12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зарема Рамазановна Ачмиз15

Урок 8 класс

Тема « Терморегуляция организма. Закаливание».

Цель: применить полученные ранее знания и умения для решения практических задач, связанных с повседневной жизнью для безопасного поведения в окружающей среде.

Задачи: 

Образовательные :

- актуализировать , закрепить и углубить знания учащихся о терморегуляции организма; сформировать знания о коже как органе теплоотдачи; дать понятие о солнечном и тепловом ударе , их причине и научить способам оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударе; рассказать о механизме и способах закаливания организма.

- учащиеся должны освоить понятие «терморегуляция» , как важную способность организма поддерживать постоянную температуру тела ; научиться правилам оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах ; изучить механизм и способы закаливания организма.

Развивающие:

- формирование у учащихся способности самостоятельного логического мышления, умения осмысливать учебный материал, проводить его анализ и самостоятельно находить ответы для решения интеллектуальных задач, уметь находить логические связи между строением организма и его функциями; создать условия, способствующие успешному решению учащимися познавательных задачи, чтобы они получили положительные мотивации к изучению предмета и в целом к обучению.

Воспитательная:

- сформировать у учащихся сознательное отношение к своему здоровью ; научить способам повышения жизнеспособности организма через его закаливание ; умения оказания помощи людям получившим солнечный и тепловой удар.

- учащиеся должны осознать ценность здоровья и научиться способам закаливания организма, выработать силу воли для регулярного проведения процедур закаливания; знать способы оказания помощи людям при тепловых и солнечных ударах, с целью сохранения их жизни и здоровья, понимания ценности здоровья и жизни, милосердного отношения к людям

Тип урока – урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесные (рассказ, рассказ с элементами беседы), практические(самостоятельная работа с учебником, фронтальная работа), наглядные (демонстрация видео, презентации, самонаблюдения).

Ход урока

1. Орг.момент. Проверка готовности класса к уроку. Организация рабочего места.

2. Проверка дом. задания.

Выполнение заданий на карточках

ФИО_____________________ 1 вариант

ФИО_____________________ 2 вариант

Задание№1 t1582442973aa.jpg

Рис 1 Строение кожи

На рис.1 под цифрой 11 обозначен слой кожи_____________________

Потовые железы обозначены под цифрой_______________________

Волосяная луковица обозначена под цифрой____________________

Задание №1 t1582442973aa.jpg

Рис 1 Строение кожи

На рис.1 под цифрой 10 обозначен слой кожи_________________

На рис 1 под цифрой 14 обозначен(а)________________________

Волосяная луковица обозначена под цифрой ________________

Задание №2

Подкожная жировая клетчатка:

а) защищает кожу от повреждений;

б) придает коже прочность и эластичность;

в) придает коже цвет и защищает от чрезмерного влияния ультрафиолетовых лучей

г)образует своеобразную подушку, смягчающую механиче­ские воздействия, а также препятствующую потере тепла

Сальные железы кожи человека имеют вид:

а) мешочков;

б) клубочков с длинными протоками;

в) альвеол;

г)разветвленных пузырьков.

Стержень волоса — это: 

а) часть волоса, находящаяся в волосяной сумке;

б) утолщение волоса, находящееся в глубоких слоях дермы;

в) часть волоса, выступающая над кожей;

г)часть волоса, находящаяся в подкожной клетчатке.

Задание №2


Наружный слой эпидермиса кожи человека состоит из: 

а) плотно расположенных эластических волокон;

б) рыхло расположенных коллагеновых волокон;

в) мертвых, ороговевших клеток, которые постепенно слущиваются;

г) клеток росткового слоя.

Подкожная жировая клетчатка образована: 

а) рыхлой соединительной тканью;

б)плотной соединительной тканью;

в)однослойным эпителием;

г)многослойным плоским эпителием

Ногти человека являются производными:

а) дермы;

б) подкожной жировой клетчатки;

в) эпидермиса;

г)соединительной ткани


Задание № 3

Перечислите правила ухода за кожей.

