сладкая греза»

П. Чайковский «Песня жаворонка»

Д. Кабалевский «Спокойной ночи»

Д. Шостакович «Колыбельная»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится успокаивающим жестам, которые снимают напряжение и раздражение. Упражнение может быть использовано совместно с упражнением «Пускаем обиды по ветру».


Дети сидят на стульях. Педагог: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лоб, щеки, нос, шею. Погладьте ласково волосы, руки, ноги, живот. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще».


Упражнение «Осенние листья»


Музыка для сопровождения.

М. Глинка «Вальс-фантазия»

А. Джойс «Осенний сон»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится преодолевать недовольство внешними раздражителями.


Ветер играет осенними листьями, они кружатся и танцуют, постепенно опускаясь на землю. Педагог в это бьет в бубен и в зависимости от частоты стуков (силы ветра) дети «летают»


Упражнение «Волшебные шарики»


Музыка для сопровождения.

Н. Римский-Корсаков «Волшебное озеро»

Ф. Шуберт «Аве-Мария»

К. Сен-Санс «Лебедь»

К. Дебюсси «Чудный вечер»

П. Чайковский «Сладкая греза»

П. Чайковский «Песня жаворонка»

Д. Кабалевский «Спокойной ночи»

Д. Шостакович «Колыбельная»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять эмоциями, настраиваться на спокойное поведение.


Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки шарик  и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения.


Упражнение «Петухи»


Музыка для сопровождения.

Р. Шуман «Смелый наездник»

Н. Римский – Корсаков «Пляска птиц» из оперы «Снегурочка»

В. -А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М. Глинка. "Камаринская".

В. -А. Моцарт. "Турецкое рондо"


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять эмоциями, преодолевать раздражение.


Участники разбиваются на пары. Правую или левую ногу они сгибают в колене и придерживают рукой. В такой позе участники должны толкаться плечами, стараясь перетолкнуть соперника в любом, свободном направлении. Комплекция здесь роли не играет, важно держать агрессию, быть как можно азартнее. Необходимо 2-3 раза сменить напарника.


Упражнение «Сигналы гнева»


Музыка для сопровождения.

Гнев: С. Прокофьев «Петя и волк» (дедушка)

Успокоение: «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять эмоциями, менять настроение.


Изготовить 3 карточки любой формы, красный – дети громко кричат (поют), жёлтый – шёпотом, синий – закрывают рот руками. Сначала включается музыка и показывается карточка. Постепенно дети привыкнут к реакции на определенную музыку и включение данной музыки будет сигналом к смене настроя и поведения.


Упражнение «Колотим воздух»


Музыка для сопровождения.

Энергичная музыка:

И. -С. Бах. "Шутка".

И. Штраус. "Весенние голоса".

Ф. Шопен. "Прелюдии".

Б. Монти. "Чардаш"

Успокаивающая музыка:

К. Дебюсси. "Облака»

К. Дебюсси. «Лунный свет»

А. П. Бородин. "Ноктюрн" из струнного квартета.

К. -В. Глюк. "Мелодия".

К. -В. Глюк. Мелодия из оперы "Орфей и Эвридика"


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять эмоциями, менять настроение.


Энергичная музыка. Кулачками, руки вытянуты перед собой. Со всей силы вверх-вниз. Веселая музыка. Кулачки расправляются, делаем «шлёпающие по воде» движения. Музыка спокойная. Руки расслаблены, плавные движения.


Упражнение «Серебряное копытце»


Музыка для сопровождения.

В. Мартынов «Серебряное копытце»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится проявлять положительные эмоции через энергичные движения.


«Представь себе, что ты – красивый, стройный, сильный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке-серебряное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появятся серебряные монеты. Они волшебные, невидимые. С каждой вновь появляющейся ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло, ласку, исходящие от тебя, они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и больше нравишься».


Упражнение «Олени»


Музыка для сопровождения.

В. Мартынов «Серебряное копытце»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится проявлять положительные эмоции через энергичные движения.


Посмотрите, мы – олени (руки скрещивают на голове)

Рвется ветер нам навстречу

Ветер стих;

Расправим плечи

Руки снова на колени.

