Статья "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности" ( Из опыта работы)

0
0
Материал опубликован 26 November в группе

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

 ( Из опыта работы)

Что такое творчество?

Творчество – это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью».

 Нет ни капли сомнения, что все дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти, раскрыть, способствовать развитию талантов ребёнка – это одна из моих важнейших задач. Признаки одарённости нужно уметь замечать, они не всегда ярко выражены. Талант можно развить, а можно и загубить.

Психологи утверждают, что развивать творческое начало в детях следует как можно раньше, в противном случае оно может угаснуть. Следовательно, необходима целенаправленная работа по развитию творческого мышления младших школьников с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

  Каждый ребёнок уникален и неповторим. Задача учителя – помочь ему раскрыть таланты. Каждый ребёнок должен уходить домой с победой. Успех -  самый лучший воспитатель, так как он даёт ребёнку уверенность в собственных силах и самом себе. Ребёнок рождается для успеха.

 К.И.Чуковский говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Наш кружок « Слово на ладошке»   представляет собой комбинирование двух видов деятельности учащихся.

1.Стихосложение.

Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее  стремление к творчеству каждого ребёнка надо поддерживать, развивать. Развитие детского творчества  в первую очередь зависит от чуткого, тактичного, всё понимающего учителя, от его творческого потенциала. Вся работа по развитию творческих способностей в направлении стихотворчества ведётся в системе на протяжении всего года обучения ребёнка с учётом индивидуальных способностей. в атмосфере сотрудничества учителя и ученика. « В детстве каждый ребёнок поэт. Конечно, было бы наивным ожидать, что поэтическое вдохновение придёт к ребёнку по какому – то чудесному наитию… Поэта в душе побуждает человеческое чувство прекрасного… Дать ребёнку радость поэтического вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества – это такое же важное дело, как научить читать и решать задачи… Поэтическое творчество  доступно каждому. Оно не является привилегией одарённых.» ( Сухомлинский В.А. ) Для меня этот отрывок не просто факт классической педагогики, а программа деятельности на сегодня, на завтра…

В планировании работы нашего творческого кружка чётко просматриваются две линии; приобщение детей к замечательному искусству – чтению и пониманию стихотворной речи  и собственно поэтическая практика. Подробнее о втором направлении: о стихотворчестве, о поэтической практике ребят.

На первом занятии  мы с ребятами размышляли над названием кружка. Почему « Слова на ладошке» и что это значит?

Мы придумали игру. Учитель каждому кладёт на ладошку цветок ромашки ( рисунок) и карточку со словами: посмотрю, держу.

Что , ребята, вы скажите об этом цветке? Ребята держат ладошки вместе, покачивают ими в разные стороны и говорят:

« На свои ладошки нежно посмотрю,

На ладошке слово я уже держу».

Давайте, дети, попробуем об этом рассказать стихами.

Вот что получилось у нас в результате совместной работы.

                         Ромашка.

Распустилась ромашка, словно солнце!

Расцвела ромашка под мои оконцем.

Каждый день встаю я и гляжу в окошко,

Там моя ромашка цветёт слово солнце.

Ничего прекрасней нет  на Земле,

Как цветут ромашки летом во дворе.

Ребят вдохновил этот первый всплеск. Пусть получилось « коряво», но они были рады этому коллективному стихотворению, блеск радости и успеха сиял в их глазах.

К следующему занятию каждый ребёнок  нарисовал другой цветок. Это были васильки, тюльпаны, розы и другие. Игра продолжилась.

 На каждом занятии стараюсь разнообразить задания для подготовки стихосложения, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе кружка. Выясняем с детьми, что такое рифма, пользуясь толковым словарём. Рифма – это созвучие концов стихотворных строк. Рифмовать, значит подбирать слова для получения рифм.  С помощью чистоговорок  и скороговорок ученики делают первые шаги в подборе рифмы.

1 Чистоговорки.

Ла – ла – ла

Наша мама пришла.

Ла – ла - ла

Маму я ждала

И в квартире убрала.

 Со – со – со

Сломалось колесо.

Ос – ос – ос

Папа взял насос.

2. Сочиняем скороговорки.

У Егорки в буераке из ведёрка выскочили раки.

У нашей Нюши в саду растут груши.

