12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Козина Вера Анатольевна76
Россия, Брянская обл., Клинцовский р-н
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Цели:

Образовательные

 Расширить читательский кругозор уч-ся, углубить знания о творчестве И.С.Тургенева; помочь понять общечеловеческий смыл произведения, значимость поднятых в повести проблем, их связь с мировой литературой.

Развивающие

Развивать наблюдательность, внимание, культуру речи, творческие способности учащихся; умения работать с учебником, с дополнительной литературой; умения анализировать лирическое произведение; умения выполнять самостоятельные, поисковые, аналитические задания; умения выразительно читать; умения составлять связный ответ на литературную тему, аргументировать свою точку зрения, представлять подготовленное задание.

Воспитательные

воспитывать интерес к изучению литературы, нравственно-этические качества уч-ся, культуру учебного труда.

Оборудование: учебник, учебные пособия, дидактический, иллюстративный материал, мультимедийная презентация.

Ход урока

Оргмомент, самоопределение к деятельности.

Актуализация изученного, проверка домашнего задания.

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

 

Учебный диалог по теме

Взаимоопрос учащихся: составленные самостоятельно вопросы по теме «И.С.Тургенев»

 

Опрос:

Почему Асю называют «тургеневской девушкой»?

Какие лит. термины вы запомнили на прошлом уроке?

 

Индивидуальная работа уч-ся – 1 чел.

Работа с иллюстрацией по повести И.С.Тургенева «Ася»

Мотивация к изучению новой темы.

Изучение нового материала.

Формы, виды, приемы деятельности

Содержание деятельности

 

Вступительное слово учителя

Гуманизм произведений И.С. Тургенева

 

Определение уч-ся целей, планируемых результатов работы

Уч-ся под руководством учителя определяют цели, планируемые результаты работы на уроке.

 

Представление книжной выставки

Повесть Тургенева «Степной король Лир» в различных изданиях.

Что хотели подчеркнуть авторы в оформлении обложки книги?

 

Выявление первичного восприятия прочитанного

Какие впечатления остались после прочтения повести?

Какие эпизоды, герои, фразы привлекли внимание?

Предложили бы прочитать это произведение друзьям? Почему?

 

Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з

Краткая справка: история создания повести «Степной король Лир»

Замысел повести относится к февр. 1869 г., когда Т. жил в Карлсруэ. Завершена повесть в Веймаре в 1870 г. Повесть обращена в прошлое и связана с воспоминаниями Т. о жизни в Спасском-Лутовинове, когда имением управляла его суровая мать - В.П. Тургенева-Лутовинова. 11 марта 1869 года Тургенев писал: "Я начал повесть, в которой главное действующее лицо, старик-помещик, задумал при жизни своей передать свое родовое имение двум своим дочерям».  ( Письма т. VII, с. 324—325).

 

Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з

Краткая справка: прототипы героев повести «Степной король Лир»

Из формулярного списка героев повести, который Тургенев составил перед тем, как начать писать ее, известны некоторые прототипы. 

-в облике помещицы Наталии Петровны, покровительницы Харлова, изображена   мать Тургенева.

- Квицинский, поляк-управляющий, списан с Кишинского, который в 60-х годах управлял имением Тургенева.

- Существует предположение, что прототипом главного героя повести послужил знаменитый на всю округу мценский силач Василий Семенович Протасов. В формулярном списке Тургенева указан в качестве прототипа Николай Семенович Протасов. 

О Василии Семеновиче Протасове вспоминает А. Фет : «...он постоянно ездил на крепких беговых дрожках». Тургеневский Харлов «всюду разъезжал на низеньких беговых дрожках»

 

Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з

Сюжет повести И.С. Тургенева «Степной король Лир»

Тургенев использует сюжет шекспировской трагедии «Король Лир».

Это "вечная" трагедия: отец Мартын Петрович Харлов отдал дочерям Анне и Евлампии своё имущество, а они, забыв о благодарности, признательности, преданности, довели его до положения жалкого приживала, лишили собственного крова и    приблизили его смерть….