А теперь немного лени.

Руки не напряжены и рассл-а-блены.

Знайте девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко.., ровно.., глубоко…


Упражнение «Где прячется злость?»

Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится проявлять положительные эмоции через энергичные движения.


Музыка для сопровождения.

«Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна


Задание:

Ход выполнения упражнения:

Ребенок закрывает глаза, одну руку с вытянутым указательным пальцем поднимает вверх. Не открывая глаз, нужно словом или жестом ответить на вопросы: «Где у вас злость прячется? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?»

Оборудование: не предполагается




Упражнения для преодоления обиды

Цель упражнений данного раздела: научить детей преодолевать обиды, уметь снимать накопившееся недовольство при помощи движений и музыкального воздействия.

Упражнения могут проводиться в любой аудитории, не требуют специальных приспособлений, кроме аппаратуры для музыкального сопровождения. Контекст упражнения может меняться в зависимости от ситуации, в которой оно проводится. Основным в упражнениях является правильно подобранное музыкальное сопровождение.


Упражнение «Волшебные ножницы»


Музыка для сопровождения.

Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония»; Ф. Шопен «Мазурка», И. Штраус «Вальсы»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок вытесняет образы обид, заменяет их в памяти добрыми, хорошими образами.


Звучит музыка Шестаковича «Ленинградская симфония». Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя.  Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это обиды и страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» Звучит легкая, веселая музыка. После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого.  А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.


Упражнение «Весы»


Музыка для сопровождения.

Напряженная музыка: М. Мусоргский «Баба Яга»; П. Чайковский «Баба Яга».

Успокаивающая музыка: К. Дебюсси «Чудный вечер»; П. Чайковский «Сладкая греза»; П. Чайковский «Песня жаворонка»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится снимать напряженность от обид, «отпускать» обиды, чувствовать легкость положительных эмоций.


Предложите ребенку представить, что его ладони - чашечки весов. При необходимости - реально «нагрузить» весы, надавливая собственной рукой или кладя на них какой-либо «груз».

Педагог говорит: «Представь свою обиду. Она лежит на твоих ладонях. Это тяжелый-тяжелый груз»

Встать, поставив руки перед грудью ладонями вверх, пальцы направлены навстречу друг другу, локти в стороны. Сделать длинный вдох через нос, задержать дыхание. «Уравновесить» чашечки весов.

Педагог: «Вот ты выбросил обиду с одной чашечки весов. Рука стала легкая-легкая»

Медленно вытянуть одну руку над головой, поворачивая кисть, посмотреть на нее. Другую руку опустить вниз, держа кисть горизонтально, ладонью вниз, пальцами от себя. С силой вытянуть ее: на этой чашечке весов лежит груз. Медленно выдохнуть, расслабиться. Повторить упражнение, изменив положение рук.




Упражнение «Страна кукол»


Музыка для сопровождения.

А.К. Глазунов «Времена года»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится снимать напряженность от обид, «отпускать» обиды, чувствовать легкость положительных эмоций.



Когда-нибудь все люди вырастают и забывают, что были детьми. Игрушки, которые мы так любили в детстве, не исчезают бесследно. Они просто уходят в свою страну, куда мы сегодня и отправляемся, став ненадолго разными «куклами».

Добрые, веселые люди становятся «свободными куклами», они радуются, идут по жизни танцуя, они могут танцевать в кругу, в паре и одни: танец в том образе, который выберет.

Люди, владеющие своим настроением – это «гуттаперчевая кукла»: движения мягкие, плавные; тело -полностью расслабленно (тело «без костей»).

Люди, которые ждут от окружающих обиды, подвоха – это «пластмассовые куклы»: напряженное тело, законченные движения.

А вот те, кем движет обида, они двигаются только подчиняясь своей обде – это «марионетка»: кукла, которую кукловод – я буду показывать за какую часть тела я дергаю, а вы будете выполнять движение - приводит в движение.

