12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Юлия Николаевна Шумеева181
Россия, Саратовская обл., г. Ершов
Материал размещён в группе «Школьные проекты по физике»

Творческо-исследовательский проект « Секреты колеса»

Цель: узнать, какими свойствами обладает обычное колесо.

Недавно я решил пришить пуговицу. Катушку с нитками, положил на стол. Приподнял нитку высоко над столом и потянул, катушка начала убегать от меня. Но как только я опустил руку и слегка опять потянул на себя, катушка проявила полное «послушание». Тогда я задумался, какие же ещё секреты таит в себе обычное колесо. Эта тема заинтересовала и других ребят моего класса. Мы начали работать над проектом «Секреты колеса».

Из истории колеса.

Пять тысяч лет тому назад египтяне начали возводить пирамиды. Тысячи тяжёлых каменных плит укладывали в огромные гробницы. Передвигать их помогал деревянный диск-прообраз колеса. Впервые он появился на Древнем Востоке около шести тысяч лет тому назад. Однако колесо ещё в те далёкие времена использовалось не только для облегчения движения телег и колесниц, но и для изготовления глиняной посуды на гончарном круге. О нём человечество знало ещё пять тысяч лет назад. Позднее, используя колесо, люди научились передавать вращение с помощью стержней, ремней, зубьев. Так появилась прялка.

Уже в Древнем Риме колесо стало символом времени, мимолётности счастья. Римляне считали, что богиня счастья Фортуна одаривает удачей одних и отбирает её у других, руководствуясь капризами, которые могут меняться ежеминутно. Потому Фортуну изображали так: она опиралась одной ногой на колесо. Крылатое выражение «колесо Фортуны» в переносном значении понимается как неожиданная удача, а само колесо стало ещё и символом движения. Быть может, ещё и поэтому циферблат механических часов чаще всего имеет форму круга. Раскрыть секреты колеса нам помогли опыты.

Опыт № 1 «Колёсная пара».

Сначала мы вырезали из бумаги два маленьких и два больших круга. Потом соединили их попарно заострённой с двух сторон палочкой. Таким образом ,получили колёсную пару. Провели следующий опыт. Взяли наклонную плоскость и отпустили с неё одновременно две пары колёс. Увидели , что скорость движения до остановки у них разная. А так же пронаблюдали действие силы трения препятствующей движению и являющейся причиной их остановки. Трение «съедает « движение.

Опыт № 2 «Волчок».

Из бумажного круга и заострённой палочки можно сделать волчок. Мы одновременно запустили три волчка с разными кругами, с целью выяснить при каком размере круга волчок будет вертеться дольше. Оказалось , что дольше вертелся волчок с самым большим кругом. Так же мы определили на какой высоте следует закрепить диск, чтобы вращение было наибольшим? В итоге дольше всего вращался диск, закреплённый возле самого острия.

Опыт № 3 « Не верь глазам своим»

Я вырезал из твёрдого картона кружок диаметром 8 см. Покрасил половину тёмно-серым цветом, а на вторую половину нанёс линии в определённом порядке. Начал быстро вращать. Чёрные и белые дуги, нарисованные на диске, во время движения становились красными, оранжевыми, голубыми и зелёными. Результат был бы более заметен, если прикрепить круг к вентилятору.


Опыт № 4 « Колесо смеха»

С помощью этого опыта я узнал, как работает «колесо смеха». На белый диск волчка я нанёс три капли разного цвета. Быстро раскрутил волчок . Увидел как капли быстро побежали к краю диска, оставляя за собой следы в виде цветных дуг. Так же скатываются и смельчаки, которые хотят дойти до центра « колеса смеха». Выполнить это, мало кому удаётся.


Опыт № 5 « Обман зрения»

Я нарисовал на диске вокруг центра сплошную змейку и начал быстро вращать волчок. Сначала я увидел сплошные круги разных диаметров. А когда волчок начал замедлять вращение, то мне показалось , что круги сжимаются к центру. Затем я раскрутил волчок в обратном направлении. Создалось впечатление замкнутых линий, которые разбегаются от центра.

Удивительные свойства имеет человеческий глаз! Он ещё некоторое время держит в памяти то, что видел раньше. Глаз способен налагать одно изображение на другое. Используя это свойство глаза , великий физик Исаак Ньютон доказал, что белый цвет - сложный. Он образуется в результате составления цветов. И следующий опыт помог нам в этом убедиться.

Опыт № 6 « Разноцветное колесо-белое»

Диск волчка я раскрасил семью цветами. Раскрутил его на ровной поверхности. Увидел, что сочетание всех цветов дало в результате белый цвет. Чем прозрачнее будет нанесённая краска, тем лучше будет результат.

Известно, что в цветном кино и цветной фотографии применяют только три цвета: красный, зелёный и синий. Другие же получаются путём смешивания основных цветов.


История науки знает очень странные опыты, в которых сам процесс вращения может быть вызван светом. Если на лёгкой палочке закрепить белый и чёрный бумажные диски и подвесить их ко дну перевёрнутой стеклянной банки. То солнечный свет, отражаясь от белого диска, повлечёт вращение системы. Так в 1899 году профессор Московского университета Пётр Николаевич Лебедев с помощью такого простого опыта открыл и измерил давление света. Возможно, ещё не все секреты обычного колеса раскрыты. Мы живём в интересное время. Нам есть, что ждать от будущих экспериментов.

Опубликовано в группе «Школьные проекты по физике»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.