12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
brat1968219

Технологическая карта к уроку мировой художественной культуры

Учитель: Кузнецова Л.И.
Класс: 10

Предмет: МХК

Тема урока: «…за нас должны говорить наши картины»

по творчеству ВИНСЕНТА ВАН ГОГА

Цели урока:

-углубить знания учащихся по совершенствованию реализма в зарубежном изобразительном искусстве на примере художественного творчества представителя постимпрессионизма Винсента Ван Гога;

-научить понимать творчество художника, характерные особенности художественной манеры письма Ван Гога,

-совершенствовать навыки аргументированно формулировать своё отношение к живописным полотнам, осмысливать запечатлённое на картине, давать оценку своим впечатлениям;

-развивать художественный вкус, образно-ассоциативное мышление, воспитывать у учащихся восприимчивость, интерес и любовь к искусству.

Планируемые результаты

Предметные: постижение духовного наследия Ван Гога на основе эмоционального переживания; наблюдение (восприятие) его картин; усвоение особенностей художественного языка Ван Гога, выразительности, понимание условности, символичности, проявление устойчивого интереса к личности художника; описание произведений художника с использованием специальной терминологии, высказывание собственного мнения о достоинствах картин, овладение культурой письменной и устной речи.

Личностные: обогащение духовного мира на основе изучения творчества и личности Ван Гога, развитие умений и навыков познания и самопознания через его творчество; накопление разнообразия и неповторимого опыта эстетического переживания во время изучения творчества голландского художника; наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к его творчеству; умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных произведениях художника;

Метапредметные: понимание роли искусства в становлении духовного мира человека,

общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;

развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;

развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;

оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем; расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие; эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.), использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации; определение целей и задач учебной деятельности; самостоятельная оценка достигнутых результатов; формирование коммуникативной, информационной компетентности,

контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач; участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности

Межпредметные связи: изобразительное искусство

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Формы обучения: беседа, деятельностный способ обучения, анализ

Методы: поисковый, проблемный,

Технологии:поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество, информационно-коммуникативные, здоровьессбережения,

Ресурсы: ПК учителя, медиапроектор.

этапа

этап урока

деятельность

учителя

учащихся

1.

2.

3.

4.

.

5.

6.

7.

Организационный этап урока

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Актуализация знаний.

Цель этапа: создание условий для регулятивных УУД, на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока, определению цели, задач урока

Работа над темой урока

Цель этапа: формирование у учащихся новых понятий и способов

действий, системы научных знаний, усвоение знаний, умений, навыков; активизация познавательной деятельности, развитие способностей, творческой активности; опыта творческой деятельности, общения и др.

Систематизация знаний

Цель этапа: выявление уровня знаний учеников по теме, создание условий для самостоятельной работы, умения работать в группе, обучение приемам самоанализа, сопоставления, сравнения, развитие умения обобщения, систематизации знаний.

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Финал

Организация учащихся к уроку: приветствие учащихся, проверка посадки учащихся по группам, проверка готовности к уроку рабочих мест учащихся. Положительная мотивация к уроку. Настрой на работу и сотрудничество.

Мотивация на продуктивную работу через положительные эмоции, актуализация знаний, определение формы работы на уроке.

Учитель подготавливает к восприятию темы, вводит старшеклассников в мир искусства, направляет мысль учащихся на осознание значения творчества Винсента Ван Гога, настраивает на восприятие его картин, силы его произведений, эпохи, отражающей сложную, полную противоречий на рубеже 20 века.

Учитель:

- Рубеж XX века. Удивительная пора, пора всплеска художественной ге­ниальности, пора прихода на сцену совершенно новых форм и образов в ис­кусстве. Импрессионизм уже покорил всю Европу. Реализм и даже порой импрессионизм не могут удовлетворить художников - возможно, все уже ска­зано, решено, а ныне многое уже успело измениться, многое понято и осоз­нано.

Художники неутомимо продолжают искать новые средства выражения своих чувств и мыслей, возникают иные мотивы. Появляется группа художников, которых обычно объединяют под названием Постимпрессионизма.

Учитель подводит к целеполаганию

Есть имена, известные всему миру и в то же время остающиеся для всех загадкой. Одно из таких имен – голландский художник XIX века постимпрессионист Винсент Ван Гог. Кто-то, услышав это имя, восхищенно скажет: «О, Ван Гог!», кто-то переспросит: «Ван Гог? Какой Ван Гог? Это тот сумасшедший, который ухо себе отрезал?» Я надеюсь, что сегодняшняя встреча с этим художником пополнит число тех, кто восторженно воскликнет: «О! Ван Гог!»

-Как вы понимаете, речь пойдёт о художнике Винсенте Ван Гоге.

-Какие задачи нам придётся решать на этом уроке?

Учитель представляет художника

- Он был человеком неуравновешенным, вспыльчивым, отталкивающе невзрачным. Что-то тревожное угадывалось уже во внешности: светлые, рыжеватые волосы скрывали неровности черепа, а в узких щёлках глаз, то голубых, то зелёных, временами вспыхивал мрачный огонь. Ван Гог долго искал своё призвание: продавец картин, учитель в пансионате, проповедник… Его ожидало будущее преуспевающего коммерсанта, овладевшая им идея служения обездоленным людям привела его сначала к миссионерству на угольных шахтах, а затем в искусство. Постепенно живопись становится его единственной страстью.

Художник, страстно любивший жизнь. Он жил   жадно, неистово, испепеляя себя. Его судьба для многих кажется трагической, а он считал себя счастливым человеком. Он был счастлив тогда, когда учил по пять часов латинскую грамматику, чтобы стать проповедником, но ему было отказано в получении диплома. Он был счастлив, потому что в его руках были кисть и краски, хотя при жизни была продана только одна картина – «Красные виноградники». В глазах одних он был неудачником, другие считали его сумасшедшим, третьи говорили, жалея: «Несчастный». Но он считал себя счастливым человеком.

