12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Ершова Ольга Владимировна48
0

Творческая работа «Сеять разумное, доброе, вечное...»

Алтайский край

Краснощековский район

МКОУ «Верх-Камышенская СОШ»

«Сеять разумное, доброе, вечное…»

Номинация

« Моя педагогическая династия»

Ершова

Ольга Владимировна

Верх-Камышенка

2014г

В селе ты не просто порядочный житель,

У всех на виду твоё имя – учитель!

И спрос с тебя строгий, и честь высока,

И ноша твоя на миру нелегка…

Кого по головке погладил рукой,

Какою походкою шёл ты домой –

Ничто не уходит от взора людей,

И это понятно: ты совесть детей!

Труд учителя издавна люди считали благородным, нужным, приносящим человеку и человечеству огромную пользу. У учителя чаще, чем у представителей других профессий, есть уникальная возможность передать другим людям свои знания, опыт, частичку своей души, повториться в своих учениках и в своих детях. На Руси издавна считалось хорошей доброй традицией, если отец передавал свое дело сыну, создавались целые трудовые династии людей разных профессий.

Не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома.

Жизненное кредо учительских семей - "Светить, любить, творить, зажигать. Не останавливаться на достигнутом, идти в ногу со временем, любить и уважать детей, находить свою изюминку в каждом деле".

Великая русская актриса Фаина Раневская когда-то сказала, что нельзя научиться трём профессиям: врача, учителя и артиста. Разве можно научить любить детей? Нет, не своего ребёнка, а тех девчонок и мальчишек, которых ты должен научить читать и писать, тех, кто, может быть, не всегда прилежен, умен и послушен. Любить детей, дано не всем... Счастлив тот человек, который построил дом, посадил дерево, вырастил сына и оставил яркий след на земле своими добрыми делами.

Учитель - это стиль, это образ жизни, а не профессия. Задача педагога - нечто больше, чем просто передать некую сумму знаний. Показать, каким может быть нормальное человеческое общение. Профессия учителя продолжает быть самой нужной на земле. Здесь ничего не изменилось. Человек представляет собой единство души и тела, и именно с ними имеют дело Учитель и врач. Давно известна простая педагогическая истина: ученика воспитывают не предметы, а личность учителя. Каждый урок - это путешествие в неизведанные миры, где дети чувствуют себя первооткрывателями. Учитель - самая благородная профессия. Учитель должен уметь успокоить их, дать им понять, что они находятся в школе, а не в детском саду. Также учителя сталкиваются с другими сложностями: старшеклассники уже имеют свою точку зрения, и учителям приходится разговаривать с ними, считаясь с их мнением. И не важно, что учителя бывают разными. Главное, что каждый Учитель делает. Он учит детей жить. Учит их хорошим манерам. Педагогический талант, терпение и любовь к детям, уважение к коллегам -отличительные черты замечательных преподавателей. Школа - это не только здание и стены. Настоящей школой ее делают учителя, потому что они создают атмосферу добра, тепла и любви. Он волшебник? Он нужен школе, потому что без него нельзя учиться? Красивый, умный, добрый и очень ,очень ласковый? Он существует, чтобы учить детей уму? чтобы мы и дети всего мира развивали свой мозг? чтобы мы были мирными и работали в согласии? Он в первый раз прощает, а потом уже ставит двойки, тройки, но единицы — никогда!? Учитель — самая лучшая профессия в мире? Не щадя себя, дает нам те знания, которые у него накопились? Всю жизнь учитель незримо идет рядом с детьми, во всем хорошем, что они делают, есть частица учительского труда. Именно поэтому профессия учителя – одна из самых важных на земле. Но что значит быть учителем?  Это значит, каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность за них, верить в них и учить их верить в себя.  Главное качество учителя – это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. 
А главное дело учителя – развивать богатство детской души, помочь стать ребенку личностью. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, "только личность может воспитать личность".  
Профессия учителя всегда была достойна уважения и почета. Такой она останется и в школе будущего, в которой будет востребован ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ! Мне повезло, я являюсь членом семейной педагогической династии Ершовых.

