12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Юлия Базанова18 |
Урок Мужества
Урок Мужества
«Герои-сверстники в годы Великой Отечественной войны»
2022 год
Пояснительная записка
В преддверии самого главного праздника нашего народа – Великого Дня Победы, – мы с особым чувством благодарности вспоминаем тех, кто защищал нашу родину от коричневой чумы.
Урок мужества «Герои-сверстники в годы Великой Отечественной войны» разработан в виде литературно-музыкальной композиции, с элементами беседы. Весь урок сопровождается мультимедийной презентацией. В ходе урока используется музыкальное сопровождение:
- Песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача); - Песня «Блокада» (муз .И.Шварца, сл. В.Коростылева) в исполнении детей; - Песня «Солнечный круг» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина) в исполнении детей.
Совместно с Юнаармейцами нашей школы к Уроку Мужества обучающиеся своими руками изготавливают подарки и поздравительные открытки ветеранам.
Активное участие детей в процессе урока, наглядность, музыкальное сопровождение помогают обучающимся более конкретно и зримо прочувствовать события далеких военных лет. Растет их интерес к историческому прошлому нашего народа, формируются гордость за подвиги своих ровесников и готовность со временем встать на защиту Отчизны.
Задачи:
Обогатить знания детей об историческом прошлом нашего народа;
Раскрыть роль советских детей в борьбе с фашистской чумой;
Вызвать интерес к дальнейшему изучению истории своей страны;
Способствовать формированию положительных эмоций обучающихся, вызвать яркий эмоциональный отклик на озвученные в ходе урока события Великой Отечественной войны.
Место проведения: классная комната.
Оборудование: детские рисунки на тему «Война глазами детей», праздничные плакаты к 9 Мая, заранее изготовленные детьми, стенды с портретами пионеров-героев.
Ожидаемые результаты
Формирование у обучающихся стремления равняться на положительные примеры служения своему Отечеству, обогащение их знаний о героическом прошлом России.
Ход Урока Мужества
Учитель: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проводим Урок Мужества, который посвящен самому главному празднику в нашей стране. Ребята, какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
Дети: День Победы.
Учитель: Правильно. В этот день весь наш народ отмечает очередную годовщину Великой Победы над фашизмом. Мы с вами знаем и помним о мужестве солдат, грудью защищавших страну, о подвигах партизан в немецком тылу, о беспримерном труде женщин, заменивших мужчин на заводах и фабриках. А сегодня мы поговорим о детях, которые помогали во время войны взрослым и приближали нашу Победу.
22 июня в 4 часа утра фашистская германия без объявления войны напала на нашу Родину.
1 юнаармеец: ...Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских,—
Это значит — против нас.
2 юнаармеец: Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Слайд № 2
Фонограмма песни «Священная война» (муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача);
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Война изменила судьбы людей, разрушила их мечты, обагрила кровью и слезами мальчишек и девчонок. Разве можно передать словами, что чувствовала маленькая девочка, на глазах которой разорвало бомбой ее маму. А как представить голодного ребенка в блокадном Ленинграде, который варит в котелке суп их кожаного ботинка?
Я прочту отрывок из стихотворения поэта Константина Симонова, написанного им в первые дни войны.
Майор привёз мальчишку на лафете.
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста,
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Учитель: Ребята, разве бывают дети с седыми волосами? Отчего поседел этот мальчик?
Дети: началась война, фашисты напали на нашу землю. Мальчик поседел от горя: он потерял маму, фашисты ранили его отца, он лишился своего дома.
Учитель: Да, ребята. Началась самая страшная война для нашей Родины – Великая Отечественная война, которая продолжалась долгих четыре года. Мужчины ушли на фронт, нужно было с оружием в руках защищать свою страну. А кто остался в тылу, дома?
Дети: Женщины, старики и дети.
Слайд № 3
Учитель (на фоне компьютерной презентации): 27 миллионов советских людей погибло в этой страшной войне. Гибли взрослые, погибали от взрывов, голода и холода дети, Но наш народ перенес все мучения и страдания. В суровое военное время дети наравне со взрослыми встали к станкам, пахали землю, шили одежду для солдат, валили лес, рыли окопы.