 

Формулировка проблемы

-Кто он – великий мастер или великий безумец, нарушивший все каноны, перепутавший все карты искусствоведам?

- Почему картины Винсента Ван Гога волнуют людей до сих пор?

- Каковы характерные особенности художественной манеры письма Ван Гога?

Разрешение проблемы. Представление жизненного пути художника.

Анализ на основе беседы подводит учащихся к пониманию художественных картин В.Ван Гога, творчества в целом.

Акцентирует внимание на правилах работы в группе и критериях оценивания работы

Учитель:

-Чтобы разобраться в этом, предлагаю исследовать жизненный и творческий пути художника.

Картины любого художника — это его лицо, зеркало души. Винсент Ван Гог создавал удивительно правдивые картины. В то же время в них всегда есть что-то недосказанное, некая загадка, которую Ван Гог предлагает разгадать зрителю. За свою короткую жизнь Ван Гог нарисовал более 900 картин и примерно столько же рисунков. Это внушительное число, учитывая, что созданы они были за короткий промежуток времени.

30 лет исполнилось Ван Гогу, когда он послал брату в Париж свою картину "Едоки картофеля".

Портреты крестьян и в особенности картины, рисующие труд простых людей, запечатлели ужас и боль, которые испытывал художник, наблюдая их безрадостную жизнь.

1.голландский период – картины "Едоки картофеля", «Ткач», «Женщины, несущие мешки с углём».

Учащиеся анализируют картины и выясняют художественные особенности в т ворчестве этого периода

Учитель

Два года, проведённые в Париже, для Ван Гога были временем упорного труда, горячих споров и смелых поисков. Он встречается с импрессионистами, находится в гуще новых исканий. Со свойственной ему восприимчивостью, обострённостью восприятия, он откликается на каждое впечатление, старается не потерять себя. Проведя в Париже мучительно трудную морозную зиму, Винсент решил выехать на юг в Арль. Прованс покорил его прекрасной природой, ослепительно ярким солнцем, заливающим всё вокруг. Бескрайние поля, простор долин, буйная зелень волновали его воображение. Ван Гог как никто другой из художников чувствовал душу природы, очеловечивал её.

Напряжённой, сложной жизнью живут на полотне "Красные виноградники".

«Красные виноградники», «Подсолнухи», «Башмаки», «Ночное кафе»,

Ближе всех Винсент сошёлся с Полем Гогеном. Предложил ему жить комму­ной, организовать сообщество здесь в Арле на берегу Средиземного мо­ря. Снял домик, оборудовал на скромные средства брата мастерскую и стая ждать приезда Гогена. К его приезду он готовился с необыкновенным воо­душевлением. Винсент преклонялся перед Гогеном, считал его гением. Но Го­ген всё не ехал, и Ван Гог оставался в одиночестве со своими планами. Как всегда он работал, не щадя сил, как будто чувствовал, что судьба отвела ему мало времени. Картина «Спальня в Арле»

Гоген наконец приехал. С каждым днём их совместной жизни всё от­чётливее прояснялось их опасное несходство характерами. Кипучая востор­женность столкнулась с холодной сдержанностью, простодушная откровен­ность - с угрюмой замкнутостью.

Гогену порой недоставало терпимости, умения ужиться. Он проявлял недовольство беспорядочностью Винсента, его неопрятностью. Он подшучивал над его манерой говорить, над его самоотверженностью, добротой, даже над его тоской по родине. Сам того не желая, он то и дело ранил самолюбие Винсента, вызывая его на открытые стычки.

Всё это выходило за пределы видимых причин; за внешним таилось главное: тут столкнулись не только различные характеры, но и во многом несхожие взгляды на жизнь и место художника.

Однажды, когда Винсент писал букет своих любимых подсолнечни­ков, Гоген решил, пользуясь его всегдашней погруженностью в работу, напи­сать с него портрет. Когда он закончил и показал его Винсенту, тот пог­лядел молча. И вдруг растерянно, проводя ладонью по лбу, сказал:

- Это совершеннейший я, но только ставший сумасшедшим.

Быть может, беспощадно проницательный взгляд Гогена лишь подтвер­дил то, что давно уже чувствовал сам Винсент.

Зимним вечером, сидя в кафе, он в ответ на какую-то колкость Гоге­на внезапно швырнул в него стакан с абсентом. Это было открытым началом тяжёлой душевной болезни.

Винсент боролся с ней изо всех сил. Наутро он искренне извинился перед Гогеном. Тот принял извинения холодно и заявил, что уезжает. Одного этого внезапно объявленного решения было достаточно, чтобы повергнуть Винсента в новый приступ. Вечером, когда Гоген вышел из дому прогуляться, Винсент бросился вслед за ним, держа в руке бритву. Гоген обернулся на звук его торопливых нервных шагов. В тот же вечер Ван Гог в припадке безумия ранит себя, отрезав ухо. Гоген узнал об этом лишь наутро (он спокойно переночевал в гостинице).

Винсента поместили в больницу, откуда он вышел вскоре здоровым, но ненадолго. В конце февраля 1889 года горожане ходатайствуют о помещении его вновь в лечебницу.

В это тяжелое время созданы «Автопортрет с отрезанным ухом», «Прогулка заключённых», «Звёздная ночь». В середине апреля 1889 год Ван Гог узнаёт о женитьбе брата Тео. Чувствуя своё одиночество, нависшую угрозу над денежной помощью, му­чительную тревогу за будущее, больной и отчаявшийся, он уезжает в Овер. Непонятый, одинокий… Начинаются нервные припадки.

«Пейзаж в Овере». Удивительное полотно. Человек на пороге смерти, а пишет мир, распах­нутый солнцу, жизни. Однажды он писал хлебные колосья, и ему начало казаться, что на него нале­тают вороны. Картина так и называется «Чёрные вороны». Корректирует работу групп.

Определение художественной манеры письма. Ван Гога. Отличие импрессионизма от постимпрессионизма.

