Материал на проверке

Урок в 11 классе по теме "Пунктуация при однородных членах предложения"

5
1
Материал опубликован 7 December в группе

Предмет, класс

Русский язык, 11 класс

Тема урока,

урока по теме

Дата 06.12.2024

Пунктуация при однородных членах

Оборудование,

использование ИКТ

доска, мультимедийный проектор, презентация «Однородные члены

предложения и знаки препинания при них» учебник «Русский язык»

раздаточный материал.

Цель урока

Повторить и систематизировать материал по теме «Однородные члены предложения, знаки препинания при однородных членах»

Задачи урока

1) обучающая

отработка умений находить однородные члены предложения, производить пунктуационный анализ простого предложения с однородными членами

2) развивающая

развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, развитие умений нахождения однородных членов

3) воспитывающая

формирование языковой компетенции, воспитание уважения к семье, осознание важности семейных ценностей.

Тип урока

Урок комбинированный (систематизации и обобщения умений, навыков)

Методы обучения



Метод активизации познавательной деятельности,

метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний.

Формы

Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная и коллективная форма организации работы тренинговые упражнения

Основные понятия и термины урока

Однородные члены предложения и зна­ки препинания при них, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, семья, род, воспитание


Орг урока. Здравствуйте, ребята. Я вас рада видеть на уроке русского языка. Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

Орфографическая разминка.

Перед вами предложения с ошибками. Найдите грамматические ошибки, исправьте их и запишите исправленное предложение в рабочую тетрадь. (1 предложение на парту)

Ели­за­ве­та очень лю­би­ла и вос­хи­ща­лась своей ма­те­рью.

Отец часто го­во­рил, что очень любит шах­мат­ные со­рев­но­ва­ния и ло­вить рыбу.

В кроссе как участвовали родители, так и дети.

Моя сестра не только красивая, а также умна.

Должно быть:

Ели­за­ве­та очень лю­би­ла свою мать и вос­хи­ща­лась ею.

Отец часто го­во­рил, что очень любит шах­мат­ные со­рев­но­ва­ния и рыбалку.

В кроссе участвовали как родители, так и дети.

Моя сестра не только красивая, но и умная.

Как называются такие ошибки? (ошибки в употреблении ОЧП)

? Что такое однородные члены предложения

Однородные члены предложения  это слова, которые отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову в предложении и являются одним и тем же членом предложения.

Сегодня мы поговорим об однородных членах предложения, а именно о ПУНКТУАЦИИ при них.

Открыть тему на слайде

Цели нашего занятия:

-Повторить…

-Закрепить знания о…

Давайте вспомним правила расстановки запятой при ОЧП и составим таблицу на доске.

1. Первые два человека расставляют правила (Степан, Карина), остальные получают 5 карточек-предложений и думают над тем, куда разместить их в таблице.

2. Выходят пары и распределяют предложения в нужные ячейки таблицы.

ЗАПЯТАЯ при ОЧП

СТАВИТСЯ


НЕ СТАВИТСЯ



при отсутствии союза

Багряные, золотые листья падают с деревьев.




между неоднородными определениями


Нет ничего прекраснее тёплых материнских рук.



перед противительными союзами А, НО, ЗАТО, ОДНАКО

Ребёнок был резвый, но милый.


перед союзами И, ИЛИ, ЛИБО


Сведения о моих успехах и неудачах разносились среди родни быстро.


перед союзом ДА (НО)

Мал золотник, да дорог.


перед союзом ДА (И)


Слышу слова отца да смех мамы.


перед второй частью двойных союзов

как …, так и …

не только…, но и …

и др.


Мой дядя известен как в России, так и за рубежом.


перед союзом И, соединяющим 2 однородных члена


Летом и весной наш семейный сад особенно хорош.


перед повторяющимися союзами

ни … ни …

или … или

то … то …

и др.

Я то засыпаю, то пробуждаюсь.

перед повторяющимися союзами во фразеологическом обороте

Я не дождался от сестры ни ответа ни привета.



Это все правила? (НЕТ)

Открываю схемы с обобщающими словами при ОЧП. Один выходит и расставляет нужные знаки препинания.

У каждого карточки с предложениями. Нужно расставить знаки препинания и начертить схему расположения ОЧП.


ПРЕДЛОЖЕНИЕ

СХЕМА

1

Все члены нашей семьи: родители, дети, бабушки и дедушки — собираются вместе на праздники.



2

Любовь, поддержка, уважение и взаимопонимание – семейные ценности, важные для нас.



3

Мы стараемся проводить время вместе везде: на прогулках, за праздничным столом, на семейных вечерах.



4

И взрослые, и дети – каждый в нашей большой семье — имеет свои обязанности.



5

У нас в семье принято совместно обсуждать всё: и радости, и трудности.



6

Все поколения нашей семьи — и старшие, и младшие — уважают традиции предков.





? При выполнении какого задания ЕГЭ потребуются знания об однородных членах? (16 задания)

? На какую тему вам попадалось больше всего предложений? СЕМЬЯ. Как вы думаете, почему?

В России 2024 год объявлен годом семьи

А как наша тема урока может быть связана с понятием «Семья»?

Если мы проанализируем слова род (ключевой корень в слове однокоренной) и семья, то увидим:

Род и семья — это системы разных уровней.

Род — система более высокого порядка, которая состоит из семей.

Семья — это круг ближайших родственников. Разные люди могут включать в состав семьи разное количество родственников.

Давайте немного исследуем эти слова

3. Слова «РОД» и «СЕМЬЯ»

1. Зайдите на сайт НКРЯ

2. Наберите слово в строке поиска, нажмите кнопку «Обзор возможностей»

3. Оцените данные в Лексико-грамматическом поиске в Основном корпусе (количество текстов и примеров слов)


СЛОВО «РОД»


СЛОВО «СЕМЬЯ»


Лексико-грамматический поиск в Основном корпусе

19506


18770

Количество текстов

86866


87761

Количество примеров


ВЫВОД: Слова имеют примерно одинаковую частоту употребления в текстах




4. Проанализируйте график «История употребления сочетания словоформ». Укажите первую дату упоминания слова в текстах


СЛОВО «РОД»


СЛОВО «СЕМЬЯ»


Первое упоминание слова в текстах

1100


После 1500


ВЫВОД: Слово «род» намного старше слова «семья»



5. Сравните графики слов



t1765109484aa.gif

Вывод: Слово род имеет частоту употребления выше среднего, на протяжении многих веков являясь ключевым понятием в истории России. Слово семья возникло в конце 15 века, употребление его стало более значительным и поднялось над «родом» примерно в 1872 году (после отмены Крепостного права) и с каждым годом, как мы видим на графике, его уровень повышается. Значит понятия «семья» укрепляется в нашей стране.

В этом году вам предстоит писать сочинение на экзамене по русскому языку. И темы, касающиеся семьи, воспитания вам тоже могут попасться. Поработаем с одной из тем. Дома вы поработали с текстом Ф.М. Достоевского из КИМА 20 варианта.

4. Анализ текста из КИМ Цыбулько (вариант 20)

Какими правилами воспитания детей следует руководствоваться родителям? (по тексту Достоевского)

? Какую авторскую позицию вы вывели?

(ответы) В тексте Достоевский затрагивает важную проблему воспитания детей и правил, которыми следует руководствоваться родителям. Он подчёркивает, что истинное воспитание основывается не на философских вопросах, а на личном примере доброты, честности и уважения, которые дети должны видеть в своих родителях.

Какие аргументы из текста можно использовать в доказательной части сочинения?

(ответы)

В предложениях 11–12 Достоевский утверждает, что достаточно просто быть добрыми, чтобы ребёнок запомнил этот образ на всю жизнь.

В предложении 17 он подчёркивает важность примера родителей, благодаря которому ребёнок сможет перенять такие качества, как сострадание и честность.

Достоевский настаивает, что излишняя забота, философские размышления и попытки «перевоспитать» детей слишком сложными методами могут, напротив, навредить и даже вызвать раздражение у ребёнка. Он советует жить естественно и честно, чтобы стать примером для ребёнка и тем самым обеспечить гармоничные отношения в семье.

? Согласны ли вы с мнением Достоевского? (ответы)

? КАКОВА РОЛЬ личного примера в воспитании детей? (ответы)

Роль личного примера в воспитании детей трудно переоценить. Личный пример родителей оказывает огромное влияние на формирование характера ребенка, его ценностей, поведения и отношения к жизни. Дети часто подражают взрослым, особенно тем, кто находится рядом с ними каждый день. Вот несколько аспектов, почему личный пример так важен:

### 1. Формирование привычек

Дети перенимают привычки своих родителей. Если родители регулярно занимаются спортом, читают книги, помогают другим людям, то ребенок будет склонен повторять эти модели поведения. Это касается как положительных, так и отрицательных привычек. Например, если родители курят или злоупотребляют алкоголем, ребенок может воспринять это как норму.

