12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Ваняева Светлана Викторовна191
Россия, Алтайский край, с. Стан-Бехтемир Бийский район

 Внеклассное мероприятие по теме «Человек  на  Земле»

5 -7класс              

Цели и задачи:      

 1.Систематизировать и обобщить знания учащихся о происхождении человека, постепенном освоении и открытии им новых земель, о  влиянии деятельности человека на окружающую среду.                                                                   

2.Развивать умение обосновывать основные подходы к рационально-му использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды; составлять рассказы, сообщения, сказки природоведческого содержания, используя материалы учебника, дополнительную литературу,подобранную самостоятельно.

3.Развивать познавательный интерес к предмету, способствовать экологическому воспитанию, развивать любовь к природе. .

Тип урока: урок–игра

Оборудование: Физическая карта полушарий; таблицы, картины с изображением редких и  исчезающих видов растений и животных;

Правила игры:

1команды (равные по силам) формирует учитель.

2.Команды самостоятельно избирают капитанов, название, девиз, эмблемы.

3.Жеребьевка определяет очередность выступления команд.

4.Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, то другая команда может ответить и увеличить количество своих баллов.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя:

Ребята! Сегодня мы с вами проведем урок  обобщающего повторение по теме «Человек на Земле». Сегодня мы еще раз поговорим о том, как человек появился на Земле, и как успел изменить ее на протяжении своей истории. Поговорим о важнейших экологических проблемах, которые требуют срочного решения и о том , что может сделать каждый из вас, чтобы защитить окружающую среду от загрязнений и сохранить живое на планете. Урок мы проведем в форме игры. Работать вы будете по группам. За каждый правильный ответ  будете получать жетоны. Желаю вам успехов!

3.Конкурсы:

                1) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ  РАЗМИНКА

А)1.Что такое опустынивание?

    2.Что такое радиоактивные отходы и почему они опасны?

      болезни)

    3.Когда и кем была открыта Америка?

      (12 октября 1492г. Христофором Колумбом)

Б)1.Что такое биологическое разнообразие?

    2.Что такое озоновая дыра?

    3.Когда и кем была открыта Антарктида?

       (В 1820 году Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым)

В)1.Что такое парниковый эффект?

     

    2.Назовите методы изучения природы.

      (Наблюдение, эксперимент, измерение)

    3.Кто и когда совершил первое кругосветное путешествие?

       (Фернан Магеллан в 1519 – 1522 гг.)

               2)КОНКУРС  НА  ЛУЧШУЮ  ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ  СКАЗКУ

               /Каждая команда рассказывает или читает придуманную дома экологическую

               сказку, главная цель которой – защита окружающей среды./

              3) КОНКУРС  ХУДОЖНИКОВ

               /Командам дается задание нарисовать за 3 минуты плакат «Защитим природу

               родного края»./

              4)КОНКУРС  ЭРУДИТОВ

              /В данном конкурсе выявляется ученик «Классный мастер географических и экологических наук»,                                        

    который ответит на большее количество вопросов. За каждый правильный отвт ученики получают жетоны./

1.В каком районе нашей страны происходит особенно быстрое опустынивание?

2.Как можно остановить опустынивание?

3.В каких формах проявляется воздействие человека на природу?

4.Что такое заповедники и национальные парки, чем они отличаются?

5.Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

6.Что такое кислотные дожди?

7.Что вы знаете о международной организации «Гринпис»?

8.Перечислите известные вам науки о природе.

9.Какие существа считаются предками человека и человекообразных обезьян?

10.Что изучает наука экология?

11.Кто исследовал северные и восточные берега нашей страны, открыл пролив между Азией и Америкой?

12.Кто возглавил первое русское кругосветное плавание?

13.Верно ли утверждение «Морская корова и дикая лошадь тарпан – широко распространенные в наши дни животные».

14.К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?

                5)ЗНАНИЕ ПРАВИЛ  ПОВЕДЕНИЯ  В  ПРИРОДЕ

                «Догадайся что за знак»

Учитель: Люди опустошают свою планету. Разве загрязнение воздуха и вод не несет болезни и смерть живому? Разве растущие свалки и карьеры не губят плодородные земли? Разве сведение лесов и истребление видов растений и животных не делают планету безжизненной? Разве любой из нас, бездумно сшибая грибы или прихлопывая ни в чем не повинных насекомых, не обедняет окружающую среду? В разоренном, разрушенном природном доме людям не прожить. Вокруг Солнца обращаются 8 мертвых планет, и только одна пока еще несет на себе жизнь. Я призываю вас эту жизнь сберечь, делая для этого все, что вы можете. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения на природе. Правил, выполнение которых должно стать совершенно естественным делом для каждого из нас. Во сейчас мы и проверим, как хорошо вы знаете правила поведения в лесу.

                Учитель демонстрирует нарисованные знаки. Ребята отгадывают и получают жетоны.

«Не ломай ветви деревьев и кустарников».

Растение – живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Не случайно там, где много растений, легко дышится.

2. «Не рви цветов в лесу и на лугу».

Цветок в вазе – это пленник, приговоренный к скорой смерти. Пусть лучше это чудо радует глаз, омолаживает сердце и душу всех, кто придет следом за нами. Именно наша привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букет можно составлять из цветов, выращенных человеком.

3. «В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву».

Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысяча – пустыню.

4. «Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы, тревожить лесных жителей».

Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверенышей, не берите их с собой. Малышам никто не создаст необходимых условий для роста и развития, кроме их родителей.

5 «.Не разводите в лесу костер, если в этом нет острой необходимости».

А кроме того, кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживания потребуется 15 – 20 лет. В лесу может возникнуть пожар. Вы, конечно, знаете, какими огромными по масштабам бедствиями становятся порой лесные пожары, особенно во время засухи.

6  «В лесу запрещается включать на полную мощность музыку, поднимать крик и шум».

От постороннего шума звери и птицы покидают свои гнезда и норы, птенцы не поспевают за взрослыми, теряются и нередко гибнут. Нужно ценить и охранять тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы: волшебные звуки леса, птичьи перепевы, журчание ручья.

7. «Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, никогда не оставляйте после себя беспорядок».

Помните: брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет – несколько веков, так как нет на Земле бактерий, которые могут его разрушить. Осколки банки способны причинить вред даже через 2000 лет. Сколько людей получили травмы из – за стекол, которые легко прорезают обувь. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Учитель: Мы выяснили, что правила поведения в лесу вы знаете хорошо, поэтому лес всегда будет рад встретить вас.

ЗНАКОМСТВО  С  МЕЖДУНАРОДНОЙ   КРАСНОЙ   КНИГОЙ,  Ребята! Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети будущего купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов? У меня в руках Красная книга. Она не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Сюда занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень мало, они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасать. Люди думали, что природа неисчерпаема, и просчитались. Между тем только за последние четыре века наша планета навсегда потеряла 36 видов зверей и 94 вида птиц. На очереди еще сотни видов. Именно поэтому по предложению англичанина Питера Скотта Международный союз охраны природы учредил Красную книгу, в которую с 1966 года заносят сведения об исчезающих животных и растениях.

Страницы книги имеют 5 цветов: красный, желтый, белый и зеленый. Животных и растения, которым грозит полное исчезновение, заносят на красные страницы. На желтых перечисляют легкоуязвимые, близкие к исчезающим виды. Малочисленные, редкие в природе виды указывают на белых листах. Серые отведены для животных и растений, судьба которых точно еще не определена. Самые оптимистичные – зеленые страницы. Здесь записаны виды, численность которых, благодаря специально принятым мерам, значительно увеличена. Любая страна после записи вида в Красную книгу, принимает меры по охране. В Красную книгу России включено около 250 видов млекопитающих, птиц, амфибий, рыб, насекомых и около 1000 растений. Включение вида в Красную книгу не достижение, а беда.

Презентация о редких и исчезающих растениях нашего села.

  Подсчитывается количество жетонов          

Также выявляется «Классный мастер географических и экологических наук»

7.Выставление оценок за урок.