-Импрессионисты создали новый творческий метод живописи - работу на пленере;

-они считали, что единственный источник света-солнце;

-в природе не существует чёрного цвета в чистом виде;

-пренебрегали контурами;

-перестали подразделять предметы на главные и второстепенные, могли не поместить главных действующих лиц в центр картины.

Учитель

- Ван Гог стремится создать такой художественный язык, который был бы в состоянии передать интенсивность переживаний человека. Чтобы полнее выразить себя, он использует цвет более произвольно. Красочная гармония картины, по мысли Ван Гога, представляет собой пересказ найденного в природе, но краски живописца не обязаны совпадать с красками природы - важно лишь, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному переживанию художника. Цвет у Ван Гога-главное средство для передачи духовной сущности предмета. Каждая краска в его сознании ассоциировалась с тем или иным эмоциональным понятием. Особенно его привлекали две краски – жёлтая - цвет солнца, цвет вечной жизни, и синяя – как олицетворение бесконечности звёздного неба, вечности, фатальной неизбежности и смерти.

Ван Гог пытался застрелиться, но только ранил себя. Выстрела никто не слышал - вокруг никого не было. Он едва дотащил­ся до дома и рухнул. Смерть помедлила - Тео успел примчаться.

За всю его жизнь у Винсента был один человек, который всегда всё понимал, безоговорочно верил в него, прощал странности, помогал в тяжёлые минуты. Это Теодор Ван Гог. Он сохранил все письма Винсента, ничего не потерял, даже самый маленький клочок бумаги с зарисовкой Винсента. Этот скромный человек, верный хранитель мыслей, чувств, страданий своего та­лантливого и несчастного брата, оставил для истории культуры великие ценности. Это благодаря его удивительной вере, терпеливой любви, глубоко­му пониманию искусства мир читает горячий поток размышлений художни­ка, видит картины, этюды, рисунки.

Любовь Теодора к брату действительно была необыкновенна. После смерти Винсента он организует выставку произведений брата. Когда закон­чена была развеска картин, украшен вход. Теодор упал, потерял сознание и был парализован.

Он прожил после смерти Винсента 6 месяцев, бесполезны были стара­ния врачей. Он не смог пережить самоубийство брата. Братья похоронены рядом на маленьком деревенском кладбище в Овере среди обширных полей.

Мировая слава пришла к Ван Гогу через два года и неуклонно рос­ла.

Предлагает осуществить оценку деятельности на уроках в листах оценивания

 

Учитель предлагает определить портрет художника

-художник, для которого искусство - испепеляющая страсть, божество;

го работы заставляют сердце бешено биться, в них есть все краски эмоций;

-был олицетворением борющегося за существование одинокого художника;

-он явил собой, своей судьбой яркий пример измученного, трагического гения – не признанного при жизни и прославившегося после ранней смерти;

-гениальный голландский живописец, сумевший с помощью мастерской игры красок, линий и форм в полной мере выразить себя и свою душу;

-символ страдающего гения, отдавшего искусству всю свою душу;

-романтик, влюбленный в жизнь и любящий людей, ищущий свободы;

-одинокий, отверженный, гонимый человек, отщепенец;

-прошедший сквозь ад унижений, познавший все тяготы нищеты и тяжелую болезнь;

-он писал картины азартно, неистово, страстно;

-непонятый и непризнанный при жизни;

-неутомимый труженик;   

-мужчина с чистой и ранимой душой ребенка;

-страстно любивший жизнь;

-символ страдающего гения, отдавшего искусству всю свою душу;

-великий мастер или великий безумец, нарушивший все каноны, перепутавший все карты искусствоведам;

-художник, которым решались новые живописные и композиционные проблемы;

Зачитывается последнее письмо Винсента брату.

"В сущности, за нас должны говорить наши картины..." - так писал Ван Гог. Картины же его и поныне продолжают говорить - не повторяясь: новый исторический опыт как будто всё время наполняет их обновленным содер­жанием, вскрываются новые пласты, договаривается и недосказанное худож­ником.

Конкретизируется название урока.

Обращение к эпиграфу.

-А какой силой воздействия должны обладать произведения, чтобы они «оцарапали» сердце?

 

Итак, урок подходит к концу. Достигли ли мы цели урока?

Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось…

Урок мне дал для жизни…

Учитель предлагает своё впечатление от урока представить красками в стиле Ван Гога.

Учащиеся занимают свои места, делятся на 3 группы, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок. проверяют готовность к уроку.

Ученики называют цели и задачи урока.

(-познакомиться с творчеством представителя постимпрессионизма Винсента Ван Гога,

выяснить отличительные черты и смысл некоторых его картин, учиться описывать увиденное осмысливать запечатлённое на картине, давать оценку своим впечатлениям)

Каждая группа учащихся представляет анализ картин художника по периодам.

1. первая группа учащихся анализирует голландский период

(«Едоки картофеля», «Ткач»,

«Женщины, несущие мешки с углём»

Художественные особенности картин голландского периода

2. Вторая группа учащихся анализирует картины, относящиеся ко второму периоду в Арле.

период его творчества в Арле

(«Красные виноградники». «Ночное кафе», «Подсолнухи», «Башмаки», «Спальня в Арле»);

3. Ученики анализируют картины позднего периода, его творчество в конце жизни

(Автопортрет с отрезанным ухом», «Прогулка заключённых", «Звёздная ночь», «Пейзаж в Овере», «Чёрные вороны»).

Определяют художественные особенности творческой манеры письма художника на основе опорных карточек:

-сочувствие к простым людям;

-мазок решительный и энергичный;

-символическое значение;

-драматизм;

-насыщенная цветовая гамма;

-мощная манера письма;

-экспрессия чувства

-ощущение беспокойства, страха, тревоги -что-то необычайно завораживающее;

-напряжённость линий;

(учащиеся оценивают работу друг друга в группах).

Определяют портрет художника на основе опорных карточек

(самоконтроль)

Учащиеся делают свой выбор (выбирают те штрихи к портрету, которые относятся именно к Ван Гогу) и отмечают в листах самооценки

.