### 2. Развитие моральных качеств

Личный пример помогает ребенку понять, какие качества важны для общества: честность, уважение, ответственность, доброта. Если родители демонстрируют эти качества в повседневной жизни, дети будут стремиться их развивать у себя.

### 3. Эмоциональный интеллект

Родители показывают детям, как справляться с эмоциями, как реагировать на стрессовые ситуации, как проявлять сочувствие и эмпатию. Если взрослые контролируют свои эмоции и умеют находить конструктивные решения проблем, ребенок научится делать то же самое.

### 4. Уважение к труду

Трудолюбие и отношение к работе также формируются через наблюдение за родителями. Если они ответственно относятся к своим обязанностям, выполняют работу качественно и с удовольствием, ребенок будет воспринимать труд как важную часть жизни.

### 5. Социальная адаптация

Через поведение родителей дети учатся взаимодействовать с другими людьми, строить отношения, разрешать конфликты. Если родители уважительно общаются с окружающими, поддерживают дружеские связи, ребенок будет учиться тому же.

### 6. Самодисциплина

Самоконтроль и дисциплина – важные навыки, которые развиваются благодаря наблюдению за поведением взрослых. Если родители следуют распорядку дня, соблюдают правила и обязанности, ребенок учится организовывать свою жизнь.

### 7. Ценности и убеждения

Ценности семьи передаются через повседневные поступки родителей. То, чему придают значение взрослые, становится важным и для ребенка. Например, если родители ценят образование, здоровье, семейные традиции, ребенок будет стремиться следовать этим приоритетам.

### Заключение

Личный пример родителей играет ключевую роль в формировании личности ребенка. Важно помнить, что дети воспринимают не только слова, но и действия взрослых. Поэтому важно быть последовательными и ответственными в своем поведении, чтобы создать благоприятную среду для развития ребенка.

Цитаты о родительском примере

Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров.

Сенека



Детям нужны не поучения, а примеры.

Жозеф Жубер

 

Самый простой пример убедительнее самой красноречивой проповеди.

Сенека


Не показывай пальцем – покажи собой.

Станислав Ежи Лец



Какие аргументы из другой литературы можно использовать в своём сочинении?

А. С. Пушкин «Капитанская дочка». Воспитание, честь и благородство должны с раннего детства закладываться в юные головы и сердца детей. В теплой атмосфере родительского очага начинается длительный процесс воспитания личности. Наказы и уроки, оставившие след в душе ребенка, ещё не раз будут помогать ему в жизни. Так, в историческом романе Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» главный герой произведения с детства воспитывался под чутким надзором отца, которого он безмерно уважал. Внесли свою лепту и ласки матушки, которую он безмерно любил. На Петра огромное влияние оказал Савелий – слуга и наставник. Весьма примечательно, что отец, несмотря на мольбы матери, отправил Петра на службу далеко от дома — в Белгородскую область. «Береги платье снову, а честь смолоду», — это напутствие и даёт Петру отец. Эти слова надолго останутся в голове у молодого человека. Ещё не раз он будет стоять перед выбором выгоды или чести, останавливаясь на втором. Храбрость и отвага, заложенные строгим, но справедливым воспитанием, сделали из Петра достойного юношу, которым гордились родители и Отечество.

М. Горький «Детство». Противоположностью идиллии «Детства» Льва Николаевича Толстого является мрачная повесть Максима Горького «Детство». У главного героя повести Алёши Пешкого умер папа, и он вместе с мамой переехал к злому и скупому дедушке и доброй бабушке Акулине. Там мальчика жестко наказывали за малейшие проступки и навязывали ему безнравственное поведение. Так как денег не хватало, Алёша ходил воровать дрова у соседей и обчищал нищих. В школе об этом знали местные ребята и дразнили за это. Со временем дед отказывается кормить Алёшу и выгоняет его из дому. Так, девятилетний ребёнок оказывается на улице без какой-либо помощи со стороны взрослых. Такой мальчик и сам становится вором, не брезгуя отнимать последний кусок хлеба у нищих. Так, окружающая обстановка пагубно повлияла на маленького Алёшу, он вырос в бедности и обмане и не знал правильной жизни. Не было рядом с ним взрослого, который помог бы направить его на путь истинный.

И. А. Бунин «Красавица». Для того чтобы воспитать полноценно развитого ребенка, недостаточно учебников и учителей. Особую роль играет любовь, без которой ребенку будет сложно адаптироваться в окружающем мире. А самое главное, чего родитель может лишить своего ребенка – общения. Страшное одиночество замедляет его развитие и пагубно влияет на его внутренний мир. Пример такого неправильного воспитания можно наблюдать в рассказе Ивана Бунина «Красавица». Отец мальчика потерял жену, овдовел, но принял решение жениться во второй раз. Ему приглянулась очень красивая молодая девушка. Однако в душе красавица была эгоистичной и злой. Она сразу же невзлюбила мальчика и первое, что она сделала – перестала обращать на него внимание, для неё он был пустым местом. Новоиспеченная жена не считалась с нуждами ребенка: чтобы мальчик не испортил диван, на котором спал, женщина приняла решение постелить ему тюфяк на пол. Отец, желая угодить своей супруге, молчал, пожертвовав счастьем ребенка ради своей личной жизни. До смерти матери и переезда мачехи мальчик был веселым и жизнерадостным, сейчас же он стал угрюмым, грустным, скованным и замкнутым в себе.



Л. Н. Толстой «Война и мир». Атмосфера семейного очага очень сильно влияет на процесс воспитания детей. Взаимоотношения родителей с детьми строятся на примере собственного взаимодействия родителей друг с другом. Полное доверие, понимание и уважение чувств каждого члена семьи формируют в детях самые светлые качества. Пример, доказывающий это, можно найти в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Семьи Ростовых и Курагиных противопоставлены и являются антиподами на протяжении всего произведения. Вера, Николай, Наташа и Петя воспитываются в заботе и радости. Всем детям прививались нравственные качества. Теплота семейного гнездышка распространяется не только на членов семьи, но и на гостей. Граф и графиня даже приняли племянницу Ильи Андреевича Соню и воспитывают её как родную дочь. На примере дальнейших поступков героев можно видеть, что Николай и Петя выросли храбрыми и мужественными юношами, которые не побоялись пойти на войну, но при этом уважают и заботятся о своих родителях в послевоенные годы. Наташа – яркий лучик света, заражающий все вокруг теплотой и добром. Она с каждым найдет общий язык и всегда окажет помощь нуждающимся. Антиподами Ростовых являются Анатоль, Ипполит и Элен. На протяжении всего романа эти герои несли за собой раздор и несчастье для окружающих людей. Их не беспокоили судьбы окружающих людей, для брата и сестры были важны только выгода и другие эгоистические потребности: Элен вышла замуж за Пьера ради его богатства, а Анатоль едва не соблазнил Наташу Ростову. Таким образом, мы видим, как важно подавать детям нравственный пример.

7. Обобщение

8.Рефлексия.

Шкала достижений (оцени свою работу на уроке по пятибалльной шкале)

Пример синквейна на тему «Однородные члены предложения»:

Правила написания синквейна: 4


Первая строка — одно существительное, отражающее тему. 4

Вторая строка — два прилагательных, описывающих основную мысль. 4

Третья строка — три глагола, говорящие о действиях в рамках темы. 4

Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка. 4

Пятая строка — слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение пишущего к теме.

Члены.

Однородные, перечислительные.

Разделяются, осложняют, складываются.

С союзом И запятой не разделяются.

Синтаксис.






ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1.в карточке:

Спишите текст, соблюдая правила орфографии и пунктуации. Подчеркните однородные члены предложения.

С..мья это самое важное что есть у каждо.. ч..ловека. В ней мы наход..м по..держку любо..ь и пон..мание. С..мья с..стоит из р..дителей д..тей братьев с..стёр, бабуш..к и дедуш..к. Все они игра..т важную роль в ж..зни дру.. друга. Р..дители з..ботятся о детях п..могают им р..сти и разв..ваться. Дети учат..ся у р..дителей перенимают их опыт и знания. Брат..я и сёстры под..ерживают дру.. друга дел..тся своими рад..стями и трудн..стями. Бабушки и дедушки передают свои мудр..сть и т..пло м..лодым поколениям. Вместе с..мья отм..чает праз..ники пут..шествует занима..тся общим делом. Важно сохр..нять с..мейные традиц..и чтобы свя..ь между поколениями ост..валась крепкой и неруш..мой.

ИЛИ

Выписать все предложения с однородными членами из предложений 1-28 текста Достоевского (сборник Цыбулько)

ИЛИ

Составить рассказ из 8-10 предложений о своей семье, используя однородные члены предложения, и правильно расставить знаки препинания.







8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо! Вовремя увидела,завтра такой урок. Понравилась идея работы с текстом.

1
7 December