12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Екатерина Кирченкова18
2

Специфика овладения правилами орфоэпии учащимися с нарушенным слухом младшего и среднего школьного возраста

Развитие у детей с нарушенным слухом внятной, достаточно естественной речи необходимо для осуществления устной коммуникации с окружающими. Для того чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка и инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и наиболее полно отображать фонетическую систему языка.

Одним из важных разделов работы, входящих в содержание специального обучения произношению, является работа над словом, которая направлена на формирование и развитие у детей навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и определенные правила, характерные для русского произношения [3].

Область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения, называется орфоэпией (от греческого «орфос» – правильный, «эпос» – речь).  У школьников с нарушенной слуховой функцией усвоение орфоэпических норм вызывает значительные трудности. Это связано с тем, что речь педагога, служащая образцом, которому подражает ученик, расходится с той, которую он видит написанной или сказанной устно-дактильно [2, с.3].

Самостоятельно овладеть орфоэпическими нормами учащийся с нарушенным слухом не может, поэтому необходима целенаправленная систематическая работа в данном направлении, которую проводят совместно учитель-дефектолог, учитель музыкально-ритмических занятий, учитель и воспитатель класса.

Для ознакомления неслышащих и слабослышащих школьников с различными орфоэпическими правилами, их закрепления и в дальнейшем самостоятельного применения педагогами школы подбирается специальный речевой материал.

При отборе материала для работы над орфоэпическими правилами обращают внимание на следующие общедидактические принципы: доступности (используется речевой материал, знакомый детям); последовательности (речевой материал постепенно усложняется и предлагается в определенной последовательности); систематичности (закрепление навыков овладения орфоэпическими нормами осуществляется постоянно в ходе всего учебно-воспитательного процесса); индивидуального подхода (задания необходимо подбирать с учетом особых образовательных потребностей и психофизических возможностей учащихся).

В процессе работы над правилами орфоэпии детям предлагаются различные виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо.

Для знакомства и первоначального практического овладения орфоэпическими правилами школьники осваивают чтение речевого материала с надстрочными буквами. Инструкции к заданиям даются в виде условных обозначений.

Год от года количество изучаемых правил орфоэпии увеличивается, речевой материал на новые правила орфоэпии дается сначала с надстрочными буквами, а затем – только с надстрочными знаками. Кроме того, дается само правило для заучивания [1].

Уже в подготовительном классе для глухих детей предусматривается работа над такими орфоэпическими правилами, как: безударное о как а, оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными, опускание непроизносимых согласных (по подражанию учителю, надстрочному знаку). В первом классе данная работа продолжается, в программных требованиях отмечаются как необходимые не только умения соблюдать орфоэпические правила по подражанию учителю и надстрочному знаку, но и самостоятельно. Во втором классе добавляются новые орфоэпические нормы – произнесение окончаний -тся и -ться как ца; -ого, -его как ово, ево (по надстрочному знаку и самостоятельно). В третьем классе происходит дальнейшая отработка правильного произношения с учетом знакомых детям произносительных норм устной речи. В программе для глухих обучающихся отмечается требование правильно произносить новые слова, руководствуясь надстрочными знаками. В четвертом классе начинается непосредственно знакомство с орфоэпическими правилами – оглушение согласных (звонкие согласные в конце слова оглушаются; звонкие согласные перед глухими оглушаются), безударный о произносится в словах как а. Правильное произношение закрепляется под контролем учителя и на основе самоконтроля. К концу пятого класса учащиеся должны знать и соблюдать все прежде освоенные правила орфоэпии: безударное о как а; оглушение звонких согласных в конце слов и перед глухими согласными; опускание непроизносимых согласных; произнесение окончаний -тся и ‑ться как ца; два одинаковых соседних согласных произносятся как один долгий; слова кого, чего и окончания -ого, -его произносятся как каво, чево, ‑ова, -ева. В шестом классе и при дальнейшем обучении происходит закрепление ранее изученных школьниками правил орфоэпии [3].