Семья Ершовых

Профессиональная родословная семьи Ершовых - хотя и не претендует на звание самой длительной или самой разветвленной, но все же оказывается связанной с ключевыми событиями, происходящими в нашей стране

Летопись педагогической династии Ершовых стоит начать со старинного документа, бережно хранимого в семейном архиве:

« Ершов Иван Александрович в 1938 г окончил Рубцовское педагогическое училище и прошедший установленный испытательный срок педагогической работы в школе, удостоен , на основании постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР .о введении персональных званий для учителей от 10 апреля 1936 года, звания УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Общий педагогический стаж учителей династии Ершовых составляет более 235 лет. Это неустанный педагогический труд этой замечательной семьи, посвятившей свою жизнь (полностью или частично) преподавательской деятельности, работе с подрастающим поколением. Среди представителей династии есть учителя начальных классов, русского языка и литературы, математики, физики, истории, химии и биологии.

Можно с уверенностью сказать, что учителя династии Ершовых передавали свои знания тысячам ребят. И главный итог их деятельности - это светлые воспоминания учеников о любимом школьном учителе.

А теперь обратимся к генеалогическому древу семьи Ершовых и познакомимся с представителями династии.

Основатели династии

Ершов Иван Александрович и Ершова Полина Степановна

Иван Александрович(1918-2001г) и Полина Степановна (1919-2013г) Ершовы являются основателями этой большой педагогической династии, каждый представитель которой, личность со своей непростой судьбой и стремлением воспитать хорошего человека, дать ему необходимый багаж знаний.

Ершов Иван Александрович, проработал 40 лет учителем физики в Верх-Камышенской средней школе. Удивительный это был человек, до глубины души влюбленный в свой предмет. Древнегреческий философ Луций Сенека говорил: «Наставник должен вырастить ученика умнее себя». И Иван Александрович действительно учил детей не просто работать, а все делать красиво и качественно, учил их трудолюбию, мастерству, уважению к профессионализму.

Иван Александрович родился 5 января 1918 года.   В 1938 году Иван Александрович окончил Рубцовское педагогическое училище.

1 сентября 1938 года его назначают на должность учителя математики в Чарышскую школу. Иван Александрович Ершов был хорошим учителем, умел и любил работать с детьми, отдавая им частичку своей души. Лучшие черты своего характера - доброту, трудолюбие смог привить детям.

В 1940 г Ивана Александровича призывают в ряды РККА. Военную присягу Иван Александрович принял 1 мая 1940 года. Иван Александрович служил в составе 637 стрелкового полка разведчиком.

В 1946 году Иван Александрович принят на работу в Верх-Камышенскую школу учителем математики 5-7 классов

Именно в этот период его пути пересеклись с Полиной Степановной Волченковой.

Родилась она 14 сентября 1919 года в семье Волченкова Степана Ивановича и его жены Марфы Касьяновны.

В 1939 году Полина окончила Барнаульское педагогическое училище. По окончании училища она поступила учительницей в Жилинскую начальную школу Косихинского района. В 1941-1942 году Полина Степановна работает учителем русского языка и литературы в Червовской НШ.

В 1943 году Полина Степановна переезжает в Краснощековский район и работает инспектором РОНО .

1943-1944 г Полина Степановна учится Одесском учительском институте ,который был эвакуирован в Байрам Али (Туркмения). Приехав на каникулы в Верх- Камышенку в 1944 г, Полина Степановна не смогла вернуться в институт для продолжения обучения и остается работать в родном селе учителем литературы.

Велик был авторитет школы среди населения. Со своими неполадками, удачами и неудачами, со всеми вопросами люди шли в школу, к учителю, как к верному другу и мудрому советчику. Жители уверовали в силу знаний, которые несла с собой школа.

Полина Степановна преподавала русский язык и литературу. Ребята из её классов отличались особой пытливостью ума и самостоятельностью суждений. Они ничего не принимали на веру, до всего старались докопаться сами, не ограничиваясь только тем, что давала программа, а старались заглянуть дальше. Отличались исключительным трудолюбием, стремлением выполнить работу аккуратно и добросовестно. Работы всех, как одного, исполнялись исключительно чисто, аккуратно, были записаны правильным каллиграфическим почерком учителя литературы.

