Урок русского языка в 3 классе "Состав слова"
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по русскому языку
Учитель начальных классов: Елисеева Е.С.
Класс: 3
УМК: Школа России. «Русский язык» 3 класс. Канакина В.П. В 2 ч. М.: Москва «Просвещение», 2024 год
Тема урока: «Состав слова»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: обобщение знаний учащихся о составе слова
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления учащихся о понятиях корень, приставка, суффикс, окончание, основа, однокоренные слова.
Воспитательные: воспитывать интерес к языку, слову; развивать орфографическую зоркость;
Развивающие: обогащать письменную и устную речь учащихся, формировать навыки самоконтроля и самопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся обобщат свои знания по теме «Состав слова», знают части слова и умеют находить корень, приставку, суффикс, окончание, основу в словах, различать однокоренные слова.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Оборудование урока: Русский язык: учебник для 3 класса, автор Канакина В.П. мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация, плакат состав слова, плакат «Девиз урока «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!», лист самооценки, карточки для работы в паре, тест, корзины с яблоками.
Ход урока
Самоопределение к учебной деятельности (2 слайд)
Чтобы было хорошее настроение давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!
Минутка чистописания (4 слайд)

3. Словарная работа (5 слайд)
Повторим словарные слова. Картинный диктант (стакан, огурец, собака, трактор, арбуз, воробей)
Проверьте написание слов, подчеркните орфограммы.
Постановка темы и целей урока (6 слайд)
- Прочитайте первые буквы словарных слов. Что получилось?
(СОСТАВ)
- Назовите лексическое значение слова.
- Что обозначает это слово? Когда и в каких случаях мы используем это
слово. Чтобы узнать больше значений этого слова, что нам поможет? (Словарь Ожегова)
1. Совокупность отдельных частей, образующих собою что-л. целое.
2. Соединение, смесь, раствор, состоящие из каких-л. веществ, элементов.
3. Совокупность людей, из которых состоит какой-то коллектив, организация Лица, составляющие какую-л. категорию граждан по роду службы, профессии и т.п.
4. Ряд сцепленных вместе железнодорожных вагонов, подготовленных для отправки или находящихся в рейсе. (вывести на экран)
- Какое же объяснение слова СОСТАВ имеет отношение к русскому языку?
-Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке?
- Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока. (7 слайд)
(Ответы детей - сегодня на уроке мы будем упражняться в разборе слова по составу, а также вспомним правила орфографии правильного безошибочного письма, наблюдать, анализировать, делать выводы) Записать на доске.
1. Научиться распознавать и определять части слова.
2. Составить алгоритм разбора слова по составу.
3. Применять алгоритм при разборе слов.
4. Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова.
5. Помочь товарищу понять новый материал.
Работа по теме урока (8-15 слайды)
Вспомним части слова, для чего они служат и как их найти в слове
Корень - это главная значимая часть слова. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.
Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и в предложении. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова.
Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем, и служит для образования слов. Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Чтобы найти суффикс в слове, надо подобрать однокоренное слово без суффикса или с другим суффиксом.
Физминутка (16 слайд)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буквы все писать
Игра «Третий лишний» (17-18 слайды)
- Из каждой группы убрать лишнее слово
Горе, горный, горевать
Нос, носовой, носить
Вода, водичка, водитель
Игра «Почему» (19-20 слайды)
- Почему эти слова однокоренные и что у них особенного? (чередуются буквы в корне)
Снег, снежок
Бег, бежать
Молоко, молочный
Работа с текстом (21-22 слайды)
- Из текста выпишите однокоренные слова и выделите в них корень
В курятнике живут куры. Там лежат куриные яйца. Скоро из них вылупятся маленькие курочки.
Игра «Волшебные приставки» (23-24 слайды)
- При помощи приставок составить новые слова

Игра «Волшебные суффиксы» (25-26 слайды)
- При помощи суффиксов образовать новые слова

Работа в паре (27-28 слайды)
- Соедини стрелкой пары слов
лес садовый
сад лесной
вода моряк
море водичка
боль деревянный
дерево больница
Тест (29-30 слайды)
ТЕСТ «СОСТАВ СЛОВА»
1. Какое слово не является частью слова?
А) корень Б) суффикс В) существительное Г) приставка
2. Часть, без которой слово не может существовать?
А) суффикс Б) корень В) окончание Г) приставка
3. Родственные слова это:
А) слова разные по смыслу
Б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу
4. Окончание служит для связи слов в предложении
А) нет Б) да
5. Суффикс служит для образования новых слов
А) нет Б) да
6. Корень – это:
А) общая часть родственных слов
Б) общая часть слов
7. Приставка служит для образования новых слов
А) да Б) нет
8. Какое слово не является родственным для слова ВОДА?
А) водичка Б) водитель В) водяной Г) водянка
9. Найди слово с приставкой ПОД
А) подберёзовик Б) подарок В) полетел Г) покрасил
10. Найди слово с нулевым окончанием
А) холод Б) холодит В) холодный Г) холода
Самооценка детей (31 слайд)

Итог работы (32 слайд)
- 1 ряд составляет родственные слова с корнем ЛЕС, 2 ряд – САД, 3 ряд – ДОМ. Слова пишем на яблоках и скалываем в свою корзину
16. Рефлексия (33-34 слайды)
Продолжите предложение
1. На уроке я узнала….
2. Особенно мне понравилось задание….
3. Это задание было сложно выполнить…
4. Урок дал мне для жизни…
Домашняя работа
Проект «Семья слов»
Приложения
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|

ТЕСТ «СОСТАВ СЛОВА»
Фамилия и имя _______________________________________________________________
1. Какое слово не является частью слова?
А) корень Б) суффикс В) существительное Г) приставка
2. Часть, без которой слово не может существовать?
А) суффикс Б) корень В) окончание Г) приставка
3. Родственные слова это:
А) слова разные по смыслу
Б) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу
4. Окончание служит для связи слов в предложении
А) нет Б) да
5. Суффикс служит для образования новых слов
А) нет Б) да
6. Корень – это:
А) общая часть родственных слов
Б) общая часть слов
7. Приставка служит для образования новых слов
А) да Б) нет
8. Какое слово не является родственным для слова ВОДА?
А) водичка Б) водитель В) водяной Г) водянка
9. Найди слово с приставкой ПОД
А) подберёзовик Б) подарок В) полетел Г) покрасил
10. Найди слово с нулевым окончанием
А) холод Б) холодит В) холодный Г) холода
8



































