12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степаненко Валентина Ивановна3020
Преподаю в начальных классах. Имею образование психолога. Стаж работы - 42 года. Категория - высшая. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.
Россия, Карелия респ., лахденпохья
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Тема: И. Бунин «Матери»

(урок по литературному чтению)

4 класс

Подготовила

учитель начальных классов

Степаненко В. И.

2016/2017

Ход урока.

Организационный момент.

Сегодня на уроке чтения мы отправимся в чудесный мир поэзии.

- Что такое поэзия?

(Выражение чувств в рифмованной форме.

Поэзия – это особая организация художественной речи, которая отличается ритмом и рифмой - стихотворной формой)

- Чем стихи отличаются от других жанров? (есть рифма)

- Как по - другому называют стихи? (лирикой) (Поэзия – это лирическая форма отражения действительности.)

- Кто любит стихи?

Основная часть.

1. Сегодня мы познакомимся со стихами И. Бунина «Матери».

На доске: И. А. БУНИН

(1870 – 1953)

«МАТЕРИ»

И верой в счастье очаруешь…

- Как вы думаете, о чём это стихотворение? (маме)

- О чём оно конкретно? (пока неизвестно)

- Как узнать? (нужно прочитать)

На доске я выписала ключевые слова из стихотворения. Они должны вам помочь.

Спальня, тёплая кроватка, сладкий сон, очаруешь, мягкий голос твой, ангел-хранитель над тобой

- Какую картину вы можете представить после чтения слов?

(можно представить свою кроватку, мама тебя укладывает спать, она укрывает тебя тёплым одеялом и желает приятного сна)

Итак, тему определили.

- Стихотворение о детстве, о маме, о воспоминаниях о ней.

2. Предложить прочитать стихотворение про себя.

- Подтвердилось ли ваше предположение?

- О ком оно? (о маме)

- Понравилось ли вам стихотворение? Какое оно по настроению? (радостное, светлое, доброе, ласковое…)

Чтение 1 строфы.

- Я – кто это? (автор)

- Что вам показалось знакомым, понятным, близким из прочитанного? (спальня, тёплая кроватка, игрушки, мамин голос)

- Что непонятным, далёким? (лампадка, ангел-хранитель).

Лампадка – небольшой сосуд, обычно стеклянный с фитилём, наполненный маслом изажигаемый перед иконами.

Ангел-хранитель – это ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охранения и помощи в добрых делах. Считается, что у каждого человека есть свой ангел-хранитель. Он оберегает человека от бед, несчастий, хранит его.

Кроткий голос – покорный, смирный.

Чтение 2 строфы.

- Как вы понимаете «сон, глаза туманя»?

(Глаза туманя – засыпая)

Полушепот – тихая речь.

Чтение 3 строфы.

- Ты поцелуешь. Это о ком? (о маме)

- Как вы понимаете строку «верой в счастье очаруешь»?

 

Очаруешь – произвести неотразимое впечатление.

(мама всегда поддержит, как бы ей не было трудно, подбодрит, приласкает поможет справиться с любыми трудностями

Чтение 4 строфы.

Сумрак – полумрак, неполная темнота.

- Прочитайте ещё раз последнюю строку «Не ты ли ангелом была?...» (в какой-то степени мама является ангело-хранителем)

- Как вы думаете, когда автор пришёл к такому выводу: когда был маленьким или будучи взрослым? (будучи взрослым).

- Мама нужна всем: и большим, и маленьким.

3. - В каких строчках заключается главная идея произведения?

Главная идея: «Не ты ли ангелом была?»

4.- Как вы думаете, какие чувства автора мы должны передать в выразительном чтении?

- Радостное чувство веры, что если мама рядом – всё будет хорошо; немного грусти. Автору жаль, что пора детства ушла, никогда не возвратится. Поэтому это стихотворение и радостное, грустное.

- Почему грустное ещё? (потому что мамы нет уже в живых)

- Почему радостное? (радостное потому, что в его жизни она была и окружала его заботой)

5. – Какой темп чтения вы выберете? (плавный, неторопливый, медленный, спокойный)

6. Коллективная работа.

Выделить голосом «ключевые» слова, поставить логические ударения.

7. Самостоятельная работа.

Подготовиться к чтению, помнить о тех чувствах, которые хотел передать автор.

8. Вызвать 5 – 6 учащихся.

- Чьё чтение вам понравилось больше?

- Кому из читающих удалось передать настроение поэта?

- Как вы думаете, какому чтению своего стихотворения порадовался бы поэт?

Итог урока.

- Как вы думаете, почему взрослому человеку так дороги эти воспоминания о детстве, о маме? (Это его память)

- Спросить у детей и мам, что для них значит мама.

Мама – это самое дорогое и родное. Мама открыла нам дорогу в жизнь и научила шагать по ней. Мама – это тот человек, который связывает прошлое, настоящее и будущее.

Предложить представить себя поэтами и написать несколько поэтических строк. Дать две первые строки. Писать на листочках с изображением лампадки.

Вот моя кроватка,

Спать в ней очень сладко…

Предложить желающим прочитать своё произведение вслух. Свои стихи подарить мамам.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.