12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Молчанова Светлана Михайловна44 |
Воспитание вежливости у дошкольников
ВОСПИТАНИЕ ВЕЖЛИВОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Ничто не обходится так дешево
И не ценится так дорого, как вежливость.
(М. Сервантес)
Вежливость – нравственное качество, характеризующее поведение человека, внешне проявляющего уважение к окружающим его людям. Вежливость - способ применения этикета. Вежливость является неотъемлемой категорией человеческой культуры. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее впечатление на окружающих. Поэтому необходимо воспитывать в ребенке вежливость с самых ранних лет.
Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?
С самых ранних лет необходимо приучать детей выполнять элементарные правила вежливости:
Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых и друзей дома, на улице, в детском саду и других общественных местах.
Слова- приветствия:
Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет.
Слова-прощания:
До свидания, до завтра, до встречи, пока, счастливого пути, спокойной ночи, приятных снов.
Извиняться за причиненную неприятность:
Слова – извинения:
Простите пожалуйста; извините пожалуйста; мне жаль, что так получилось; я виноват, простите; я сожалею о своем поступке и др.
При обращении с просьбой говорить:
Пожалуйста; будьте добры; разрешите попросить; не могли бы Вы помочь и др.
Благодарить взрослых и товарищей за оказанную помощь, услугу.
Слова – благодарности:
Спасибо, большое спасибо, благодарю .
Обращаться к взрослым на «ВЫ», называть взрослых по имени отчеству, друзей называть по именам.
Уважать труд взрослых: не портить чужие вещи, вытирать ноги о коврик, входя в помещение; заботиться о младших братьях и сестрах.
Делать все старательно, всегда убирать за собой игрушки.
Не вмешиваться в разговор взрослых. При необходимости говорить: «Разрешите спросить», «скажите, пожалуйста».
Не перебивать собеседника, выслушивать до конца.
Не шуметь, если кто-то болен или отдыхает.
Не бегать, не кричать в общественных местах.
Разговор вести спокойно, глядя на собеседника.
Прежде чем войти в чужую комнату, необходимо постучаться.
Благодарить за еду, не выбирать себе лучшее, а брать то, что лежит ближе. При выходе ставить стул на место.
Старший дошкольник должен оказывать внимание взрослым: уступить место, пропустить вперед, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь.
Как радостно и приятно видеть вежливых и воспитанных детей! Однако это требует очень много внимания и большой работы с ребенком. Одним из методов воспитания у дошкольников вежливости является решение проблемных ситуаций:
1. Встречаются воспитательница и воспитанник.
Кто должен поздороваться первым? /воспитанник/
Какие слова можно использовать в качестве приветствия утром, днем, вечером?
2. Встречаются мальчик и девочка.
Кто должен поздороваться первым? /мальчик/
Как могут поздороваться ровесники? /привет/
3. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»?
4. Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
5.Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы
поступите?
6. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Он допустил
ошибки. Какие?
Дорогие родители, помните:
- Прежде всего, самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом.
- Хороший пример проявления вежливости – один из самых верных способов воспитания вежливости.
- Установите за ребенком контроль, но не одергивайте его без надобности, особенно при посторонних.
- Отсутствие требовательности к детям, и контроля за их поведением приводит к распущенности.
- Используйте все удобные случаи поупражнять ребенка в правильном поведении: гости, детский сад, праздники.
- Требуя от ребенка определенных действий нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, необходимо объяснять, почему следует поступать так, а не иначе.
- Не забывайте, что у ребенка еще слабая воля и ему надо помогать выполнять ваши требования. Прежде всего, оценкой его поступков. Похвала и осуждение – сильные воспитательные средства.
- Хорошим средством воспитания является детская литература. Книга помогает ребенку разобраться, что хорошо, а что плохо.
- Не допускайте уговоров и упрашивания. Ребенок должен понимать слово «нельзя» и подчиняться ему.
- Следите за своими поступками и словами. Не срывайте зла на детях.
- Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.
- Делайте замечания ребенку, нарушающему правила.
Прочитайте эти книги детям:
- В. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья»
- Н.Носов «Огурцы»
- В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»
- С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- Н. Артюхова «Трудный вечер», «Бабушка и внук», «Мяч и песочные пироги»
- А. Усачев «Уроки вежливости»
- И. Пивоварова «Вежливый ослик»
- Н. Чуб «Азбука вежливости»
- Л.В. Гангнус «Азбука вежливости»
- Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
- Рассказ о волшебном слове «спасибо»
- К. Реннер «Сказка про вежливые слова»
- А.Кузнецова «Поссорились»
- Н.Юсупов «Кто кого любит»
- Сказка «О Мите и слове «извините»