Учащиеся конкретизируют название урока

Учащиеся отвечают:

Картины должны отражать насущные проблемы бытия, должны тревожить, волновать, должны быть обращены к сердцу, а не к разуму, нести правду.

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов.

Учащиеся рисуют своё впечатление от урока красками в стиле Ван Гога

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

АНАЛИЗ КАРТИН

Картина Ван Гога «Едоки картофеля»

 

 

 

Исходным тоном для картины автор выбрал цвет пыльного неочищенного картофеля - цвет пищи, тяжким трудом добываемой в Земле. Он сумел воз­вести этот землисто - серый тон до уровня живописной драгоценности. Низ­кое подвальное помещение. Убогая мрачная комната тускло освещена мерцающим светом лампы. Мерцание лампы озаряет грубый стол, убогую по­суду. Крестьянская семья собралась за вечерней трапезой. Картофель и кофе – их скудный ужин. Все члены семьи как бы притягиваются к центру, где падает свет, где сближаются их руки и стоит блюдо с едой. Массивные, неуклюжие фигуры, заско­рузлые руки - всё выписано правдиво, достоверно и потому еще более страшно. Убожество и беспросветность существования этих людей выявлены со всей очевидностью. Лица, одежда, стены жилища коричневато-землистого тона, подчеркивающего неразрывную связь крестьян с землей, которая их кормит и в то же время забирает все силы, уродует тело, иссушает лицо.

Чувствуешь то тепло, с какой художник пишет эти грубые некрасивые лица, натруженные руки. Тёмная коричнево-серая гамма картины напоминает цвет обрабатываемой ими земли и неочищенного картофеля, который выращивают эти люди. Кто-то сказал о "Едоках картофеля", что эта картина кажется соз­данной мозолистыми руками её героев. Вот верный ключ к пониманию всего, что делал Ван Гог.

Картина Ван Гога

"Женщины, несущие мешки с углем"

 

 

На фоне унылого, безмолвного пейзажа тянется нескончаемая вереница бредущих к посёлку женщин, скорее даже не женщин, а существ, одетых в длинные темные юбки, согбенных под тяжестью огромных мешков.. Женщины идут, пошатываясь, делают широкие шаги, не разгибая коленей..

Рисунок лаконичен и строг. Резкие контрасты чёрного и белого цветов усугубляют тягостное звучание произведения.

Картина Ван Гога «Ткач»

Ван Гог остро чувствовал страдания других людей. Болью и гневом наполнены его произведения о жизни ткачей.

"Ткач" - Запертый в тёмную комнату, где всё пространство занимает станок, ткач сотни раз повторяет однообразное движение. Резкие углы и выступы громоздкой машины напоминают в его картине фантастическую зу­бастую пасть чудовища. Ткач стал частью машины, поработившей его. Да, собственно, и фигуру ткача, как бы запертую в клетку, мы видим из-за толс­тых перекладин станка, напоминающих решётку.

Ван Гог стремился передать это трагическое состояние пожизненной заточённости не «психологией» самого работника (он работает спокойно, сосредоточенно и буднично), а ощущением сжатого пространства, тенью и светом.

Картина Ван Гога «Красные виноградники»

Напряжённой, сложной жизнью живут на полотне "Красные виноградники".

Беспощадное, раскаленное солнце стоит высоко в небе, вибрирует знойный воздух. Тяжелые винно-красные лозы клонятся на жирную, плодоносную зем­лю. Вода застыла. Свежести и облегчения нет. Что чувствуют деревья? От них нет тени. Изнурителен труд сборщиков винограда. Согнутые спины, опу­щенные головы свидетельствуют о непомерной усталости людей, вступивших в единоборство с природой. Поразителен колорит картины. Глубокие, сочные синие, красные, жёлтые тона создают многозвучную цветовую симфонию. Кра­сочная масса положена на холст густым слоем, стремительные мазки самых различных очертаний лепят форму, составляют основу рисунка, рождают ощу­щение нервной, живой ткани, придают динамику, внутренний накал почти сим­волическое значение, казалось бы, обыденной сцене.

(Единственная картина, купленная при жизни)

Виноградник, залитый лучами ярко-оранжевого заходящего солнца. Солнце - огромный огненный шар - висит над горизонтом и будто стекает на землю. Вспыхивают краски. Мазок становится мелким и дробным, приобретает особую напряжённость. Бегут, сталкиваются потоки нервных штрихов. Резкие и раздельные мазки в нижней части холста постепенно густеют по мере удаления к горизонту. Кажется, красные виноградники словно шевелятся и извиваются в лучах огромного, раскалённого добела солнца. Они как бы ищут защиты от его палящего зноя, жадно поглощая влагу из тучной фиолетовой земли. Изнурителен труд сборщиков винограда. Согнутые спины, опущенные головы свидетельствуют о непомерной усталости людей, как бы вступивших в единоборство с природой. Солнечный диск стал главным действующим лицом пейзажа. Ван Гог помещает его на золотом, как бы расплавленном небе, сгущая его энергию в расположенных по кругу разбегающихся штрихах, образованных сгустками оранжевой краски. Красный цвет виноградников контрастирует с тёмно-фиолетовым цветом земли. Тонкий слой краски чередуется с густыми массивными фактурными слоями. Река похожа на поток расплавленного металла. Кажется, ещё немного, и солнце уничтожит то, что само породило. Отсюда скрытая драматичность, которая содержится в подтексте пейзажа.

Картина вырывается из-под кисти художника, как крик восторга перед природой

Как пламя пожара, беспокойными, трепетными языками горит алым цветом виноградное поле. Густые рельефные мазки подобны вспышкам. Синие пятна фигур, разбросанные по полю, обостряют контраст основного цвета. На первом плане зыбко колеблется волнами лиловая земля. Мигающим жёлтым потоком стелется мокрая дорога, залитая закатным светом. И надо всем встаёт огромный, добела раскалённый диск солнца. Его палящие лучи расходятся во все стороны прерывистыми кольцами жёлтых мазков, создавая эффект слепящего света. Точно сбегая с пригорка надвигается шеренга голубых деревьев на дальнем плане, которые тщетно стараются прикрыть своими ветвями поле, загасить холодным цветом неистовый красный пожар. Эта драма природы была созвучна душе художника, поэтому эта картина – любимое полотно художника.

