12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пушкова Наталия Андреевна19 |
Урок на тему: "Начало истории человечества"
Урок Окружающего мира
Тема: Начало истории человечества
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: способствовать формированию у учащихся представления о первобытных людях; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации.
Задачи урока:
Образовательные: - организовать совместную деятельность учащихся с целью формирования знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе.
Развивающие: - развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: - воспитывать интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.
Планируемые результаты урока
1.Предметные:
Формулировать отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
Понимать и объяснять основные понятия темы: первобытные люди, орудия труда, человеческое стадо;
Показывать на исторической карте, где впервые появились древнейшие люди.
Уметь давать предположения и выводы по картинке и тексту о внешнем виде и жизни первобытных людей.
2.Метапредметные:
Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;
Извлекать информацию из текста и наглядных источников в соответствии с учебной задачей;
Развивать логическое мышление;
Грамотно строить свои высказывания, давая полный ответ на поставленный вопрос.
3.Личностные:
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД: -
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Планируемые результаты: ученики узнают о начале истории человечества
Оборудование:
-карта «Расселение первобытных людей»;
-рабочий лист урока у каждого ученика;
- рабочая тетрадь;
- учебник 4 класс. – М.: Издательский центр
- компьютер
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Мотивация к деятельности. | В мире окружающем много правил и тайн, Будь настойчивым ты и всё это узнай! -Как вы понимаете смысл этих строк? -Каждый урок окружающего мира открывает какую-нибудь тайну. Вот и сегодня вам предстоит провести небольшое исследование, чтобы узнать еще одну тайну по истории человечества. - А что значит исследователь? Что это за человек? Как вы это понимаете? _а вот как нам дает это понятие толковый словарь Ожегова: «подвергнуть научному изучению, выяснению» (на мульмедийной доске появляются рисунки животных с микроскопом, лупой, учебником, увеличенными ушами, линейкой и цифрами) _Какими качествами должен обладать исследователь, глядя на эти картинки? (должен быть внимательным, точным в высказываниях, обращаться к книге за помощью, измерять, уточнять) - Итак, мы выяснили, какими качествами должен обладать исследователь, и я хочу, чтобы сегодня на уроке, вы были внимательными, слушали своих товарищей, и самостоятельно сделали небольшое открытие в тайне изучения окружающего мира. | Проверяют свою готовность к уроку. Дети пожимают друг другу руки и желают успеха. |
II. Самоопределение к деятельности | -Сегодня мы ребята с вами отправляемся в путешествие на машине времени, в далекое прошлое. (на доске машина времени) -Мы узнаем, что за исторические события происходили миллионы лет тому назад. А вот прошлое, как же по-другому его можно назвать? - Ребята, а что такое история? История – это дорога во все времен. И сегодня мы начнем путешествовать по этой дороге времени. -Как вы думаете, с чего мы начнем изучать историю? Каким вопросам будут посвящены наш первый урок? Подводим учащихся к выводу: первая часть истории Древнего мира посвящена истории наших далеких предков – первобытных людей. Первобытные люди – это люди, жившие до изобретения письма, до появления первых больших городов и государств.(появляются картинки первобытных людей) Первобытность была самым долгим периодом в истории, потому что развитие человека и человеческого общества вначале шло очень медленно и трудно. Итак, тема нашего первого урока, посвященного истории, «Древнейшие люди или начало истории человечества». Сегодня на уроки мы узнаем о … | История (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.) Предположения учащихся Предположения учащихся |
III.Постановка учебной цели и задачи | У: Какая будет цель урока? Научиться … Закрепить изученные знания. ИЛИ Узнать?
| Узнать о первом человеке на Земле, его облике и жизни. |
IV. «Открытие» новых знаний V.Физминутка. VI.Первичное закрепление с проговариванием в устной речи. Работа в печатной тетради VII.Обобщение и систематизация знаний. VII. Рефлексия учебной деятельности. | -- Какие версии происхождения человека вам известны? -А как вы думаете, а какой из этих версий придерживаются ученые – историки? Если бы вы сейчас занимались историей, изучали ее тайны, вы бы с какой из версий работали и доказывали свою правду? Подводим учащихся к выводу: человек – потомок обезьяны. -А как же люди узнали о первобытных людях? -А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? -Ребята, согласно научным данным, первобытные люди появились на земле около 2,5 млн лет назад. -Внимание! Юным исследователям приказ приготовиться! Мы начинаем исследовать, узнавать все, о жизни первобытных людей! Первый вопрос : Где же жили древнейшие люди? Чтобы ответить на этот вопрос, я прошу вас, обратиться к карте, которая лежит у вас на столах. Работа с картой: 1.Кто сможет сказать, что это за карта? Ребята, это историческая карта, с такими мы еще не сталкивались на наших уроках. А чем отличается физическая карта от исторической? 2. Проанализировав карту, предположите, где могли появиться первые люди? Почему? (Подводим учащихся к выводу: родиной человечества является Африка.) – Что же вам помогло прийти к этому выводу? - Молодцы! Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека. -У вас у всех есть рабочий лист урока. Сегодня он ваш помощник в исследовании о первобытных людях. Давайте обратимся к нему. Отметьте на контурной карте место появления древнейших людей, подпишите название материка -Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Именно здесь в Африке были обнаружены останки ближайших предков человека. А как же выглядели первобытные люди? Какие у них были лицо, походка, речь? -Ответить на эти вопросы вам поможет иллюстрация и текст, который дан в рабочем листе урока. Ознакомьтесь самостоятельно и впишите недостающие фрагменты об облике первых людей. Коллективная проверка выполнения задания. - Продолжаем наше исследование, посмотрите еще раз на иллюстрацию и скажите, чем можно доказать, что на картинках изображены люди, а не животные? - Обратимся к учебнику, рассмотрите иллюстрации и назовите первые орудия труда древних людей. -Предположите, что древние люди могли делать с помощью этих орудий труда? Подводим учащихся к выводу: главным отличием древнейших люде от животных было умение изготавливать орудия труда. -Как же древние люди добывали себе пищу? -Прочитаем, в учебнике и сравним, оказались ли наши предположения верными или мы ошиблись. - Итак, мы оказались правы. Так какие основные занятия были у древних людей? Запишите в рабочий лист урока. -Какие продукты могло принести собирательство? (Среди объектов собирательства желательно назвать зерна диких злаков, что в дальнейшем поможет учащимся понять, как из собирательства возникло земледелие.) - Древнейшие люди, как и многие животные, жили группами. Как вы думаете, почему? Эти группы называют человеческими стадами. Они были столь же непрочными объединениями, как и стада животных. Человеческое стадо – коллектив древнейших людей. - Еще очень огромное значение для первобытных людей стало - овладении человека огнем. Как вы думаете, почему? Какую роль играл огонь для первых людей на Земле? - Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь» в вашем рабочем листе. Прочитав, вы узнаете, почему же потеря огня считалась несчастьем? - Обсудите в паре, из прочитанного вами текста, какие три главных значения имел для человека огонь в первобытное время. -Молодцы! Запишите у себя в листе! Упражнения выполняются учащимися стоя возле рабочего места. Учитель: Где-то в Африке Восточной Более 2-х млн. лет (это точно), Человек древнейший жил Давайте покажем, каким же он был. Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают) Но делать уже кое-что помогали. Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней) Один о другой их постучали, (стучат кулачками) И раскололся камень, стал острый! Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти) Человек себе похлопал И от радости потопал. -Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной? -На каком материке появились первые люди? (ориентируемся на время, если позволит) -Какая была цель урока? -Достигли мы её? -Докажите? .Домашнее задание: стр. 4-6, пересказ текста. Стр.7, выполнить задания 1-3. Продолжите предложения: «Сегодня на уроке меня удивило…» «Сегодня на уроке мне было сложно…, потому что…» Спасибо за урок | (Ответы детей: - всех людей сотворил именно Бог, - человек появился на планете Земля случайно - люди являются потомками некоторых видов обезьян (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.) ( Ответы детей. Археологами.) Предположения На физической карте показаны цветом материки, водное пространство Земли, подписаны города, реки и прочее. А на данной исторической карте изображены стрелочки, которых нет на любой физической карте, много красных точек, которых тоже нет на других картах. Легенда карты, где красными точками обозначены наиболее древние стоянки человека и его предков. Ребята выполняют задание в рабочем листе урока. Учащиеся самостоятельно читают текст и заполняют задания в рабочем листе урока. (приложение к уроку 2) Первые орудия труда древних людей: рубило, палка-копалка, копье. Охота и собирательство. Предположения детей. Огонь давал тепло, вкусную пищу и защищал от опасностей. Ответы детей. |
Приложение к уроку 1.
Приложение к уроку 2.
Рабочий лист урока «___________________________________________»
заполните пропуски
Древнейшие люди жили в жарких странах, в тех местах, где не бывает морозов и зим, например, _______________________________.
(отметьте на контурной карте место появления древнейших людей, подпишите название материка)
|
|
Древнейший человек сильно отличался от нас с вами и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны для труда. Он мог выполнять ими простую работу, хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современного человека. Человек говорить еще не мог, он издавал немногие отрывистые звуки. Ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.
Древнейшие люди, жившие более _____________________ лет назад напоминали _________________________________.Лицо___________________________Лоб_________________________Нос______________Походка__________________________Походка______________________Речь________________________Руки__________________________
Люди жили не в одиночку, а ____________________, потому что _____________________________________________________________________________
Главное отличие древнейшего человека от животных _______________________________________________________________
Древнейшие люди занимались ____________________________ и ______________________________
Прочитайте отрывок из книги Жозефа Рони Старшего «Борьба за огонь»
Почему потеря огня считалась несчастьем?
Смерть огня
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него! Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв! Враг разрушил две клетки; в третьей же, уцелевшей во время бегства, огонь ослабевал, бледнел и постепенно уменьшался. Он был так слаб, что не мог поедать даже болотные травы; он дрожал, как больное животное, обратившись в небольшое насекомое красноватого цвета, и каждое дуновение ветра грозило его погасить… потом он вовсе исчез…
| Овладение огнем имело огромное значение _________________________________________, ___________________________________________, ____________________________________________ |