Тренинг актерской психотехники как диагностический инструментарий выявления актерской одаренности

9
2
Материал опубликован 4 November в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ ПЕРСПЕКТИВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА








ТРЕНИНГ АКТЕРСКОЙ ПСИХОТЕХНИКИ

КАК ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ

ТВОРЧЕСКИХ ДАННЫХ



Методические рекомендации

по диагностированию у воспитанников

творческого воображения, творческого внимания

и сценического самочувствия









Составитель: Куликова И.Г.,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Гимназия «Перспектива» г.о. Самара














Самара 2025

Оглавление



Введение

Роль занятий театральным творчеством в становлении

и развитие личности воспитанника

Диагностический инструментарий выявления творческой одаренности

Диагностика актерской и режиссерской одаренности

3.1. Способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению

3.2. Способность мыслить действенными и событийными категориями

Список литературы

Приложения 1. Художественные задания для выявления и тренинга актерской и режиссерской одаренности

Приложение 2. Диагностическая карта уровня развития актерской одаренности











Введение


Современное развитие общества складывается таким образом, что требует привлечения все большего числа граждан с креативным, творческим типом мышления, способных к четкой постановке и деятельностному решению задач. Эти граждане должны иметь активную жизненную позицию, выдающиеся лидерские качества, навыки публичных выступлений. Именно таким гражданам предстоит со всей ответственностью принимать вызовы XXI века.

Потому представляется такой важной задача по раскрытию и реализацию потенциала детей, которых мы называем одаренными, которых причисляем к национальному достоянию страны и которых должны беречь и растить грамотно. Причем важной эта задача становится как для развития личности самого одарённого воспитанника, так и для развития всего российского общества в целом.

Важное место в решении проблемы выявления детской одаренности отводится дополнительному образованию. Дополнительное образование в разы расширяет возможности одаренных детей реализовывать личностные качества и демонстрировать творческие способности, оставшиеся невостребованными в процессе учебной деятельности. Более того, реализация творческих способностей в дополнительном образовании является, в свою очередь, предпосылкой к достижению воспитанником успеха и в учебной деятельности.

Очевидно, что диагностика актерской одаренности вызывает множество специфических трудностей: невозможность сведения актерской одаренности к количественным данным, невозможность получения объективных показателей артистической одаренности, направленность диагностических исследований на получение статических данных, что противоречит динамике артистизма.

Но, театральная педагогика располагает эффективным методом, позволяющим исследовать и диагностировать креативность воспитанника, развитие его образного мышления. Оценочно-диагностический инструментарий и база педагогических измерений, диагностирующие личностный рост воспитанника, его творческую одаренность, предлагает сборник специфических театральных тренинговых заданий Е. Ф. Шангиной «Художественные задания для выявления и тренинга специальных творческих данных». Инновационность данного метода в применении тренинга актерской психотехники для последующей групповой и индивидуальной корректировки поведения одаренного ребенка.

Целью данного методического пособия является разработка комплекса тренинговых упражнений для выявления творческой одаренности воспитанников детской театральной студии.

Методические указания адресованы воспитанникам и руководителям детских театральных студий, молодым педагогам театрального искусства.


I. Роль занятий театральным творчеством в становлении и развитие личности воспитанника


Театральное творчество – чрезвычайно универсальный инструмент выявления и развития способностей, заложенных в воспитаннике от рождения. Оно дает воспитаннику целый арсенал средств, необходимых в окружающей социальной среде: уверенность в себе, утверждение себя как личность, владение навыками общения в коллективе, воспитание чувства долга и самостоятельности, формирование навыков творческого самовыражения, самореализации, постижение посредством игры реальной действительности, развитие творческих способностей, лидерских качеств и др.

Поэтому следует создавать педагогические условия с целью обнаружения творческого дарования воспитанника как можно раньше. Раннее начало работы по развитию творческих способностей воспитанников средствами театра позволяет в итоге достичь больших результатов. Следовательно, театральное творчество совершенно необходимо современной системе образования как значимый аспект, дающий одаренному воспитаннику возможность представить миру свою творческую одаренность.

Специфика детского коллектива такова, что собрать актерски одаренных воспитанников в отдельную группу невозможно. Не говоря уже о том, что собирать одаренных воспитанников в отдельный коллектив означает обеднить в творческом плане оставшихся участников студии. Театр - искусство коллективное, групповая форма занятий позволяет заниматься индивидуально с одаренными детьми крайне редко. Выход в специальной диагностике, объективно позволяющей отследить индивидуальность воспитанника, оценить, насколько он одарен актерски.

