12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенюк Татьяна Петровна20
6

Технологическая карта урока основы религиозной культуры и светской этики (модуль "Основы светской этики") по теме "Нравственный поступок", 4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан






Методическая разработка урока по учебному предмету

Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Тема: Нравственный поступок»

4 класс

Разработчик:

Семенюк Татьяна Петровна,

учитель начальных классов






с. Поповка

2020 г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: ОРКСЭ, модуль «Основы светской этики», 4 класс

Тема урока: «Нравственный поступок»

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Деятельностная цель: формирование представления о нравственном поступке,

Образовательная цель: открытие  учащимися составляющих частей (компонентов) нравственного поступка,

формировать умения определять составляющие части (компонентов) нравственного поступка,
развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей,
воспитание патриотических чувств на основе героических примеров Великой Отечественной войны.

Основные термины и понятия: поступок, нравственный поступок, подвиг, герой, мотив, цель поступка, средства достижения цели, действие, результат.

Оборудование: проектор, компьютер, рабочие листы, распечатанные таблицы для заполнения, толковый словарь С.И. Ожегова.











Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1). Организационный этап.

Цель: Основной целью этапа является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Игра «Тепло ладошек».

-Встаньте, пожалуйста, в круг, возьмите друг друга за руки и почувствуйте тепло ваших рук. Вместе с теплом ваших рук мы передаём друг другу хорошее настроение, пожелания здоровья, доброту.
Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот час мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!
Спасибо. Проходите на свои места.

Встают в круг. Берутся за руки. Мысленно желают всем здоровья, добра. Садятся за парты.

Личностные УУД: 

эмоциональный настрой на продуктивную работу


2)Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Для реализации цели необходимо:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность ("хочу")

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности ("надо")

3)установить тематические рамки учебной деятельности ("могу")

(Слайд 1). «История не прощает, когда ее забывают, и что хуже всего предают». Вы знаете, что в этом году Россия празднует 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. На уроках и внеклассных мероприятиях вы знакомились с историческими фактами времен Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Послушайте, пожалуйста, рассказ «Наташина высота».

«Это случилось в 1942 году. Наташа Кочуевская вынесла с поля боя раненых и разместила их в блиндаже. Скоро должна была приехать санитарная машина. Но вдруг на дороге показалась группа фашистов. Они двигались на блиндаж. Наташа схватила автомат и кинулась к высотке. Враг заметил её и открыл огонь. Пуля впилась в ногу. Наташа ползком добрать до вершины и стала бить по фашистам. Кончились патроны. Враги окружали девушку. Когда они подошли совсем близко, Наташа взорвала последнюю гранату. Наташе было 20 лет. Высоту назвали именем героини.»

Игра. "Пресс – конференция"

Слушают рассказ.

Выполняют задание:

Определяют тему рассказа. (Великая Отечественная война)

Выделяют основную мысль рассказа. (Подвиги героев)

Составляют вопросы по тексту.

(Когда происходили события? Кто главный герой? Какой он по характеру? Какие действия он совершает? Что его толкает на эти действия? Почему она вступила в бой? Почему он так поступает? Могла ли она поступить по-другому? Какой можно сделать вывод?...)

Задают вопросы одноклассникам.

Игра «По цепочке».

Делают вывод. (Во время Великой Отечественной войны весь народ встал на защиту нашей Родины, и взрослые и дети. Они защищали Родину ценой своей жизни.)

Познавательные УУД:

Постановка проблемного вопроса,


Коммуникативные УУД: сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.


Регулятивные УУД: воспринимать информацию на слух,

3) Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализировать прежние знания, непосредственно связанные с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке

- Когда началась Великая Отечественная война, в боевой строй встали не только взрослые мужчины и женщины. На защиту Родины поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников. Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам. Что руководило ими в ту грозную пору? Тяга к приключениям? Ответственность за судьбу своей страны? Ненависть к оккупантам? Наверное, все вместе. Они совершили истинный подвиг. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли… Но пришел час тяжелых испытаний и они доказали, каким огромным может стать обыкновенное маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине, боль за судьбу своего народа и ненависть к врагам. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий подвиг во славу свободы и независимости своей Родины!

Слушают рассказ учителя. Устанавливают причинно – следственные связи.

Делают выводы.

Отвечают на вопросы.