8.Домашнее задание: Оцените и напишите возможности своего собственного участия в  решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнен

 Экологическая  сказка:   «ЧЬЯ  ВИНА?»

Шел 2150 год. На планете Земля жила – была одна семья: муж с женой и двое их детей. Дочку звали Радиаре (от латинского слова «радиаре»- излучать), а сына Активус (деятельный). Вот только эти  имена детям не подходили. Радиаре была бледненькой, с неправильными чертами лица, но очень доброй девочкой, а ее брат Активус - слабым, больным, но умным мальчиком. Они любили друг друга и радовались, что им не скучно вместе.

Каждое утро родители уходили на работу, а дети оставались одни дома.

Детям до 18 лет не разрешалось выходить из дома. Даже взрослые выходили из дома только в специальных костюмах, так как часто шли кислотные дожди, в воздухе было очень много углекислого газа.

Выпадая с дождем на землю, кислота губила все живое: деревья, травы,

цветы; исчезли многие виды животных, птицы, насекомые. Даже памятники и здания в городе постепенно разрушались от кислотного дождя.

Дети любили играть на чердаке. Там было много старых вещей. Однажды они нашли старую книгу, которая им показалась очень интересной. Радиаре умела читать, а Активус нет, поэтому она стала читать вслух.

- Какая интересная сказка, посмотри, Радиаре! Странные люди здесь нарисованы, они гуляют без защитных костюмов и противогазов! Какие они красивые!- воскликнул Активус.

-Это не сказка, а фантастика! Активус, посмотри как там все красиво –

сказала Радиаре.

Тут к ним подошла мама и объяснила:

- Это не сказка и не фантастика. Еще сто лет назад все это было. Это деревья, а это цветы. И животные действительно существовали. И люди раньше были очень красивые и здоровые.

Дети удивленно смотрели на маму. Глаза их были наполнены слезами.

«Чья вина? Кто изменил Землю?»

Человек действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли подобно динозаврам, люди должны:

- сохранить все живое на планете;

- бороться с уничтожением лесов;

- остановит наступление пустынь;

- защитить планету от всех видов загрязнений.

             Экологическая  сказка «ЗЕМЛЯ  И  ЧЕЛОВЕК»                                   

В бесконечной Галактике царствовало большое Солнце, которому подчинялось девять планет с их спутниками. Все планеты были похожи друг на друга тем, что на них не было жизни, только вот Земля отличалась. Более 70% ее поверхности было покрыто водой, но главное отличие Земли от других планет состояло в том, что на ней была жизнь!Земля была прекрасна. Из космоса она выглядела как драгоценный камень. Завистницы планеты невзлюбили Землю и часто об этом жаловались Солнцу. Долго они думали, как погубить Землю. И вот решили сотворить такое существо, которое было бы жестоким и слепым к добру. Оно должно погубить Землю и самого себя.

Вот сотворили они разрушителя и назвали его Человеком. Послали они его на Землю. Не успел Человек прийти, как начал все истреблять на Земле. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью Человека.

Животный мир планеты понес большие потери от рук Человека.

Он вырубал леса, распахивал степи, осушал болота, не задумываясь о последствиях, уничтожил многие виды растений. Земля казалась огромной, а ее богатства безграничными. Не было речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. В химических лабораториях «рождались» ядохимикаты, огромное количество веществ, которых никогда не было в природе. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, воды, почвы. Человек изменил Землю. Но ему и этого мало. Он создал страшную вещь – ядерное оружие! Кажется еще немного и все! Все погибнет! И восторжествуют завистницы – планеты. Только вот Солнцу грустно становилось, глядя на опустошенную Землю. Не выдержало оно и послало Земле все свое тепло и доброту. Даже Человек почувствовал это. Осмотрелся Человек, схватился за голову, и так ему стыдно стало. И поставил Человек перед собой новую цель – сохранить жизнь на Земле, посадить леса, остановить наступление пустынь, защитить планету от всех видов загрязнений!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.