12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пушкова Наталия Андреевна19

Урок Окружающего мира

Тема: Начало истории человечества

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.

Задачи урока:

Образовательные: - организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.

Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.

Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру;

- воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.

Планируемые результаты урока

1.Предметные:

Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;

Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;

Показывать на исторической карте, где впервые появились древнейшие люди.

Уметь давать предположения и выводы по картинке и тексту о внешнем виде и жизни первобытных людей.

2.Метапредметные:

Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;

Развивать логическое мышление;

Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.

3.Личностные:

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: -

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Планируемые результаты: ученики узнают о начале истории человечества

Оборудование:

-карта «Расселение первобытных людей»;

-рабочий лист урока у каждого ученика;

- рабочая тетрадь;

- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр

- компьютер




Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Мотивация к деятельности.


В мире окружающем много правил и тайн,

Будь настойчивым ты и всё это узнай!

-Как вы понимаете смысл этих строк?

-Каждый урок окружающего мира открывает какую-нибудь тайну. Вот и сегодня вам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну по истории человечества.

- А что значит исследователь? Что это за человек? Как вы это понимаете?

_а вот как нам дает это понятие толковый словарь Ожегова: «подвергнуть научному изучению, выяснению»

(на мульмедийной доске появляются рисунки животных с микроскопом, лупой, учебником, увеличенными ушами, линейкой и цифрами)

_Какими качествами должен обладать исследователь, глядя на эти картинки?

(должен быть внимательным, точным в высказываниях, обращаться к книге за помощью, измерять, уточнять)

- Итак, мы выяснили, какими качествами должен обладать исследователь, и я хочу, чтобы сегодня на уроке, вы были внимательными, слушали своих товарищей, и самостоятельно сделали небольшое открытие в тайне изучения окружающего мира.


Проверяют свою готовность к уроку.


Дети пожимают друг другу руки и желают успеха.



II. Самоопределение к деятельности

-Сегодня мы  ребята с вами отправляемся в  путешествие на машине времени, в далекое прошлое. (на доске машина времени)

-Мы узнаем, что за исторические события происходили миллионы лет тому назад.  А вот прошлое, как же по-другому его можно назвать?

- Ребята, а что такое история? 

История – это дорога во все времен. И сегодня мы начнем путешествовать по этой дороге времени.

-Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю? Каким вопросам будут посвящены наш первый урок?

Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей.

Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств.(появляются картинки первобытных людей)

Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно.

Итак, тема нашего первого урока, посвященного истории, «Древнейшие люди или начало истории человечества». Сегодня на уроки мы узнаем о …








История


(Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

Предположения учащихся
















Предположения учащихся

III.Постановка  учебной цели и задачи

У: Какая будет цель урока?

Научиться …

Закрепить изученные знания. ИЛИ

Узнать?

 


Узнать о первом человеке на Земле, его облике и жизни.

IV. «Открытие» новых знаний































































































































V.Физминутка.











VI.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.





Работа в печатной тетради

VII.Обобщение и систематизация знаний.





VII. Рефлексия учебной деятельности.










-- Какие версии происхождения человека вам известны?





-А как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки? Если бы вы сейчас занимались историей, изучали ее тайны, вы бы с какой из версий работали и доказывали свою правду?

Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны.

-А как же люди узнали о первобытных людях?

-А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки?



-Ребята, согласно научным данным, первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад.

-Внимание! Юным исследователям приказ приготовиться! Мы начинаем исследовать, узнавать все, о жизни первобытных людей! Первый вопрос : Где же жили древнейшие люди? Чтобы ответить на этот вопрос, я прошу вас, обратиться к карте, которая лежит у вас на столах.

Работа с картой:

1.Кто сможет сказать, что это за карта?

Ребята, это историческая карта, с такими мы еще не сталкивались на наших уроках. А чем отличается физическая карта от исторической?



2. Проанализировав карту, предположите, где могли появиться первые люди? Почему? (Подводим учащихся к выводу: родиной человечества является Африка.)





– Что же вам помогло прийти к этому выводу?

- Молодцы! Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека.