Являются ли действие Наташи поступком? (Является)

А можно ли этот поступок назвать нравственным?

А что такое нравственный поступок?

Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (О поступках людей), (О хороших поступках людей)

Кто сформулирует тему урока?

Формулируют тему и цели урока.

Тема «Нравственный поступок».

Цели: формирование представления о нравственном поступке, воспитание патриотических чувств на основе героических примерах Великой Отечественной войны.

Познавательные УУД: определить и сформулировать проблему; осуществлять синтез как составление целого из частей


Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, анализировать и делать выводы


Регулятивные УУД: воспринимать информацию на слух, формулируют, аргументируют, отстаивают свою точку зрения

4)Первичное усвоение новых знаний.

Цель: подготовить учащихся к восприятию нового материала;

активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;

воспитывать нравственно-эстетические основы гражданственности и человечности.

Сегодня на уроке вы узнаете:

Что такое нравственный поступок?

Какие признаки имеют нравственные поступки? (Слайд 2).

Прочитайте определение «поступка» в словаре Сергея Ивановича Ожегова и запишите в тетради.

Слово нравственный произошло от сущ. нрав, т.е. характер (нрав – характер, совокупность душевных свойств). Каков бы ни был характер, человек должен уметь вести себя правильно, должен уметь управлять собой.

(Слайд 3).

Подберите синонимы к словам: поступок, нравственный поступок, подвиг, герой.

Читают определение «поступок», «нравственный поступок», «подвиг», «герой» в Толковом словаре С.И. Ожегова, записывают в тетради.

Поступок -решительное, активное действие в сложных обстоятельствах. 

Нравственный поступок – это хороший поступок, поступок, соответствующий принятым правилам.

Подвиг-это героический самоотверженный поступок.

Герой-это человек, совершающий подвиг, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Фронтальная работа. Устно подберите синонимы к словам: поступок, нравственный поступок, подвиг, герой.

Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию, отличать новое от уже известного,

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других,

Регулятивные УУД: организовать выполнение заданий учителя.

Физминутка. Цель: создание условий для формирования бережного отношения к собственному здоровью.

Непоседы. «Твори Добро на всей земле»

(Твори добро на всей земле,

Твори добро другим во благо.

Не за красивое спасибо,

А просто всем кто будет рядом…)

Выбирают ведущего для показа движений.

Выполняют движения под музыку. Подпевают.

Регулятивные УУД: проводить физическую разгрузку в ходе работы


5)Первичная проверка понимания

Цель этапа:

Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении учащимися изученного мате­риала

Предлагает учащимся выполнить задание. Игра. "Слепая таблица"






Вывод: В такое время проявляется вся суть человека… Каждый день стоять перед выбором - как поступить..И война нам показала примеры великого милосердия, великого героизма и великой жестокости, великой подлости.. Мы должны это помнить!! Ради будущего!!

И снова – материал к обсуждению.

Зачем? Почему? Что? Как? Итог?

Работа в группе.

Заполняют пробелы в частично пустой таблице. Анализируют произведение о Великой Отечественной войне (изученные на уроках чтения, внеклассных мероприятиях) с точки зрения нравственного поступка.

1 группа (по выбору учащихся)

2 группа (по выбору учащихся)

Название книги

Поступок

1



Приложение 1.

Каждая группа выбирает выступающего. (Главное выделить: Какой поступок совершает герой? Почему? Как? Какой итог поступка)

Познавательные УУД:

учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД: активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

6)Первичное закрепление.

Цель этапа: обеспечение повы­шения уровня ос­мысления изучен­ного материала, глубины его пони­мания

К нравственному поступку человека ведёт несколько шагов. Наша задача –найти эти важные составляющие (компоненты) хорошего поступка.

Попробуйте самостоятельно найти эти составляющие и вопросы к ним.

(Слайд 4).


Вывод:

Нравственный поступок имеет 5 компонентов (составных частей):


Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? 

Нравственный поступок - это только, то действие, которое человек совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями. Это осознанное действие с определённой целью. В таком поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.

Вывод. Безусловно, лишь только высоконравственный человек мог совершить подобный героический поступок. Война поднимает вопросы о нравственных истоках героизма.

Нравственный человек - это человек чести, который некогда не предаст свою Отчизну, родину, семью.



