12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Молчанова Светлана Михайловна44

ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ничто не обходится так дешево

И не ценится так дорого, как вежливость.

(М. Сервантес)

Вежливость – нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям. Вежливость - способ применения этикета. Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость с самых ранних лет.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?

С самых ранних лет необходимо приучать детей выполнять элементарные правила вежливости:

Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых и друзей дома, на улице, в детском саду и других общественных местах.

t1575834464aa.jpg   Слова- приветствия:

Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.

Слова-прощания:

До свидания, до завтра, до встречи, пока, счастливого пути, спокойной ночи, приятных снов.

Извиняться за причиненную неприятность:

Слова – извинения:

Простите пожалуйста; извините пожалуйста; мне жаль, что так получилось; я виноват, простите; я сожалею о своем поступке и др.

При обращении с просьбой говорить:

Пожалуйста; будьте добры; разрешите попросить; не могли бы Вы помочь и др.

Благодарить взрослых и товарищей за оказанную помощь, услугу.

Слова – благодарности:

Спасибо, большое спасибо, благодарю .

Обращаться к взрослым на «ВЫ», называть взрослых по имени отчеству, друзей называть по именам.

Уважать труд взрослых: не портить чужие вещи, вытирать ноги о коврик, входя в помещение; заботиться о младших братьях и сестрах.

Делать все старательно, всегда убирать за собой игрушки.

Не вмешиваться в разговор взрослых. При необходимости говорить: «Разрешите спросить», «скажите, пожалуйста».

Не перебивать собеседника, выслушивать до конца.

Не шуметь, если кто-то болен или отдыхает.

Не бегать, не кричать в общественных местах.

Разговор вести спокойно, глядя на собеседника.

Прежде чем войти в чужую комнату, необходимо постучаться.

Благодарить за еду, не выбирать себе лучшее, а брать то, что лежит ближе. При выходе ставить стул на место.

Старший дошкольник должен оказывать внимание взрослым: уступить место, пропустить вперед, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь.


Как радостно и приятно видеть вежливых и воспитанных детей! Однако это требует очень много внимания и большой работы с ребенком. Одним из методов воспитания у дошкольников вежливости является решение проблемных ситуаций:

1. Встречаются воспитательница и воспитанник.

Кто должен поздороваться первым? /воспитанник/

Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером?

2. Встречаются мальчик и девочка.

Кто должен поздороваться первым? /мальчик/

Как могут поздороваться ровесники? /привет/

3. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны на­зывать? На «вы» или «ты»?

4. Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?

5.Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы

поступите?

6. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Он допустил

ошибки. Какие?

Дорогие родители, помните:

  • Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.
  • Хороший пример проявления вежливости – один из самых верных способов воспитания вежливости.
  • Установите за ребенком контроль, но не одергивайте его без надобности, особенно при посторонних.
  • Отсутствие требовательности к детям, и контроля за их поведением приводит к распущенности.
  • Используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении: гости, детский сад, праздники.
  • Требуя от ребенка определенных действий нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, необходимо объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.
  • Не забывайте, что у ребенка еще слабая воля и ему надо помогать выполнять ваши требования. Прежде всего, оценкой его поступков. Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства.
  • Хорошим средством воспитания является детская литература. Книга помогает ребенку разобраться, что хорошо, а что плохо.
  • Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен понимать слово «нельзя» и подчиняться ему.
  • Следите за своими поступками и словами. Не срывайте зла на детях.
  • Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.
  • Делайте замечания ребенку, нарушающему правила.


Прочитайте эти книги детям:


  • В. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья»
  • Н.Носов «Огурцы»
  • В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
  • Н. Артюхова «Трудный вечер», «Бабушка и внук», «Мяч и песочные пироги»
  • А. Усачев «Уроки вежливости»
  • И. Пивоварова «Вежливый ослик»
  • Н. Чуб «Азбука вежливости»
  • Л.В. Гангнус «Азбука вежливости»
  • Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
  • Рассказ о волшебном слове «спасибо»
  • К. Реннер «Сказка про вежливые слова»
  • А.Кузнецова «Поссорились»
  • Н.Юсупов «Кто кого любит»
  • Сказка «О Мите и слове «извините»


Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 09.12.19 в 12:08 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за отличный теоретический и практический материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.