Высокий горизонт очертил границу неба и земли. При взгляде на лимонно-оранжевый солнечный диск, который висит над полыхающим красным огнём виноградниками, ощущаешь его жар. Синие тени и блики на воде усиливают яркость солнечного света. Красный цвет виноградников «звучит» напряжённо, входя в контраст с тёмно-фиолетовым цветом земли.

Картина Ван Гога «Ночное кафе»

В этом кафе часто бывал художник. Окинем взглядом помещение. Кафе весьма скромное, единственным развлечением для гостей стал старый и потертый бильярд. Часы - необходимость в привокзальных заведениях - показывают, что время перевалило за полночь. Удивительно точно передал художник, то чувство, которое испытывают посетители. Причем, каждый клиент, изображенный Ван Гогом, по всему видимому имеет свою определенную историю жизни, кардинально отличающуюся от истории другого посетителя, волею судьбы оказавшегося в эту же ночь в ночном кафе.

Занято лишь несколько мест. Пять клиентов, которых по разным причинам судьба завела в это ночное заведение, расположились за столиками вдоль стен. Люди жмутся у стен, потерявшись в этом пространстве. Немногочисленные посетители заняты своим делом. Кто-то уже уснул за столиком, парочка в дальнем углу ведет беседу, мужчина в центре обращен к зрителю.

Ван Гог изображает эту картину глазами посетителя, сидящего в самом конце зала, и наблюдающего за всем, что происходит в этом «затуманенном» помещении. Он растерянно созерцает то ли художника, то ли зрителей картины.

Столы расположены таким образом, чтобы официант в белом костюме без проблем смог обслужить каждого из посетителей. Бильярдный стол обтянут зелёным сукном, к которому в эту ночь не спешат подходить посетители, чтобы сыграть партию. Очень много спиртного изображено на заднем плане картины.

Жёлтый цвет передает душную и прокуренную атмосферу заведения. Холодную зелень потолка отражают пол, столы, стулья. Преобладание зеленого цвета в картине не случайно. Именно такой оттенок зеленого дает ощущение саморазрушения и одиночества. Зловещий характер комнате придаёт красный цвет стен и ореолы вокруг ламп, горящих в пустоту. Яркие красные стены дают ощущение страсти, беспокойства, страха, тревоги, о которых вскоре на время забудут несчастные посетители.

Ночное кафе Ван Гога — место, где каждый сможет залить свои невзгоды рюмкой, другой дешевого и не очень коньяка или виски.

 

Стоит вглядеться в картину внимательнее, как атмосфера затхлости, упадка и депрессии начинает обволакивать зрителя. На картине невозможно увидеть ни четких очертаний лиц посетителей, ни линий интерьера. По видимому то же самое видят и те, кто решил в эту ночь посетить кафе. От каждо­го изображённого здесь предмета, даже от освещенных мертвенным зеленовато-желтым светом досок скобленого стола веет безысходной "переко­шенностью" захолустной жизни, неодолимой тоской, одиночеством, предчувс­твием катастрофы. Образ безысходности, тоски, бесцельно погибающего времени. Тень от бильярдного стола, ореолы ламп усиливают это ощущение разобщённости и бесприютности. «Это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление». Одиноко было художнику в Арле.

 

Картина Ван Гога «Подсолнухи»

Имя Ван Гога всегда было связано с цветами. Он сам писал брату: «Подсолнух — это мое, в известном смысле». Желтый цвет и сам цветок были для него олицетворением надежды, признания, дружбы и благодарности. «Подсолнухи» — символ Ван Гог, знаковая работа в его творчестве. Им созданы два цикла картин с подсолнухами: две работы, написанные в Париже и четыре в Арле.

Последними он планировал украсить свой «Желтый дом», комнаты своего друга Поля Гогена.

 

Две парижские работы после смерти художника, приобрел его друг Поль Гоген. Четыре картины, написанные в Арле, разошлись по всему миру.

Первый вариант с бирюзовым фоном находится в частной коллекции, второй, выполненный на королевско-синем фоне, был уничтожен во время Второй Мировой войны, третий вариант с зелено-голубым фоном находится в музее в Мюнхене, и четвертый вариант на желтом фоне — в Лондонской национальной галерее.

«Подсолнухи» — это не просто натюрморт. В этой работе в полной мере проявился талант художника, его умение передавать красоту, казалось бы, простых и обычных вещей. Цветы и ваза, выполнены особой техникой письма — импасто. Эта техника заключается в способе нанесения красок. Они наносятся очень густым слоем, в итоге получается выпуклый рисунок, помимо кистей, мастер работает ножом, создавая рельеф.

Сам цветок подсолнуха воспринимается Ван Гогом как небесное светило в ореоле золотых лучей. Все натюрморты, изображающие подсолнухи, сияют как солнечный диск в летний жаркий день. Делясь своими замыслами с братом, художник всегда говорил о «симфонии цвета» с помощью, которой он передавал жизнь и свое мироощущение.

Тяга и любовь к жизни, к светлым и чистым тонам, в полной мере проявилась в этой работе. Здесь практически нет смешения цветов, они чистые и яркие. Преобладает желтый и его оттенки. Букет, в котором есть цветущие цветы и уже начинающие увядать. Реальность, живость и движение удалось передать художнику, с помощью цвета. Яркий желтый подчеркивают небольшие фрагменты лазури и зелени. Эффект выпуклости придает коричневая линия, а под ней подпись художника. Все свои картины автор подписывал только своим именем — Винсент.

Эту работу Ван Гога, как впрочем, и все остальные работы художника, не раз копировали и подделывали. Некоторые копии вполне удачны в техническом плане. Но никому из копировальщиков не удалось передать личностную энергию автора, его индивидуальность.

