«Вклад сварщиков в победу в годы Великой Отечественной войны»
МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР
_____________
«_____» _____________ 2025г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ:
«Вклад сварщиков в победу в годы Великой Отечественной войны»

Алчевск, 2025
Разработчик ___________ Шишкина Л.Н., преподаватель
Рассмотрено и одобрено к использованию в образовательной
деятельности на заседании цикловой методической комиссии
«Сварочного производства и автослесарного дела»
Протокол №____ от «____» ___________ 20____ года
Председатель ЦМК___________
Методист ____________________
Пояснительная записка
Актуальность темы состоит в том, что 2025 год – год 80-летия окончания Великой Отечественной войны. В дело Великой победы огромный вклад внесли специалисты сварочного дела по разработке и внедрению новых сварочных технологий, а также простые сварщики которые участвовали в боях против фашизма и приближали победу претворяя в жизнь новые достижения в области сварки, работая на трудовом фронте. Профессия сварщика оказалась одной из самых востребованных при производстве новых видов оружия и вооружений, в спасении жизни в блокадном Ленинграде, в строительстве при восстановлении разрушенного хозяйства.
Цель – показать роль новых сварочных технологий в приближении Победы над фашисткой Германией. Отметить важность профессии сварщика, которая дает возможность проявить себя как в труде, так и в бою. Способствовать практическому овладению студентами способов деятельности по получению определенной информации из разных источников.
Задачи:
Способствовать:
- Формированию умения прослеживать ход исторических событий в истории сварочного дела.
- Умению ставить учебные цели, работать с дополнительной информацией, выбирать эффективные способы и средства для их достижения.
- Планированию собственной учебной деятельности.
Развивать:
- Историческое, профессиональное мышление и на его основе формирование мировоззрения.
- Навыки внеаудиторной самостоятельной работы, творческой деятельности студентов в приобретении ими знаний по теме.
- Умение подготовки презентации к докладу.
Воспитывать:
- Инициативность и самостоятельность в выполнении работы.
- Систему морально-нравственных ценностей.
- Гражданскую позицию.
- Патриотизм.
- Интерес к профессии.
- Толерантность.
- Навыки сотрудничества.
-Вызвать активное личностное отношение к событиям Великой Отечественной войны.
Методы: частично-поисковый, проблемно-программированное, монологическое изложение, наглядные (презентация).
Приемы работы: анализ информации, постановка информационных вопросов, выдача заданий, инструктирование, показ алгоритма поиска информации.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации преподавателя и студентов.
Планируемый результат:
Данное мероприятие способствует воспитанию морально – нравственных ценностей личности, толерантности, что является необходимым в жизни студентов и их работе на производстве.
Время проведения – 40 мин. При необходимости продолжительность мероприятия можно сократить.
Использование презентаций позволяет фокусировать внимание аудитории на наиболее важных моментах, наглядно иллюстрировать суть основных положений, увеличивает запоминаемость материала, наглядность его.
Методическая разработка может быть использована преподавателями СПО как на воспитательных часах, так и во внеурочной работе, полностью или отдельными фрагментами.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент
На доске эпиграф: «Народ, который забывает свое прошлое,
не имеет ни настоящего, ни будущего».
Вступительное слово председателя цикловой методической комиссии Боровика В.А.
Наше мероприятие посвящено людям, чьи имена связаны со сваркой.
2. Основная часть
На экране презентация: «Вклад сварщиков в победу в годы Великой Отечественной Войны».
Ведущий мероприятия преподаватель Шишкина Л.Н.:
В годы войны в Советском Союзе особенно уважали специалистов сварочного дела, среди которых были и те, кто умел восстанавливать повреждения танков. В советском хозяйстве наиболее распространены были:
- точечная сварка (при изготовлении вооружения);
- ручная дуговая сварка (в судостроении и при производстве бронетехники);
- автогенная сварка (в авиационной промышленности).
