Выступление по теме: "Алгоритм работы социального педагога с социально - неблагополучными семьями"
Выступление на семинаре для социальных педагогов
«Алгоритм работы социального педагога с социально – неблагополучными семьями»
14 ноября 2025 г.
Семья и школа – это берег и море.
На берегу ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Л.А. Кассиль
Социально – педагогическое сопровождение учащихся
Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, которые дает семья.
Отношения родителей между собой, их отношение к детям, внутрисемейная атмосфера – все это само по себе уже воспитывает личность. Дети переносят стиль семейных отношений в сферу общения с товарищами, в школу, во двор, а потом, повзрослев, и в трудовые коллективы.
Воспитать настоящего человека – непростое дело, оно требует сил, времени, знаний, определенных навыков, высокой требовательности от отца и матери к самим себе.
Между тем, жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, незнанию, по легкомыслию, допускают серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи.
Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утратившая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
В начале 2025-2026 учебного года было проведено изучение и обследование семей учащихся школы, в ходе которого было установлено, что 31% учащихся воспитываются в неполных семьях; 16% учащихся школы воспитываются в многодетных семьях; 5% учащихся из малообеспеченных семей и 0,9% учащихся из социально-неблагополучных семей. За последние пять лет эти показатели менялись следующим образом:
количество неполных и многодетных семей остается примерно на одном и том же уровне;
за последние два года значительно уменьшилось количество малообеспеченных семей с 15% в 2021-2023 годах до 4,4% в 2025 году;
количество социально-неблагополучных семей, состоящих на учете, остается примерно на одном уровне, с небольшой тенденцией к снижению с 1,2% в 2021-2022 учебном году до 0,9% в этом учебном году.
Диаграмма 1
Д
инамика количества семей «группы риска»
В целом около 30% учащихся школы воспитываются в семьях «группы риска»: неполных, многодетных, малообеспеченных и неблагополучных. Поэтому одним из главных направлений деятельности школы является работа по социально-педагогическому сопровождению семей «группы риска».
Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи сопровождения детей из семей с признаками социального неблагополучия:
выявление неблагополучных семей, желающих принять социально-психологическую помощь, планирование и проведение с ними работы;
определение причин семейного неблагополучия;
содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности для обучающегося;
помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика социальной дезадаптации, девиантного поведения;
работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
В деятельности по социально-педагогическому сопровождению детей и семей группы риска социальный педагог руководствуется следующим нормативным документами:
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании";
Письмо Минобразования России от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования";
Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
Семейным кодексом РФ,
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
Нормативными актами, принятыми на уровне школы (Положением о Профилактическом совете, Положением о правилах постановки на учет неблагополучных семей).
Основные усилия социального педагога, классного руководителя и других специалистов школы должны быть направлены на обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья учащихся, предупреждение отклонений в их развитии.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, работа обычно ведется по трем основным направлениям:
непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком, предполагающая психолого-педагогическую поддержку ученика. В условиях школы общение социального педагога с учащимися носит чаще всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы диагностики и консультирования;
работа с педагогическим коллективом (консультирование педагогов, участие в работе Совета профилактики, работа в составе психолого-медико-педагогической комиссии и т. п.). Основной задачей в работе с педагогами является формирование толерантности по отношению к ребенку (подростку), обучение технологиям конструктивного взаимодействия;
работа с семьей, направленная на развитие психологической компетентности родителей, мотивационного и воспитательного ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Взаимодействие с родителями строится на основе приемов семейного консультирования, которое представляет собой обучение родителей элементам коммуникативной культуры в общении с детьми, способствующее опосредованному влиянию на процесс социализации детей.
В целом решение проблем социализации ребенка из неблагополучной семьи возможно при условии осуществления комплекса мероприятий, направленных:
на раннее выявление и постановку на учет ребенка из неблагополучной семьи;
определение причин неблагополучия семьи;
осуществление информационной помощи семье;
реализацию системы профилактики нарушений воспитания в семьях группы риска.
Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в школе на индивидуальном сопровождении.
Порядок постановки семьи на индивидуальное социально-педагогическое сопровождение регламентируется локальными актами (приложение 1, приложение 2).
Основными источниками информации о семье являются:
классный руководитель, учителя ребенка;
социальные паспорта классов(приложение 3);
беседы с ребенком, его родственниками, сверстниками;
непосредственные контакты с семьей (посещение на дому, приглашение на беседу в школу); (приложение 4, приложение 5)
наблюдение за ребенком в школе, особенностями его взаимоотношений со сверстниками и педагогами, изучение его социального статуса в группе сверстников, анализ особенностей учебной, игровой деятельности, поведения (приложение 6).
Актуальные проблемы семейного неблагополучия и специфика деятельности по решению проблемы
Направления деятельности / формы помощи | Правовые основания деятельности | Субъекты взаимодействия по проблеме |
Невыполнение родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению ребенка, игнорирование потребностей ребенка | ||
| Беседа с родителями: предупреждение об ответственности за неисполнение родительских обязанностей; постановка семьи на психолого-медико-социальное сопровождение в ОУ; консультирование родителей по основным обязанностям по воспитанию ребенка (знакомство с Семейным кодексом РФ (далее – СК РФ), ст. 63–65, 69, 71, 73, 74, 77); обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования (по необходимости). Если ситуация в семье не меняется: Подготовка ходатайств: 1. Ходатайство в ПДН о привлечении родителей к административной ответственности и оказании содействия в проведении профилактической работы с семьей. 2. Ходатайство в КДН и ЗП об ограничении или лишении родительских прав (в соответствии со ст. 69, 73 СК РФ) о привлечении родителей к ответственности за невыполнение обязанностей. 3. Ходатайство в отдел по профилактике семейного неблагополучия или в органы опеки и попечительства о постановке семьи на учет. | СК РФ (ст. 69–77); Федеральный закон 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее – ФЗ № 120) | Органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия. |
Нахождение ребенка в социально опасном положении в семье (жизнь и здоровье ребенка находятся под угрозой – семейное насилие, безнадзорные дети, смерть родителей) | ||
| Уведомление органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, служб социальной защиты о факте нахождения ребенка в социально опасном положении в семье; обследование жилищно-бытовых условий ребенка, подготовка соответствующего акта по результатам обследования; обращение в органы опеки и попечительства с ходатайством об изъятии ребенка из семьи, помещении ребенка в реабилитационный центр для несовершеннолетних, контроль и/или участие в дальнейшем устройстве ребенка | СК РФ (ст. 69–77); ФЗ № 120 (ст. 13) | Органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия. |
Насилие в семье по отношению к ребенку | ||
Обращение в органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, органы внутренних дел | СК РФ (гл. 12, ст. 77); ФЗ № 120 | Участковые уполномоченные по месту жительства; органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия, реабилитационные центры для детей и подростков |
| ||
| | |
Профилактика правонарушений несовершеннолетних | ||
| Представление интересов несовершеннолетних при рассмотрении дел в КДН и ЗП, судах; работа с семьями несовершеннолетних правонарушителей; постановка на внутришкольный учет учащихся, совершивших правонарушения; повышение правовой компетентности учащихся по вопросу ответственности за совершение правонарушений; повышение правовой компетентности родителей (законных представителей) по проблемам ответственности за правонарушения несовершеннолетних детей | ФЗ № 120 | Участковые уполномоченные по месту жительства; органы опеки и попечительства; комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав; подразделение по делам несовершеннолетних; отдел по профилактике семейного неблагополучия, реабилитационные центры для детей и подростков |
Основная работа с семьей включает несколько этапов.
1. Изучение семьи и условий жизни ребенка
На предварительном этапе проводится диагностика на предмет выделения детей группы риска, воспитывающихся в семьях с разными формами социального неблагополучия.
Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:
раннее выявление детей, имеющих различные социальные, психологические или педагогические проблемы;
выявление характера проблем;
изучение причин социального неблагополучия обучающихся.
Изучение социальным педагогом семейной ситуации проводится после анализа социальных паспортов классов. Социальные паспорта, как правило, содержат информацию о количестве в конкретном классе детей из семей, по тем или иным показателям попадающих в группу риска.
Далее дети группы риска обследуются в зависимости от выявленного "фактора риска" семейного неблагополучия, с использованием подобранных диагностических средств. Такая углубленная диагностика проводится совместно с психологом. Уровень социальной адаптированности/дезадаптации, степени риска форм отклоняющегося поведения ребенка может быть выявлен с помощью методик, например методики диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда. По необходимости может запрашиваться и анализироваться информация из подразделений по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, КДН и ЗП, дошкольного учреждения, которое посещал ребенок.
Работа по первичному изучению семьи проводится социальным педагогом с использованием различных методов: беседы с членами семьи, наблюдения за детьми вне дома (в школе, среде сверстников и т. п.), беседы с социальным окружением семьи (соседи, учителя, работающие с ребенком и др.).
Выделим основные рекомендации по использованию диагностического инструментария для изучения социальной ситуации семьи.
Диагностический инструментарий социального педагога
Наименование методики | Назначение методики | Категория (с кем проводится) | Форма проведения |
Изучение социальной ситуации развития ребенка | |||
Социальный паспорт класса (группы) | Выявление детей группы риска, нуждающихся в социально-педагогическом сопровождении. Проводится анализ социальных паспортов классов | Классы, классные руководители | Таблица заполняется классным руководителем |
Социальная карта личности (приложение 7) | Получение информации о личности ребенка: состояние здоровья, психосоциальное развитие, личностные особенности, проблемы поведения. Проводится в отношении учащихся, имеющих проблемы поведения, находящихся в ситуации социального неблагополучия (семейное, внесемейное окружение, социальная среда и т. п.) | Педагоги, классные руководители | Заполняется классным руководителем; возможен вариант беседы |
Анализ факторов социального неблагополучия | |||
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка, семьи(Беличева С.А., Дементьева И.Ф.)(приложение 8) | Выявление факторов (сфер) социального неблагополучия ребенка или семьи, определение принадлежности ребенка или семьи к группе риска. Проводится в комплексе с другими методиками, выявляющими индивидуальные особенности и социальную ситуацию детей "группы риска" | Учащиеся школы и их семьи | В форме беседы, экспертных опросов |
Карта (акт) обследования жизненного пространства ребенка (приложение 9) | Изучение условий проживания ребенка в семье с целью выявления степени неблагополучия, оценки возможности проживания ребенка в семье. Проводится в случаях, когда есть информация о явном неблагополучии (социальной опасности) проживания ребенка в семье | Жилищные условия, среда проживания ребенка | Наблюдение, осмотр (в ситуации, когда есть основания предполагать, что ребенок проживает в неблагоприятных для его развития, состояния здоровья и т. д. условиях) |
Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений | |||
Паспорт семьи (приложение 10) | Составление социально-психологического портрета семьи, выявление "проблемных сфер" для определения возможных форм социально-педагогической помощи семье | Семья ребенка | Беседа с ребенком, родителями, анализ данных посещения семьи |
Выявление нарушений поведения, социальной дезадаптации | |||
Карта обследования социально дезадаптированных несовершеннолетних(Беличева С.А., Дементьева И.Ф.): анализ условий воспитания и социального развития подростка (приложение 11) | Выявление условий воспитания, факторов семьи и внесемейного окружения. Выявление проблем поведения, волевой сферы, социальных отношений, ценностных ориентаций, общей культуры, склонностей к употреблению ПАВ. Позволяет выявить "проблемное поле" личности, риск социальной дезадаптированности | Учащиеся школы | Экспертный опрос, беседа с педагогами, родителями |
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (Орел А.Н.) (приложение 12) | Выявление склонности лиц мужского пола к различным формам девиантного поведения | | Индивидуально с учащимися старшего подросткового и раннего юношеского возраста; обработка и интерпретация результатов – с помощью психолога |
Изучение личности ребенка | |||
Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К. Роджерса и Р. Даймонда(приложение 13) | Анализ уровня социально-психологической адаптированности подростков, выявление сферы социальной дезадаптации. Анализ результатов диагностики дает возможность социальному педагогу выявить подростков, нуждающихся в социально-педагогической поддержке | Учащиеся школы | Индивидуальная работа с бланком опросника. Обработка и интерпретация результатов проводится с помощью психолога |
2. Обследование жилищных условий проживания семьи
Анализ жилищно-бытовых условий неблагополучной семьи проводится социальным педагогом во время посещения семьи, беседы с ее членами.