Вывод. С детства нас учат правильно себя вести и подталкивают к тому, чтобы каждое наше действие представляло собой нравственный поступок.(Слайд 5).

А) Работа в группах

(Выслушиваем мнение одноклассников).

Составьте кластер (на листочках).

Признаки нравственного поступка:

1.Мотив (почему я это делаю?)

2.Цель (зачем я это делаю?)

3.Средства (с помощью чего я это делаю?)

4. Действие (что я делаю?)

5.Результат (что получилось?)


(Дети приводят свои конкретные примеры)









Б)Игра "Облака мыслей"

На листочках записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой. Читаем, что у нас получилось. На какие две группы делим написанное? Нравственность и безнравственность.


В) Работа в парах.

Приложение 3.

Закончи и запомни заповеди:

Попробуй не захватить, а……. (отдать).

Не кулак показать, а………. (протянуть ладонь).

Не спрятать, а ………….. (поделиться).

Не кричать, а ………… (выслушать).

Не разорвать, а ………….. (склеить).

Познавательные УУД:
выдвигать гипотезы,
формировать границы «знания» и «незнания», моделирование изучаемого содержания


Коммуникативные УУД: осуществлять работу в группе


Регулятивные УУД: - умение договариваться, приходить к общему решению,




7)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Цель этапа: обеспечение понима­ния учащимися цели, со­держания и способов выполнения домашнего задания

1. Знать 5 компонентов нравственного поступка.

Задание по выбору.

1вариант. Выберите произведение о войне. Проанализируйте его сточки зрения нравственного поступка. Сделайте вывод.

2 вариант. Написать эссе на тему «Дети войны».

3 вариант. Нарисовать рисунок на тему «Дети войны».(Слайд 6).

Слушают инструктаж по выполнению домашнего задания. Выбирают вариант для работы.

Познавательные УУД: систематизировать и обобщать изученное

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные УУД: Самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Цель этапа: обеспечение усвоения учащимися принципов само­регуляции и сотрудни­чества

Вспомните из своего личного опыта, какие нравственные поступки вы совершали, и какие безнравственные.

Высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

Сегодня на уроке я понял…

Я думаю, что каждый человек должен…

Я постараюсь всегда…

Я почувствовал, что…

(Слайд7).

-Вы готовы к нравственным поступкам?

- Возьмемся за руки, друзья. Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно.

Итог.«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, что бы людям, окружающим тебя было хорошо».

-Творите добрые поступки!

Приводят примеры из собственной жизни .




Подводят итог. Ответы учащихся.

Сегодня на уроке я понял, что…

Я думаю, что каждый человек должен…

Я постараюсь всегда…

Я почувствовал, что…


Игра «Пожелание добра».

Берутся за руки. Мысленно просят прощение у тех, кого обидели умышленно или невзначай.










Познавательные УУД: систематизировать и обобщать изученное

Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД: - самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.








«Слепая таблица» Приложение 1


Название книги

Поступок

1




«Кластер» Приложение 2


t1590231681aa.gift1590231681ab.gift1590231681ac.gif

t1590231681ad.gift1590231681ad.gif

t1590231681ae.gif

t1590231681af.gift1590231681af.gift1590231681ad.gift1590231681ad.gift1590231681ad.gif


t1590231681ag.gif


Приложение 3

Попробуй не захватить, а………….

Не кулак показать, а…………….

Не спрятать, а …………..

Не кричать, а …………

Не разорвать, а …………..

Попробуй не захватить, а………….

Не кулак показать, а…………….

Не спрятать, а …………..

Не кричать, а …………

Не разорвать, а …………..









Литература

«Наташина высота», О. Коротцев. Учебник «Русский язык», 3 класс, Москва, издательский дом «Дрофа», 1997 г.

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики» , модуль «Светская этика», 4 класс, М.Т. Студеникин, издатальство «Русское слово», 2019 г.

Толковый словарь С.И. Ожегова, Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. — 4-е изд., доп.  М.: Азбуковник, 1997. — С. 3—5. — 944 с.

Интернет- ресурсы:

https://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos

https://www.sites.google.com/site/orkse27nan/distancionnoe-zasedanie-no2/formirovanie-universalnyh-ucebnyh-dejstvij-na-urokah-orkse

https://pamyat-naroda.ru/

https://pandia.ru/text/78/003/34267.php


12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.