Мы попробовали себя в роли разных людей, которыми управляют эмоции. Подумайте, какой куклой вам лучше быть. Сейчас я включаю музыку. Те куклы, которые могут двигаться сами, танцуют и веселятся. А марионетки стоят. Потому что ими может двигать только обида.

Если в группе есть дети, которые стояли, нужно для них повторить танец марионетки с более резкой музыкой, энергичными «дерганиями».

Вопрос: может, вы отпустите обиду, пусть она уходит, а вы сами будете легко танцевать?


Упражнение «Пускаем обиды по ветру»


Музыка для сопровождения.

А. Вивальди «Шторм»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится снимать напряженность от обид, «отпускать» обиды, чувствовать легкость положительных эмоций.


Внутри вас сидит большой-большой шар. Это ваша обида. Представьте обиду в памяти. Ощущаете боль в груди, ком в горле? Отлично, значит, обида на поверхности. Она хочет улететь от вас.

«А вот и ветер попутный для обиды. Нужно срочно догнать его! Наберите много воздуха и выдохните в догонку ветру!» Надавливаете на место локализации боли пальцем – желательно, в полную силу, – и начинаете понемногу растирать.

Данное упражнение желательно продолжить упражнением «Ласковый ветерок».


Упражнения для преодоления физической агрессии


Цель упражнений в данном разделе: научить ребенка выполнять простые упражнения, которые помогут справиться с наступающим гневом, управлять своими отрицательными эмоциями, не допустить перейти в стадию физической агрессии.

Упражнения могут проводиться в любой аудитории, не требуют специальных приспособлений, кроме аппаратуры для музыкального сопровождения. Контекст упражнения может меняться в зависимости от ситуации, в которой оно проводится. Основным в упражнениях является правильно подобранное музыкальное сопровождение.


Упражнение «Снежная баба»


Музыка для сопровождения.

Напряженная музыка: М. Мусоргский «Баба Яга»; П. Чайковский «Баба Яга».

Успокаивающая музыка: К. Дебюсси «Чудный вечер»; П. Чайковский «Сладкая греза»; П. Чайковский «Песня жаворонка»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять свои телом, «собирать его» и расслаблять.


Из этого упражнения можно сделать небольшую игру, катая при этом по полу воображаемые комья снега. Затем вместе с ребенком вы лепите снежную бабу, а ребенок ее изображает. Итак, «слепили дети во дворе снежную бабу. Красивая снежная баба получилась (нужно попросить ребенка изобразить снежную бабу). Есть у нее голова, туловище, две руки, которые чуть торчат в стороны, и стоит она на двух крепких ножках... Ночью подул ветер холодный-холодный, и стала наша баба замерзать. Сначала у нее замерзла голова (попросить ребенка напрячь голову и шею), потом плечи (ребенок напрягает плечи), потом туловище (ребенок напрягает туловище). А ветер дует все сильнее, хочет разрушить снежную бабу. Уперлась снежная баба своими ножками (дети сильно напрягают ноги), и не удалось ветру разрушить снежную бабу. Улетел ветер, наступило утро, выглянуло солнышко, увидело снежную бабу и решило ее отогреть. Стало солнышко припекать, и начала наша баба таять. Сначала стала таять голова (дети свободно опускают голову), потом плечи (дети расслабляют и опускают плечи), потом руки (мягко опускаются руки), потом туловище (дети, к а к бы оседая, склоняются вперед), а потом и ноги (ноги мягко сгибаются в коленях). Дети сначала садятся, а потом ложатся на пол. Солнышко греет, снежная баба тает и превращается в лужицу, растекающуюся по земле». Затем можно опять слепить снежную бабу по желанию ребенка.



Упражнение «Апельсин»


Музыка для сопровождения.

И.С. Бах «Кантата № 2», Л. Бетховен «Лунная соната»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять свои телом, уметь по желанию представлять положительные эмоции и ощущения.


Попросите детей представить, что к их правой руке подкатился апельсин, пусть они возьмут апельсин в руку и начнут выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8—10 сек.). Разожмите кулачок, откатите апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок), ручка теплая.., мягкая.., отдыхает... Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты), если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).