В 1937 году корпус танка Т-26 впервые был изготовлен не клёпкой, а ручной дуговой сваркой. Технология, созданная специалистами конструкторского бюро Патона, должна была оказаться ключевой в выпуске советской военной техники, формируя ударную силу танковых подразделений Красной Армии.
С самого начала ВОВ неоспоримо проявилась значимость техники, определившей исход войны. Возникла острая потребность в квалифицированных сварщиках. Сварочные предприятия, научно-исследовательские подразделения университетов и структуры профессиональных союзов приступили к решению задач, связанных с внедрением и наращиванием объемов производства военной продукции. Исследования проводились по двум основным путям: усовершенствованию существующих методов соединения металлов и созданию инновационных технологий. Первоочередной задачей первой линии стало увеличение скорости изготовления и улучшение параметров бронированных изделий, а второе направление предполагало поиск принципиально новых подходов к сварке.
Студент 3 курса Панченко Кирилл (на экране презентация):
Развитие сварочных технологий в предвоенные годы и их адаптация к войне
В предвоенный период сварка в СССР развивалась стремительно, благодаря таким ученым как Евгений Патон. К 1941 году была внедрена автоматическая сварка под флюсом, которая стала основой для массового производства. Во время войны эта технология была усовершенствована: сварщики использовали токи до 400 ампер для ускорения процесса в несколько раз, несмотря на риск перегрева оборудования. Это позволило компенсировать нехватку квалифицированных кадров — на заводах трудились подростки и женщины, обученные за считанные недели. Главные усилия были направлены на совершенствование брони и швов, чтобы техника выдерживала боевые повреждения. В результате сварка не только ускорила сборку, но и повысила прочность конструкций, делая швы крепче самой брони.
Преподаватель Шишкина Л.Н.:
В начале ВОВ Институт электросварки эвакуировался из Киева на Урал. В октябре 1941 года на уральском заводе разместили оборудование головного завода, и сотрудники Института работали над автоматической сваркой под флюсом брони. Броня - это сталь, содержащая больше примесей. Именно примеси придают ей свойства брони, в первую очередь - твердость. Они же и «портят» сталь, делают ее капризной, чувствительной к нагреву и охлаждению.
За выдающиеся достижения, ускоряющие производство танков и металлоконструкций, Е.О. Патону было присвоено звание Героя Социалистического Труда, десять сотрудников института были награждены орденами и медалями.
К началу лета 1942 года Советская армия располагала более четырьмя тысячами пятисот новыми танками. В течение осени того же года производство танков в СССР превзошло объемы немецкой промышленности. Однако в сфере создания танков у советских инженеров существовали и другие трудности, помимо автоматической передачи. К середине лета 1942 года машина получила ряд усовершенствований, повысивших её эффективность в бою. Так, появилась надстройка на башне с люком для командира, обеспечившая лучший осмотр местности и упростившую управление сражением. Для ускорения производства и повышения надежности сварных соединений на предприятиях, изготавливавших танк, применили технологию сварки под защитным слоем, особенно важную для изготовления установочных башенок.
Благодаря использованию автоматизированной дуговой сварки с использованием флюса на предприятиях по производству танков стало возможным организовать быстрое и высококачественное изготовление бронетехники. Проведённые испытания в полевых условиях продемонстрировали, что соединения, выполненные сварочными автоматами, превосходят по прочности и долговечности традиционные ручные швы. На поле боя советские танки Т-34 продемонстрировали своё превосходство над бронетехникой противника.
Студент 2 курса Хотько Даниил:
Роль сварщиков в авиационной промышленности в годы войны. В 1941 году заводы авиационной промышленности были эвакуированы, что спровоцировало внедрение ручной дуговой, точечной и газовой сварки. Государство мобилизовало кадры и ресурсы для развития технологий.
Для алюминиевых и стальных частей самолетов широко использовалась угольная и металлическая электродная дуговая сварка, обеспечивающая прочные соединения в конструкциях. Этот метод был основным для несущих элементов авиационной техники.
Газовая сварка применялась преимущественно для легких металлических сплавов, что позволяло обеспечить пластичность швов и облегчить конструкции. Такой подход повышал надежность и долговечность самолётов в боевых условиях.
