12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Русанова Мария Анатольевна18

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Физико-математический лицей – интернат»






Система воспитательной работы в ученическом коллективе

«Мы – вместе!»


Методическая разработка



























Сыктывкар, 2019



Содержание

Введение

Нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность классного руководителя.

Концептуальный педагогический анализ собственного опыта.

2.1. Ведущая педагогическая идея воспитательной системы.


2.2. Теоретическая основа создания воспитательной системы


Особенности планирования работы


Педагогическая диагностика


Формирование классного коллектива


Взаимодействие с родителями


Результаты реализации воспитательной программы.


Заключение


Приложение


Литература



















Введение

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо всем известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в наше время. Сегодня в нашем обществе происходит немало негативных процессов: кризис социальной системы; социальная напряженность; экономическая нестабильность; ухудшение экологической обстановки; изменение ценностей в обществе приводит к снижению воспитательной функции семьи. Во многих семьях недостает духовной близости между родителями и детьми.

За последние годы наблюдается и снижение воспитательной функции школы. В «Концепции модернизации Российского образования» подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Целью воспитания школьников должно быть создание условий для формирования и развития личности, высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности, которыми должен сегодня руководствоваться классный руководитель и которыми должна быть наполнена его воспитательная система.

Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” (проект “Наша новая школа”).

Своеобразный ответ на вызовы времени, его проблемы, в котором происходит, прежде всего, становление индивидуальности, свободной личности гражданского общества, а затем уже и личности мира рыночной экономики - это компетентностный подход в образовании.




1. Нормативно-правовая база

регламентирующая деятельность классного руководителя


Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов.

В организационно-педагогической основе работы классного руководителя лежат нормативно-правовые документы.

Законодательные акты:

Конституция Российской Федерации.

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 22.08.2004г. № 122-ФЗ.

Конвенция о правах ребенка.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»

Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010г.

Нормативные документы и ведомственные акты:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Приложение к письму Минобразования России от 31 января 2001 г. № 90/30 16 «О взаимодействии образовательного учреждения с семьей».

Приложение к письму Минобразования России от 21 июня 2001 г. № 480/30-16 «Организация деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 03.02.2006 г. № 21 «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений».

Нормативно-правовой и документальной основой примерной программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. В соответствии со Стандартом, Концепция и Примерная программа воспитания и социализации обучающихся являются основой для формирования структуры основной образовательной программы основного общего образования.


2. Концептуальный педагогический анализ собственного опыта


2.1 Ведущая педагогическая идея


Опыт прошлых лет показывает, что ни один гениальный план воспитательной работы не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для проявления реализации и самостоятельности её участников.

Работая по реализации целевых программ лицея и накапливая свой собственный опыт работы с классом, появилась необходимость создания целостной системы воспитания, в основе которой лежит идея: помочь ребенку реализовать свои возможности. Для этого, между педагогами, родителями и ребенком, устанавливались взаимоотношения, которые способствовали его развитию. Поэтому, основными направлениями моей воспитательной системы являются:

Формирование позитивных, личностно значимых качеств личности;

Организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

Использование важнейшей социальной функции – общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования здоровой, нравственно ценной личности;

Формирование многосторонних отношений, основанных на общечеловеческих ценностях к окружающему миру: обществу, природе, труду, науке, культуре, себе.

Основные взаимодействующие компоненты воспитательной системы:

Совокупность идей, мотивов и установок;

Воспитательная работа (принципы, содержание, педагогические технологии)

Субъекты деятельности: педагогический и ученический коллективы, а также родители обучающихся и лица, и организации, сотрудничающие с лицеем;

Механизмы взаимодействия школьной воспитательной системы с социумом;

Таким образом, была определена следующая цель создания воспитательной системы: формирование и наиболее полное развитие личности с устойчивым поведением, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и самоопределению в социуме. Базовый психолого-педагогический механизм достижения поставленной цели - создание благоприятных условий для реализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

Помочь учащимся развиться не только интеллектуально, физически, но и духовно; реализовать интересы и склонности: выработать личные нравственные убеждения.

Создать условия для формирования навыков осознания себя и другого – уникальной и полноправной личностью, со своими ценностями.

Научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу.

Развивать навыки коммуникации, рефлексии, творческого самовыражения.

В основе воспитательной системы лежат следующие принципы:

Принцип комплексного подхода и сотрудничества.

Принцип гуманизации воспитания.

Принцип целостности воспитывающей среды, взаимодействия природных, социальных и культурных процессов, традиций в семье, лицее, городе.

Принцип управляемости и целенаправленности.

Ключевой принцип – идея сотрудничества детей и взрослых.