Желтый цвет символизирует жизнь, радость, энергичность, свободу. Желтый цвет — это потребность в раскрытии, что и сделал художник благодаря написанию картин. Яркий цвет подсолнухов притягивает нас и заманивает в таинственный мир иллюзий. Наблюдая за картиной, хочется выйти в поле с подсолнухами и просто побродить, подумать о жизни, о проблемах, которые нас окружают и найти способ их решения, чтобы обрести покой и счастье.

Присмотревшись к полотну, можно заметить, что подсолнухи, нарисованные художником, похожи на людей. Красные головки в середине цветка — это головы людей, ярко желтые лепестки — это волосы, стебель символизирует тело. Подсолнухи, находящиеся в грубых глиняных горшках, стремятся к небу и хотят вырваться, словно они находятся в земле, давно не политой и не удобренной. Однако четкого изображения подсолнухов не наблюдается, в силу примененной техники.

Видимо Винсент Ван Гог хотел передать своим полотном то, что несмотря на все проблемы и беды, стоит жить и радоваться тому, что жизнь тебе дана, что необходимо прожить ее так, чтобы потому ни о чем не жалеть, ведь она дается один раз. В жизни присутствует не только горечь и печаль, но и радость, просто необходимо уметь находить ее во всем нас окружающем.

Каждый человек — это частичка мира, независимая от чего-либо, однако, если каждый индивид найдет кусочек радости и счастья, то соединившись, мир обретет покой и яркие краски. Живите слово вы подсолнухи. Необходимо тянуться, как и эти цветы, к небу, к высшему, стремиться к лучшему, к свободе.

Картина Ван Гога «Башмаки»

Натюрморт "Башмаки". Они очень очеловечены. Мы смотрим на них и неожиданно для себя видим многое: долгие, долгие дороги, исхоженные упорным путником, покрытые угольной пылью, снегом и лужами, дороги с колдобинами и булыжниками, колючками и комьями земли, видим внутренним зрением и са­мого путника, который, подобно этим ботинкам, изрядно поизносился, побит и помят, но не потерял способность идти дальше - подмётки сделаны на ди­во прочно и только отполировались от долгих странствий, даже шнурки не порва­лись, отполировались от долгих странствий, даже шнурки не порва­лись, хоть и расшнурились наполовину, а языки башмаков вывалились и по­висли набок, как язык у тяжело дышащей собаки.

Картина «Спальня Ван Гога в Арле»

Полотно было написано в 1888 году во время жизни Ван Гога в Арле, когда он ожидал приезд своего друга – Поля Гогена, с которым хотел плодотворно работать и организовать цеховое братство художников. А пока Ван Гог живет один и свой быт обустроил достаточно аскетично и просто.

Первое и самое яркое впечатление от «Спальни Ван Гога в Арле» – это обилие желтого цвета. Стены и двери комнаты выкрашены в голубовато-серые оттенки. А те предметы, которым художник придал желто-коричневые цвета, абсолютно естественны в краске, поскольку речь идет о деревянной мебели, о полу и ставнях на окнах.

Еще одной особенностью этой картины является парность предметов: парно развешенные картины, пара стульев, пара подушек на кровати. Все это символы подспудного желания художника избавиться от одиночества. Туалетный столик, висящее радом с ним большое полотенце, прикроватная вешалка с какими-то вещами – все эти детали быта говорят о том, что это – не абстрактный, а настоящий, живой интерьер.

Парные предметы (две двери, две подушки, два портрета, две гравюры) были для Винсента символом покоя, уравновешенности, рассеивали чувство одиночества. Кроватей было куплено тоже две: Ван Гог ждал приезда Поля Гогена,

Чёткие контуры мебели, особенно стоящего в углу столика, вызывают ощущение устойчивости. Главным предметом, изображённым на картине, является кровать Ван Гога- прочная, простая, создающая ощущение тепла, уюта и защищённости.

Картина выдержана в спокойной цветовой гамме, и единственным ярким пятном на ней является лежащее на кровати покрывало.

Картина Ван Гога

«Пейзаж в Овере после дождя»

 

Удивительное полотно. Человек на пороге смерти, а пишет мир, распах­нутый солнцу, жизни. Уютные дома, ликование красного... Мы чувствуем чистый прозрачный воздух, яркую после дождя зелень деревьев и трав. Мы видим капустные гряды - а это всего лишь змеящиеся зелёные и голубые полосы краски, сырость непросохшей после дождя дороги - для этого достаточно нескольких энергичных мазков, обозначавших отражение повозки на влажной поверхности. Все полотно пронизывает неутомимая жажда жизни, восхищение красотой мира, страстное стремление к свету, добру, гармонии. Оно написано измученным постоянными лишениями, больным художником, когда он выстрелом из пистолета оборвал свою жизнь, за два дня до смерти.

От пейзажа веет тишиной и покоем. Природа омыта дождём. Весело и звонко сияют чистые краски. Полотно сохранило на века его преклонение и восторг перед вечным обновлением природы, восхищение красотой мира, страстное стремление к свету, добру, гармонии.

Что же такое пейзажи Ван Гога, как не безумное фаустовское стремление слиться с природой, постичь её «намерение», понять её неустанное движение? Жизнь-это освобождённая энергия, прорастание, вызревание, страстный порыв в неограниченное.

Сам вечно кипучий, неуёмный, художник видит в мире прежде всего действенное начало. Его мир в неустанном круговороте, росте, становлении.