Число самолетов практически удвоилось, демонстрируя рост производства и значимость сварочных технологий. К 1945 году сварка составляла 85% всех соединений, что повысило темп изготовления и качество самолетов.
Студент 2 курса Пищик Иван:
Для удовлетворения потребностей промышленности внедрялись ускоренные курсы обучения молодых специалистов и женщин-сварщиков с акцентом на практические навыки. Основное внимание уделялось технике безопасности, точности выполнения швов и контролю качества с целью повышения надежности самолетов и сохранения жизни рабочих. Сварщики участвовали в разработке и внедрении стандартов и ГОСТов, что способствовало унификации сварочных процессов в авиации и улучшению производственных результатов.
Вклад женщин-сварщиков в авиационное производство в годы войны. Женщины составляли около 30% сварочных кадров, выполняя тяжелую и ответственную работу по изготовлению авиационных конструкций, что существенно повысило производственные мощности заводов. Их активное участие обеспечивало непрерывное наращивание выпуска самолетов, снижая дефицит квалифицированных специалистов в условиях военного времени и способствуя оборонной промышленности.
Сварные швы в самолетах отличаются улучшенной герметичностью и устойчивостью к нагрузкам по сравнению с клепаными деталями. Повышенная прочность сварных соединений улучшала летные качества самолетов и их безопасность в условиях боевых повреждений.
Благодаря качественной сварке производство модернизированных и легких самолетов выросло, что усилило воздушное преимущество СССР. Вклад сварщиков во время войны стал фундаментом для авиационного успеха и дальнейшего технологического прогресса в СССР, влияя на стандарты и подготовку кадров.
Студент 3 курса Панченко Кирилл:
Роль Евгения Оскаровича Патона и его института. Евгений Оскарович Патон (1870–1953), выдающийся ученый-механик и основатель Института электросварки АН УССР (создан в 1934 году в Киеве), внес неоценимый вклад в военную сварку. В марте 1941 года он получил Сталинскую премию за метод скоростной автоматической электросварки. С началом войны институт эвакуировали в Нижний Тагил, где Патон, несмотря на преклонный возраст (71 год), возглавил работы по сварке брони для Т-34. Его технология сократила время сварки в 5–10 раз, повысив прочность швов и позволив нарастить выпуск танков на всех заводах СССР. Патон лично курировал внедрение на заводе №183, решая проблемы с трещинами и флюсами. За эти заслуги в 1943 году он стал Героем Социалистического Труда. Институт под его руководством разработал десятки инноваций, включая сварку под флюсом для артиллерии и мостов.
Преподаватель Шишкина Л.Н.:
Воспоминания Е.О. Патона: «Блестящая победа наших войск на Курской дуге летом 1943 года предоставила большие возможности для изучения качества сварки немецких машин. Собранные данные показали, что все швы сваривались вручную, качество сварки было значительно ниже, чем на наших танках. Первый слой имел небольшие размеры и выполнялся аустенитными электродами, остальная часть шва создавалась многослойной сваркой ферритными электродами. Все сечение этой части было поражено порами.»
Но ни в США, ни в Германии технология автоматической сварки танковой брони не была разработана. В США сварка под флюсом корпусов танков была освоена в 1944 году, в Германии до конца войны танки сваривали вручную.
Студентка 1 курса Гладинюк Анна:
Строительство бензопровода в осажденный Ленинград.
В труднейших условиях пришлось работать сварщикам Ленинграда, особенно в дни блокады. В апреле 1942 года Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве бензопровода в осажденный город через Ладожское озеро. С 5 мая по 15 июня, немногим больше чем за месяц, было сварено 30 километров труб диаметром 100 мм, причем участок трассы в 21,5 километра пролег по дну озера. Из 4500 стыков только в одном обнаружились дефекты. Трубы эксплуатировались при давлении 1,2—1,5 МПа (12—15 атм) более 20 месяцев.
