12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Касимова Елена Викторовна50
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Новоалександровка им. Героя Советского Союза Ф.Д. Глухова Александрово-Гайского района Саратовской области



VI РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ

«ИСТИНА ГДЕ-ТО РЯДОМ»






Номинация № 1: «Инновационный опыт по использованию новых технологий в преподавании физики»



Тема «Создание проблемных ситуаций на уроках физики»



Работу выполнила учитель физики

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа с Новоалександровка

им. Героя Советского Союза Ф. Д. Глухова

Александрово-Гайского района Саратовской области»

Касимова Елена Викторовна (1 категория)















2019 год

МАСТЕР-КЛАСС «СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ФИЗИКИ».

Цель: показать развитие творческой активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроке.

Образовательная: изучение явления поверхностного натяжения.

Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить

цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить

самоанализ и самооценку.

Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать

нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.

Методы, приемы, способы:

-обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;

-эксперимент.

Оборудование: компьютер и презентация, карточки с заданиями.

I. Введение в мастер-класс, обозначение основных целей и ключевых проблем:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос.

Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок

рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку

зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно. Помочь ученику раскрыться, лучше

использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога, педагога Дж. Дьюи (1859-1952). В России дидактику проблемного обучения разработал И.Я. Лернер.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках небольших проблем и стремление решить их вместе с детьми.

Как же создавать проблемные ситуации? Об этом мы сегодня и поговорим.

А урок у нас не совсем обычный, его тема недописана (слайд1).Хотите её узнать? У каждого на рабочем столе находятся таблицы (слайд2). Работая в паре, нужно закрыть клетки таблицы соответствующими карточками.

Проверьте правильность заполнения таблицы (слайд 3)

Итак, тема урока “Плотность вещества”(слайд4). Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока.

Ставят задачи на урок.

Какое слово из названия темы вам уже известно?

Что такое вещество?

Прежде чем мы приступим к изучению этой темы, помогите мне решить одну ситуацию. (Проблема через постановку задачи)

Я задумала определить массу постамента, на котором стоит памятник Федору Дмитриевичу Глухову пере нашей школой. Как можно определить массу? (взвесить на весах)

Можно ли взвесить постамент? Как иначе можно определить массу постамента?

Способ все-таки, есть, и в конце урока вы узнаете этот способ.

Для того , чтобы понять что такое плотность, проделаем опыт.

Опыт 1 (проблема через опыт или эксперимент)

Класс делится на 3 группы. Определяет массу и объём цилиндров (медный, алюминиевый, железный)

Результаты заносятся в таблицу.

Опыт

Масса тела

Объём тела


1



2



3




Обсуждение результатов.

Ребята пришли к выводу, что объём тел одинаковый, а масса различная.

(Проблемный вопрос) Почему три одинаковых по форме и объёму тела, отличаются по массе? (Выслушиваю предположения детей)

Рассмотрите опыт на рисунке. Поставьте вопрос, попытайте сами ответить на этот вопрос (разные по объёму вещества могут имеет одинаковую массу)

Ребята приходят к выводу: тела сделаны из различных веществ имеющие различное молекулярное строение.

Что же получается, одинаковые объёмы тел из разных материалов, например металлов: золота, железа имеют разные массы. Отличаются так же масса и дерева ( сосны), и тем более отличаются массы жидкостейи газов.

В чём же дело? (выслушиваю ответы ребят)

Всё дело в том, что все вещества состоят из частиц (молекул), эти частицы тоже отличаются. Они имеют разный размер, располагаются на разном расстоянии друг от друга. Поэтому в одинаковом объёме может находиться различное количество частиц разного вещества. Что и определяет массу каждого из этих тел. Это значит тело будет тяжелее из того вещества, у которого частицы расположены плотнее друг к другу и в единице объёма будет находиться большее количество частиц. Другими словами, чем плотнее расположены частицы, тем больше масса единицы объёма вещества. Значит вещества отличаются друг от друга плотностями.

Дадим определение плотности (формулируют учащиеся)

Работа с формулой и таблицей плотностей.

Возвращаюсь к проблеме, поставленной в начале урока.

И так как же я могу узнать массу постамента под памятником, если мне известно, сто он сделан из бетона (решение проблемной ситуации)

Заключение

Сегодня я попыталась показать вам, что создание проблемных ситуаций на уроках физики не только формирует ту систему физических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок, воспитывать у учащихся смелость быть не согласным с учителем. Всякий раз при разрешении проблемной ситуации я с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и восторгом (семиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.

Рефлексия

И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.

Я хочу закончить мастер класс словами Д. Данина:

"Увидеть новое большая заслуга.

А, увидев, не пройти мимо -

заслуга не меньшая.

Напротив - гораздо - большая"



Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.