12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Екатерина Ивановна Еремеева234
Россия, Марий Эл респ., с. Казанское
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»

Статья «Использование форм активного обучения

 на уроках обществознания».

Главными задачами современного образования являются всестороннее развитие личности ребенка, его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Однако сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает конкретного результата сразу по его завершении.

Результатом образования (конечно, с учетом воздействия и других факторов, в частности, наследственности, семейного воспитания, самовоспитания и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни человека. И если человек, окончив школу и вуз, все равно самостоятельно будет продолжать свое образование и развитие, будет стремиться к новым знаниям, иметь исследовательский интерес к окружающему миру, то это и будет лучшим результатом образования.

При организации процесса обучения учитель должен стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. Активные формы обучения являются необходимым условием при преподавании обществознания.

Формы активного обучения:

I. Активное обучение.

Активное обучение – организация и ведение учебного процесса, направленные на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью широкого, желательно комплексного, использования как педагогических, так и организационных средств.

Интерактивное обучение – это научение, основанное на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением (учебно-предметной развивающей средой).

Виды активности обучающихся:

1. Физическая активность:

- меняют рабочее место, пересаживаются;

- говорят;

- пишут;

- слушают;

- рисуют;

- конструируют;

- чертят и вырезают;

- выполняют физические упражнения и т.д.

2. Социальная активность:

- задают вопросы;

- отвечают на вопросы;

- обмениваются мнениями;

- дискутируют и т.д.

3. Познавательная активность:

- вносят дополнения или поправки в изложенный учителем материал;

- исходят из личного опыта;

- самостоятельно находят решение проблем и т.д.

Виды активности:

- Мышление;

- Речь;

- Действие;

- Эмоционально-личностное восприятие информации.

Результаты диагностических исследований учёных:

Человек помнит:

10% прочитанного

20% услышанного

30% увиденного

50% увиденного и услышанного

80% того, что говорит сам

90% того, до чего дошёл самостоятельно

Пример: задание: «Ассоциации»: Какие ассоциации у вас возникают на словосочетание «активное обучение»?

II. Комфортность:

Комфорт - обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие, уют.

Одним из главных условий организации современного урока является создание комфортной обстановки для учащихся и ощущение комфорта учителем.

Комфортная обстановка на уроке:

- Психологическая комфортность

- Интеллектуальная комфортность

- Физическая комфортность

III. Форма организации обучения.

Форма организации обучения – это целостная системная характеристика процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и учащихся, соотношения управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, количества учащихся, целей, средств, содержания, методов и результатов обучения.

Трехмерная модель систематизации форм обучения (В.И. Андреев).
 

IV. Групповая форма обучения.

Способы формирования групп:

1. Группы, сформированные по желанию обучающихся

2. Группы, сформированные лидером

3. Группы, сформированные учителем

4. «Случайные» группы.

Алгоритм групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи (формулирование проблемной ситуации).

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

  II. Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

5. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).

6. Подведение итогов группового задания.

  III. Заключительная часть.

1.Сообщение о результатах работы в группах.

2.Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3.Общий вывод учителя о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя.

V. Рефлексия:

На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение:

большой - для меня было важно и интересно…

указательный - я получил(а) конкретные рекомендации …

средний - мне было трудно (не понравилось) …

безымянный - моя оценка психологической атмосферы …

мизинец - мне очень хотелось бы узнать…

Дидактические требования к уроку обществознания:

- Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроков

- Определение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихся

- Прогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков

- Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихся

- Создание условий успешного учения

Психологические требования к уроку обществознания:

- Соотношение нагрузки на память и мышление учащихся

- Определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся

- Сочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поиска

- Учет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа

- Соотношение побуждения к деятельности и побуждения

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.