Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме «Какая бывает промышленность» с региональным компонентом
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
по теме «Какая бывает промышленность» с региональным компонентом
Предмет: | Окружающий мир |
Класс | 3 класс |
УМК | «Школа России» |
Учебник: | А.А.Плешаков. Окружающий мир. 3 кл.: Москва «Просвещение» 2023 г. |
Тема: | Какая бывает промышленность |
Цель: | познакомить учащихся с отраслями промышленности; учить различать продукцию каждой отрасли. |
Задачи: | Сформировать представление о промышленности как отрасли хозяйства. 2. Развивать умение классифицировать отрасли промышленности по видам деятельности. 3. Воспитывать уважение к труду людей, занятых в промышленности. |
Планируемые результаты: | учащиеся научатся различать отрасли промышленности; обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности, сравнивать, обобщать, делать выводы. |
Формируемые УУД: | Личностные: Проявлять способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: - познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь систематизировать и преобразовывать информацию; - регулятивные: уметь планировать свою деятельность; осознавать, что уже усвоено и что нужно усвоить; уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение; - коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; уметь работать в группе: находить общее решение; уметь аргументировать своё предложение. Предметные: Знание об отраслях промышленности, их взаимосвязях и выпускаемой продукции. |
Используемые технологии: | проектная, здоровьесберегающая, ИКТ |
Тип урока | открытие новых знаний |
Формы работы учащихся | фронтальная, групповая, индивидуальная. |
Оборудование: | Учебник, интерактивная доска, проектор, задания для групп, карточки для индивидуальной работы |
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. | Включает обучающихся в деловой ритм, ставит задачу — проверить готовность рабочего места. - Ребята, посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему. Вы готовы? Начинаем! Садитесь! Все расселись по местам, никому не тесно, | Проверяют готовность к уроку | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Личностные положительное отношение к учению, познавательной деятельности. |
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Организует повторение изученной темы на предыдущем уроке.
Индивидуальное задание Наш эрудированный Попугай решил рассказать ребятам о животноводстве. Внимательно прочитай его рассказ. Всё ли в нем верно? Исправь ошибки (зачеркни и напиши правильно) Кое-что о животноводстве Животноводство - это отрасль промышленности. Домашние животные разнообразны. Среди них есть млекопитающие, птицы, земноводные, насекомые. Особенно разнообразны домашние насекомые. Их содержат на фермах. Домашнюю рыбу - карпа - разводят в прудах. А на пасеках в специальных домиках - ульях - живут домашние птицы. Фронтальный опрос. - Что такое животноводство? - Для чего нужно животноводство? - Приведите примеры домашних млекопитающих, птиц, рыб, насекомых. - Где содержат домашних животных? - Какие продукты животноводства вы сегодня ели? -Какие вы молодцы, вы хорошо всё запомнили с прошлого урока. | Несколько человек выполняют индивидуальное задание Остальные учащиеся отвечают на вопросы | Познавательные: проверка знаний учащихся, выявление пробелов в знаниях и умениях. Регулятивные: принимать и сохранять учебные задачи; осуществлять контроль и оценку учебной деятельности Коммуникативные: учиться слушать и понимать других |
3. Самоопределение к деятельности | – Сегодня мы продолжим изучение раздела «Чему учит экономика?» - А чтобы узнать тему урока, вам предстоит разгадать шифровку. КZSАКVАЯN БLWЫВGUАЕQТ ПРRОNМЫDШЛЕWRННОZFСТЬ (Какая бывает промышленность) Подсказка: оставить только буквы русского алфавита - Какова тема нашего урока? - Что такое промышленность? А какие промышленные предприятия вы знаете? - Предположите, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Что должны узнать? Чему научиться? Узнать, какая бывает промышленность. Учиться различать отрасли промышленности. Обнаруживать взаимосвязи между ними. - Итак, задачи мы перед собой поставили, давайте их постараемся решить. За работу!!! | Расшифровывают тему урока Отвечают на вопросы Определяют цель и задачи урока.
| Познавательные: анализировать ход и способ действий; строить логическую цепь размышлений. Личностные: способствовать формированию интереса к учебному материалу. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотношения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. |