2.2. Теоретическая основа создания воспитательной системы

Теоретической основой созданной воспитательной системы являются взгляды ученых В.А. Караковского («Системное построение процесса воспитания»), Н.Е. Щурковой («Формирование образа жизни, достойной Человека»), также Л.И. Новиковой, И.П. Иванова, Е.А. Ямбурга, у которых воспитание рассматривается как целенаправленное управление процессом развития личности. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства.

Одной из наиболее интересных и значимых для меня является воспитательная система Александра Тубельского. «Школа Тубельского» – одна из самых известных в России и в мире демократических школ, имеющая свою конституцию. Главная идея школы самоопределения заключается в том, что у ребенка должен быть внутренний стержень, осознание себя как личности. Он сам определяет свои поступки и несёт за них ответственность, учится жить с другими людьми, уважая себя и других. Накопление знаний, развитие талантов – всё это имеет смысл, если есть этот внутренний стержень. Большое значение придаётся творчеству. Обучение идёт в индивидуальном темпе. Детям нужно жизненное пространство – играть, развиваться, отдыхать.





Особенности планирования воспитательной работы


Прежде чем планировать свою воспитательную деятельность, я как классный руководитель четко определила свои функции:

1. Организация процесса индивидуальной работы с обучающимися, их персональное сопровождение в образовательном пространстве.

2. Координация поиска информации для самообразования.

3. Создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения.

4. Совместно с обучающимися распределение и оценивание имеющихся у них ресурсов для реализации поставленных целей.

5. Организация взаимодействия обучающихся с учителями и др. педагогическими работниками.

6. Способствование наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающихся.

Система воспитательной работы в ученическом коллективе осуществляется путем реализации воспитательной программы «Ступени».

В качестве главного ориентира воспитательной программы было выбрано направление - сотрудничество классного руководителя с родителями, как средство формирования уклада класса. Самое высшее и лучшее проявление любви на земле – это всеобщее сотрудничество, взаимное дополнение друг друга, умение понять и помочь. Как утверждает Симон Соловейчик: «Сотрудничество – одно слово, но оно содержит в себе, если вдуматься все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве и можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают – поле сотрудничества с людьми.

Важную часть взаимодействия родителей и учащихся класса составляет практическая, совместная деятельность детей, родителей, классного руководителя (праздники, игры, конкурсы, соревнования, марафоны, акции, проекты).

Уклад школьной жизни моделирует пространство культуры с абсолютным приоритетом устойчивых, традиционных нравственных начал. Нравственный учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность. Система ценностных установок личности осознаваема ею и всегда индивидуальна. В процессе нравственного самоопределения пробуждается самое главное в человеке – совесть – его нравственное самосознание. Предпочтение в системе образования в настоящее время отдается воспитательному аспекту, который должен быть интегрирован в общий процесс обучения и развития и стать органичной составляющей педагогической деятельности, стратегию своей деятельности. Планирование работы осуществляется совместно с детьми и их родителями. Чтобы выяснить требования, пожелания и тревоги родителей за ребенка, я обычно провожу анкетирование. Работая со старшими школьниками, уделяю большое внимание самостоятельному определению детьми основных дел и мероприятий. Они самостоятельно выбирают тематику классных часов, опираясь на свои интересы и потребности. Так, в 2010 году возникла идея реализации совместного проекта «Дороги, которые мы выбираем». Данный проект разработан на 2 года (для учащихся 10-11 классов), состоит из 3 этапов:

1. Профессиональная диагностика. Целью которого является изучение характерных особенностей личности: потребностей, ценностных ориентаций, интересов, способностей профессиональной направленности.

2. Профессиональное просвещение и профессиональная консультация.

Имеет своей целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

3. Профессиональное воспитание.

Ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства.

Одним из значимых компонентов профессионального самоопределения является развитие интересов учащихся в различных сферах профессиональной деятельности. Выпустив 11 класс, в настоящее время я руковожу 8 классом. Когда принимаешь детей в 8 класс, то невольно встает проблема, как помочь детям адаптироваться к новым условиям, к новому образовательному учреждению, к новым требованиям. Приходится приложить много сил и стараний, чтобы создать дружный, слаженный коллектив, то есть создать свой уклад жизни класса. Порой одному учителю эта задача не под силу. Учёба, воспитание и развитие учеников – это совместный труд педагогов, родителей и самих учеников. Определив главную задачу - создание оптимальных условий для максимального развития таланта и способностей ребёнка с одной стороны, а с другой – сохранить его душевное спокойствие и комфорт внутри детского коллектива, одним из приоритетных направлений считаю – сотрудничество, в широком смысле этого слова. Таким образом, в этом учебном году разработан социальный проект «Знакомьтесь, это мы!». Проект состоит из трех этапов. Сроки реализации 2012 – 2013 учебный год.




4. Педагогическая диагностика классного коллектива


Успешное решение наиболее острых учебных проблем и задач невозможно без тщательной работы по изучению и всестороннему развитию личности каждого учащегося. Какой ребенок находится передо мною? Каковы его жизненные ресурсы? С какими трудностями он может столкнуться? Как недостатки ребенка превратить в отправные точки его жизненных побед? Как найти ключ к взаимопониманию и взаимосотрудничеству? Эти вопросы я задаю себе, когда подбираю методики изучения и способы коррекции развития личности каждого ребенка в классе.

Для того чтобы лучше узнать учеников в классе (а, следовательно, помочь им, к примеру, "влиться" в коллектив!), составить объективное мнение о каждом из них, используется анкетирование учителей, учащихся и их родителей, психолого-педагогическое тестирование, методы групповой и индивидуальной самооценки.

Результаты психодиагностики: выяснение познавательных мотивов учащихся, установление типов мышления, видов эмоционально-волевой сферы, социального статуса и сплоченности детского коллектива. Такие результаты дают мне возможность более точно определить цели и задачи работы с классом, выявить приоритетные направления развития и самоосуществления личности школьника. По результатам психодиагностики составляю сводные таблицы, схемы и диаграммы, с помощью которых отслеживаю динамику развития классного коллектива. Информация, полученная в процессе исследования, пополняет папку достижений: «Портфолио учащегося» и «портфолио класса», которая содержит материал, касающийся личности ребенка, его увлечений, индивидуальных особенностей, а также программу развития и взаимодействия с ним.

Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Я убедилась в том, что система таких исследовательски-педагогических действий помогает выполнять поставленные задачи, которые сформулированы в имеющейся нормативно-правовой базе. Работая с классом, стараюсь проводить всестороннее исследование каждого ребенка. Результаты проведенной диагностики вносят определенные коррективы в планируемую воспитательную работу. Кроме того, они позволяют наиболее эффективно проводить индивидуальную работу с детьми. Обычно это доверительные беседы, при проведении которых ребенок "раскрывается", делится своими проблемами. Для меня это очень важно, ведь только при откровенном сопереживании я могу ему помочь посмотреть на проблему с другой стороны, найти способ ее решения. Иногда при такой беседе происходит обмен мнениями по тому или иному вопросу. В любом случае, независимо от причины беседы, она носит обучающий характер. Ребенок накапливает опыт общения, учится адекватно и спокойно смотреть на сложившиеся ситуации и анализировать их.

В зависимости от индивидуальности ребенка, использую в работе помощь психолога, социального педагога школы, родителей, администрации школы.

Изучив ребенка, пытаюсь найти для него занятие в общественной жизни класса. Это позволит ему испытать чувство сопричастности к коллективу и понять свою значимость для него. На мой взгляд, это очень важно для подростка. Венгерский психолог Г. Элемер в своей книге «Удивительная страна» пишет: «Она (страна) наполнена особенностями, чудесами и странностями. Жители страны то очень веселые и шумные, то вдруг боязливые и беспомощные; иногда сомневающиеся и не верящие в себя; очень часто слишком самоуверенные и спесивые; иногда, то очень скромные и замкнутые, то невыдержанные и нахальные. Главным образом они жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с детьми, а старались бы их признать, как уже молодых людей…».

Да, недаром этот возраст иногда называют трудным. Подросток звонит во все колокола и требует признания его прав на взрослость. И нужно уважительно отнестись к его стремлению стать взрослым, помочь войти в «наш» мир, освоить его. Поэтому в отношениях с детьми соблюдаем следующие правила:

1. Проявление уважения к личности ребенка.

2. Принятие его личных целей, запросов, интересов.

3. Проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка.

4. Предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы. Необходимо понимать, что ребенок не может знать все. Если он хочет сделать выбор самостоятельно, дайте ему несколько советов. "Он выбирает один и, совершив его, оценит сам" (Я. Корчак "Как любить детей").

5. Ориентир на потенциально возможные успехи ребенка. Необходимо ставить его в положение, наиболее приемлемое и комфортное для него, следить за его успехами и всегда поощрять его и поддерживать.

5. Формирование классного коллектива


При планировании воспитательной работы я использую разнообразные виды деятельности. Различные мероприятия мы стараемся проводить за пределами лицея, что расширяет круг общения, позволяет обучиться нормам поведения в общественных местах и получить положительную энергию.