Слайд № 4
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Давайте вместе вспомним о блокаде Ленинграда. В голодном, холодном городе, который беспрерывно обстреливался немцами мальчишки и девчонки продолжали учиться, наравне со взрослыми тушили пожары, обезвреживали зажигательные снаряды, дежурили на чердаках и крышах. Я предлагаю всем вместе спеть песню «Блокада» о борьбе детей осажденного Ленинграда с голодом, холодом и врагами.
Исполняется песня «Блокада» (муз. И.Шварца, сл. В.Коростылева)
В далеком, тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
На парте осталась раскрытой тетрадь
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой.
Им было всего лишь двенадцать
Но были они ленинградцы!
Учитель: В суровую военную пору многие дети становились воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.
3 юнаармеец: Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строп мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
4 юнаармеец: Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!
Учитель: Ребята, сейчас я расскажу вам о подвигах только нескольких мальчиков и девочек, которые отдали свои жизни за свободу и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны.
Слайд № 5
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Леня Голиков родился в Новгородской области. Когда враги захватили его родное село, мальчик ушел в партизаны. Он ходил в разведку, приносил в отряд важные сведения, взрывал немецкие эшелоны с солдатами и оружием. Однажды мальчик убил вражеского генерала и забрал его портфель с очень важными документами, которые сразу отправили в Москву. За этот подвиг Леня стал Героем Советского Союза.
Медалью «За боевые заслуги» мальчик был награжден за спасение раненого товарища во время взрыва поезда с немецкой боевой техникой.
Во многих боях Леня участвовал плечом к плечу со взрослыми. Но зимой 1943 года он погиб в неравном бою с немцами под селом Острая Лука.
5 юнаармеец: Горит под ногами фашистов земля.
Лютует, беснуется враг.
Не будет пощады: фашисту – петля.
Советский над городом флаг.
6 юнаармеец: Мальчишка, он знал: наш народ победит,
Нацистскую нечисть сомнёт.
Как звать тебя? Голиков. Леонид.
Строчи, не смолкай, пулемёт…
7 юнаармеец: Бушуют пожары, и в клочья мосты,
И поезд летит под откос.
Мальчишка совсем, а со взрослыми ты
Победу России принёс.Слайд № 6
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Марат Казей родился и жил в Белоруссии. Немцы ворвались в родную деревню, школу превратили в солдатскую казарму, жгли дома, убивали жителей. Вскоре за связь с партизанами немцы схватили и повесили маму Марата. Вместе с сестрой Адой он ушел в лес к партизанам, где стал разведчиком.
Марат проникал во вражеские гарнизоны, доставлял в отряд ценнейшие сведения, минировал железные дороги, участвовал в боях с немцами. Погиб Марат, как солдат, в бою. Он сражался до последнего патрона, а потом гранатой взорвал себя и окруживших его врагов.
За храбрость и отвагу, проявленные в боях, Марат Казей награждён медалями “За боевые заслуги”, “За отвагу”, орденом Отечественной войны 1 степени, а посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.
1 юнаармеец: Отгремела война,
Над страной тишина,
Но мальчишка с гранатой не спит.
Он всегда начеку,
Встал, готовый к броску,
Он из бронзы навечно отлит.
Слайд № 7
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Валентин Котик родился в селе Хмелевка Хмельницкой области.
Когда пришли враги, Валя вместе с друзьями стал собирать на местах боев оружие и переправлять его партизанам. Местные коммунисты сделали его связным и разведчиком подпольной организации. Валя предотвратил карательную экспедицию немцев против партизан. Когда начались аресты, он вместе с мамой и братом ушел в партизаны. Участвовал в диверсиях на железной дороге, сжигал немецкие склады с оружием и продовольствием. Был дважды ранен. При освобождении города Славуты Валя получил смертельное ранение в живот.
Посмертно Валентин Котик награждён орденом Отечественноё войны 2-й степени, а в 1958 г. Указом Верховного Совета СССР ему присвоено звание Героя Советского Союза.
2 юнаармеец: У карателей – автоматы
и заправлена форма старательно.
Это звери – а не солдаты,
но без страха пошёл на карателей
Валя Котик, их выследил смело:
и фашистский Главарь был убит.
За геройство, за правое дело
Вале – Памятник бронзой горит!