Основная цель этой работы – выявление проблемы жизненного пространства детей и взрослых членов семьи с целью снижения степени риска негативного влияния условий жизни на ребенка, его семейную социальную ситуацию.
В процессе обследования жилья ребенка социальный педагог анализирует санитарно-гигиеническую обстановку, условия организации питания ребенка, наличие у него места для сна, обеспеченность сезонной одеждой и обувью.
По результатам изучения условий жизни семьи составляется акт обследования жилищно-бытовых условий семьи. Данный акт направляется в службы и ведомства системы профилактики в случаях:
если есть информация о том, что условия проживания неблагоприятны для нормального существования ребенка (несоблюдение санитарно-гигиенических норм; нет нормальных условий для сна, занятий, досуга ребенка; в квартире родители и посторонние постоянно распивают спиртные напитки; родители не заботятся о бытовых условиях для ребенка);
жилье непригодно для проживания из-за его состояния (аварийное, ветхое).
3. Выявление служб, ранее работавших с семьей
На этом этапе социальный педагог получает информацию по проблеме от педагогов школы по поводу обращения к ним самого ребенка или родителей, близких родственников, а также их собственных наблюдений за поведением и учебной деятельностью ребенка.
Целесообразным становится взаимодействие с психологом – в том случае, если он знает ребенка или его окружение, т. к. любая информация может стать полезной в установлении контакта с ребенком и семьей.
Возможно также получение необходимых данных по месту жительства ребенка, в учреждениях дополнительного образования, если он их посещает. Важно иметь информацию о получении ребенком (семьей) социальной помощи в центре социальной помощи семье и детям, других учреждениях социальной защиты.
Необходимым может стать и анализ информации о проводимой работе с данной семьей участковыми уполномоченными, сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних, специалистами органов опеки и попечительства.
На основе анализа информации о службах, ранее работавших с семьей, планируется следующий этап работы социального педагога по реабилитации семьи, определяется функционал других специалистов, имеющих ресурсы для оказания ребенку специализированной помощи.
По результатам изучения семьи и социальной ситуации ребенка оформляется профилактическое дело и "Социальная карта личности".
Содержание профилактической работы с конкретной семьей планируется и осуществляется, исходя из основной проблемы семьи. Рассматриваются все возможные варианты помощи: социальной, психолого-педагогической, форм медицинской реабилитации, восстановления воспитательного потенциала семьи.
4. Реализация программы сопровождения семьи
Приоритеты работы социального педагога на данном этапе:
раннее выявление детей, нуждающихся в индивидуальном социально-педагогическом сопровождении;
охрана и защита прав несовершеннолетних;
взаимодействие со службами (в школе и вне школы), которые могут и будут помогать социальному педагогу в решении проблем детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи;
работа школьного совета профилактики; (приложение 14).