Приходится признать, что актерская одаренность товар штучный, явление, встречающееся крайне редко. Она выступает следствием резко выраженной индивидуальности, эмоциональности, высоко развитых эмпатийных способностей воспитанника. Не случайно актерски одаренные ребята в будущем успешны практически в любой публичной профессии. Они творчески активны, с лёгкостью осваивают приёмы исполнительской деятельности. Такие дети - опора педагога, на них ставится спектакль, на них он иногда и держится.

При этом, воспитанники, творчески одаренные, могут обладать сложным поведением, склонностью к сарказму, гиперактивностью, неспособностью к установлению взаимоотношений с окружающими. Одарённые дети могут быть чувствительными и ранимыми. Они уже начинают осознавать свою одаренность, не умея пока ею распорядиться. Результатом могут быть конфликты с ребятами и даже уход из студии.

С такими воспитанниками необходима коррекционная работа педагога, включающая поощрение за самостоятельность, за творческий подход, не допущение выделения одаренного воспитанника из коллектива. Поэтому в детском коллективе следует делать акцент на групповом исполнении этюдов, на массовых сценах, практиковать тренинги на совместную деятельность.



II. Диагностический инструментарий выявления творческой одаренности


Основные технологии диагностики творческой одаренности включают в себя беседы, опросы, интервью, наблюдения в ходе этюдной и постановочной деятельности. Театральное творчество для воспитанников студии  – это продолжение детской игровой деятельности. Потому педагогу не стоит прямо врываться в детскую игру, ему следует действовать тонко и деликатно. Для этой цели педагог подбирает подходящий по возрасту драматический материал, помогает его разобрать, грамотно распределяет роли, учитывая пожелания и способности воспитанников, обеспечивает доброжелательную обстановку, придающую привлекательность любому коллективному творческому делу.

Владение способностью понимания эмоционального состояния партнера и передачи правильными средствами своего, необходима для представителей любых профессий, в особенности, если сфера их деятельности непосредственно связанна с общением. Диагностический инструментарий позволяет отследить уровень сформированности коммуникативных навыков, эмпатийных способностей, наличие так называемой «обратной связи» - возможности чувствовать, принята ли доносимая информация.

Любопытно, что вполне объективную информацию по выявлению, тренировке и диагностики творческой одаренности обеспечивает наблюдение за работой воспитанников над спектаклем. Спектакль также можно рассматривать как коррекционный метод. В его основе заложен переломный момент, заставляющий одаренного ребенка преодолеть напряженность, тревогу и действовать в сложных обстоятельствах. Успешное их преодоление - показ спектакля зрителю - приводит к повышению самооценки, формированию позиции победителя. А это, в свою очередь, обеспечивает рост личностных и поведенческих качеств. способствует самоактуализации одаренного воспитанника в социуме и проявляется в дальнейшей позитивной творческой деятельности

Практика показывает, что найдя верный подход к таким детям, можно преуспеть как в успешной реализации их творческих способностей, так и в смене их негативного поведения. Т.к. увлечение сценической деятельностью, участие в различных мероприятиях и конкурсах несут в себе большой воспитательный и коррекционный потенциал.



III. Диагностика актерской и режиссерской одаренности


Оценочно-диагностический инструментарий и база педагогических измерений, фиксирующая творческую одаренность воспитанников представлены как комплекс тренинговых упражнений.

В качестве диагностики способности актерской и режиссерской одаренности к рассмотрению предлагаются:

1. Способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению.

2. способности мыслить действенными и событийными категориями



3.1. Способность к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению


Наиболее живой интерес при выявлении актерской одаренности представляет диагностирование образного мышления, которое лежит в основе творческого воображения, а также общей способности личности мыслить действенными и событийными категориями.

Образное мышление – специфический вид мышления, выражающийся в умении оперировать образами восприятий, приключившихся ранее. Способность к образному мышлению у всех воспитанников очень индивидуальна. Ярко выраженная образность мышления явление уникальное, неповторимое.

Способность к образному, метафорическому мышлению воспитанника диагностируется на примере выполнения как практических, так и теоретических творческих заданий. Но предпочтение отдается показателям не теоретического и литературного характера, а полученным средствами театрального творчества, представленным пластически. Выше всех оценивается способность воспитанника к мышлению при помощи гипербол, метафор, аллегорий, олицетворений, сравнений.