По воспоминаниям участников, строить сухопутную часть трубопровода было относительно несложно: трубы развозили грузовиками, укладывали в заранее вырытую траншею и сваривали в секции длиной около сорока метров каждая. Готовые сегменты стягивались тракторами в нитку и сваривались. После соединения сверху наносили защитную битумную изоляцию и водой под удвоенным рабочим давлением проверяли герметичность.
Производительность бензопровода по разным оценкам составила от 400 до 600 тонн горючего в сутки. За общее время эксплуатации — с июня 1942 по март 1943 года — в осаждённый Ленинград через Ладогу поступило около 50 тысяч тонн бензина.
С честью выполнили сварщики важное задание Государственного Комитета Обороны и по скоростному строительству барж для «дороги жизни». На них осажденному городу доставляли продукты питания, вывозили на «Большую землю» детей и женщин. Секции барж сваривали на Балтийском заводе. Собранный из них корпус (на прихватках) затем вновь разбирали, и его части перевозили по железной дороге на берег Ладожского озера (водный путь был отрезан врагом). Здесь из секций было изготовлено 14 барж общим водоизмещением 12 тысяч тонн. Поскольку баржи строили из плоских листов, их обводы имели клинообразную форму. Такая конструкция позволила намного упростить изготовление судов.
Преподаватель Шишкина Л.Н.:
Военный период стимулировал стремительный прогресс сварочных технологий. Ученые самоотверженно трудились, часто превозмогая выходные дни. В начале 1942 года была выполнена сварка флюсом бортов первого в истории танка со сварным корпусом. Запущены в работу машины высокой скорости для соединения авиационных бомб, обучен персонал для автоматической сварки и квалифицированные наладчики оборудования. Активно использовалась высокоэффективная контактная сварка при выпуске железнодорожных вагонов, локомотивов, легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, станков, крупного промышленного и энергетического оборудования, а также боеприпасов для реактивных установок «Катюша» и прочей продукции, необходимой фронту. Получили развитие исследования в сфере электросварки и резки металла под водой. Данные технологии находили широкое применение во время ликвидации последствий аварий и спасательных операций.
Но сварку невозможно выполнить без сварочного оборудования. Наряду с общепризнанной технологией автоматической дуговой сварки, разработанной академиком Патоном, значительную долю работ по соединению броневой стали выполняли квалифицированные специалисты, применявшие ручные методы с использованием разнообразных электродов со специальными покрытиями – ферритного, аустенитного и основного типов. Для этих целей использовались различные модели сварочных аппаратов. Во время Великой Отечественной войны применялись разнообразные устройства для выполнения сварочных работ, среди них:
-Мотор-генераторы (или умформеры) на базе генераторов постоянного тока.
-Ртутные выпрямительные установки.
-Типовые сварочные трансформаторы и балластные реостаты и прочее оборудование.
В период Великой Отечественной войны широкое распространение приобрела технология сварки, при которой электродные прутки укладывались вдоль кромок соединяемых деталей до начала процесса. Важным научным прорывом советских ученых стало открытие принципа автоматического поддержания стабильности мощной дуги, работающей через флюс. В то же время были разработаны прототипы устройств для плазменной резки с использованием фотокопировальных систем, кислотно-оксидной резки с воздушным приводом и другие новинки. Сварочные работы играли ключевую роль в возведении вновь функционирующих железнодорожных и автомобильных путей, электростанций, заводов, емкостей для хранения нефти и газа, магистральных трубопроводов, парогенераторов и разнообразного промышленного оборудования.
Студент 2 курса Сапьян Дмитрий:
Деятельность сварщиков во время Великой отечественной войны на Севере. Ремонт судов ледокольного и транспортного флотов СССР.
Военное время поставило задачу освоения технологий подводной сварки и резки металлических конструкций, необходимых для восстановления судов, мостовых сооружений, а также при проведении аварийно-спасательных операций. Инженер Константин Хренов провел научные изыскания и разработал соответствующее оборудование. Экспериментальные данные, касающиеся характеристик и структуры металлов швов, полученных в водной среде, продемонстрировали возможность ремонта подводных частей корпусов кораблей непосредственно в плавучем состоянии. Для реализации этой задачи были организованы специализированные станции подводного судоремонта, для которых К.К. Хренов подготовил детальные руководства и обучающие материалы.
