12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Воропаева Лилия Алексеевна4604
Я - педагог дополнительного образования, работаю в районном Доме детского творчества в селе Мильково на Камчатке. Моё объединение называется "Гуманитарная школа". Моя Программа - "Духовная культура человечества (мир мудрости и красоты)"
Россия, Камчатский край, Мильково
Материал размещён в группе «Творческая мастерская»

           w1631759934.jpg

Эта забавная карикатура показывает одну отрицательную сторону нашего образования: все должны делать одно и то же. За некоторым исключением это остаётся главной парадигмой нашего образования. Поэтому при современной системе образования  индивидуальные образовательные маршруты, во многом, остаются утопией. Поэтому, я думаю, важной задачей современного образования является поиск способов раскрытия потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления своих интеллектуальных и творческих способностей. Если мы сеем доброе, разумное и вечное, то должен быть и результат  этого посева. Для меня это не просто знания, умения, навыки или, другими словами, компетенции. Главной отличительной особенностью моих  подходов к образованию является создание «готового продукта» разнообразной интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Он может быть небольшим, но он обязательно должен быть. Этот маленький «продукт» впоследствии может стать частью большого. Этот «готовый продукт» создаётся на основе программного материала, возможностей и интересов учащихся. Его можно сделать индивидуально, группой или всем коллективом. Формы могут быть самыми разнообразными. Для достижения нужного результата я использую следующие виды деятельности:

  1. проектная деятельность;
  2. исследовательская деятельность;
  3. личностно-ориентированная деятельность;
  4. творческая деятельность;
  5. информационно-коммуникативная деятельность;
  6. игровая деятельность

В данной статье я хочу привести конкретные примеры и результаты такой деятельности приизучении одной темы: мифы и сказки  коренных народов Камчатки.

Одна тема - много путей её изучения.

*1. Самое простое. Можно использовать материал мифов для рисунков и инсценировок. Для рисунков можно использовать небольшие образные отрывки. Темы можно предложить самим или предоставить выбор ребятам. Главное, чтобы это было в системе. Приведу некоторые рисунки  учеников.

p1631759752.jpg Три мира ительменов. Автор - Гасенчикова Татьяна

q1631759770.jpg

Сотворение Камчатки автор - Толман Надежда

k1631759807.jpg

Злой дух ительменов. Автор - Сонных Татьяна

l1631760029.jpg
Готовимся к инсценировке
i1631760097.jpg
Инсценировка "Месть Тылвала"

*2.  Работа на этом была не закончена. В качестве обобщающей работы был сделан календарь на 2018 год, который назывался «У ительменов мифов много».  (См. Приложение 1). А календарь на 2020 год был посвящён  главному персонажу мифов коренных камчатских народов – Кутху и состоял из детских рисунков на эту тему (См. Приложение 2).

             *3. Ребята, не умеющие рисовать, могут записать аудио; написать сочинение, рассказ, стихотворение, эссе (См. Приложение 3); сделать видеоролик, газету (См. Приложение 4), коллаж, мультфильм, плакат, презентацию; подготовить разные интеллектуальные игры (См. Приложенный файл). Игры можно составить и в текстовом ) и в электронном варианте. Надо только познакомить детей с интернет-сервисами. Их много, только выбирай, обеспечив соответствие возрастным и познавательным возможностям учеников.  Если коллаж может сделать один ученик, то газету – уже большее количество учеников. Это тоже надо учитывать.   

*4.  Кроме того, можно и важно использовать естественное стремление учащихся к исследованиям. Ребят можно подвигнуть на очень серьёзную работу.  Каждому можно подобрать то, что позволит ему наилучшим способом изучить материал: один может просто что-то нужное переписать, другой может переделать материал, третий  нарисует, четвёртый наберёт материал на компьютере,  пятый – отсканирует, шестой сделает обложку, седьмой принесёт нужную книгу из библиотеки или поработает в библиотеке с нужной литературой, восьмой посмотрит  видеокассету и опишет нужный сюжет....  А ещё нужно поработать в интернете и отобрать нужный материал. Не менее важным является то, что в ходе такой работы формируются важные человеческие качества: коллективизм, ответственность, дисциплина, чувство патриотизма, развиваются творческие способности. А ещё очень приятно испытать чувство гордости за хорошо сделанную работу. Инициатором подобных работ может быть как сам педагог, так и учащиеся. Так были написаны  учебно-исследовательские работы «Этюд о Вороне», «Легенда о Тылвале». И как апофеоз всей работы в 2018 году была опубликована книга «Как появилась Камчатка (сборник творческих работ учащихся «Гуманитарной школы»)». (См. Приложение 5).  Первой частью этой книги стал «Этюд о вороне», в котором дети изложили своё понимание вопроса, почему именно ворон стал творцом Камчатки. Логическим продолжением стала вторая часть – «Так появилась Камчатка», в которой мы попытались найти ответ на вопрос, а как же на самом деле образовалась Камчатка. Ведь не ворон же её действительно создал! Третьей и органической частью данной книги стали и другие работы детей разных лет о Камчатке: интеллектуальные игры, рисунки, стихи, фото, которые делались либо в ходе изучения краеведческого материала, либо в ходе участия в конкурсах. Кроме того, в качестве приложения в книге собраны материалы, которые дополняют и расширяют материал сборника: карты, легенды о географических объектах, мифы о вОроне-Кутхе, описания древних и современных растений и животных, произведения о вОроне, таблицы.