Диагностирование способности к образному метафорическому мышлению, пластическому видению предлагается рассмотреть на примере творческого задания из сборника Е. Шангиной. Это переработанное задание М. А. Захарова «Свободная импровизация».

Задание предлагает воспитанникам рассмотреть художественную композицию из деталей декораций, бутафории и реквизита. Через временные отрезки в 30 - 40 секунд воспитанники поочередно включаются в действие этюда - импровизации, не обсуждая замысел этюда, пытаясь разгадать цель и смысл действия предыдущего воспитанника интуитивно.

Выстроенный воспитанниками этюд заканчивается по сигналу руководителя. Предполагается, что итогом должна получиться групповая импровизация, в которой каждый воспитанник сумел найти оправдание выполняемым действиям, найти интересные пристройки, приспособления, свою логику поведения.

Данный этюд позволяет определить уровень творческого воображения и ассоциативно-образного мышления воспитанников. В этюде оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность, творческое воображение, художественная интуиция, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских способностей.

Оценка производится методом включенного наблюдения, осуществляется по трем уровням: высокому, среднему, низкому. Показатели заносятся в диагностическую таблицу.

Данный метод позволяет использовать тренинг актерской психотехники для диагностики и выполнения последующей групповой и индивидуальной коррекции. Отыскав нужный подход к одаренным воспитанникам, можно справиться как с реализацией их творческих способностей, так и с исправлением при необходимости неадекватного поведения.

Диагностика образного мышления воспитанника проводится на примере выполнения и теоретических, литературных заданий, но предпочтение отдается показателям, выраженным пластически и наглядно. Наиболее высокую оценку получает способность к мышлению при помощи гипербол, метафор, аллегорий, олицетворений, сравнений.



3.2. Способность мыслить действенными и событийными категориями


Способность мыслить действенными и событийными категориями предполагает действенный характер этюда, наличие событийного ряда, явно выраженный конфликт.

Диагностирование способности к мышлению действенными и событийными категориями предлагается рассмотреть на примере творческого задания из сборника Е. Шангиной «Оживи предмет».

Необходимо представить в этюдной форме фрагмент из «жизни» предмета. Заданные объекты: светофор, свисток, дорожный знак, «зебра», мяч.

Значимость этюда в его событийности, в выстроенности по ассоциации с логикой человеческого поведения, ситуациями, происходящими в жизни. В этюде необходима содержательность, обеспечиваемая наличием сюжета, события, подробностей, противоречий, конфликта.

Это значит, что рассматриваться будет, не просто свисток, а свисток, например, уставший от долгого свиста; не просто мяч, а мяч, попавший под колеса машины. И так далее: зебра, утомленная нарушителями - пешеходами; новенький светофор в диалоге со старыми; дорожный саквояж, раздутый от вещей; дорожный знак, не замечаемый участниками дорожного движения.

Образ в этюде может представлять собой рассмотрение предмета одновременно с разных позиций. Характерной чертой образного мышления признается неожиданное, «невозможное» в жизни сочетание предметов и их свойств. Проявление в этюде фрагментов образно-ассоциативного, метафорического, парадоксального, нестереотипного мышления представляет наличие актерской и режиссерской одаренности воспитанника.

Представленный этюд оценивается за: неординарность ситуации, оригинальность события, создание образа, явно ассоциируемого с характером определенного человека, интересный пластический рисунок. Этюд позволяет выявить характер творческого воображения, наличие чувства юмора, способность мыслить действенными, событийными категориями.

Оценка производится методом включенного наблюдения, осуществляется по трем уровням: высокому, среднему, низкому. Показатели заносятся в диагностическую таблицу.

Данный метод позволяет использовать тренинг актерской психотехники для диагностики и выполнения последующей групповой и индивидуальной коррекции. Отыскав нужный подход к одаренным воспитанникам, можно справиться как с реализацией их творческих способностей, так и с исправлением при необходимости неадекватного поведения. 




Список литературы:

Литература для педагогов:


1. Е. Лебедева. Театральный коллектив как инструмент социализации подростка. //http://schools.techno.ru/ostrov/metodics/os/lebedeva07/txt/1_1.htm

2. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура). - М. -Воронеж, 2020.

3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании замысла школьного урока: Учебное пособие для учителей средних школ и студентов педагогических институтов. - М.: Прогресс, 2024.

4. Князев А.М., Лопатинская В.В. Игровые формы и методы в работе преподавателя: Учебное пособие.- М.: ИПКРТР, 2023.-92с.

