12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Кузнецова Ольга27

1. Автор проекта: Кузнецова Ольга Дмитриевна., Самарская область, с. Кротовка, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка.

2. Предмет: русский язык и литература.

3. Класс: 11

4. Тема урока: Урок подготовки к написанию сочинения по теме « Должна быть в женщине какая-то загадка?...» ( по произведениям Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

5. Цель урока: совершенствование умения

понимать тему, уметь осмыслить ее, относительно полно раскрыть суть;

подчинять свое сочинение определенной мысли;

собирать нужную информацию, опираясь на свой жизненный опыт и получать ее из различных источников;

систематизировать материал, определять последовательность,

составлять и редактировать письменный текст.

6. Задачи урока:

1. Научиться формулировать свое мнение по предложенной проблеме.

4. Научиться отбирать из банка аргументов подходящие к теме сочинения.

5. Научиться связно и аргументировано высказываться по сформулированной проблеме.

7. Планируемые образовательные результаты:

Учащиеся научатся:

Формулировать своими словами проблемный вопрос.

Письменно оформлять свою точку зрения по проблеме.

Аргументировать свою точку зрения примерами из художественных текстов

Создавать и редактировать письменный текст на предложенную тему.

8. Содержание урока:

Технологическая карта урока

Этап

Содержание этапа

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Вводный (организационно-мотивационный) этап

Мотивационный момент

( 2 мин)

Учитель рассказывает о книгах-юбилярах 2015 года.

- Какие из названных произведений вы читали?

- Какие героини из прочитанных вами произведений запомнились вам больше других? Почему?

Проблемная ситуация ( 3 мин)

- Известный поэт-песенник Л. Дербенев в одном из своих стихотворений сказал: «Должна быть в женщине какая-то загадка..» Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с точкой зрения поэта?

Вопрос к девочкам: «Вы бы хотели, чтобы вы для других оставались загадкой?»

Вопрос к мальчикам: « Хотелось бы вам, чтобы ваша девушка оставалась для вас загадкой?»

Учащиеся вспоминают прочитанные произведения, называют женские образы, которые им запомнились больше других и объясняют, почему так произошло.

Учащиеся отвечают на вопросы, обосновывая свою точку зрения

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели(П)

. Основной (информационно-аналитический) этап

Работа над темой сочинения (30 мин)

- О ком из перечисленных вами героинь можно сказать, что они являлись женщинами-загадками, которые мы , читатели, не могли разгадать до последней страницы? Понравились ли вам эти героини?

- Обратимся к текстам произведений, на основе которых вы будете писать ваше сочинение: «Герой нашего времени» и «Леди Макбет Мценского уезда»

Работа в малых группах ( по партам):

-Охарактеризуйте женские образы в романе Лермонтова (Бэла, княжна Мери, Вера), подобрав для каждой из девушек по пять эпитетов, глаголов, подобрав для нее сравнение и сформулировав чувство, которое она вызывает 1) у читателя, 2) у Печорина, 3) у других героев романа.

-Проверим, насколько разными будут ваши наброски к портрету героинь лермонтовского романа.

- О ком из девушек можно сказать «Женщина-загадка». Обоснуйте свое мнение примерами из текста. Была ли эта героиня загадкой для главного героя романа. Почему он не связал с ней свою судьбу?

- Охарактеризуйте героинь повести Лескова( Катерина Измайлова, Сонетка) по той же самой схеме.

- Насколько сильно отличаются ваши словесные портреты от портретов лермонтовских героинь? Есть ли у них что-то общее? Что их отличает друг от друга?

- С какой девушкой вам было бы приятно познакомиться и почему вы выбрали из 5 девушек именно ее?

-Можно ли кого-то из описанных нами героинь назвать женщиной-загадкой? Обоснуйте свое мнение, подтвердив примерами из текстов.

- Как вы теперь можете ответить на вопрос, являющийся темой сочинения?

- Насколько комфортно жить с загадочными женщинами? Каково, на ваш взгляд, предназначение загадочных женщин в жизни (на примере героев романа Лермонтова и повести Лескова)

Запишите ответ на два последних вопроса в тетради:

- Какой вывод мы можем сделать о женской природе, вспомнив эти два произведения?

- Что, по вашему мнению, должно быть в женщине в первую очередь? Почему?

Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя женские образы в прочитанных произведениях из списка.

Ребята работают в парах и на листочках набрасывают штрихи к портретам героинь лермонтовского романа.

Зачитывают свои словесные портреты, отвечают на вопросы

Ребята работают в парах и в тетрадях набрасывают штрихи к портретам героинь лесковской повести..

Зачитывают свои словесные портреты, отвечают на вопросы

Выслушиваются ответы мальчиков и девочек. В случае расхождения мнений пытаются прийти к общему мнению.

Отвечают на вопросы

Обсуждают различные точки зрения, делятся своими ощущениями.

Записывают ответ на вопросы в тетради, озвучивают их.

Анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов ( П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме (П)

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (Р)

Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Рефлексия и д/з ( 10 мин)

-Оцените, что вам дала работа на этом уроке. Что вы для себя уяснили? Каких знаний вам не хватает, чтобы написать сочинение по предложенной теме? Какой композиционный план мы могли бы набросать для сочинения по предложенной теме с опорой на два названных произведения?

Домашнее задание: написать сочинение-эссе по теме «Должна быть в женщине какая-то загадка»?.( по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и повести Н Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

Учащиеся отвечают.

Предлагают свои варианты плана( три ученика записывают на доске)

Наиболее понравившийся вариант записывают в тетрадь.

Записывают в дневники д/з

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.