Картина Ван Гога

«Автопортрет с перевязанным ухом»

Мы видим лицо человека, пережившего серьёзную драму. В этом портрете вся страшная физическая боль концентрируется лишь в глазах и бушующем огненно-красном пламени фона

Лицо художника занимает большую часть картины. Голова повернута на три четверти вправо. На теле куртка или пальто, на голове старая поношенная шапка с меховым отворотом. Видно, что на голове бинтовая повязка, закрывает поврежденное ухо, во рту раскуренная трубка, явно видны кольца дыма. Белый бинт и черная трубка на фоне дают контраст. Художник словно смиренен, но его взгляд не выражает мирного покоя, он скорее пребывает в прострации, в полном безразличии, он будто смотрит только в ему видимую даль и абстрагирован от внешнего мира.
Несмотря на то, что во время написания картины Ван Гогу было не больше тридцати пяти лет, на самом деле выглядит он на портрете старше лет на пятнадцать двадцать. Задний план, фон, прорисован двумя яркими оттенками: красного и оранжевого.
Дым, рубашка и бинтовая повязка, беловатого оттенка с вкраплениями желтого, Трубка, глаза, волосы очень темные. Хроматическим кругом расположены Ван Гогом синий и темно-синий цвета, красный и оранжевый.
Картина написана во время пребывания Ван Гога в Арле в январе 1889 года. Ван Гог вновь хочет обрести уверенность, он надеется, что болезнь отступила и силы его восстанавливаются. И всё же в этом портрете нет
ни радости выздоровления, ни уверенности в будущем.


 

Картина Ван Гог "Прогулка заключенных"

 

 

 

Какое мрачное мироощущение. Монументальные, не имеющие конца стены с бойницами окон ограничивают тюремный двор. Узкое гулкое пространство, вымощенное плитами, похожее на дно каменного колод­ца. Эхо разносит звуки шагов заключенных, которые идут и идут по замкну­тому кругу. Они обречены проделывать этот путь, не имея даже надежды выйти отсюда.

Это бесконечное шествие представляется художнику апофеозом страда­ний человека. В этой картине написаны страдания всех лишённых свободы и вместе с тем собственные страдания.

«Прогулка заключённых» Ван Гога – одна из самых мрачных картин о том, что нет выхода из тупика, где жизнь подобна замкнутому кругу. Художник сделал свою картину глубоко исповедальным произведением.

В правой части изображён целый ряд обращённых к зрителю лиц, каждое из которых написано лишь несколькими мазками. Печально, даже как-то удивлённо наклонил голову белокурый юноша; рядом с ним соседствует отвратительная, звероподобная физиономия человека, шествующего прямо на зрителя. Наклонённые головы, согнутые спины, тяжёлые шаги. Движение их то нарастает, то замирает, но никогда не прекращается. За фигурами людей по земле скользят их тени – зыбкие, колеблющиеся, но неутомимо последовательные, подобные спицам вращающегося колеса.

Ощущение безысходности кругового движения заключённых, не зависимого от их собственной воли, усиливается активной ролью «среды». В картине не только утрирована перспектива, здесь изгибаются даже очертания каменных плит, которыми вымощен двор тюрьмы; окна (особенно второе справа) разворачиваются в сторону зрителя; тюремные стены словно дышат и в верхней части картины обретают самые неожиданные краски: гухие тона охры, нежный лимонно-жёлтоватый, розовый, салатовый, сапфирный…

Среди фигур узников наиболее изменена и индивидуализирована центральная на первом плане. Этот арестант не смотрит в затылок впереди идущему, а слегка отвернул голову в сторону. Он без шапки, у него рыжеватые волосы, бездействующие руки его тяжело повисли вдоль тела, походка волочащаяся… Придав этому персонажу автопортретные черты, Ван Гог сделал это откровеннее, чем в других своих картинах, в которых сходство одинокого путника с художником даётся отчасти лишь намёком. В «Прогулке заключённых» – это он, сам художник, лишённый свободы, творчества, с обречёнными на бездействие руками. Худшие опасения и предчувствия, которые Ван Гог старался подавлять и говорить о них меньше, на этом полотне высказаны без слов.

В картине для глубокой мрачной тени на дне каменного колодца найдены холодные, синевато-зелёный, болотисто-илистый, зелёно-мыльный цвета- подлинные цвета безысходной тоски. Они зловеще густеют внизу и бледнеют наверху, на кирпичных стенах, оттеняясь бледно-ржавыми и красноватыми пятнами. Солнечный свет не достаёт земли, лишь слегка золотит тюремные стены, а в низу всё погружено в сине-зелёный мрак. В этом каменном мешке нет ни клочка земли, ни травинки, в нём не отражается ни один кусочек неба … Цветовая гамма полотна, не смотря на всю её сдержанность и приглушённость, разработана Ван Гогом с большим разнообразием оттенков, противопоставлением и сближением тонов.

 


 

Картина Ван Гога «Звездная ночь»

В этой знаменитой картине демонстрируется огромная мощь художника, его особое восприятие окружающего мира и неповторимая индивидуальная манера письма.

Это пейзаж, написанный маслом, с видом на берег Роны ночью. Зритель будто смотрит на противоположный берег. Там он видит огни домов и их отражения в воде. Там, на заднем плане, неясные очертания строений и деревьев видны сквозь темноту. На небе полно больших ярких звезд, которые отражаются в глубокой синей воде. На этом берегу есть несколько лодок.

Сложно определить передний план картины, поскольку большое количество деталей и композиция в целом заставляет нас изучать каждый кусочек полотна. Это поверхность воды с отражающимися огнями и звездное небо над ней. Небо и река посередине картины намного светлей. Это притягивает взгляд туда.

Ни один художник не рисовал ночное небо с таким восторгом и трепетом перед непостижимостью Вселенной. Небо, звезды, луна движутся в некоем волнообразном ритме. Прежде всего, полотно передает нереальные чувства и эмоции, переполняющие художника, оно написано не спонтанно, хотя тщательно скомпоновано. Изображенные на нем деревья украшают звездную даль и уравновешивают композицию.

Эти огромные звезды, окруженные ореолами мерцающего света, создают ощущение движения в бездонных глубинах космоса. В правом углу картины пульсирует полумесяц. Он излучает столько света, что напоминает маленькое солнце. Языками пламени тянутся к небу кипарисы. Темный цвет несколько приземляет их, таким образом, ощущение движения звезд не перегружает саму картину. По небу проносятся спиральные завитки света, создавая неповторимый образ Галактики.