Работы могут иметь важное прикладное значение. Первоначально сборник задумывался как обобщение нашей работы по изучению Камчатки, чтобы вновь пришедшие в объединение дети смогли воспользоваться плодами трудов предшествующих учеников, поскольку  по интересующим нас вопросам в этом направлении информация была разбросана по разным источникам или её не было. Пользоваться ею было неудобно. По мере того, как проект реализовывался, стало понятным, что такой систематизированный сборник может пригодиться и другим детям и другим педагогам.  Несмотря на то, что в настоящее время на Камчатке выпускается много краеведческой литературы, но она предназначена, в основном, для взрослых читателей. Детской литературы мало. Для школьников больше издаются сказки.  Им  не хватает краеведческой литературы, по которым они могут знакомиться с краем, в котором живут. Тем более, не хватает книг, развивающих интеллектуальные способности. Нет книг, написанных детьми. Благодаря осуществлению проекта дети Камчатки получили книгу, которую можно использовать не только для познавательного чтения, но и для развития своих интеллектуальных способностей. А педагоги получили методическое пособие, которое можно использовать как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

Вот так, идя от простого к сложному, работая в системе, используя различные уровни деятельности,  можно организовать обучение по теме «Мифы и сказки коренных народов Камчатки». А в результате получится общий труд, который может стать неплохим методическим пособием. Их можно использовать на занятиях  в ходе изучения материала. Их можно использовать как проверочные работы. Их можно использовать во внеурочной работе. Их можно использовать  для индивидуальной, для групповой и для коллективной работы. Но всё сказанное прекрасно подойдёт  и  к географии, и к биологии, и  к истории, и  к литературе, и другим наукам. 


ИСТОЧНИКИ

  1. Корякские и ительменские сказки (в обработке В. Столярова) – Холдинговая компания «Новая книга», Петропавловск-Камчатский, 2007
  2. Описание земли Камчатской, сочинённое С. Крашенинниковым –  «Камшат», Петропавловск-Камчатский,  1994
  3. Сказки и мифы народов Камчатки и Чукотки «Главная редакция восточной литературы», М., 1974
  4. Стеллер Г. В. Описание земли Камчатки – Камчатский печатный двор, Книжное издательство, Петропавловск-Камчатский, 1999
  5. Забавные карикатуры и комиксы —

URL: https://doseng.org/caricature/71442-zabavnye-karikatury-i-komiksy.html

  1. Инновационные процессы в образовании — URL:https://studfiles.net/preview/5837342/


ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Календарь на 2018 год "У ительменов мифов много..."

2. Календарь на 2020 год "Эй ты, Кутха, пронырливый ворон!"

3. Эссе 

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ИТЕЛЬМЕНСКОЙ СКАЗКЕ «ЛЕГЕНДА О ТЫЛВАЛЕ»

Ительменские сказки и легенды – это огромный сборник, который содержит различные мифологические истории. В то же время там показаны и обычные люди, проживающие на Камчатке. Во всех ительменских сказках рассказана отдельная история.

Одна из таких историй – «Легенда о Тылвале». В ней рассказывается о молодом человеке с безграничной физической силой. Все хотят с ним помериться силой, и все проигрывают: вздумал очередной смельчак (коряк) помериться силой с Тылвалом, но так ничего у него не вышло. С Тылвалом вместе жила его красавица-сестра, она влюбилась в этого коряка и решила сбежать с ним. Для этого она подрезала стрелы на луке, чтобы им не помешали. Когда брат увидел, что они убегают, кинулся за луком, но тот оказался сломан. Тем не менее, догнал Тылвал сестру, да расправился с ней жестоко, как со злейшим врагом: привязал её к двум оленям и разорвали те её.

Тылвал – это сильный человек, которому нет равных. В то же время, он хитёр и расчётлив. В нём играет озорство, он не прочь потягаться в силе с очередным молодцем, и знает, что победа будет за ним. Но вспомним, как жутко он расправился со своей сестрой, обманувшей его и сбежавшей из дома. Если так он поступил с родной сестрой, с родным ему человеком, то на что ещё может пойти такой человек в отношении других? Видимо, самое страшное для Тылвала – предательство и измена.

Таким образом, проанализировав легенду о Тылвале, можно говорить об идеале человека в ительменских сказках. Во-первых, герой должен обладать недюжинной силой. Во-вторых, он должен быстро принимать решения и быть хитрым. В-третьих, за предательство, даже со стороны самого близкого человека, он накажет, причём, очень жестоко.

Автор - Бурмакина Галина

4. Стенная газета "Легенда о Тылвале"

5. Детская книга о Камчатке (сборник детских творческих работ)

6. Приложенный файл - интерактивная игра-презентация "Наши люди" (дешифровщик)

f1631760891.JPG
x1631760901.JPG

r1631760912.JPG
Игра "Наши люди" (дешифровщик)
PPT / 3.19 Мб


Файл "Инновации в современном образовании"​​​​​​​

Инновации в современном образовании
DOCX / 10.04 Мб

Опубликовано в группе «Творческая мастерская»


Комментарии (8)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 16.09.21 в 06:20 4Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную работу!
Панов Егор Игоревич, 16.09.21 в 06:56 3Ответить Пожаловаться
Интересный и полезный материал, спасибо!
Куликова Ирина Геннадьевна, 16.09.21 в 07:13 2Ответить Пожаловаться
Ознакомилась с большим удовольствием. Спасибо
Легоцкая Вера Сергеевна, 16.09.21 в 07:24 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересно!
Ватолина Светлана Анатольевна, 16.09.21 в 08:19 1Ответить Пожаловаться
Очень понравились рисунки, молодцы! Спасибо за полезную статью, Лилия Алексеевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 20.09.21 в 14:50 0Ответить Пожаловаться
Присоединяюсь к поздравлениям! Отличная работа!!!

Воропаева Лилия Алексеевна, 22.09.21 в 17:58 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, коллеги!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.