Мыши громко зашуршали, всех котов перепугали

3.По рифмованным словам сочинить двустишие.

Например: « опушка – кукушка»

Дима: «В лесу красивая опушка,

 На дереве пёстрая кукушка».

2. Загадки на договаривание слова. « Доскажи словечко».

После дождичка повисло

В небе … ( коромысло).

Всех детишек радует

В небе эта …( радуга).

 На цветочек у ворот

Опустился …( вертолёт)

Ух, огромные глаза.

Кто же это? …( стрекоза)

4. По созвучию (очка) подбери слова и составь стишок.

Вот что получилось у ребят.

 Во дворе гуляла дочка.

Посреди двора стояла бочка.

Рядом с бочкой была кочка.

Незаметно настала ночка.

В дом пошла быстрее дочка.

5. Описание предмета с помощью имён прилагательных.

Круглое, лучистое,

Жаркое, золотистое.  

                              ( Солнце.)

Постепенно задания усложняются. Дети не только учатся находить рифму, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Такие упражнения развивают логическое мышление, память.

Например:

 Она хитрее всех в лесу,

 Обманет всех зверей.

Имеет рыжую красу,

И ловит кур в селе.

Узнали кумушку… ( лису)

Для многих детей стало открытием, что сочинять рифмованные строчки – это не так уж сложно. Дети имеют творческие тетради, в которых записывают свои стишки.  Я не называю наши « произведения» стихами. Настоящие поэты не могут без сочинительства. Интересно в этом плане стихотворение К.Д. Бальмонта « Как я пишу стихи», с которым я познакомила ребят: Рождается внезапная строка,

За ней встаёт немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека,

Четвёртая смеётся, набегая,

И пятая, и после, и потом.

Откуда, сколько – я и сам не знаю.

Ноя не размышляю над стихом

И, право, никогда не сочиняю.

Самым сильным стимулом к стихотворчеству у школьников является сама жизнь. Впечатления от жизни , события и проблемы побуждают внутреннюю потребность детей  выразить свои чувства в стихотворных строках.

Белка плачет на суку:

« Не курите вы в лесу!

Ведь вчера сгорел дотла

  Домик дятла и скворца».

В лес к нам в гости приходите,

Грибы, ягоды берите,

Вы хозяев  уважайте,  

Нас, зверей не обижайте.

Будем с вами мы дружить

Пользу станем приносить».

Во время экскурсии

 « По просторам родного края» ребята сочинили вот такие строки:

Посмотрим ребята вокруг мы себя,

Увидим просторы, луга и поля.

Вот солнце по небу скользит колесом,

И облако белое машет крылом.

А рядом листвой шелестят тополя_

Всё это родная наша земля.

К празднику « День защитника Отечества» стихи ребят были напечатаны в районной газете « Донская Новь».

Всем мужчинам ООО « Рассвет»

Шлем земной поклон.

Все служили, защищали

Наш спокойный сон.

Поздравляем  мы директора « Рассвета»

Он много делает для нас.

На Новый год он подарил конфеты.

А сейчас вот ремонтирует детсад.

 Есть в « Рассвете» инженер,

Он мужчинам все пример.

Улыбается всегда.

Нет запчасти – не беда!

Сядет быстро он в машину,

Ищет он большую шину.

Агроном у нас на славу

Получает урожай.

И трудом своим упорным

Прославляет родной край.

Дядя Женя – наш завгар.

У него прекрасный дар.

За машинами следит,

Путевым листом руководит.

А ещё у нас Азиз.

Он прекрасный программист

Хоть какую кнопку жмёт,

Везде удача его ждёт.

И Кирилл – ветврач,

Пока ещё не бородач.

Лечит он коров умело,

 И не бегает от дела.

А Петрович – бригадир,

Трёт бумагу он до дыр,

Если цифру потерял –

Будет, ух, большой скандал.

Всех мужчин « Рассвета»

Поздравляем!

Счастья и здоровья всем желаем!

И желаем долгих, долгих лет,

И славных трудовых побед!


Использованная литература и источники сети интернета:

1.Коротаева Е. . Стимулирование творческой деятельности учащихся//Русский язык в школе.-2002.-№5.

https://infourok.ru/vospitanie-tvorcheskoy-lichnosti-mladshego-shkolnika-v-klassnom-kollektive-389





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации