12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кадырова Илюза Юлаевна713
Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям)))
Россия, Башкирская респ., Кумертау
Материал размещён в группе «Урок биологии»

Цели занятия:

1. Донести суть и серьезность проблемы отходов.

2. Познакомить с различными вариантами обращения с отходами и рассказать о комплексном подходе к управлению отходами, как наиболее оптимальном варианте.

3. Помочь увидеть, как дети лично могут содействовать решению проблемы.

Рассказ о проблеме отходов

Свалки в России и мире

Ведущий: «Давайте поговорим сегодня о том, что мы называем мусором. Зачем о нем говорить? Ведь мусор, это нечто неприятное, плохо пахнущее, неинтересное, отчего хочется поскорее избавиться, выбросив его в урну, в ведро, в мусоропровод, в кусты и т.п. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим несколько картинок».

Ведущий показывает фотографии с грандиозными мировыми свалками, мусорным «супом», затем фотографии горящих свалок. Дает краткие комментарии, что изображено на фотографиях.

«Давайте разберемся, откуда берутся эти ужасные горы мусора?»

Живое общение.

Ведущий спрашивает у ребят, сколько раз в день они выносят мусорное ведро. Куда по их мнению девается мусор из мусоропровода.

«Больше 90% нашего мусора сегодня вывозят на полигоны, а точнее сказать на свалки, т.к. они как никак не оборудованы».

Чем плохи свалки? 1. Огромная территория 2. Не оборудованы 3. Отравляют почву и воздух

«Мусор не дает о себе забыть и превращается во всем мире во все большую проблему. Мы образуем все больше и больше отходов и в конце концов рискуем захлебнуться в них». Здесь можно показать кадр из мультика Валли, или привести цитату Нильса Бора: «Человечество не погибнет в атомном кошмаре, оно захлебнется в собственных отходах».

«Кроме того что свалки захламляют и делают непригодными для дальнейшего использования огромные территории, свалки горят и отравляя воздух на многие километры вокруг, отходы при разложении выделяют опасные вещества, которые попадают в почву, грунтовые воды, атмосферный воздух и загрязняют их и т.п.»

3.1 Почему мусора стало так много

Можно подумать над этим вопросом вместе с учениками, пусть они сами набросают варианты, а потом Ведущий дополняет список, если что-то упущено.

Написать на доске вопрос – почему много отходов?

Почему актуально в 20 и 21 веке?

Основные причины (кратко перечислить основное):

Рост численности населения Земли. Только за последние 170 лет количество людей на земле увеличилось в 7 раз (с 1 млрд до 7 млрд)

Появление новых синтетических, не природных материалов, которые крайне долго разлагаются, загрязняя природу столетиями

Переход к массовому производству от ручного труда сделал вещи более доступными, мы перестали их беречь и с легкостью отправляем на свалку

Появление рекламы, которая навязывает нам все новые и новые потребности, заставляя покупать много лишних ненужных вещей, и регулярно отправлять на свалку слегка устаревшие (но при этом еще исправные и хорошие) вещи

Появление большого количества упаковки, которая служит только для привлечения покупателей и сразу после покупки превращается в мусор и отправляется на свалку

Практическое задание, которое помогает осознать, что мы покупаем много лишних вещей.

3 списка на доске. Попросить слушателей, чтобы они вспомнили свой дом, комнату и написали:

Вещи, без которых нельзя обойтись, они необходимы

Вещи, которые создают комфорт и удобство, но без них можно обойтись

Вещи, без которых можно легко обойтись.

Акцент: почему дети захотели эти вещи? Потому что они есть у друзей?

Причем в процессе составления списка, ребята могут осознать, что вещи из первого списка нужно на самом деле перенести во второй и даже в третий список.

3.2. Современные отходы никуда не исчезают и постоянно накапливаются

«Но может не все так плохо. В конце концов, наверняка отходы постепенно исчезают, растворяются, перегнивают?»

Ведущий проводит игру, которая знакомит детей, сколько времени разлагаются различные виды отходов.

Узнаваемые для детей вещи

Он достает различные виды отходов из мусорного ведра:

Пластиковую бутылку

Алюминиевую банку

Стеклянную бутылку

Тетрадку

Носок

Огрызок яблока или кожуру апельсина

Карточки с временными периодами

Раскладывает перед учениками на столе. Рядом кладет стопку карточек, на каждой из которых написан какой-то временной период. И просит одного из учеников угадать, сколько какой отход будет жить на свалке, положив напротив отхода карточку с соответствующим периодом.

Периоды, которые должны быть указаны на карточках:

2-5 недель

2-10 лет

Более 1000 лет

500 лет

100 лет

1 год

Учитель показывает правильные ответы.

Вывод: отходы прибывают, но никуда не исчезают.

«Подумайте только, например, ни одна пластиковая бутылка не разложилась с момента начала их производства, и они будут лежать на свалках даже во времена ваших внуков и правнуков! Зато ежедневно потребляется от 500 миллиардов до 1 триллиона новых бутылок, которые являются одноразовыми, и мы выбрасываем их, как правило, через несколько часов после того, как купили в магазине напиток».

4.Практическая игра на закрепление материала

«Давайте немного поиграем, а заодно на практике убедимся, что подобный подход к отходами разумнее, чем тот, который существует в наших домах на сегодняшний день».

Разбиваем детей на 3 команды, раздаем по мешку с чистыми отходами. Отходы должны быть узнаваемыми.

Задание – предотвратить попадание на полигон или мусоросжигательный завод, как можно большего количества отходов, используя материал мини-лекции по обращению с отходами и информационные плакаты.

Команды в течение 10 минут разбирают мешок и решают, как можно поступить с тем или иным отходом. Если придумали, откладывают вещь в сторону. В конце на парте должны лежать 2 группы вещей, которым удалось избежать отправки на полигон или в печь, и которым – нет. Ведущий подсчитывает, у какой команды вторая группа вещей меньше, эта группа побеждает.

Дальше по одному человеку из команды рассказывают, какие способы обращения они придумали для каждого вида отходов из первой группы. Ведущий все фиксирует в таблице на доске (см. пример таблицы в предыдущем пункте). По ходу ребята из класса или сам ведущий подсказывают, какие могут быть еще варианты, кроме предложенных.

Практическая часть

5. Субботник

А теперь давайте всей нашей большой компанией весело и дружно пойдем на субботник и наведем чистоту на территории школы (или ближайшего парка).

Субботники – это вклад каждого человека в экологию своего города, района, двора. Мероприятие сплачивает людей и приносит реальные плоды, которые мы сможем увидеть – чистый и красивый город.

Во время субботник, рассказать ребятам -

Мусор - это все, что было некогда извлечено из чрева Земли, переработано в полезную продукцию, а затем — отринуто за ненадобностью. И основной вопрос, возникающий при таком отношении к отходам, — не как сделать их незаметными для глаза, а как научиться возвращать их в цикл производства, тем самым заменяя природные ресурсы и, соответственно, уменьшая количество карьеров, горных выработок, нефтяных разливов и площадей с вырубленными лесами. Для достижения их глубокой переработки необходимо внедрение селективного (т.е. раздельного) сбора отходов, а значит — участия всех граждан нашей страны. Ведь смешиваясь в общем баке, один вид полезной продукции загрязняет другой, не менее полезный. И именно этот «коктейль» мы называем мусором. Раздельно собранные отходы — это не мусор, это вторичное сырье, из которого можно получать нужные нам товары, не увеличивая нагрузку на окружающую среду.

Важно заранее подготовить пакеты разных цветов или наклеить наклейки с надписями: бумага, стекло, пластик, листва.

Можно привлечь к уборке родителей и других школьников.


 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.