12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малозёмова Алла Викторовна15
Россия, Ханты-Мансийский АО, г.Белоярский

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс.

Тема урока: «У Черного моря»

Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России»

Тип урока: исследование

Цель:1. Создавать условия для формирования у учащихся представления о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Научить описывать на основе предложенного плана географическое положение субтропической зоны, растительный и животный мир этой зоны, использовать карту для описания природной зоны.

2.Развивать познавательную активность детей, умение находить информацию, систематизировать знания, умение работать с картой, учебником, дополнительной литературой, умение работать в группе.

3.Воспитывать интерес к предмету, потребность к самостоятельному выбору решения, бережное отношение к окружающему миру, воспитывать культуру общения.

Формируемые УУД:

Личностные:

-признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия;

- ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке.

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные:

-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, географической карты;

-строить сообщения в устной форме.

Коммуникативные:

-сотрудничать с одноклассниками при работе в паре, группе;

-участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: учебник «Окружающий мир. 4 класс» Плешаков А.А.; мультимедийный проектор,экран, мультимедийная презентация урока, карточки для индивидуальной, групповой работы, карта природных зон России.

Этапы урока

 

Содержание этапа

Перечень УУД,

выполняемых

учащимися

на данных этапах

1.Организационный момент.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

настроиться на урок.

Цель, которую хочет достичь учитель:

определить готовность учащихся к уроку,

мотивировать на учебную деятельность

 

 

 

 

 

2.Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

показывать изученную зону на карте, устанавливать причинно- следственные связи.

Цель, которую хочет достичь учитель:

актуализировать опорные знания с целью выявления уровня усвоения и коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Мотивация к усвоению новых знаний. Целеполагание.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

определить тему и цели урока.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Мотивировать учащихся на изучение нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Усвоение новых знаний.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

уметь работать с книгой, картой, находить информацию по требованию учителя, высказывать предположения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Создать условия для формирования

представления о природной зоне по плану.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Закрепление учебного материала.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

ответить на вопросы и оценить свои достижения.

Цель, которую хочет достичь учитель:

уточнить представления детей о природной зоне, проверить знания детей по новой теме, организовать проверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Рефлексия. Итог урока.

Цель, которая должна быть

достигнута учащимися:

осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности.

 

Прозвенел звонок, начинается урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Природные зоны России)

-Давайте немного повторим. Узнайте природную зону по описанию:

1. В ней песков большие груды называются барханы и по ним идут верблюды, растянувшись караваном. (Пустыня)

2.Солнце направляет на эту зону косые лучи. Оно светит, но не греет. ( Арктика)

3.Эта природная зона состоит из трех частей. (Лес)

Какие это части? (тайга, смешанный лес, широколиственный лес)

4.Особенности этой природной зоны- длинная суровая зима и короткое прохладное лето. ( Тундра)

5.Характерным признаком этой зоны является сплошной травянистый растительный покров. (Степь)

-Расположите природные зоны так, как они расположены в природе. ( Работа с кластером у доски)

-Что мы можем рассказать о каждой природной зоне? Составьте алгоритм рассказа.

-изображение на карте

-условия неживой природы

-особенности растительного мира

-особенности животного мира

-деятельность человека

-экологические проблемы и охрана природы

(кластер на доску)

-Посмотрите, как много мы знаем. Скажите, для чего нам эти знания нужны? Где они нам могут пригодиться?

-Если вы захотите попутешествовать, где вы найдете информацию о том месте, куда направляетесь?

 

-Сейчас очень многие занимаются бизнесом. Я решила открыть свое туристическое агентство. Мне в штат нужно набрать сотрудников. Вы готовы со мной сотрудничать?

-Как вы думаете, чем занимаются тур. операторы? (разработка маршрутов, составление экскурсионных и развлекательных программ).

-А какими способностями они должны обладать?