(Из воспоминаний ученицы Полины Степановны)

«…Кто-то сказал, что люди подобны рекам. И что, какой силой будут обладать эти реки, зависит от их истоков, от начала. А в начале любой человеческой жизни всегда присутствует Учитель, дающий нравственный исток. Я до сих пор помню невероятные чувства, посещавшие меня на уроках литературы, мир эмоций, звуков и даже запахов. Для меня все исчезало, время останавливалось, и казалось, что в мире, кроме учителя никого нет. Эти ощущения до сих пор хранятся в глубине моей памяти. На уроке я могла представить себя летним ветерком, который ищет приют в колыбели мира, я была то Ассолью, то Марией Болконской, то одной из тургеневских девушек... Картинки сменяют одна другую, и в следующий момент я уже учительница. Вот я впервые вхожу в класс к ученикам и испытываю непреодолимый страх. Он тугим ободом сковывает меня изнутри. Я стою и не могу выговорить и слова. Дети тоже чего-то ожидают, и я точно знаю, что сейчас у меня один из самых решающих моментов в жизни. Я уже почти готова бежать сломя голову, но в сознании вдруг тихим шепотом раздаются Полины Степановны : "Перед детьми всегда надо быть честной и откровенной. С ними нужно общаться на уровне души". Она оказалась права, сколько раз её слова помогали мне. Дети видят душой. Мой первый урок прошел, и я видела по глазам детей, что они остались довольны.»

Однажды русский историк Василий Осипович Ключевский сказал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Она была именно таким «хорошим преподавателем», до самозабвения любившим учеников и свой предмет.

Полина Степановна не применяла никаких новомодных технологий – она давала прочные знания, такие, которые остаются с человеком на всю жизнь. Ее уроки были непохожими один на другой, главной технологией» было слово. Но какое! Только она могла говорить так, что, затаив дыхание, сидели даже самые отъявленные хулиганы. Она была для нас образцом для подражания во всем: манере одеваться, говорить, улыбаться. Было стыдно появиться перед ней в расхлябанном виде, непричесанным, хотелось все время стать лучше. 

Ершовы составляли счастливое сочетание. Полина Степановна создавала прочный фундамент из таких краеугольных камней, как трудолюбие, стремление добросовестно исполнять работу, будила пытливость ума, развивала самодеятельность суждений и многие другие качества. Иван Александрович строил свою работу с классом на прочной основе, он с большим мастерством умел образно, просто, наглядно раскрыть суть каждого вопроса, обладал великим даром художественного рассказа. Любое воспоминание о нем ученики сопровождают словами «любимый преподаватель», отмечая и ум, и образованность, и мягкий юмор, и умение видеть исторических личностей как живых людей с их достоинствами и слабостями. Ершова Полина Степановна отмечена званием «Ветеран труда», многочисленными Почетными грамотами и благодарностями, награждена значком «Отличник народного просвещения»

Ершовы своим трудом убедительно доказали, только тот педагогический коллектив, в котором бьется творческая мысль, может рассчитывать на то, что из стен их школы выйдут люди, способные мыслить, создавать, творить; - только в той школе, где между членами учительского коллектива сложились доброжелательные, истинно товарищеские отношения с готовностью в любой момент прийти на помощь друг другу, можно рассчитывать на успех в работе; - только в таких условиях, в которых ученический и учительский коллектив составляют единое целое, в котором ученик в лице учителя встречает мудрого справедливого друга». Эти мысли как никогда актуальны и сейчас. Это были замечательные годы, полные общения с интересными людьми, которые были рядом, с учениками, которым Полина Степановна давала путевку в жизнь.

В семье Ершовых родились три сына - Владимир, Александр, Николай.

Очень много душевных сил, времени требовалось для воспитания детей. Семья была большая , а время непростое. Полина Степановна - человек с сильным характером, очень деятельным, умеющим собраться в тяжелую минуту, зажигающим своей энергией других Хорошо известна истина: великое счастье для родителей, когда дети идут той же дорогой, продолжая начатое дело. По стопам родителей пошел младший сын - Николай. И огромную роль в этом сыграла атмосфера доброжелательности, уважения старших к младшим, взаимопомощи, царившая в семье. Глубокий след в душе детей оставляли рассказы мамы и папы о школе, о работе с детьми. Много вечеров большая семья проводила за круглым столом в беседах, где главной темой, конечно же, были дети. Николай, окончив школу, выбрал профессию учителя физики.

Николай родился 1 января 1957 года. Вопрос о выборе профессии после окончания школы перед ним не стоял: пример родителей всегда был перед глазами. В 1974 году он поступил в Барнаульский государственный педагогический институт на физический факультет. В 1978 году Николай Иванович окончил институт по специальности учитель физики по распределению был направлен в Верх-Камышенку.   Свой первый самостоятельный урок он провел в новой школе .

В своих воспоминаниях Николай Иванович с большой теплотой вспоминает те годы: «Можно себе представить, с каким душевным трепетом я, молодой учитель переступал порог школы ,в которой более 40 лет проработали мои родители. Мучили сомнения: справлюсь ли с работой, смогу ли оправдать доверие? Но как только я вошел в коллектив, поближе познакомился с членами его, все сразу встало на свои места. Постепенно исчезала робость, неуверенность. Как-то незаметно для себя я почувствовал себя равноправным членом коллектива.

Объединяла всех общая работа, внеклассная и по предмету, работа, которая всегда носила пусть в небольших масштабах, но обязательно творческий характер. В ней со своими предложениями участвовали все (и ученики, и учителя) на равных правах, работа захватывала нас настолько, что мы не замечали времени, затраченного на нее. Она была не обязанностью, не долгом и исполнялась не потому, что была пунктом плана. Такая работа была органической потребностью, она освещала жизнь особым светом, приносила радость, удовлетворение. Безусловно, были и неудачи, огорчения, и собственные промахи, ошибки, просчеты (и их было немало), но они не оставляли в душе чувства безысходной тяжести, пустоты, не заставляли отступать, опускать руки, а рождали хорошую закалку, желание добиться своего.»

В настоящее время много говорится о проблемах школы (в широком смысле), непрерывно следуют попытки что-то в ней реформировать и улучшать. При этом оказывается не снятым самое главное противоречие классно-урочной системы – ученику не хватает предметного общения с учителем – можно доказать количественно ,что один учитель в принципе не способен обеспечить информационные запросы всех учеников при активных формах обучения. Отсюда неизбежным оказывается обращение к информационным образовательным технологиям как единственно возможному решению, позволяющему снять обозначенное выше противоречие. Необходим научный поиск педагогически и физиологически оправданных методов применения информационных средств в образовательном процессе. В 1996 году Николай Иванович награжден значком «Отличник народного просвещения»

Я, Ершова Ольга Владимировна ,в 1978 году окончила физический факультет БГПИ , но 33 работала учителем начальных классов, с 2010 работаю завучем школы. В качестве отступления: Я никогда не играла в «школу». Просто с третьего класса стала действующим лицом существовавшего в то время принципа: «Знаешь сам – научи другого, понял сам – объясни другому». Наша учительница, Александра Александровна, дала мне поручение –проверять арифметику у одноклассников, сидевших в одном ряду со мной. Вероятно, это было начало.

(из воспоминаний выпускников 1997 года) «… Первый учитель – разве можно забыть его! Прошло много лет, как мы пришли первый раз в первый класс. Нас встретила чудесная женщина – Ершова Ольга Владимировна. Трудно передать словами какой это удивительный человек, сколько в ней доброты, нежности к детям. Ребята нашего класса очень гордились тем, что у нас такой Учитель – учитель от Бога, хороший психолог, наставник и старший друг. Она учила нас не только читать и писать, учила вежливому обращению и вниманию к старшим, учила нас быть человеком. Детская душа желает делать открытия, и Ольга Владимировна помогала каждому ученику ,, открывать знания” на каждом уроке, учила рассуждать, вести диалог. Конечно, наш беспокойный класс доставлял ей достаточно волнений, но она всегда с вниманием и пониманием относилась ко всем нашим проблемам. Она прекрасный педагог – объективный и справедливый, решит любую проблему.

Ольга Владимировна делала все для того, чтобы ребенок в школе чувствовал себя комфортно, чтобы ему хотелось сюда приходить не только за знаниями и оценками, но и за общением, дружбой, заботой и человеческим теплом. Сплотили нас внеклассные мероприятия, которые проводил наш учитель. В старших классах наш класс был дружным и одним из сильных в учебе. И все это заслуга нашей первой учительницы, ведь именно она создала работоспособный коллектив, в котором всегда могли помочь тому, кому трудно и порадоваться успехам товарищей.

Ольга Владимировна и сегодня занимается своим привычным делом, выводит в люди таких же непосед, какими были мы. В одном стихотворении Роберта Рождественского есть строка ,, Учитель – это профессия дальнего действия, главная на Земле!” Как это верно!»

(Из аттестационных материалов) В 1996 году Ольга Владимировна награждена значком «Отличник народного просвещения», в 2012 году была награждена юбилейной медалью Алтайского края.

В 2013 году Ольга Владимировна приняла участие в Краевой Эстафете родительского подвига «Согрей теплом родительского сердца» и заняла в номинации «Семейные династии 3 место за ответственное родительство, достойное воспитание детей, сохранение и приумножение семейных традиций и духовных ценностей.

Учителем математики в Верх-Камышенской школе 28 лет работала племянница Ершовой Полины Степановны-Пичугина (Волченкова) Зинаида Павловна.

Зинаида Павловна прекрасно знала свой предмет, в совершенстве владела методикой преподавания математики, ее уроки всегда были полны творчества, проходили целенаправленно, при высокой активности учащихся. Зинаида Павловна добивалась сознательного усвоения материала, требовала умственных и волевых усилий, учила аргументированному обоснованию своих решений, добросовестно выполняла свою работу, очень любила своих воспитанников, была награждена медалью «Ветеран труда».

Внучки Ершовой Полины Степановны - Гладких (Волченкова)Мария Ивановна и Заркова (Черных)Татьяна Васильевна выбрали профессию учителя. Мария Ивановна 27 лет проработала учителем химии и биологии в Платовской школе Ключевского района. Татьяна Васильевна преподает русский язык и литературу в школе №137 г.Новосибирска. Цитата из представления Зарковой Татьяны Васильевны в аттестационную комиссию: «Татьяну Васильевну характеризуют такие профессиональные качества как: интерес и любовь к детям, увлеченность своей работой, дисциплинированность, педагогический такт и оптимизм, справедливость и сдержанность. Владеет высоким уровнем знаний по основам преподаваемых наук. Обладает высокими нравственными качествами, ответственно и творчески относится к порученному делу, умеет четко без потерь времени подготовить и провести урок, мероприятие.

Дети Ершовых Николая Ивановича и Ольги Владимировны-

Лариса Шевченко(Ершова) 1990 г.р. окончила с «красным» дипломом экономический факультет АГУ работает по специальности Антон 1995 г.р. окончил ФИТиБ АлтГТУ по специальности «Прикладная информатика в экономике» работает по специальности.

Александр1995 года рождения окончил энергетический факультет АлтГТУ работает по специальности.

Муж Ларисы-Шевченко Валерий Владимирович окончил Алтайский государственный медицинский университет в 2002 году. С 2002 г. по 2003 г. прошел обучение в интернатуре по специальности инфекционные болезни на кафедре инфекционных болезней АГМУ. С 2003 г. по 2004 г. работал врачом инфекционистом МУЗ «Городская поликлиника №9» , г. Барнаул. Далее с 2004 г. по 2007 г. обучался в аспирантуре на кафедре инфекционных болезней АГМУ. С 2007 года работает старшим преподавателем на кафедре эпидемиологии Алтайского государственного медицинского университета. Преподает эпидемиологию и инфекционные болезни студентам ВУЗа и курсантам ФУВа.

В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме «Психосоматический статус больных вирусными гепатитами В и С на стационарном этапе лечения» в Военно-медицинской Академии им. С.М. Кирова (г. С-Петербург). В 2013 г. прошел обучение по программе «Основы педагогической деятельности преподавателя высшей школы» в ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет», г. Барнаул.

С 2011 г. является главным внештатным специалистом по инфекционным болезням Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности. С 2011 г. входит в состав Краевой экспертной группы по социально значимым заболеваниям и в состав Координационного совета по ВИЧ-ассоциированному туберкулезу.

Автор более 50 научных работ посвященных актуальным вопросам инфектологии, 12 учебных пособий для студентов, интернов, ординаторов и практикующих врачей.

Подрастают правнуки Ивана Александровича и Полины Степановны – Егор, Евгения ,Виктория, Полина , Иван.

 

Мудрые люди когда-то провозгласили: «У человека два колена. Одно колено преклони перед своим исцелителем, другое - перед учителем». Профессия учителя вечна, пока есть общество, есть и учителя». Представители педагогической династии Ершовых сеют разумное, доброе, вечное. У нас много планов на будущее. Я думаю, самое страшное – увериться в том, что все знаешь, все умеешь, все понимаешь. Учиться всю жизнь, не останавливаться на достигнутом, сомневаться, искать новые ответы на старые вопросы: как лучше объяснить новую тему? как подарить радость каждому ребенку? достаточно ли моих знаний, чтобы не бояться возражений учащихся? Эти вопросы заставляют постоянно работать над собой. А щедрые детские сердца дарят доверие и признательность. Заинтересовать, заворожить, окружить теплом своей души, чтобы воспитать, не упустить, направить по верному пути. Вы спросите, для чего это нужно? Чтобы прежде всего уважать себя, а уважать себя невозможно без уважения к своей работе и отдачи, которую получаешь от своего труда. А достичь успеха можно лишь в том, что ты любишь. 
 

Источники :

1. Материалы личного архива Н.И. Ершова.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.