Что касается требований к обучению произношению слабослышащих школьников, для первого и второго отделений они совпадают. В отличие от глухих учащихся, уже в первом классе слабослышащие обучающиеся должны соблюдать в речи значительно большее количество правил орфоэпии (сопряженно и отраженно, по надстрочному знаку). Это такие орфоэпические нормы, как: безударный о произносится как а; звонкие согласные в конце слов и перед глухими согласными оглушаются; удвоенные согласные произносятся как один долгий; слова что, чтобы произносятся как што, штобы; кого, чего и окончания -ого, -его – как каво, чево, -ова, -ева; непроизносимые согласные в словах не произносятся [4, с.320]. Одно из приведенных правил орфоэпии, как мы видим, в программе для глухих учащихся и вовсе не предусмотрено. Во втором классе слабослышащие школьники уже должны знать непосредственно сами правила орфоэпии и уметь самостоятельно пользоваться ими в речи: звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими; безударный о произносится в словах как а. Кроме того, дети должны правильно произносить сочетания предлогов в, из, под с существительными. В программе по обучению произношению для третьего класса слабослышащих учащихся мы также можем наблюдать существенные отличия от программых требований, предъявляемых к обучению неслышащих школьников. Например, слабослышащие третьеклассники должны соблюдать в речи (по подражанию и надстрочному знаку) такие правила орфоэпии, как: гласный и после согласных ш, ж, ц произносится как ы; согласные (кроме ш, ж, ц) перед гласными э, и произносятся мягко; предлог с существительным типа с братом, с дедушкой произносится как збратом, здедушкой; звук г перед к, т произносится как х. Отметим и еще одну особенность в последовательности изучения норм произношения: если в программе для глухих учащихся правило «окончания -тся, -ться произносятся как ца» дается во втором классе, то в программе слабослышащих – только в четвертом. Кроме того, в четвертом классе слабослышащие ученики должны соблюдать также такие правила орфоэпии, как: «сочетания сч, зч, жч произносятся как щ»; «свистящие с, з уподобляются следующим за ним шипящим». В пятом классе добавляется еще одно правило, которое дети должны соблюдать в речи по надстрочному знаку – это правильное произношение звукосочетаний тс – дс и стн – здн [4].

Таким образом, мы выяснили, с чем связаны трудности при овладении детьми с нарушенным слухом правилами орфоэпии, и отметили особенности обучения данным нормам произношения таких категорий детей с нарушенным слухом, как глухие и слабослышащие. Как мы видим из приведенного анализа программ для неслышащих и слабослышащих учащихся, программные требования для них значительно отличаются. В большинстве случаев слабослышащие школьники раньше начинают пользоваться правильным произношением слов, требующим соблюдения различных орфоэпических норм, знают и соблюдают в речи больше правил орфоэпии.

В заключении важно отметить, что для поддержания интереса у школьников к процессу овладения различными нормами произношения необходимо использовать разнообразные виды заданий, например, предлагать детям называние картинок, соотнесение их со словами, чтение коротких стихотворений, отгадывание загадок и т. д.


Список использованной литературы

  1. Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 1-5 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах, реализующих ФГОС и АООП НОО глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся: учеб. пособие. В 2 ч. / И.В.  Иванова, Л.А. Киселева, Л.А. Тарасенко. – Ч. 1. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. – 48 с.
  2. Иванова И.В., Киселева Л.А., Тарасенко Л.А. Коррекционная работа по формированию правильной речи у глухих, слабослышащих и позднооглохших учащихся 6-10 классов. Практический материал для изучения орфоэпических правил в общеобразовательных школах для глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся: учеб. пособие. В 2 ч. / И.В.  Иванова, Л.А. Киселева, Л.А. Тарасенко. – Ч. 1. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017. – 109 с.
  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида / под ред. Зыковой Т.С., Зыковой М.А., Носковой Л.П. и др. – М.: Просвещение, 2005. – 560 с.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида / сост. А.Г. Зикеев, Л.И. Тигранова – М: Просвещение, 2006. – 432 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.