-У вас у всех есть рабочий лист урока. Сегодня он ваш помощник в исследовании о первобытных людях. Давайте обратимся к нему. Отметьте на контурной карте место появления древнейших людей, подпишите название материка

-Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека. А как же выглядели первобытные люди? Какие у них были лицо, походка, речь?

-Ответить на эти вопросы вам поможет иллюстрация и текст, который дан в рабочем листе урока. Ознакомьтесь самостоятельно и впишите недостающие фрагменты об облике первых людей.

Коллективная проверка выполнения задания.

- Продолжаем наше исследование, посмотрите еще раз на иллюстрацию и скажите, чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные?

- Обратимся к учебнику, рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей.

-Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда?

Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда.

-Как же древние люди добывали себе пищу?

-Прочитаем, в учебнике и сравним, оказались ли наши предположения верными или мы ошиблись.

- Итак, мы оказались правы. Так какие основные занятия были у древних людей? Запишите в рабочий лист урока.



-Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.)

- Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами. Как вы думаете, почему?

Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных.

Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.

- Еще очень огромное значение для первобытных людей стало - овладении человека огнем. Как вы думаете, почему? Какую роль играл огонь для первых людей на Земле?

- Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь» в вашем рабочем листе. Прочитав, вы узнаете, почему же потеря огня считалась несчастьем?

- Обсудите в паре, из прочитанного вами текста, какие три главных значения имел для человека огонь в первобытное время.

-Молодцы! Запишите у себя в листе!

Упражнения выполняются учащимися стоя возле рабочего места.

Учитель:

Где-то в Африке Восточной

Более 2-х млн. лет (это точно),

Человек древнейший жил

Давайте покажем, каким же он был.

Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают)

Но делать уже кое-что помогали.

Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней)

Один о другой их постучали, (стучат кулачками)

И раскололся камень, стал острый!

Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти)

Человек себе похлопал

И от радости потопал.



-Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
- Чем отличается первобытный человек от современного?

-На каком материке появились первые люди?
- Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?


(ориентируемся на время, если позволит)



-Какая была цель урока?

-Достигли мы её?

-Докажите?

.Домашнее задание: стр. 4-6, пересказ текста.

                                        Стр.7, выполнить задания 1-3.




Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке меня удивило…»

«Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…»

Спасибо за урок


(Ответы детей: - всех людей сотворил именно Бог,

- человек появился на планете Земля случайно

- люди являются потомками некоторых видов обезьян





(Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)

( Ответы детей. Археологами.)















Предположения



На физической карте показаны цветом материки, водное пространство Земли, подписаны города, реки и прочее. А на данной исторической карте изображены стрелочки, которых нет на любой физической карте, много красных точек, которых тоже нет на других картах.



Легенда карты, где красными точками обозначены наиболее древние стоянки человека и его предков.









Ребята выполняют задание в рабочем листе урока.








Учащиеся самостоятельно читают текст и заполняют задания в рабочем листе урока. (приложение к уроку 2)






Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье.











Охота и собирательство.



















Предположения детей.







Огонь давал тепло, вкусную пищу и защищал от опасностей.























Ответы детей.
































Приложение к уроку 1.

t1624503852aa.jpg

Приложение к уроку 2.

Рабочий лист урока «___________________________________________»

заполните пропуски

Древнейшие люди жили в жарких странах, в тех местах, где не бывает морозов и зим, например, _______________________________.

(отметьте на контурной карте место появления древнейших людей, подпишите название материка)

t1624503852ab.jpg

t1624503852ac.jpg





























Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

Древнейшие люди, жившие более _____________________ лет назад напоминали _________________________________.Лицо___________________________Лоб_________________________Нос______________Походка__________________________Походка______________________Речь________________________Руки__________________________

Люди жили не в одиночку, а ____________________, потому что _____________________________________________________________________________

Главное отличие древнейшего человека от животных _______________________________________________________________

Древнейшие люди занимались ____________________________ и ______________________________

Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь»

Почему потеря огня считалась несчастьем?

Смерть огня

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить… потом он вовсе исчез… 

t1624503852ad.jpg

Овладение огнем имело огромное значение


_________________________________________,



___________________________________________,



____________________________________________










Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.