5. Куликова И. Г. Факторы, способствующие и препятствующие творческой самореализации личности [Текст] / И. Г. Куликова, П. С. Куликова, И. Ю. Евдошенко // Образовательная среда сегодня: теория и практика : материалы Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 2 апр. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — С. 94–95. — ISBN 978-5-9500127-8-5.

5. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. А.М.Князев, И.В.Одинцова.под общей редакцией проф., А.А.Деркача, М.: Академия развития, 2021.

6. Ступницкая М.А., Родионов В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. – М.: Академия развития, 2024. – 160с.

7. Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса: Учебная и рабочая программа для специальности 053000 - Народное художественное творчество, специализация 053001 - Любительский театр // - Мурманск: МШУ, 2023. -С. 47-61. — (Серия «Педагогический вуз»).

8. Шангина Е. Ф. Тренинг актерских и режиссерских способностей. Методические рекомендации для самодеятельных театральных коллективов.- Барнаул, 1990 г.

9. Источник: http://vikent.ru/enc/2317/



Литература для обучающихся:


10. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2024.Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.

11. Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2024.




Приложение 1


Художественные задания для выявления и тренинга способности к образному, метафорическому мышлению, пластическому видению (по Е.Шангиной)


«Свободная импровизация»

(переработанное задание М. А. Захарова)

Предлагается: рассмотреть художественную композицию из деталей декораций, бутафории и реквизита. Через временные отрезки в 30 - 40 секунд воспитанники поочередно включаются в действие этюда - импровизации, не обсуждая замысел этюда, пытаясь разгадать цель и смысл действия предыдущего воспитанника интуитивно.

Этюд заканчивается по сигналу руководителя. Предполагается, что итогом должна получиться групповая импровизация, в которой каждый воспитанник сумел найти оправдание выполняемым действиям, найти интересные пристройки, приспособления, свою логику поведения. Проявление в этюде событийности, фрагментов образно-ассоциативного, метафорического, парадоксального, нестереотипного мышления представляет наличие актерской и режиссерской одаренности воспитанника.

Выявляются: уровень творческого воображения и ассоциативно-образного мышления, оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность, творческое воображение, художественная интуиция, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских способностей.


«Оригинальная подпись»

(переработанное задание А. А. Гончарова)

Предлагается: Воспитаннику сделать нестандартную подпись под сюжетной фотографией (например, «неработающего светофора»).

Ответы анализируются и разделяются на нестандартные: «Я в отпуске. На четыре дня позабудьте про меня», «Достали!», «Сложил главу на ниве ПДД»; и обычные: «Светофор заболел» « Поломка», «Будет пробка».

Кроме способности к образному мышлению, задание обнаруживает характер творческого воображения и фантазии, чувство стиля, жанра, остроумие.


«Абстракция»

Предлагается: Воспитаннику рассмотреть содержание абстрактной картины, фотографии, дать название. Выполнить этюд по ассоциации с содержанием картины.

Оцениваются: неожиданность, нестандартность названия


«Оживи предмет»

(переработанное задание М. А. Захарова)

Предлагается: Воспитаннику «сыграть» фрагмент из «жизни» предмета.

Оценивается событийность, ассоциация с логикой поведения людей, жизненными ситуациями.




Приложение 2


Диагностическая карта

уровня развития актерской одаренности


Цель диагностики: Определение уровня развития актерской одаренности и потенциальных возможностей воспитанников для занятий театральным искусством.


Задачи диагностики:

- Выявить уровень развития творческих способностей

- Определить степень развития актерских данных

- Оценить психофизическую готовность к занятиям


Параметры диагностики: воображение и фантазия, способность к импровизации, образное мышление, нестандартность решений, эмоциональная выразительность, пластичность, память, внимание, дикция, интонационная выразительность


Методы диагностики: педагогическое наблюдение, этюдный метод


Диагностическая карта воспитанника театральной студии

Общие сведения

ФИО воспитанника: _________________________________________

Дата рождения: _____________________________________________

Возраст: ______ лет

Общие выводы и рекомендации

Сильные стороны: ___________________________________________

Слабые стороны: ____________________________________________

Рекомендации по развитию: ___________________________________

Коррекция: _________________________________________________

Подпись педагога: _______________________

Дата заполнения: ________________________





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за актуальный материал по риторике, Ирина Геннадьевна!

4
4 November

Благодарю за внимание к публикации, Ольга!

2
4 November