12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Воронина Ольга Викторовна10

Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы.

Технические средства обучения – это устройства, позволяющие обучать и развивать детей, осуществлять контроль знаний, строить образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. С использованием презентаций, аудио и видеосопровождения и других ТСО уроки становятся эмоциональными, яркими, живыми.

Преимуществами внедрения, распространения и использования ТСО являются:

- Удобство формата;

- Экономия времени;

- Возможность быстрого поиска информации;

- Возможность быстрой переработки информации;

- Возможность быстрого контакта с преподавателем;

- Возможность усвоения информации, согласно индивидуальным особенностям памяти;

- Доступ к практически неограниченному объёму информации;

Недостатки использования ТСО проявляются в следующем:

- Зависят от электричества, поэтому в случае его отсутствия могут резко перестать работать, а образовательный процесс затормозиться;

- Чрезмерное использование может привести к проявлению и развитию качеств интроверта. Человек может начать концентрироваться только на электронном носителе, а внешний мир может перестать быть интересным.

- Негативным образом сказывается на развитии коммуникативных навыков живого, межличностного общения;

- Дороговизна и медлительность внедрения;

- Трудности в адаптации к ТСО.

Новейшие разработки, проекты и технологии будущего в сфере обучения

На данный момент большинство технических разработка направлены на создание роботов - преподавателей, чтобы заменить труд педагогов в вузах и школах. Многие разработки также направлены на создание искусственного интеллекта и развитие сфер его применения. Также немало усилий прилагается в сфере разработок голографических моделей проведения занятий, где как обучающиеся, так и педагоги смогут визуально присутствовать и передвигаться, при этом находясь дома. Данная технология позволит обеспечить возможность визуального присутствия, слушанья лекции и обучения в любой точке земного шара.

Важную роль стоит отвести проектам, разрабатывающим специализированные учебные материалы, позволяющие осуществить личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями. Данный аспект на практике не внедрен практически нигде, хотя по своей сути является верным как с точки зрения педагогики, так и психологии.

Проводятся разработки в сфере информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управления качеством образования школьника. Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

Проект мониторинга интеллектуального развития - это анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности - оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: ученика, учителя, семьи. Введение оценки личных достижений обеспечивает развитие следующих компонентов личности: мотивации саморазвития, формирования позитивных ориентиров в структуре Я-концепции, развитие самооценки, волевой регуляции, ответственности.

Поэтому в стандартах в итоговую оценку обучающегося включается и накопленная отметка, характеризующая динамику индивидуальных образовательных достижений на протяжении всех лет обучения в школе.

В качестве оптимального способа организации накопительной системы оценки выступает портфолио. Это способ фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период времени. Иными словами - это форма фиксации самовыражения и самореализации. Портфолио обеспечивает перенос «педагогического ударения» с оценки на самооценку, с того, что человек не знает и не умеет на то, что он знает и умеет. Значимой характеристикой портфолио является его интегративность, включающая количественную и качественную оценки, предполагающая сотрудничество ученика, педагогов и родителей в ходе его создания, и непрерывность пополнения оценки.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

1) диагностическую (фиксируются изменения и рост (динамика) показателей за определенный период времени);

2) целеполагания (поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом);

3) мотивационную (поощряет учащихся, педагогов и родителей к взаимодействию и достижению положительных результатов);

4) содержательную (максимально раскрывает весь спектр достижений и выполняемых работ);

5) развивающую (обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу);

6) рейтинговую (показывает диапазон и уровень навыков и умений);

7) обучающую (создает условия для формирования основ квалиметрической компетентности);

8) корректирующую (стимулирует развитие в условно задаваемых стандартом и обществом рамках).

Для обучающегося портфолио - это организатор его учебной деятельности, для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.

В данном контексте учеником следует считать любого обучающегося, а учителем - руководителя процесса обучения.

Известны несколько типов портфолио. Наиболее популярны следующие:

1) портфолио достижений

2) портфолио - отчет

3)портфолио - самооценка

4)портфолио - планирование моей работы

(любой из них имеет все характеристики, но при планировании рекомендуется выбирать одну, ведущую)

Выбор типа портфолио зависит от цели его создания.

Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:

1)ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;

2)ученик собирает материал;

3)в основе оценивания результатов лежит самооценка и взаимооценка

Важной характеристикой технологии портфолио является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия - процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л. - 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

Кроме общеучебных умений собирать и анализировать информацию, структурировать и представлять ее, портфолио позволяет выйти на развитие интеллектуальных умений более высокого порядка - умения метакогнитивные.

Обучающийся должен научиться:

1) отбирать и оценивать информацию

2) точно определять цели, которые он хотел бы достичь

3) планировать свою деятельность

4) давать оценки и самооценки

5) отслеживать собственные ошибки и исправлять их

В данном контексте можно рассматривать портфолио как один из приемов, наиболее соответствующих задачам технологии развития критического мышления. Именно он сочетает возможности важнейшей стратегии технологии развития критического мышления и современного метода оценки и дает возможность диагностировать сформированность основных целей - способности к самообразованию.

На учебном занятии необходимо сочетать умственную и двигательную активность ребят, что я и делаю на уроках.

45 минут урока мы можем рассчитать как:

5 минут - разминка урока может быть аудио;

10 минут – Живое Общение (диалогическая речь) может увлечь ребят с непосредственно носителями иностранного языка (skype, zoom), отрывок из фильма. Обсуждение (ответы на вопросы) с учителем – рефлексия;

10 минут – Письмо;

​​​​​​​10 минут – Говорение (монологическая речь);

10 минут – Чтение.






 







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.