систематическое проведение мониторинга эффективности профилактической работы;
профориентационная работа и трудоустройство обучающихся;
социально-правовое просвещение учителей, обучающихся и родителей, профилактика конфликтов, правонарушений и наркозависимости; (приложение 15, приложение 16)
создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе и формирование гуманистического отношения к детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Особенности профилактической работы
Основные принципы индивидуальной профилактической работы:
приоритет интересов ребенка;
положительный характер обратной связи. Большинство детей этой категории нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих;
непрерывность сопровождения.
5. Текущие и контрольные посещения семьи
Данный этап работы предполагает реализацию технологии социального патронажа.
Патронаж – это посещение семьи с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, что позволяет установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявлять ее проблемные ситуации, определять необходимую помощь, как плановую, так и экстренную.
Диагностическая цель патронажа предусматривает ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска, анализ сложившихся проблемных ситуаций.
Контрольная цель направлена на оценку состояния семьи и ребенка, динамики проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения семьей рекомендаций.
Адаптационно-реабилитационная цель – оказание конкретной образовательной, психологической, социальной, посреднической помощи.
Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях.
Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности.
С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы. Например, регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и, прежде всего, асоциальных семей, наблюдение за которыми в определенной мере дисциплинирует их, а также позволяет выявлять возникающие кризисные ситуации и противодействовать им, защищая интересы ребенка.
Один из вариантов регистрации посещений семьи (патронажа) социальным педагогом:
Дата | Причина посещения (в т. ч. указать – плановое в ходе патронажа или внеплановое) | Ф. И. О, должности специалистов, посетивших семью | Описание ситуации | Результат посещения |
| | | | |
В период патронажа изучение динамики ситуации в семье может проводиться не только во время посещения семьи на дому, но и в процессе встреч с родителями в школе (по инициативе социального педагога или администрации школы). Проводятся беседы с ребенком в школе, наблюдение за его социальными контактами, особенностями поведения, а также беседы с педагогами о поведении и успеваемости.
6. Оценка эффективности работы с семьей.
На данном этапе осуществляется анализ проделанной работы:
принимается решение о необходимости и возможности продолжения психолого-педагогического, медико-социального сопровождения семьи в следующем учебном году;
специалистами разрабатываются рекомендации для классных руководителей по дальнейшей работе с семьей или ребенком (приложение 17).
Анализ результатов работы с отдельной семьей определяет динамику ситуации, содержание дальнейшей работы по сопровождению семьи. Позитивная динамики ситуации может характеризоваться следующими показателями:
уровень жизни семьи доведен до средних показателей (родители пытаются вести нормальный образ жизни, улучшилась бытовая обстановка в семье);
родители проявляют заботу о детях;
дети посещают школу;
уменьшилось потребление родителями алкогольных напитков и ПАВ;
семья поддерживает контакты со школой и другими службами и ведомствами системы профилактики;
в социальном окружении семьи появились другие значимые взрослые (родственники, близкие знакомые), помощь которых семья принимает, позитивно настроена на взаимодействие с ними;
семья позитивно принимает помощь и социальные контакты с лицами, осуществляющими патронаж.
Таким образом, в ситуации, когда семья по своему статусу определяется как неблагополучная или асоциальная, в деятельности социального педагога на первый план выходит работа по защите ребенка от неблагоприятной семейной ситуации. Основные усилия направляются на то, чтобы риск отрицательного влияния на него в такой семье стал минимальным. С родителями, ближайшим окружением семьи проводится работа, направленная на изменение поведения, смену установок на воспитание ребенка, поддержку семьи. Действия социального педагога и других специалистов направляются на соблюдение права ребенка жить в семье, сохранение воспитательного ресурса.
Несмотря на то, что ситуация в обществе в целом достаточно нестабильная и кризисные явления в институте современной семьи продолжают нарастать, количество неблагополучных семей в школе за последние пять лет не меняется. Роста количества неблагополучных семей удается избежать благодаря своевременной и систематической профилактической работе с семьями учащихся школы.