«Звездная ночь над Роной» написана в сентябре 1988 года во Франции. Сейчас она находится в музее Орсе в Париже.

Главные художественные приемы, использованные Ван Гогом: работа с цветами (он использует два основных цвета – синий и желтый в большом разнообразии тонов и оттеков) и светотень. Техника, в которой работал художник, называется импасто – грубые мазки нанесены на полотно толстым слоем. Это манера Ван Гога, и она придает его работам экспрессию и живость. Когда смотришь на «Звездную ночь», то кажется, будто чувствуешь прохладный бриз, запах реки, слышится шорох волн и слегка ослеплен ярким светом звезд.

Картина Ван Гога

«Чёрные вороны над полем пшеницы»

Картина называется "Черные вороны над полем пшеницы".

Слепящее золото с кровавыми вспышками, грозовая синева, черные птицы бурной лавиной обрушиваются с неба на встревоженное поле. Хлеба, не­бо, птицы, дорога - всё построено из прямых, резких мазков. Кажется, никог­да ещё мазок Ван Гога не был таким решительным и энергичным как следы от ударов бича, а цветовые контрасты - такими непосредственными сигна­лами переживания.

Никто бы не усомнился, что картина говорит о гибели. Но есть в ней и трепет восторга перед тем, что "гибелью грозит", перед красотой бу­ри. Всё, что угодно, только не опустошенность, не апатия - на огромном подъёме чувств художник создаёт свой реквием.

Над золотом созревших злаков небо какого-то необычного синего цвета. Оно швыряет своих зловещих птиц… Здесь исчезает надежда.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Особенности творческой манеры письма

Опорные карточки по определению творческой манеры письма Винсента Ван Гога

к 1 периоду

-создает серию картин, в которых царят темные, мрачные тона;

-язык суров, прост, грубоват;

-картины проникнуты горячим сочувствием к простым людям;

-мир людей труда близок живописцу;

-мазок решительный и энергичный;

-протест против непосильного труда;

-символическое значение многих предметов;

-драматизм;

ко 2 периоду

-насыщенная цветовая гамма;

-динамичные мазки;

-каждый его мазок осмыслен и всегда находится на нужном месте;

-смелый, яркий цвет и свободная, мощная манера письма;

-напряжённая насыщенность цвета рождает ощущение безысходности и одиночества;

-символическое значение многих предметов;

к 3 периоду

- что-то необычайно завораживающее;

- символичность;

- каждый цвет имел в глазах художника определённый смысл

- ощущение беспокойства, страха, тревоги

-экспрессия чувства, переданная через усиление эмоциональной

выразительности цвета, напряжённости линий;

-неповторимый индивидуальный почерк.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Штрихи к портрету художника

Опорные карточки по определению портрета

Винсента Ван Гога

для 1 группы

-художник, для которого искусство - испепеляющая страсть, божество;

-замечательный художник-пейзажист;

го работы заставляют сердце бешено биться, в них есть все краски эмоций;

-ввёл в искусство пейзаж большого города;

-был олицетворением борющегося за существование одинокого художника;

-выдающийся русский художник;

-он явил собой, своей судьбой яркий пример измученного, трагического гения – не признанного при жизни и прославившегося после ранней смерти;

-его карандаш в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников;

-гениальный голландский живописец, сумевший с помощью мастерской игры красок, линий и форм в полной мере выразить себя и свою душу;

-символ страдающего гения, отдавшего искусству всю свою душу;

для 2 группы

-романтик, влюбленный в жизнь и любящий людей, ищущий свободы;

-он показал на полотне поэзию каждого её мгновения, любого состояния;

-одинокий, отверженный, гонимый человек, отщепенец;

- он был певцом природы;

-прошедший сквозь ад унижений, познавший все тяготы нищеты и тяжелую болезнь;

-признанный пейзажист;

-обращается к мотивам русской истории, народной культуры, сказки и старинной

мифологии;

-он писал картины азартно, неистово, страстно;

-непонятый и непризнанный при жизни;

-воспевал эпическую красоту и мощь русского леса;

для 3 группы

-его полотна залиты солнцем и светом;

-неутомимый труженик;   

-его портреты женщин и детей утверждали красоту и радость жизни;

-мужчина с чистой и ранимой душой ребенка;

-страстно любивший жизнь;

-символ страдающего гения, отдавшего искусству всю свою душу;

-при волшебном прикосновении его кисти воскресала живопись историческая,

портретная, акварельная, перспективная, ландшафтная, которой он дал в своих картинах

живые образцы;

-великий мастер или великий безумец, нарушивший все каноны, перепутавший все карты

искусствоведам;

-художник, которым решались новые живописные и композиционные проблемы;

-знал русскую природу и любил ее со всей силой своей могучей натуры

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Оценочный лист

п/п

Критерии

оценивания

1 группа

2 группа

1.

Правильное понимание темы

   

2.

Глубина и полнота её раскрытия

   

3.

Умение понять авторскую мысль

   

4.

Логичное изложение

   

5.

Хорошее владение литературной речью

   

6.

Умение делать обобщение, выводы

   

7.

Умение аргументированно формулировать своё отношение к картине

   

Оцените по пятибалльной шкале:

«5» - отлично;

«4» - хорошо;

«3» - удовлетворительно

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Оценочный лист работы в группе №1

 

Фамилия, имя

1 задание

(домашнее задание)

анализ картин

2 задание

определение художественной манеры письма художника

3 задание

портрет художника

4 задание

творческое задание

итого

1.

           

2.

           

3.

           

4.

           

5.

           

6.

           

7.

           

2 балла – активно участвовал, выдвигал предложения;

1 балл – участвовал в обсуждении предложений товарищей;

0 баллов – не участвовал.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Правила работы в группе

1. Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

2. Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

3. Если никто не может начать говорить, начинайте по часовой стрелке.

4. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

5. Выступать от имени группы почётно.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.