Склонение имён существительных

0
0
Материал опубликован 22 October

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Программа: «Школа России»

Тема урока: Склонение имён существительных.

Цели и задачи урока:

Предметные:

познакомить с падежами имен существительных;

формировать  умение изменять имена существительные по падежам;

развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

развивать умение формулировать цели своей деятельности;

развивать умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

развивать умение контролировать и оценивать процессы и результаты деятельности;

развивать мышление, внимание через такие мыслительные операции, как анализ и синтез;

Личностные:

развивать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать

Оборудование урока: презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с падежными вопросами, тесты.

Ход урока:

1.Организационный момент.

С каким настроением вы пришли на урок, если с хорошим, покажите солнышко, а плохое настроение -  тучку. Теперь настроимся на работу – откроем ладошки к знаниям и произнесем волшебную фразу: Я хочу много знать!

2. Минутка чистописания.

Записали число, классная работа

Минутка чистописания. Чтобы узнать, какие буквы будем писать на минутке чистописания, давайте прочитаем слова и назовём безударные гласные.

ПОгода, п Енал, пАльто, гЕрой, пОсуда, пшЕница, ужИн, жИвотное.

У. Какие же буквы будем писать?

Д. а, о, е, и

3. Словарная работа.

Актуализация знаний

- Что общего в этих словах? (Все они словарные и являются именами существительными.)

- Докажите, что это имена существительные. (Они обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)

- На какие группы можно разделить эти слова? (Существительные женского, мужского и среднего рода. Одушевленные и неодушевленные).

- В каком числе записаны эти имена существительные? ( В единственном числе.)

- В каком ещё числе могут быть имена существительные? (Во множественном числе.)

- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от существительных во множественном числе? (Существительные в единственном числе обозначают один предмет, а существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.)

2) Сегодня на уроке вы познакомитесь с новым словарным словом.

Прочитайте его.

- Ужин

Что обозначает слово ужин?

- Вечерняя еда.

На какую букву падает ударение?

    Назовите безударную гласную.

    Запишите это слово и запомните как оно пишется.

3) Восстановление деформированных предложений.

Составьте из данных слов предложения, напишите в тетрадь

    С ем ь я, за, собра лась, ужином, вся.

    Бабушка, пир игов, к уж и ну исп е кла. ( сделать карточки и у доски собрать предложение

(Работа у доски)

- Вся семья собралась за ужином.

- Бабушка к ужину испекла пирогов.

     Назовите однокоренные слова.

     Выпишите из предложения словосочетания со словом ужин.

(Работа у доски)

- Собрались за ужином

 - Испекла к ужину

Какая часть слова ужин изменялась?

- Окончание.

Выделите окончание.

Для чего изменяется окончание?

- Для связи слов в предложении.

4. Тема урока.

1) Как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам.

- Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением имён существительных по падежам или склонением.

Так какая же тема нашего урока?

- Склонение имён существительных.

Какую цель ставим на уроке?

2) Сегодня на уроке вы будете закреплять свои знания, умения по теме склонение имен существительных

    Сейчас я предлагаю вам просклонять слово ужин, но делать вы это будете в форме игры которую назовем ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАРАФОН, ваша задача найти падеж , его опорное слово и вопрос, и слово ужин в нужном падеже

   Почему у каждого падежа по 2 вопроса?

- Один вопрос для одушевлённых существительных, а другой – для неодушевлённых.

4) Работа в паре

Теперь поработаете в паре, возьмите карточку сиреневого цвета

 Каждый «попробует» свои силы 1 вариант проговаривает первое слово второму варианту, 2 вариант проговаривает свое слово первому Выделяйте окончание). У вас 2 минуты

(Дети пользуются вспомогательными карточками: падеж, вспомогательное слово, вопрос)

(Проверка).

1 вариант 2 вариант

Именительный

Есть

сt1761148904aa.gif ов а

сt1761148904ab.gif осн а

Родительный

Нет



Дательный

Дать



Винительный

Вижу



Творительный

доволен


Предложный

думаю




Какая часть слова изменялась?

- Окончание.

Выделите его.

Как называется изменение окончаний имён существительных по вопросам?

- Склонением или изменением по падежам.


1) Продолжим упражняться в определении падежей имён существительных и выполним следующие задания

Встаньте у кого на парте лежит квадрат зеленого цвета (6 человек) Вы будете работать в группе . Подойдите к столу , прочитайте задания, все ли вам понятно на выполнения у вас 5 минут

Работа в группе

Составь из слов каждой строчки предложение. Слово (река) поставь в нужной форме. Надпишите падеж существительных.



(река), зимой, на, появился, лед. ______________________________________


Замело, (река), берега, снегом. _______________________________________


Гордятся, (река), жители, города, своей. _______________________________

Пока группа ребят работает над заданием мы с вами сейчас соберем пеналы

Что необычного в моих пеналах?

  Что нужно знать, чтобы правильно определить падеж имени существительного в словосочетаниях?

- Падежные вопросы и предлоги.

Определите падеж существительного…

Проверка групповой работы

А теперь давайте проверим, полученные вами предложения

6. Итог урока.

Что повторяли на уроке?

Чему учились?

7. Рефлексия.

Оцените себя, как вы работали по теме урока.

 8. Домашнее задание. 




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.