(-коммуникативные - умение находить общий язык с людьми

-вербальные - умение говорить четко, ясно, выразительно и с интонацией

-организаторские - умение принимать решения в неординарных ситуациях и решать проблемные вопросы

-ораторские- умение слушать, грамотно выражать свои мысли и умение убеждать

-мнемические-т.е. должна быть развита и долговременная и кратковременная память).

-А в школе нам необходимы все эти способности? В каких случаях?

 

- Ну что ж, давайте начнем с выбора места. У нас осталась неизученной еще одна природная зона . Думаю наш пробный тур начнем с нее.

-Я назову несколько слов, а вы подумайте, что их объединяет.

-Россия, курорты, пляж, Сочи, дельфины.

-Что объединяет эти слова? (Черное море)

И это тема нашего урока.

-Ребята, а кто из вас был на Черном море? А где именно вы были?

-Я вас послушала, и у меня возник вопрос: Почему Черноморское побережье такое популярное место для отдыха?

-Вижу ,многим из вас уже знакома эта зона. Предлагаю поработать с таблицей и собрать наши знания в одно место.

(В таблице три колонки:

-что мы знаем

-хотим узнать

-узнали)

заполняется 1 столбик таблицы от руки по мере ответов детей)

-Этих знаний нам достаточно, чтобы организовать тур?

-Какой выход мы найдем из этой ситуации? (надо самим с этой зоной познакомиться)

-Как вы думаете, что об этой природной зоне захотят узнать наши клиенты? (заполняется второй столбик таблицы)

 

 

 

-Итак, первое с чего начнем: находим на карте и знакомимся с условиями неживой природы.

-Я предлагаю вам сейчас посмотреть и прослушать фрагмент видеоурока.

(видеоурок в сети интернет «У Черного моря». По мере необходимости , для проверки делаются остановки) https://www.youtube.com/watch?time_continue=7&v=JG102M7tVrs

_Найдите на карте Черное море. Эта удивительная зона расположена на побережье и занимает очень маленькую территорию. С одной стороны находятся Кавказские горы, с другой - Черное море. (Работа с картой-индивидуально и у доски)

-Слушаем дальше. Какое новое слово услышали? (субтропики). В переводе с латинского языка «суб» означает «под», «субтропическая» означает расположенная под тропиками, т.е. вблизи тропической зоны. Основная часть субтропической зоны лежит южнее нашей страны, а к нам она как бы заглядывает и дарит настоящее чудо живой природы.

-Ребята, следующий отрывок нужно прослушать очень внимательно. Вы должны услышать и запомнить, что именно говорится о природе Черноморского побережья.

(бурная растительность, плодородные почвы, теплый влажный климат, зимой идут дожди, снег если выпадает, то быстро тает, температура ниже нуля редко, весна и осень теплые, лето умеренно жаркое, много солнечных дней)

-Как вы думаете, а почему здесь такая погода?

-Давайте прослушаем, подтвердились ли наши предположения?

-Итак, ребята,как вы думаете, чем же привлекательна эта зона для туристов?

 

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах, чтобы на все вопросы наших клиентов найти ответы.

 

1 группа у нас – ботаники. Что изучает наука ботаника?

2 группа – зоологи. Что изучает наука зоология?

3 группа будет изучать влияние людей на окружающую среду. Как называется эта наука?

А теперь в работу включаются все научные группы.

 

Материалы для «ботаников»

Ваш проблемный вопрос: Разнообразен ли растительный мир этой зоны?

Вам нужно выяснить:

-Какие растения растут в этой природной зоне

-Отличительные особенности растений.

1..Выберите верный ответ, неверный зачеркните.

Мы узнали, что растительный мир берегов Черного моря очень бедный/ разнообразный.Неблагоприятные/благоприятные условия: ветры и морозы/ тепло и влага дают возможность расти высоким/низким деревьям с мелкими/крупными листьями.Эти деревья очень любят мороз и стужу/ тепло. В лесах и на склонах гор растут такие деревья как дуб, бук, верблюжья колючка, саксаул, каштаны.