При работе под водой применяют электроды небольшого размера – 4-6 мм в диаметре. Защита сварочного покрытия от воды обеспечивается путем обработки специальными составами, такими как: парафин, раствор целлюлозы в ацетоне, растворы синтетических смол в дихлорэтане, нитролаки и другие аналогичные вещества. Состав электродов практически не отличается от такового при сварке на воздухе; ключевым требованием является их водонепроницаемость.
Сварочные работы под водой выполняются как с использованием постоянного тока, так и с переменным.
Молотовск и завод №402 играли важную роль как база для ледокольного флота во время Великой Отечественной войны. Именно здесь проводилась подготовка к рейсам ледоколов по сложным северным маршрутам, осуществлялся их ремонт и стоянка.
С началом военных действий приоритетной задачей предприятия стало оснащение вооружением ледоколов "Ленин", "И. Сталин", а также "Дежнев" и "Литке". Отсутствие оружия делало суда, предназначенные для работы в условиях льда, уязвимыми перед атаками немецких сил.
После кругосветного путешествия ледокол «А. Микоян» потребовал серьёзного ремонта. 26 ноября 1942 года в Баренцевом море, возле мыса Канин Нос, судно подорвалось на морской мину, получив повреждения в районе кормы. В процессе восстановления системы управления требовалась полная замена корпуса рулевой машины. Поскольку на заводе отсутствовало оборудование для литья такой детали, её создали методом сварки. Проект разработал квалифицированный специалист Ю.Д. Кайнов, прежде работавший на Балтийском заводе в осажденном Ленинграде и эвакуированный оттуда. Помимо устранения последствий аварии, проводился плановый капитальный ремонт, необходимый после продолжительной экспедиции.
Из поступивших на завод в 1943 году шести тысяч работников лишь одна тысяча восемьсот обладали необходимой квалификацией, из которых тринадцать сотен были выпускниками ФЗО с третьей категорией. Описывая этот приток кадров в письме к народному комиссару ВМФ Н.Г. Кузнецову (исх. №715 от 25 апреля 1944 года), руководитель завода С.А. Боголюбов, объясняя причины невыполнения плана по новому кораблестроению уже за 1943 год, отмечал: Преимущественно это подростки в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, чаще всего девочки. Значительная часть из них отличается небольшим ростом – около ста десяти пятидесяти сантиметров. Из-за этого они совершенно непригодны для выполнения работ, связанных с корпусами, сборкой механизмов или эксплуатацией крупной техники.
Руководство предприятия изначально не придавало должного значения этим новым сотрудникам. Оказалось, что юные руки использовались не только для обработки корпусов боеприпасов. Подростки трудились и в бригадах цеха, хотя выполнение корпусных и монтажных задач при ремонте кораблей было для них непростым делом.
Согласно данным производства, в период военных лет завод осуществил 24 ремонта кораблей ледокольного назначения, включая работы по оснащению и переоснащению, что способствовало выполнению важной стратегической цели – гарантировать возможность плавания судов зимой на Белом море и по северному морскому пути.
За годы войны молотовские судостроители провели масштабную работу по ремонту, модернизации и оснащению сорока трех военных кораблей, нескольких ледоколов, а также иностранных и отечественных транспортных судов. Общий тоннаж этих кораблей достиг восьмисот пятидесяти тысяч тонн – показатель поистине впечатляющий, учитывая трудности и ограниченность ресурсов того периода.
Невозможно не восхититься упорством и трудолюбием работников предприятия №402 в те непростые времена.