Упражнение «Сдвинь камень»


Музыка для сопровождения

С. Майкапар «Тревожная минута»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять свои телом, уметь по желанию расслаблять мышцы.


Попросите детей представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8—12 сек.). Затем нога возвращается в исходное положение; нога теплая.., мягкая . . , отдыхает.... Затем тоже самое проделывается с левой ногой.


Упражнение «Зайцы-барабанщики»


Музыка для сопровождения

Н. А. Римский-Корсаков. «Полет шмеля»

П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш"


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять свои телом, уметь по желанию расслаблять мышцы.


Педагог просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит. А кулачки напряженно стучат!. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».


Упражнение «Лев охотится, лев отдыхает»


Музыка для сопровождения

К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»; Моцарт «Колыбельная»


Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять свои телом, уметь по желанию расслаблять мышцы.


Звучит фонограмма (К. Сен-Санс, «Карнавал животных» ч. 1 «Королевский марш льва»). Детям предлагается изобразить львов всеми возможными способами: можно передвигаться по полу на четвереньках (львы идут на охоту, лежать на скамеечках или стульях (львы отдыхают в жаркий полдень, громко рычать, когда звучит соответствующая музыка - показываем руками, как лев раскрывает пасть. Когда отзвучит фрагмент, дается следующее задание: «Уставшие сытые львы, их детеныши ложатся отдыхать (на пол, либо «залезают на дерево» - скамеечку, свесив лапы, хвосты) Затем звучит спокойная тихая музыка (Моцарт «Колыбельная»). «Львы засыпают».

Первая часть упражнения дает выход энергии, накопившейся за время занятия, развивает активность, общую моторику. Создавая образ животного, ребенок имеет возможность творчески самовыражаться.

Вторая часть: релаксация, переход от активных действий к успокоению. В целом это упражнение повышает интерес детей к занятиям. Его всегда ждут и выполняют с особым энтузиазмом.


Упражнение «Воробьиные драки»


Музыка для сопровождения

К. Сен-Санс «Куры и петухи»

Комментарий: В ходе данного упражнения ребенок учится управлять свои телом, уметь останавливать агрессивные движения.


Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «крылышки» и лапки у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.











Заключение


Учёт особенностей младших школьников с ЗПР и применение на уроках музыки музыкотерапевтических упражнений позволяют более продуктивно проводить коррек­ционную работу по устранению и предупреждению агрессивных проявлений в поведении. В свою очередь, отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики проявления агрессии у младших школьников с ЗПР.






















Список литературы


Астафьев И.В. Музыка – и великая, и ужасная // Психологи https://www.b17.ru/article/classical_music_and_music_therapy/

Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Аст-пресс, 2015.

Белецкая Е. А., Иванова Т. И. Музыкотерапия как средство коррекции психологического здоровья детей младшего школьного возраста // Концепт. – 2014. – Т. 20. – С. 2996–3000.

Белко А.Ф. Музыка для восстановления. Сборник музыкотерапии / А.Ф. Белко. – М.: ЛитагентРидеро, 2014. – 73 с.

Бэк А. Когнитивная психотерапия расстройств личности / А. Бэк, А. Фримен. – СПБ: Питер, 2017. – 448 с.

Бреслав Г.М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: Метод.пособие для врачей / Г.М.Бреслав. - СПб: Комз­драв, 2014.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб: Питер, 2014.

Вайнер М.Э. Коррекция неконструктивного поведения школьников с помощью игры / / Началь­ная школа. – 2014. – № 1.

Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. (Науч. - исслед. ин-т дефектологии.Акад. пед. наук СССР). — М.: Педагогика, 2014. – 256 с.

Дубакова Е.В. Музыкотерапия: семинар-практикум для педагогов // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/seminarpraktikum-dlya-pedagogov-muzikoterapiya-kak-korekcionnoprofilakticheskoe-sredstvo-2502438.html

Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях ОУ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 1.

Еремина Н.И. Восстановительная коррекция психологического статуса детей из социально неблагополучных семей методом игровойвокалотерапии: дис. … канд. психол. наук. - М., РНЦ ВМ и К, 2009 - 133 с.