2.Мы узнали, что люди выращивают растения, которые привезли из разных холодных/ теплых стран. Это кипарисы, брусника, магнолии, березы, елки, пальмы.Эти растения круглый год желтые/ зеленые.

3. Выберите верный ответ, неверный зачеркните.

А мы узнали, что здесь растет очень много фруктовых деревьев грецкий орех, дуб, береза, инжир, клюква, абрикосы, бананы.

Материалы для «зоологов»

Ваш проблемный вопрос: Разнообразен ли животный мир этой зоны?

-Вам необходимо ознакомиться с текстом и на его основе заполнить таблицу (таблица в приложении)

2 группа.Зоологи.

Найти материал об:

-обитателях суши

-обитателях суши, которые добывают себе пищу в море

-обитателях моря

Результаты занести в таблицу:

 

обитатели суши

 

 

 

обитателях суши, которые добывают себе пищу в море

обитатели моря

 

 

 

 

Богат и разнообразен животный мир Черноморского побережья. Это животные, живущие на суше. В лесах обитают косули, медведи, кабаны жадно поедают плоды каштанов, орехи, желуди; есть барсы и шакалы, цикады, питающиеся соком растений. Хищный богомол питается мелкими насекомыми. Встречаются удивительной красоты бабочки, такие как олеандровый бражник.

В море добывают себе пищу разные птицы – чайки, бакланы. Удивительны и неповторимы морские обитатели: медузы, крабы, морские коньки, морские иглы, дельфины.

Материалы для «экологов»

-Ознакомьтесь с текстом и из предложенных экологических проблем выберите те, которые присущи этой природной зоне.

- Сокращение оленьих пастбищ

- вытаптывание травы скотом

-срывают цветы, ломают ветки деревьев

-изменение климата и таяние арктических льдов

-уничтожение медуз

-нарушение поверхности почвы от гусениц тракторов и вездеходов, гибель растений

-незаконный вылов крабов

-многократное сокращение численности многих охотничье-промысловых видов животных

-загрязнение нефтепродуктами

-вырубка лесов

-сброс канализационных вод

-распахивание целинных земель

-выброс на берег бытовых отходов

 

Рассказ биологов (выступление группы).(Дети в этой группе делятся на микрогруппы)

-Итак, растения в этой природной зоне какие? (высокие)

-Листья какие? (широкие)

-А могут ли эти растения расти в тундре? Почему?

-Назовите особенности растений этой зоны. (Высокие теплолюбивые растения с широкими листьями)

-Какие три группы растений вы выделили? ( Дикорастущие, фруктовые, привезенные из теплых стран).

 

Рассказ зоологов (выступление группы)

( демонстрация полученной таблицы через документ камеру)

-Берега Черного моря это место, куда приезжают для отдыха и лечения многие тысячи людей. Здесь расположены красивейшие города-курорты, построены санатории, дома отдыха, пансионаты. Но люди приезжающие отдыхать, не всегда относятся к природе бережно. И о проблемах экологических мы, конечно, наших клиентов должны предупредить. Давайте послушаем выступление экологов.

Рассказ экологов.

-К чему приводит такое поведение людей?

-Как с этим бороться?

 

Итак, в какой зоне мы с вами сегодня побывали?

-Как вы считаете, на все ли вопросы мы нашли ответы? (возвращение к таблице, работа с ней)

-Легко ли вам было работать? Что показалось самым трудным?

-Я думаю, что в штат постоянным сотрудником я возьму….(выставление оценок, обсуждение)

Домашнее задание

«3»-пересказ по плану

«4»-пересказ по плану+ памятка «Как вести себя у моря»

«5»-дополнительный материал о животных и растениях Черноморского побережья, занесенных в Красную книгу.

 

Регулятивные УУД

 

Личностные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

 

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД(обобщение знаний)

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные УУ

 

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные,

регулятивные, познавательные, личностные УУД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникатикные УУД

Личностные УУД

Познавательные У

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.