Задание №3

Перечислите правила ухода за одеждой и обувью.



3. Актуализация знаний

В теле человека за 1 час образуется столько теплоты, сколько нужно, чтобы вскипятить1 литр ледяной воды. И если бы тело было покрыто непроницаемым для теплоты футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5 С, а через 40 часов достигла бы точки кипения воды. Во время тяжёлой физической работы образование теплоты увеличивается ёщё в несколько раз. И всё же температура тела не меняется. Как вы думаете, почему? Самостоятельная формулировка новой темы и задач.

4. Изучение нового материала. 

Тепло – форма энергии, имеющая важное  значение для поддержания живых организмов. Температура тела является показателем количества тепла и основным фактором, определяющим скорость химических реакций обмена веществ. Все животные получают тепло из двух источников – непосредственно из внешней среды и из питательных веществ, подвергающихся расщеплению в клетках. Большинство животных -  пойкилотермные (их активность зависит от температуры окружающей среды). Птицы и млекопитающие – гомойотермные (существуют за счет внутренних источников тепла).

Для каждого органа, для каждой ткани характерна своя температура, только при ее значениях клетки этой ткани функционируют нормально. Номинальной температурой тела человека считается температура от 36,4° С до 37,5°С. Ее повышение выше 43°С и падение ниже 25° С смертельны. Обучающиеся делают вывод о роли тепла в организме.

В теплоотдаче главную роль играет кожа.

Интенсивность теплоотдачи из организма определяется разностью температур поверхности кожи и окружающей среды и регулируется работой мелких кровеносных сосудов кожи. Когда сосуды расширены, через них протекает большее количество крови, нагревшейся внутри организма - кожа нагревается и теплоотдача увеличивается. Когда сосуды суживаются, через них протекает меньше крови, температура кожи понижается и теплоотдача с ее поверхности уменьшается. Сужение сосудов происходит при сокращении мышечных волокон их стенок. Волокна сокращаются под влиянием сигналов из центральной нервной системы. А она, в свою очередь, реагирует на сигналы температурных рецепторов кожи.

Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет?

При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи сужаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение.

Сохранение постоянной температуры тела в жаркую погоду или при тяжелой физической работе обеспечивается выделением и испарением с поверхности кожи соответствующего количества пота. При этом происходит постепенное обезвоживание организма и развивается жажда, которую необходимо своевременно утолять. При существенном недостатке жидкости в организме выделение пота снижается, кровь сгущается и может наступить тепловой удар.

При длительном пребывании с непокрытой головой под прямыми солнечными лучами может произойти солнечный удар – перегревание головы.

Прочитайте п.41, с.263-264 учебника и заполните таблицу

Нарушения теплоотдачи

Симптомы

Первая помощь

Тепловой удар



Солнечный удар



Терморегуляция – это процесс уравновешивания теплообразования и теплоотдачи в соответствии с условиями внутренней и внешней среды.

Образование и отдача тепла регулируется рефлекторно и гуморально.

Закаливание – это постепенное приспособление организма к неблагоприятным факторам окружающей среды, в первую очередь к холоду. 

5. Закрепление. Способы закаливания (по рядам)

Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению.

6.Итоги урока.Рефлексия

Терморегуляция складывается из двух процессов: --------------------- и --------------------. Избыток тепла удаляется из организма через ---------------- и органы дыхания. Кожа регулирует температуру тела за счет, находящихся в ней кровеносных сосудов и ---------------------------------. Когда человеку жарко, его кровеносные сосуды -------------------------, а когда холодно - ----------------------------. Кроме того, при повышенной температуре воздуха потовые железы начинают больше выделять ---------------. В условиях тропического климата потоотделение может достигать 12 л в день. 

7.Домашнее задание. (На слайде) Составить памятку «Правила закаливания» 



Опубликовано


Комментарии (1)

Зарема Рамазановна Ачмиз, 23.02.20 в 10:31 0Ответить Пожаловаться
Методические рекомендации к уроку "Терморегуляция организма. Закаливание"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.