Студент 2 курса Колесников Иван:
Сварщики работали не только в цехах заводов, но и непосредственно на передовой. Они ремонтировали поврежденную боевую технику, восстанавливали мосты и укрепления, что позволяло войскам быстро продвигаться вперед. Например, во время Сталинградской битвы сварщики круглосуточно чинили танки и артиллерию, что помогло удержать город и переломить ход войны. В тылу сварщики трудились на заводах, выпускающих оружие и боеприпасы. Они собирали корпуса танков Т-34, сваркой соединяли детали самолетов, таких как знаменитый истребитель Як-3. Благодаря их труду производство военной техники увеличилось в несколько раз, что стало одним из решающих факторов победы.
В годы войны сварка стала не только ремеслом, но и целым полигоном для испытаний новых технологий. Советские инженеры разработали новые методы сварки, которые позволили ускорить производство и повысить качество соединений. Например, автоматическая сварка под флюсом, изобретенная в 1940 году, значительно увеличила производительность труда. Этот метод использовался при сборке танков и кораблей, что позволило сократить время изготовления техники.
Кроме того, сварщики осваивали новые материалы, такие как броневая сталь, и разрабатывали технологии для работы в полевых условиях. Это было особенно важно для ремонта техники непосредственно на поле боя, где не всегда были доступны специализированные инструменты.
Среди сварщиков было очень много героев, чей труд был отмечен государственными наградами. Например, сотрудники Института электросварки Украинской академии наук под руководством Евгения Оскаровича Патона разработали технологию автоматической сварки брони под флюсом с электродной проволокой. За свой вклад Евгений Оскарович был удостоен Сталинской премии первой степени.
Еще одним примером является Арсений Дмитриевич Коршунов, он же известный как «снайпер тыла». Коршунов применил при сварке корпусов мин приспособление собственной конструкции, в результате чего довёл производительность до 32 дневных норм. Награждён медалью «За оборону Ленинграда» и орденом «Знак Почёта», который работал на заводе в Челябинске.
Заключение
Преподаватель Шишкина Л.Н.:
Славные парни в брезентовых робах,
Сила, богатство и гордость страны,
Опыт и ум, мастерство высшей пробы,
Сварщиков руки повсюду нужны.
Волну встречают грудью корабли,
Гудят мосты под ветрами натружено,
Уходят в космос спутники Земли...
И всюду, сварщик, есть твой труд, заслуженно!
Металл варить – нелёгкая работа:
На высоте, на море, под землей…
Под силу тем, чья гордая порода
С умом холодным, крепкою бронёй.
Вклад сварщиков в победу в Великой Отечественной войне невозможно переоценить. Их труд обеспечил армию необходимой техникой, а инновации и разработки в области сварки стали основой для развития промышленности в послевоенные годы. Память о героях-тружениках жива и сегодня: их опыт вдохновляет новые поколения специалистов, а их достижения напоминают о том, как важна каждая профессия в достижении общей победы.
Сегодня, когда мы говорили о Великой Победе, нельзя забывать о тех, кто ковал ее в тылу — о сварщиках, чьи руки держали не только сварочный аппарат, но и судьбу страны.
В заключение мероприятия выражаем признательность студентам за их вклад в работу. Председатель цикловой методической комиссии Боровик В.А. награждает студентов грамотами.
Литература и интернет-источники:
1. Борилов А.В., Коровин С.В., Маталасов В.А. Сварщик ручной дуговой сварки - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. -272с.
2. В торгово-промышленной палате России // Профессиональное образование. Столица. 2012- № 4. 9-15с.
3. Колодяжная Н.В. С НПО начинается карьера // Профессиональное образование. Столица. 2011.- № 6. 8-12с.
4. Стеклов О.И. Основы сварочного производства - Москва: Высшая школа, 1986. -224с.
5. Северные конвои: исследования, воспоминания, документы / Поморский международный педагогический университет им. М.В. Ломоносова / сост. Супрун М.Н. – Москва: Андреевский флаг, 2000. – Выпуск 3. – 364 с.
6. ЧернышовГ.Г. Сварочное дело: сварка и резка металлов- М: Издательский центр «Академия», 2004. -496с.
7. http://www.unews.com.ua/history/svarka/