4. Работа по теме урока. | - Приведите примеры товаров, которые производит промышленность. - Подумайте, на какие отрасли можно разделить промышленность. - Промышленность производит большую часть необходимых товаров. Её продукция невероятно разнообразная: от коробки печенья и пакета с фруктовым соком до автомобиля , самолёта и космического корабля. Понятно, что производством такой разной продукции занимается различные отрасли промышленности. Давайте рассмотрим схему и узнаем, какие есть отрасли промышленности. - Прочитайте статью на с. 58-60. - Какую продукцию производят отрасли промышленности? - Расшифруйте слова ГЭС, ТЭС. АЭС. - Как связаны отрасли промышленности между собой? - В какой отрасли промышленности работают ваши родители? - Какие отрасли промышленности производят товары: йогурт, футболку, крем для обуви, мясорубку, холодильник, конфеты, освежитель для воздуха, кроссовки? | Отвечают на вопросы Читают Отвечают на вопросы | Предметные: формировать знания об отраслях промышленности, их взаимосвязях и выпускаемой продукции. Познавательные: уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: уметь работать коллективно. Личностные: Интерес к способу решения и общему способу действия. Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. |
5. Физкультминутка | Организует выполнение физкультминутки. | Выполнение ОРУ | Коммуникативные: уметь выполнять физические упражнения по команде, вместе. |
6. Работа по теме урока. Выполнение мини-проекта (Продолжение)
| - Знаете ли вы, какие отрасли промышленности есть в нашем регионе, Самарской области? Сейчас вам предстоит выполнить мини-проект и познакомиться с отраслями промышленности Самарской области. Результатом вашей работы будет создание общего альбома «Промышленность нашего края». Работать будете в группах. Вспомним правила работы в группах. Инструкция для работы в группе. 1. Прочитайте текст. 2. Запишите название отрасли промышленности, о которой прочитали в тексте. 3. Запишите изготавливаемую продукцию. 4.Запишите названия промышленных предприятий, наклейте фотографию с их изображением. 5. Презентуйте свою работу одноклассникам. | Называют правила работы в группе Слушают инструктаж Работают в группах, выполняя задание | Регулятивные: уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Контролировать свои действия с заданным планом. Личностные: интерес к способу решения и общему способу действия. Познавательные: работа с информацией — отбирать нужную информацию, систематизировать и интерпретировать, выбирать подходящую форму представления информации, |
| Закрепление изученного материала. | - Давайте проверим, как вы усвоили материал урока и выполним интерактивное задание. Соотнесите картинку и название отрасли промышленности. | Выполняют интерактивное задание | Познавательные: обобщать, делать выводы и умозаключения; |
9. Рефлексия. | - Какую новую информацию узнали? - Какие отрасли промышленности показались самыми важными? Почему? - Оцените свою работу на уроке. Обведи свой балл на оценочной шкале: Оцени, насколько интересным показался тебе урок . 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий). 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа. 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (Обведи.) Да Нет Почему? ___________________________________ | Ответы детей | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
10. Подведение итогов урока. | Вернёмся к нашей цели урока. Узнали, что какая бывает промышленность? Достигли цели урока? | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: Уметь соотносить цель и результат. |
11. Домашнее задание. | с.58-61 читать, задание 2 или 3 (на выбор) | Записывают домашнее задание | Регулятивные: соотносить то, что известно и то, что предстоит выполнить самостоятельно |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Задание для 1 группы
Текст.
Наиболее крупными нефтедобывающими предприятиями, которые осуществляют добычу нефти и попутного нефтяного газа на территории Самарской области, являются «Самаранефтегаз», «РИТЭК-Самара-Нафта». Их общий объем добычи нефти составляет более 90%.
Также на территории Самарской области добывают сланец. Старейшим месторождением является Кашпирское месторождение, что находится неподалёку от города Сызрани. Оно известно людям несколько сотен лет, потому что слои горючего камня в районе посёлка Кашпир выходят прямо на волжский берег. По преданию, ещё казаки Степана Разина использовали горючий камень для своих костров. «Медхим» — предприятие по разведке и добыче горючего сланца. Компания основана в 2000 году и считается единственным в России предприятием полного производственного цикла: от добычи сланца до его переработки в ихтиол.



