Статья «Танцевально-двигательная терапия как инновационный метод для детей с ограниченными возможностями»

4
1
Материал опубликован 16 June 2020

Высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, задача по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, должна решаться с учетом всего комплекса медицинских, социально-психологических, педагогических, экономических, социальных и других проблем.

В сложившейся ситуации оптимальным является системный подход в коррекции психического развития ребенка. Данное направление исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психомоторных функций, как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т. д. Это доказывает необходимость проведения специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию базисных составляющих психической и двигательной сферы, поэтому встает вопрос о необходимости создания комплекса занятий, с использованием метода двигательной терапии.

Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях и сейчас составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма.

Танцевально-двигательная терапия применима к людям с проблемами в развитии и в здоровье. Движения в любой форме всегда выступали как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность танцевальной терапии.

Использование данного метода позволит не только развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями здоровья, но и в определенной мере улучшать психодинамические функции.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) – это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и о творческом выражении. ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве – единстве тела и психики, и имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.

Для танцевально-двигательной терапии нет ограничений по возрасту или по диагнозу. Существуют уникальные программы для детей, корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие, как задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и т. д.).

Обучению танцам детей с ограниченными возможностями здоровья предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения.

Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку. Такой танец с детства повышает стрессоустойчивость. Включая танцевально-двигательную терапию в общую систему подхода к организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, существует вероятность получения максимально положительных результатов.

В программу танцевально-двигательной терапии входят занятия по танцевально-игровой ритмике. Для детей с ограниченными возможностями такие занятия являются доступными, эффективными и эмоционально яркими.

Цель: развитие двигательно-моторной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья средствами танцевально-игровой ритмики.

Задачи:

формировать основы музыкальной культуры у детей с ОВЗ старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

развивать способности к эмоционально – выразительному, осмысленному исполнению движений под музыку;

развивать познавательные музыкальные способности:

а) сенсорные (методический слух, динамический слух, тембровый слух, чувство ритма);

б) общеинтеллектуальные способности (музыкальное мышление, музыкальную память, воображение);

4) совершенствовать физическое состояние организма детей с ОВЗ;

5) развивать коммуникативные качества.

Учитывая специфику развития детей с ограниченными возможностями здоровья, широко используются игровые методы и приемы, которые способствуют поддержанию у детей интереса к музыке, придают учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчают процесс запоминания и освоения детьми упражнений, повышают эмоциональный фон занятий.

Очень важно во время занятий ритмикой контролировать двигательную нагрузку у детей с ОВЗ. На занятиях должно уделяться большое внимание индивидуальному контролю: состояние детей, дозировка физической нагрузки с предписанием врача.







Библиографический список

Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – СПб., 2000.

Курис И. Биоэнергетика йоги и танца. – М., 1994.

Буренина А. И. Коммуникативные танцы. СПб.: Музыкальная палитра, 2004.

Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии коррекционная ритмика. – М.: Академия, 2002.

Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985.

Танцевально – двигательная терапия (сборник.) – Ярославль, 1994.

Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально – игровая гимнастика СА – ФИ – ДАНС. – СПб.: Детство – пресс, 2003.

Щербакова Н. А. От музыки к движению речи. – М.: Гном и Д, 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ольга Александровна, благодарю за интересный материал! Действительно, ТДТ помогает ребенку с ОВЗ чувствовать себя раскованно и непринужденно. Дети, выражая танцевальными движениями свои мысли и чувства, учатся быть увереннее и спокойнее, управлять своими эмоциями, поведением, стремятся позитивно относиться к себе и окружающим. Метод формирует и коммуникативные качества особых детей, что немало важно при адаптации к новым условиям, новым ситуациям. Ребята любят такие музыкально-танцевальные программы и с удовольствием принимают участие на всех этапах занятий. ТДТ создает прекрасное настроение, а хорошее настроение – это основа психологического здоровья!

16 June 2020

Похожие публикации