По моему мнению, класс может являться эффективным средством воспитания личности только в том случае, когда в нем создан хороший коллектив. Класс хорош, если в нем хорошо каждому ребенку. Я предоставляю ученикам реальную возможность участвовать в самоуправлении. Актив класса регулярно отчитывается о проделанной работе.

При проведении классных и школьных мероприятий стараюсь заинтересовать детей, для того чтобы каждый из них принял участие. Все дети от природы наделены различными способностями. Поэтому ребенку нужно предоставить возможность выбора из множества различных видов деятельности те, которые ему ближе.

Большое внимание в своей работе уделяю проведению внеклассных мероприятий, так как они учат общению в коллективе, позволяют лучше узнать детей, раскрыть их творческие способности, сплотить учащихся в единый коллектив, увлечь каким-либо полезным занятием.

В процессе преподавания использую различные формы воспитательной работы. Одной из приоритетных форм является познавательная деятельность, которая совершается с помощью проведения интеллектуальных игр. Учащиеся часто принимают участие в городских интеллектуальных играх и всегда показывают хорошие результаты. В прошлом году нам наконец удалось осуществить свою мечту: команда заняла первое место в районных соревнованиях среди девятых классов! Этот успех усилил внимание детей к играм, а значит, и к познавательной активности тоже. Сейчас ребята занимаются подготовкой к играм самостоятельно: подбирают литературу, перерабатывают ее. Радостно, что каждый участник команды осознает свою ответственность за других, уважает мнение другого. В течение трех лет существования команды между детьми никогда не возникали ссоры. Взрослость ребенка определяется не количеством прожитых лет, а тем, насколько личность является самостоятельной и способна нести ответственность за свои поступки.

Мои отношения с классом можно назвать дружелюбными, а стиль общения - демократичным. К проведению коллективных творческих занятий и классных родительских собраний я отношусь с творческим подходом: стремлюсь разнообразить содержание и проводить их в интересной форме. Чтобы "держать руку на пульсе времени", интересуюсь современными подходами к воспитанию, изучаю технологии тьюторского сопровождения, обобщаю опыт своей работы, а во взаимоотношениях с детьми углубляю следующие близкие мне интерактивные приемы, такие как «ИДЕАЛ» и «ПОПС – формула» и педагогические технологии: "Создание ситуации успеха", "Этическая защита". Также в работе с классом применяю интерактивные технологии: работа с видео кейсом, технология аквариум, «Вопросы Блума», шесть шляп мышления, технология дебаты, технология «Образовательное путешествие».

Учитывая и тот факт, что дети в любом возрасте очень активны, движение – это их привычное состояние стараюсь поменьше проводить бесед и разговоров, нравоучений, а побольше живых конкретных дел, в которых есть простор для творчества. Ведь более близкие перспективы увлекают их сильнее, чем удаленные во времени.

6. Взаимодействие с родителями


Я убеждена, что родители могут стать хорошими помощниками в работе классного руководителя. Основная форма работы с родителями - родительское собрание. На каждом из них я стараюсь отметить различные достижения детей (в учебе, труде, организаторской деятельности). Но наиболее эффективным видом, на мой взгляд, является обязательное проведение просветительской работы с родителями: обзор литературы по воспитанию детей, знакомство с особенностями детей определенного возраста, обучающие занятия по психологии общения, беседы на тему "Отцы и дети" и др. Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, а также формируют коллектив родителей-единомышленников, целью которого является продуктивное взаимодействие с детьми. В работе с родителями я использую также нетрадиционные мероприятия, к проведению которых привлекаю и детей. Эти совместные занятия способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье, помогают взрослым и детям проявить себя с другой, необычной стороны, раскрыть свои таланты. Взрослые и дети учатся уважать и понимать друг друга. В нашем классе проводились футбольные матчи, интеллектуальные игры с родителями, совместные выезды на отдых. Родители приглашаются и на открытые мероприятия, в которых участвует наш класс.





7. Результаты реализации воспитательной программы.


Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают отношения с бывшими одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения...

•Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, интеллектуальная команда показывает высокие результаты, возрос интерес к театрам, музеям, выставкам, улучшилась успеваемость, темы классных часов определяются исходя из интересов...

•Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, несут ответственность за свою успеваемость и поведение, говорят родителям о своих учебных неудачах, серьезно относятся к своим обязанностям в классе, анализируют свою работу...



Заключение.

В современной школе меняется многое: ее структура и содержание, позиция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоотношений, методика и техника урока. А что же осталось? Остались родители и дети—с их радостями, горестями, разрешимыми, а порой неразрешимыми проблемами, потребность в своевременном совете мудрого, знающего детскую психологию педагога. Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с родителями, с его проблемой пересмотра логики и содержания этого сотрудничества. Воспитание реализуется полностью только в коллективе.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.