Задание для 2 группы
Текст.
Самарская область — один из важнейших промышленных центров России. Здесь есть крупные предприятия химической и нефтехимической промышленности.Центрами развития химического и нефтехимического комплексов являются Тольятти, Чапаевск, Новокуйбышевск, Сызрань, Отрадный.
Некоторые крупные предприятия химической промышленности Самарской области:
«Тольяттиазот»: завод производит аммиак и карбамид – азотное удобрение, повышающее урожайность всех сельскохозяйственных культур.
«Весна»: завод производит парфюмерно-косметические изделия, моющие средства.
«Промсинтез»: выпускает промышленные взрывчатые вещества.



Задание для 3 группы
Текст
Самарская область — регион, где производят разные продукты питания. Здесь есть пищевая промышленность, которая перерабатывает сельскохозяйственную продукцию и обеспечивает жителей области необходимыми товарами.
Некоторые предприятия, которые занимаются производством:
Производство кетчупов, соусов и печенья. Этим занимается «Кухмастер».
Производство молочной продукции. Ведущий производитель — АО «ДАНОН РОССИЯ».
Производство кондитерских изделий. Основные производители — ООО «Кондитерская фабрика „СлаСти“»



Задание для 4 группы
Текст
Самарская область — один из важнейших промышленных центров России. Здесь работают предприятия, которые охватывают разные направления машиностроения: автомобилестроение, авиационную промышленность, ракетно-космическую отрасль, станкостроение, производство промышленного оборудования.
В регионе есть компании с мировым именем: АВТОВАЗ (производство легковых автомобилей LADA), НПО «Кузнецов» (производит ракетные, авиационные и двигатели для наземного применения. Изделия самарского завода устанавливаются на первой и второй ступенях ракет-носителей),«Авиакор» (основные задачи завода – строительство самолетов, ремонт и техническое обслуживание различных типов воздушных судов).



Задание для 5 группы
Текст
Энергетика Самарской области — сектор экономики региона, обеспечивающий производство, транспортировку и сбыт электрической и тепловой энергии. На территории Самарской области ь 15 электростанций, в том числе две гидроэлектростанции, одна солнечная электростанция и двенадцать тепловых электростанций.
Жигулёвская ГЭС (ранее Куйбышевская ГЭС, с 1958 по 2004г. - Волжская ГЭС имени Ленина) — гидроэлектростанция на реке Волге в Самарской области, между городами Жигулёвском и Тольятти. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе, в 1957—1960 годах была крупнейшей ГЭС в мире. Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений.
Солнечная электростанция (СЭС) расположена между городами Чапаевск и Новокуйбышевск, в посёлке Маяк Самарской области. Введена в эксплуатацию в 2018—2019 годах. СЭС почти не требует трат на обслуживание, так как потребляет только солнечный свет, и не несёт вреда для экологии, нет никаких вредных выбросов и отходов.
Тольяттинская ТЭс расположена в г. Тольятти, один из источников теплоснабжения города. В качестве топлива использует природный газ. Турбоагрегаты станции введены в эксплуатацию в 1960—1994 годах.



РАБОЧИЙ ЛИСТ
Название отрасли промышленности
Название промышленного предприятия | Изготавливаемая продукция | Фотография |
| | |
| | |
| | |