Игнатова Ю.А. Социально-эмоциональное развитие детей с задержкой психического развития // Сб. работ молодых ученых МШУ / сост. Н.М. Чалов. М.: МГПУ, 2001. - Выпуск 7.

Йокубаускайте И.К. Психологические особенности агрессивного поведения детей 7—9 лет с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Нижегород. гос. пед. ун-т. Нижний Новгород, 2006. – 24 с.

Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов / Н.Г. Комлев. – М.: Эксмо, 2018. – 672 с.

Королева Ю.А. Психологическое сопровождение младших школьников с задержкой психическо­го развития в условиях интеграции // Психология и педагогика: методика и проблемы практиче­ского применения: сб. материалов XV междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. С. С. Чернова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014.

Кушнерова Е.П. Музыкотерапия в коррекционной работе
с детьми с задержкой психического развития. –
URL: http://33.doutuapse.ru/delimsja-opytom/po-specialistov/

Марьянин Л. Музыкальная терапия. Что это такое? /Л. Марьянин // Тайны здоровья. – 2015. – № 415

Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами вразвитии и коррекционная ритмика / Е.А. Медведева. – М.: Юрайт, 2018. –
224 с.

Методы психологической диагностики агрессии и агрессивности школьников: Учебно-методическое пособие / Сост Л.В. Шипова. – Cаратов, 2016. –56 с.

Николаева Е.И., Меренкова В.С. Психологические и психофизиологические механизмы влияния качества ухода за ребенком на его здоровье // Вопросы психологии. 2015. Т.36. №3. С.52-59.

О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/

«Об образовании в Российской Федерации»: ФЗ от
29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 25.12.2018)
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

Обобщение опыта работы по здоровьесбережению учащихся в образовательном процессе посредством музыкотерапии URL: https://pandia.ru/text/80/073/23010.php

Перлз Ф. Теория гештальт-терапии / Ф. Перлз. – СПб, 2015. –
320 с.

Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. - СПб: Речь, 2014.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития / Под.ред. А. Бабурина. – М.: Просвещение, 2017. – 145 с.

Психологический словарь. / Под.ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-пресс, 2016.

Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков; под редакцией Пидкасистого П.И. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016г. –
544 с.

Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 2016.

Сахарова Ю.В., Михальчук Т.А. Эффективность применения музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (на примере МБУДО «Центр радуга» г. Волгодонска) // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/67494

Соколова Е.В. Систематика задержки психического развития у детей / Е.В. Соколова // Логопед. – 2018. – № 1.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" // Российская газета. – 2015. – № 6693 (122).

Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения / И.В. Сычевич // Дефектология. – 2018. – № 3.

Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психиче­ского развития / Р.Д. Тригер // Дефектология. – 2013. ­– № 5.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 https://base.garant.ru/70862366/

Фрейд З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. – М.: Азбука, 2015.
– 480 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструкции. – М.: АСТ, 2017.
– 736 с.

Шамарина Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР / Е.В. Шамарина, Е.Е. Чернухина. – М.: Книголюб, 2016. – 208 с.

Шевченко Ю.С. Музыкотерапия / Ю.С. Шевченко // Ассоциация Музыкальных Психологов и Психотерапевтов http://www.ampp.ru/Shevchenko_music_therapy.html

Шушарджан С.В. Музыкотерапия: история и перспективы. - М.: Клиническая медицина, 2000.

Шушарджан С.В. Современные методы музыкальной терапии и эффекты, возникающие при воздействии музыкой и различными акусти­ческими сигналами на организм человека // Тра­диционная медицина. Восток и Запад. - 2005. - Т. 2. - №>2. - С. 23-29.

Эволюция психотерапии: Сборник статей. Т. 2. Осень патриархов: психоаналитически ориентированная и когнитивно-бихевиоральная терапия / Под ред. Дж.К. Зейга / Пер. с англ. – М., 2016. – 416 с.

Якименко Г.М. Музыкотерапия как метод психокор­рекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/

Якименко Г.М. Опыт работы по теме: «Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста» URL: https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-teme-muzykoterapija-kak-metod-psihokorekci-yemocionalnyh-narushenii-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.