Методическая записка
В 5-ом классе дети только начинают изучать историю, поэтому очень важно с самого начала привлечь внимание к предмету какими-нибудь необычными вещами. И когда появляются у меня 5-е классы, я зову их в «гости» к первобытному человеку. Это мероприятие проводится не в школе, а на природе. Приглашаются классные руководители и родители. Проводится оно обычно в конце сентября - начале октября, когда ещё стоит чудесная осенняя погода – «очей очарованье». Идёт изучение истории первобытных людей в классе на уроках и, параллельно, идёт подготовка к визиту.
Цель - в необычной форме закрепить и углубить знания по истории первобытности
Задачи:
- Повышение интереса к истории, ,
- эмоциональное восприятие жизни первобытных людей,
- развитие творческих способностей детей,
- развитие коммуникативных способностей,
- сплочение коллектива,
- оздоровление детей,
- включение регионального компонента
Поскольку мы идём в гости всем родом, надо скооперироваться, нарядиться, подготовиться к рассказу о своей жизни. Поэтому нужна предварительная подготовка к выполнению нескольких конкурсных заданий.
Задания:
- Составить команду - род, дать ей название (отвечающее теме), выбрать старейшину, придумать имена членам рода (тоже по теме);
- Изготовить макет любого орудия труда, подготовить рассказ о нём и показ его в действии;
- Сделать макет жилища, подготовить рассказ о нём;
- Сделать «чучело убитого животного», продемонстрировать способ охоты на это животное;
- Изготовить одежду и аксессуары одежды первобытного человека;
- Показать какой-нибудь обряд из жизни первобытных людей и объяснить его.
Для того, чтобы задание было грамотно и творчески выполнено, ребятам нужно предложить дополнительную литературу. Учитель выступает в качестве консультанта. Практически всегда детям помогают и классные руководители.
В один прекрасный день мы собираемся около школы и идём на место. Обычно это место рядом с музеем. С помощью «Машины времени» мы оказываемся на Ушковской стоянке (это самая знаменитая стоянка первобытных людей на Камчатке, где в течение тысячелетий жили люди). Там некоторое время даётся на подготовку к конкурсам. Потом по сигналу барабана все собираются, и проводятся конкурсы.
За время общения, конечно, все проголодались. Надо добыть пищу и приготовить её. Поскольку наш край – рыбный, и рыболовство всегда было очень важным занятием, то идёт игра «Рыбалка». Кто больше? (Рыбки – это сделанные из картона наши лососи, в голову которых воткнута скрепка. Удочка – прут с верёвочкой и магнитом. Магнит притягивает рыбок, и так идёт «ловля».)
Завершается всё вручением призов и чаепитием у костра.
Иногда дополнительно проводится конкурс "Как мы знаем историю первобытных людей". В другой день и в кабинете.
Презентация "В гостях у первобытного человека". Слайды.


Презентация "В гостях у первобытного человека".
В "гостях у первобытного человека"PPTX / 51.65 Мб
А потом от первобытного человека пришло видеосообщение
Текст видеосообщения
"Ого-го! Привет, молодые охотники и собиратели! Я - Уг, из племени Скалы. Рад вас видеть в моей пещере! Вы, наверное, много нового узнали про нас, первобытных людей, да? Про то, как мы огонь добывали, на мамонтов охотились, шкуры носили, в пещерах спали? А еще рисовали на стенах! А вы знаете, как огонь добывать? А как вкусную кость выбрать?
Ну, скажу вам, жизнь у нас была непростая. Холодно, голодно, опасно! Но зато весело! Мы вместе жили, вместе ели, вместе песни пели у костра.
Спасибо, что пришли в гости! Надеюсь, вам понравилось! Мне очень интересно, что вы почувствовали, когда увидели нашу пещеру, наши рисунки, наши орудия. Надеюсь, вы поняли, что мы тоже были людьми, такими же, как и вы.
Если что, приходите еще! Будем вместе кости грызть и истории рассказывать!"