 

Сообщение уч-ся => предварит. инд.д/з

Герои повести Тургенева «Степной король Лир»

1)Мартын Петрович Харлов

- человек исполинского роста и необыкновенной силы. Двухаршинная спина, плечи, "подобные мельничным жерновам", уши, похожие на калачи. Копна спутанных желто-седых волос над сизым лицом, огромный шишковатый нос и крошечные голубые глазки. 
- Удивительное бесстрашие и бескорыстие были ему свойственны. Лет 25 назад он спас жизнь Наталье Николаевне, (так звали помещицу, мать рассказчика), удержав её карету на краю глубокого оврага, куда лошади уже свалились. "Постромки и шлеи порвались, а Мартын Петрович так и не выпустил из рук схваченного им колеса — хотя кровь брызнула у него из-под ногтей". 

- Он гордился древним дворянским происхождением и полагал, что оно обязывает благородно поступать, "чтоб никакой смерд, земец, подвластный человек и думать о нас худого не дерзнул! Я — Харлов, фамилию свою вон откуда веду… и чести чтоб во мне не было?! Да как это возможно?" 

2) Сувенир

- брат покойной жены Харлова некто Бычков, по прозвищу "Сувенир", "приютившийся" в доме богатой помещицы Натальи Николаевны, матери рассказчика, "в качестве не то шута, не то нахлебника". 

- "Это был человек мизерный, всеми презираемый: приживальщик одним словом". Чувствовалось, что будь у него деньги, "самый бы скверный человек из него вышел, безнравственный, злой, даже жестокий". 

3) Дочери Харлова: Анна, Евлампия

Соседка Наталья Николаевна сначала выдала замуж старшую; мужем Анны стал Слеткин, сын мелкого чиновника, услужливый, злобный и жадный. Для Евлампии соседка также "припасла" жениха. Это был отставной армейский майор Житков, человек уже немолодой, бедный, который "едва разумел грамоте и очень был глуп", но хотел попасть в управляющие имением. "Что другое-с, а зубъе считать у мужичья — это я до тонкости понимаю, — говаривал он…" Ох, не о благородстве тогдашних нравов это все свидетельствует! 

В  финале  повести  спустя  много  лет  читатель  вновь  встречается  с  главными  героинями,  которые  преуспели  в  жизни.  Анна  Харлова  обзавелась  постоялым  двором,  который  приносит  ей  стабильный  доход,  у  нее  трое  детей,  она  довольна жизнью:  «…Анна  Мартыновна  вела  жизнь  весьма  счастливую. Довольством  внутренним  и  внешним,  приятной  тишиной  душевного  и  телесного  здоровья  так  и  веяло  от  нее  самой,  от  ее  семьи,  от  всего  ее  быта.  Насколько  она  заслуживала  это  счастье…  это  другой  вопрос» 

Евлампия  Харлова  становится  богородицей  хлыстов-раскольников:  "  Я  узнал  ее  немедленно,  я  ни  единого  мгновения  не  колебался,  да  и  нельзя  было  колебаться;  таких  глаз,  как  у  ней  —  и  особенно  такого  склада  губ,  надменного  и  чувственного,  —  я  ни  у  кого  не  видывал.  Лицо  ее  стало  длиннее  и  суше,  кожа  потемнела,  кой-где  виднелись  морщины;  но  особенно  изменилось  выражение  этого  лица!  Трудно  передать  словами,  до  чего  оно  стало  самоуверенно,  строго,  горделиво!  Не  простым  спокойствием  власти  —  пресыщением  власти  дышала  каждая  черта;  в  небрежном  взоре,  который  она  на  меня  уронила,  сказывалась  давнишняя,  застарелая  привычка  встречать  одну  благоговейную,  безответную  покорность» 

 

Анализ повести Тургенева «Степной король Лир»

1)Образ главного героя – Харлова Мартына Петровича

- Беседа:

В чем необычность этого образа? При ответе опирайтесь на описание внешности, данные из биографии героя.

Образ главного героя - Мартына Харлова - имеет фольклорные корни. Герой в произведении окружен какими-то мистическими легендами, мифами, его биография связывается с порой 1812 года.

Его портрет вызывает прямые ассоциации с богатырями из сказок и былин: «Представьте себе человека росту исполинского! На громадном туловище сидела, несколько искоса, без всякого признака шеи, чудовищная голова…Силой он обладал истинно геркулесовской и вследствие этого пользовался большим почётом в околотке: народ наш до сих пор благоговеет перед богатырями…»

Вокруг героя постоянно бытовали некие легенды (то он однажды встретился с медведем и чуть не поборол его; то, застав однажды вора у себя на пасеке, перебросил его вместе с телегой через плетень, и т. п.), что сближает повествование со сказкой, фольклор. жанром.

Какие средства создания образа использует писатель, вырисовывая портрет Харлова?

Портрет, внутренний мир, речь, поступки, мышление…

Главный герой Тургенева — личность необычайно яркая и самобытная. О том, как тщательно выстраивался писателем этот образ, свидетельствует правка в беловом автографе повести, скрупулезно прослеженная в комментариях к академическому изданию. Тургенев вписывает целые большие куски текста, повествующие «о смутных философских раздумьях героя, о неосознанном его стремлении к познанию тайн жизни и смерти... Харлов — «человек XVIII века». Отсюда его вольнодумство, уживающееся с мистическими толками о тайнах загробной жизни и силе страстей человеческих... его отказ от имущества выступает как результат... стихийных нравственных исканий…, а не как прихоть самодура» .

Как вы относитесь к поступку главного героя отдать имение дочерям?

Верит в благородство и благодарность; но все есть элементы честолюбия, уверенности в своей власти

2) Анализ эпизода «Объявление о передаче имения дочерям»

- Беседа:

Назовите последовательность событий церемонии. Что стало нарушением?

Объявление воли помещика, молебен, Потом застолье, тосты, «пророчество» Сувенира, который как видно опьянев, "залился своим дряблым, дрянным смехом" и стал предрекать как поступят в дальнейшем с Мартыном Петровичем: "Голой спиной… да на снег!" 

Как отнесся к этому Харлов?

Не обратил внимания, хотя перед этим воспринял болезнь как предвещение. Почему же здесь не насторожился? Верил в свою власть.

- Исследовательское задание: обратитесь к тексту и найдите детали, которые автор подчеркивает в поведении участников сцены.

Дочери, новые помещицы, держались важно.

Особенно изменился зять Мартына Петровича Слеткин. "Движения головы, ног остались подобострастными", но весь вид теперь говорил: "Наконец, мол, дорвался!"

Был молебен. Анна и Евлампия, уже прежде кланявшиеся Мартыну Петровичу до земли, снова по приказанию отца "благодарили его земно". => лицемерие

3) Анализ эпизода: гл.6: «Встреча мальчика (рассказчика) с Харловым на берегу реки»

- Беседа:

Что удивило мальчика в образе «исполина» Харлова, сидевшего с удочкой?

"Но в какое он был одет рубище и как опустился весь!" 

Как ведет себя мальчик? Что движет им?

15-летний мальчик, желая утешить старика, позволил себе заговорить об его ошибке: "- Вы поступили неосторожно, что все отдали вашим дочерям… Но если ваши дочери так неблагодарны, то вам следует оказать презрение… именно презрение… и не тосковать…" 

Прочитайте выразительно фрагмент, как вы его понимаете?

"- Оставь! — прошептал вдруг Харлов со скрежетом зубов, и глаза его, уставленные на пруд, засверкали злобно… — Уйди! 
- Но Мартын Петрович…

- Уйди, говорят… а то убью!"

Он рассвирепел, а потом оказалось, что он плачет. "Слезинка за слезинкой катилась с его ресниц по щекам… а лицо приняло выражение совсем свирепое…" 

4)Анализ эпизода «Появление изгнанного Харлова

в доме помещицы-соседки»

- Выразительное чтение эпизода по ролям

- Беседа + аналитические задания:

Почему Мартын Петрович появился у соседки?

Его постель выбросили в чулан, а комнату отобрали. Еще до этого оставили совсем без денег. Дочери во всем подчинялись теперь Слеткину, а тот словно мстил унижавшему его прежде "благодетелю".

 "- Выгнали меня, сударыня… Родные дочери…"

Какую роль играет описание пейзажа в данной сцене?

Отчаяние Харлова усугубляет осенний пейзаж. "Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто; низкое, без всякого просвету небо из неприятно белого цвета переходило в свинцовый, еще более зловещий цвет — и дождь, который лил, лил неумолчно и беспрестанно, внезапно становился еще крупнее, еще косее и с визгом расплывался по стеклам". Все, и серые деревья, и лужи, засоренные мертвыми листьями, и непролазная грязь на дорогах, и холод — все нагоняло тоску. 

Как мальчик (рассказчик) увидел Харлова в этой сцене?

Мальчику, стоявшему у окна, вдруг почудилось, что огромный медведь, вставший на задние лапы, промчался по двору. Вскоре чудовище стояло посреди столовой на коленях перед хозяйкой и её домочадцами. Это был Мартын Петрович — прибежал пешком по непролазной грязи. 

Чему научила эта трагедия Мартына Петровича? Как это его характеризует?

Надо все-таки отдать должное Мартыну Петровичу, совесть у него имелась, ненормальное устройство общества зачастую мешало ей проявиться.

"- Сударыня, — простонал Харлов и ударил себя в грудь: — Не могу я снести неблагодарность моих дочерей! Не могу, сударыня! Ведь я им все, все отдал! И к тому же, совесть меня замучила. Много… ох! много передумал я… "Хоть бы ты пользу кому в жизни сделал! — размышлял я так-то, — бедных награждал, крестьян на волю отпустил, что ли, за то, что век их заедал! Ведь ты перед Богом за них ответчик! Вот когда тебе отливаются их слезки!" 
Может быть, страдания в конце концов пробуждают совесть? Может быть, страдания не бесполезны для людей? 

5)Анализ эпизода «Два приживальщика: М.П. Харлов и Сувенир»

- Беседа

Как отнеслась помещица к горю Мартына Петровича?

Как раскрылся в этом эпизоде Сувенир?

У соседки помещицы было доброе сердце. Мартыну Петровичу отвели хорошую комнату, дворецкий побежал за постельным бельем и как раз в этом момент жалкий, униженный нахлебник Сувенир воспользовался возможностью покуражиться над презиравшим его всегда гордецом. 
Сколько таких Бычковых, лишенных собственного жилья, имущества, приличного социального статуса, ютилось в имениях всевозможных помещиков. "Приживальщик", "шут", жалкий нищий. Постоянная униженность, бесцельность, необходимость угождать.Растоптанная человеческая личность может затем обернуться страшной, неожиданной стороной. "- Приживальщиком меня величал,дармоедом! "Нет, мол, у тебя своего крова!" А теперь небось таким же приживальщиком стал…" Успокоившийся было Мартын Петрович опять стал раздражаться. Но Сувениром "словно бес овладел". После всех унижений это был час его "торжества". "- Да, да почтеннейший! — затрещал от опять, — вот мы с вами теперь в каких субтильных обстоятельствах обретаемся! А дочки ваши, с зятьком вашим, Владимиром Васильевичем, под вашим кровом над вами потешаются вдоволь! И хоть бы вы их, по обещанию, прокляли! И на это вас не хватило! Да и куда вам с Владимиром Васильевичем тягаться? Еще Володькой его называли! Какой он для вас Володька? Он — Владимир Васильевич, господин Слеткин, помещик, барин, а ты — кто такой?" 

6)Анализ эпизода «Мартын Петрович крушит дом»

- Аналитическое задание + беседа

Что движет Харловым?

Как ведет себя его зять Слеткин? Почему?

Объясните поведение дочерей.

На дворе Харлова было все же людно: зрелище небывалое. Он все крушил без инструментов — голыми руками. Слеткин с ружьем в руках, не решаясь выстрелить, безуспешно пытался заставить крестьян лезть на крышу, они явно уклонялись. Тут было и восхищение необыкновенной силой бывшего хозяина, и страх перед этой силой, и еще… Чуть ли не одобряли они Харлова, хоть и удивил он их. 
И вот "с тяжким грохотом бухнула последняя труба"… Слеткин прицелился, но вдруг Евлампия "одернула его за локоток". 
"- Не мешай" — свирепо вскинулся он на нее. 
- А ты не смей! — промолвила она, — и синие её глаза грозно сверкнули из-под надвинутых бровей. — Отец свой дом разоряет. Его добро. 
- Врешь: наше!

- Ты говоришь: наше, а я говорю: его". 
Но уже поздно было, старик разошелся вовсю. 
"- А, здорово! здорово, дочка любезная! — загремел сверху Харлов. — Здорово, Евлампия Мартыновна! Как живешь-можешь со своим приятелем? Хорошо ли целуетесь, милуетесь?" 
На лице Харлова была "странная усмешка — светлая, веселая… недобрая усмешка…" 
Но Евлампия в эту страшную минуту не дрогнула. 
"- Перестань, отец; сойди… Мы виноваты; все тебе возвратим. Сойди. 
- А ты что за нас распоряжаешься? — вмешался Слеткин. Евлампия только пуще брови нахмурила. 
- Я свою часть тебе возвращу — все отдам. Перестань, сойди, отец! Прости нас; прости меня. 
Харлов все продолжал усмехаться. 
- Поздно, голубушка, — заговорил он, и каждое его слово звенело, как медь. — Поздно шевельнулась каменная твоя душа! Под гору покатилось — теперь не удержишь!.. 
Захотели вы меня крова лишить — так не оставлю же я и вам бревна на бревне! Своими руками клал, своими же руками разорю — как есть одними руками! Видите, и топора не взял!" 
И как ни упрашивала его Евлампия, обещая приютить, обогреть, и раны перевязать, все было напрасно. Он стал раскачивать передние стропила фронтона, напевая "по бурлацкому" — "Еще разик! еще раз!" 
Приехавший снова управляющий Натальи Николаевны предпринимал какие-то меры, но безуспешно. "Передняя пара стропил, яростно раскаченная, накренилась, затрещала и рухнула на двор — и вместе с нею, не будучи в силах удержаться, рухнул сам Харлов и грузно треснулся оземь. Все вздрогнули, ахнули… Харлов лежал неподвижно на груди, а в спину ему уперся продольный верхний брус крыши, конек, который последовал за упавшим фронтоном". 

7) Философские и нравственные основы повести Тургенева

- Беседа:

Какие философские и нравственные основы лежат в основе повести?

Известны человеку уже давным-давно законы поведения и отношений — заповеди, постоянное нарушение которых как раз и приводит к страданиям, рано или поздно у каждого наступающим то ли в земной, то ли, как утверждают мудрецы в иной какой-то жизни.

К примеру, заповедь: "Чти отца и мать", (независимо от их социального и материального положения,  достоинств или недостатков, богатства или бедности). 

Но аккуратно исполняли здесь в основном по традиции обряды, забыв, (или вовсе не зная)

Или, например: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними", — призывал еще Иисус Христос в Нагорной проповеди. То есть, относитесь бережно к чужой жизни, достоинству, интересам.

 

 

Творческое задание => с/р (по выбору)

Чему учит повесть И.С.Тургенева «Степной король Лир»?

Мои впечатления от повести И.С.Тургенева «Степной король Лир».

 

Словарная работа

Рубище, нравственная красота, заповедь

 

Осмысление терминологии урока

Повесть

Композиция

 

Консультация учителя по вопросам уч-ся

 

 

Обобщение изученного по теме урока, формулирование выводов.

Подведение итогов работы на уроке, выставление оценок.

Домашнее задание:

Закончить творч. задание.

Инд зад: о Некрасове; ж. «Современник»

Рефлексия.

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.