Слайд № 8
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Ленинградская пионерка Зина Портнова приехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Здесь и застала ее война. Девочка вступила в молодежную подпольную организацию «Юные мстители», вместе с друзьями распространяла листовки, вела разведку, устраивала диверсии против немцев.
Когда Зину устроили официанткой в немецкую столовую, она сумела подсыпать отраву в суп, и более ста немецких офицеров, обедавших там, отравились и погибли. Пришлось уйти в лес к партизанам, где Зина стала разведчицей. Однажды, возвращаясь с задания, девочка попала в засаду. В тюрьме ее пытали, жестоко избивали, но Зина молчала и никого не выдала. Во время одного из допросов, ей удалось схватить пистолет, застрелить немецкого офицера и убежать. Когда кончились патроны, немцы схватили Зину и расстреляли. Посмертно ей присвоено высокое звание Героя Советского Союза.
3 юнаармеец: На допросе орал на девчонку лютый враг,
положив пистолет.
Бил её, но немного в сторонку отошёл,
был удобный момент:
Зина, корчась от боли, схватила
пистолет и убила врага,
Всех обоймой одной уложила…
Нет, не выдав своих никогда!
Слайд № 9
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Вася Коробко родился на Украине. Когда фронт подошел к родной деревне Васи, он подносил патроны советским бойцам, сдерживавшим натиск немецких войск. Из захваченной фашистами школы, мальчик сумел вынести пионерское знамя и спрятать его. Вася стал отважным партизаном, разведчиком в самом логове врага: топил печи в немецком штабе, добывая ценные сведения о врагах. Вместе с друзьями-партизанами Вася уничтожил девять эшелонов с оружием, сотни гитлеровцев.
В одном из боёв он был сражён вражеской пулей. За мужество в борьбе с фашистами Вася был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны” 1 степени.
4 юнаармеец: Жизнь яркую, за срок такой короткий,
Сумел прожить Василий Коробко,
И на могиле Васиной, берёзки,
Листвой шумят: «Мы помним, Вася, всё».
5 юнаармеец: Не можем мы забыть таких героев,
Которые, с фашистскою чумой,
Сражались и, пожертвовав собою,
За Родину пошли в последний бой.
Слайд № 10
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Когда фашисты захватили город Минск, Люсе Герасименко не исполнилось еще 11 лет. Отец девочки возглавил в городе подпольную организацию, и она стала активно помогать отцу: дежурила во дворе, когда шло заседание подпольщиков, доставляла важные донесения, расклеивала листовки на стенах домов, проносила их на завод, где работал отец.
В семье Герасименко несколько дней скрывался секретарь одного из подпольных райкомов партии, и его связь с товарищами поддерживалась через Люсю. Отвага девочки, ее выдержка поражали даже взрослых.
Однажды Люсю с мамой арестовали и бросили в тюрьму. Три месяца ее вызывали на допросы, пытали, избивали плетью, вырывали волосы, топтали ногами. Девочка молчала… А потом ее вместе с мамой повезли на расстрел. Так погибла Люся Герасименко.
Имя юной патриотки навечно записано в Книгу почёта Белорусской республики. В одном из залов музея ВОВ в Минске висит её портрет.
6 юнаармеец: Мы в жизни, мой друг и ровесник,
Дорогой героев пойдем.
Подвиги их мы запомним, как песню,
И сами ее допоем!
Слайд № 11
Учитель (на фоне компьютерной презентации):
Мы вас помним, солдаты! Пусть известны не все имена, Но войны той жестокой раскаты Не умолкнут во все времена.
Чашу страданья испив всю до дна, Вы из жизни ушли молодыми, Но в памяти нашей на все времена Останетесь вечно живыми!
Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
Прошу почтить минутой молчания память погибших в годы Великой Отечественной войны.
Зажигаются Георгиевские свечи.
Слайд № 12
Учитель (на фоне компьютерной презентации): Мы живем в XXI веке. Основная наша задача – сберечь мир на планете Земля. Мы не хотим, чтобы свистели снаряды, чтобы гибли люди от свинца, голода и холода, чтобы горели города и села. Никогда не угаснет наша память о тех, кто грудью защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны!
Счастье Родины – мир и свобода,
Нерушимы они, как гранит.
Майский день сорок пятого года
Наша память надежно хранит!
Песня «Солнечный круг» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина)