Статья «Возможность и целесообразность использования адаптированной технологии — опорные конспекты — на уроках истории»
Возможность и целесообразность использования адаптированной технологии – опорные конспекты – на уроках истории.
Использование опорных конспектов на уроках истории
Современный дидактический инструментарий предлагает огромное множество различных технологий. Применять на уроках только одну или две излюбленные технологии или все сразу невозможно, учебный процесс я выстраиваю так, что конструируется полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе опорных конспектов.
Что заставило меня в качестве базы взять именно технологию опорных конспектов и сигналов? Идея опорных конспектов не нова, но именно она позволила мне решить несколько задач в работе с обучающимися: во – первых, выявлять и корректировать пробелы в знаниях; во – вторых, такая работа для обучающихся носит элемент новизны и позволяет привлечь внимание и заинтересовать их, мотивировать на работу; в – третьих, создавая совместно пробные опоры, я вовлекаю обучающихся в творческий процесс; в – четвертых, значительно экономится время и дает множество других плюсов в работе. Если материал темы просто передается через рассказ, лекцию, беседу, то это в большинстве случаев запутывает обучающегося, но те же события и факты, выстроенные в единую логическую цепочку, с выделенными темами и подтемами, приводят к получению качественного результата. Цельный взгляд на историческое событие, единая цепочка по алгоритму «причина – событие – следствие», выделение узловых проблем и событий – вот главная суть опорных конспектов на уроках истории. Конечно, я несколько видоизменила и дополнила классическую модель опорного конспекта с точки зрения целесообразности и оптимизации подачи материала, чтобы опорный конспект не выглядел запутанной шарадой, а являлся наглядной конструкцией, позволяющей быстро передать и воспринять информацию. Применение опорных конспектов приводит и к изменению системы проверки знаний, это уже не просто проверка знания параграфа или пункта темы, а постоянный контроль за знанием целых тем, событий, причинно – следственных связей.
По сути своей опорный конспект является краткой записью лекции с планом урока, основными понятиями и хронологией, которая позволяет быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объём информации, работая таким образом, я использую методику А. Литвинова.
Иногда я обращаюсь к методической системе В. Шаталова, что включает в себя: развёрнутое объяснение, постановку сжатого изложения учебного материала по плакату с опорными сигналами. Использовать методику Шаталова в чистом виде на уроках истории довольно сложно, так как необходима отработка специфических опорных сигналов каждым учеником.
Я не ставлю шифровку и кодировку сигналов самоцелью, а пользуюсь достаточно простыми символами, доступными и легко запоминающимися, например:
!!! – внимание, вывод, запомни и запиши;
??? – необходимо ответить на вопросы;
Д – работа с документом;
У – работа с учебником;
Т – работа с текстом, текст выделяется курсивом
=> - отсюда следует
* - задание уровня В, повышенной сложности;
** - задание уровня С, творческий уровень;
Отработка этих простых символов происходит на начальном этапе и на это тратится всего несколько минут, в дальнейшем можно ограничиться только адресацией к символу.
На мой взгляд, конспекты шаталовского типа еще и довольно статичны. Я стараюсь, чтобы опорный конспект был не только лаконичным, структуированным, выразительным, но и динамичным, многоуровневым. Все опорные конспекты сопровождаются зрительным рядом: презентации, видеоматериалы, иллюстрации и т. д.
Исторические явления, изображенные в схематическом виде, в виде таблиц, условных знаков или символов служат обучающемуся опорой в его мыслительной деятельности, способствует оперативному усвоению материала. Как известно, хорошо продуманная графическая схема дает возможность разбить сложный вопрос на несколько детальных пунктов, изобразить их в условной форме, с тем, чтобы сконцентрировать внимание обучающихся на существе проблемы, помочь охватить все важные моменты в целостности.
Опорный план – конспект может быть достаточно подробным. Представленные мною варианты опорных планов – конспектов выходят за рамки классического опорного конспекта, т. к. включают в себя уже не просто отдельные схемы, а целые блоки схем, объединённых в один комплекс темы урока, таблицы, вопросы к предыдущим темам, выдержки из документов и вопросы к ним, отрывки из художественных произведений, глоссарий, вопросы для первичного закрепления и т.п. Главные факты в виде опорных схем и сигналов скомпонованы в блоки, которые группируются по рабочим листам, (называние рабочего листа соответствует теме урока или части темы) в них выделено главное, обучающие прорабатывают его ( вид деятельности указан в рабочих листах) материал, предназначенный для изучения и запоминания, обучающиеся переносят в тетрадь. Суть самой системы работы заключается в усвоении знаний на основе их многократного повторения и контроля за качеством знаний при помощи самих же обучающихся.
Такой формат подачи учебного материала значительно помогает обучающимся в усвоении базовых знаний, и, как показывают наблюдения, позволяет закрепить в памяти от 70 до 80 % воспринятого.
Как я подготавливаю опорные конспекты? Прежде всего необходимо хорошо знать содержание учебного материала, чтобы провести структурно – функциональный анализ текста, вместе с тем определяя, какие параграфы можно объединить для изучения на одном уроке, затем перехожу к оформлению рабочих листов. Раскрывая тему, на одном рабочем листе я могу поместить до четырех подтем (блоков), их количество зависит от сложности учебного материала. Сюда же включаются выдержки из документов, текстов, с которыми обучающимся предстоит работать по ходу урока. Некоторые рабочие листы содержат табличное изложение фактического материала. В рабочих листах просматриваются все этапы урока и прямые инструкции к выполнению заданий на каждом этапе, здесь же представлены задания на закрепление материала в виде теста, экспресс опроса, дискуссионного вопроса или проблемного задания. К пакету рабочих листов по теме прилагаются проверочные задания, которые используются по усмотрению педагога либо по ходу урока, либо на следующем уроке.
Важный принцип для опорного конспекта по истории, который учитываю в своих конспектах – динамичность, чтобы показать события и явления в развитии, чтобы изобразить процессы передаю характер действия и отношения при помощи стрелок, указателей и т.д. Обязательное условие моих конспектов – читаемость и понятность.
На уроке каждый обучающийся получает пакет рабочих листов, с которыми он будет работать. Работа ведется как индивидуальная, так и групповая, тогда в рабочем листе содержится указание « работа в группе»,
« работа в паре» , так как группы и пары формируются на уроке по принципу рассадки, то такая перестройка по ходу урока не вызывает затруднения. (Принцип формирования групп может быть и другим, например разноуровневые группы, в зависимости от целей урока.).
Работа с опорой идет в параллели с развернутым изложением материала преподавателем и письменным воспроизведением в тетрадях. Обязательными являются развивающие упражнения на закрепление усвоенного содержания, проверка усвоения.
В совокупности рабочие листы разработаны по всем темам учебной программы и в комплексе представляют собой учебное пособие по курсу истории. Актуальность опыта состоит и в том, что он позволяет решить проблему обеспеченности учебниками и параллельно позволяет продолжить формирование навыков логического мышления, работы с дополнительной литературой.
На мой взгляд, преимущество использования опорных конспектов расширенного вида состоит в том, что в зависимости от того, какие цели я перед собой ставлю на конкретном уроке и уровня группы, возможно гибкое применение рабочих листов, раскрытие явления в его логической последовательности, определение темпа изложения. В ходе работы с таким опорным конспектом я использую не только репродуктивный метод, но и поисковый (например, « мозговой штурм»), практический ( работа с картами, работа с документами), элементы исследовательской работы, основанной на субъективном опыте, исключается момент повторения по учебнику, а освободившееся время используется для работы с дополнительными источниками информации. Такая практика позволяет существенно экономить время и пространство в условиях более чем скромного количества часов. Используя опорный конспект, можно достичь двух важнейших целей исторического образования: обеспечить усвоение базового уровня и создать условия для самостоятельного осмысления исторического процесса.
Я предлагаю рассмотреть вариант использования опорных конспектов на примере одного блока, от первой темы до урока – обобщения.
РАБОЧИ ЛИСТ № 1
ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Предварительный опрос по изученному ранее материалу
???
Модернизация.
Когда в России было отменено крепостное право.
Был ли подобный институт в Западной Европе.
Что происходит в это время в европейской экономике.
Каким образом отмена крепостного права повлияла на экономику России?
II. Неравномерность мирового экономического развития.
Схема № 1. ЭШЕЛОНЫ ( МОДЕЛИ) МИРОВОГО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1 эшелон
Страны развитого классического (старого) капитализма – Англия, Франция
Япония, Австрия, Италия, Германия, Россия – переплетение капиталистического уклада с элементами укладов предыдущих этапов, позднее становление капитализма (страны молодого капитализма)
3 эшнлон
Испания, Португалия, страны Азии, Африки, латинской Америки, кот

/data/files/b1616851211.jpg (698x491)орые начали отсчет истории капитализма с XIX – первой половины XX вв.
Таблица №1. Россия – страна второго эшелона
Позже других начала проходить все этапы, промышленный переворот начался не после буржуазной революции, а в условиях крепостничества. |
Не было конкуренции до 1861г. монополии появились не из объективных потребностей, а через заинтересованность государства в ряде отраслей. |
Россия не завершила периода первоначального накопления капитала и перешла ко 2 этапу. |
Привело к деформации 2 и 3 этапов. |
Россия стала аграрно-индустриальной страной среднего уровня развития капитализма |
!!! Необходима модернизация
???
Как вы думаете, почему в начале XX века модернизация страны рассматривалась передовыми политиками, как первейшая государственная задача.
Могла ли проблема модернизации решаться в России так же как и в Европе. Если нет, то каковы на ваш взгляд должны быть особенности модернизации в России.
III. Модернизация в России
МОДЕРНИЗАЦИЯ – осуществляемый в короткие сроки переход к новому укладу хозяйственной жизни, сопровождающийся изменениями в характере общественных и политических отношений.
Таблица № 2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
1-й признак: концентрация производства и образование моно- полий | 1 место в мире по концентрации производства Монополии в России – не порождение свободной конкуренции, а результат вмешательства государства в экономику ( заказы ряду отраслей, цены выше цен свободного рынка) Основные виды монополий – картели и синдикаты. К 1914г-200 монополий, появились концерны. 1902г.: «Трубопродажа, 1903г.: «Продаруд»,1904г.: « Продуголь», «Продвагон», «Гвоздь»,1907г.: «Кровля» Производство товаров на душу населения в России меньше, чем в США в 22р., Англии – в 14р., Германии – в 13р. |
2-й признак: слияние банковского капитала с промышленным, образование финансового капитала и финансовой олигархии | Финансовый капитал – в виде акционерных обществ. 1914г.: 12 крупнейших банков контролируют 80 % капитал ( крупнейшие - Петербургский международный, Русско-Азиатский, Дворянский, Крестьянский, Азовско-Донской) Олигархи- Путилов, Терещенко, Рябушинский |
3-й признак: вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает решающее значение | Главным образом ввозила капитал( долг к 1914г. – 5, 4 млрд.руб.) Вывозила капитал в свои колонии и отсталые страны – Иран, Китай, Афганистан В 1914г половина капитала промышленных предприятий и половина капитала 10 банков – иностранный капитал, его прибыль за 20 лет – 3 млрд.руб. отставание России, т.к. прибыль не вкладывалась в ее экономику. С.Ю.Витте - сторонник привлечений иностранных инвестиций |
4-й признак: борьба за рынки сбыта | Россия принимала участие в международных торговых союзах |
5-й признак: борьба за передел мира | 2 место в мире по величине колоний, они в 2 раза больше территории России, все – внутри империи- Россия «тюрьма народов» |
ГЛОССАРИЙ УРОКА:
МОНОПОЛИЯ- объединение промышленников, контролирующее выпуск определенных видов продукции, способное диктовать цены рынку.
МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ – появление крупных объединений капиталистов на базе растущей конкуренции и концентрации производства.
КОНКУРЕНЦИЯ – борьба за выгодные условия.
КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА – сосредоточение, скопление производства на одном предприятии
КАРТЕЛЬ – первичная форма объединения предпринимателей, которые достигают соглашения об объемах производства, условиях сбыта продукции, найма рабочей силы.
СИНДИКАТ – форма монополистического объединения, при которой согласуются цены на производимую продукцию и закупаемое сырье, но сохраняется хозяйственная самостоятельность участников
ТРЕСТ – форма монополии, в которой объединяется не только сбыт продукции, но и управление производством.
КОНЦЕРН – форма объединения монополии, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству.
ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ- объединение банковского и промышленного капиталов
ОЛИГАРХИЯ-( власть немногих)- экономическое господство небольшой группы крупнейших капиталистов, контролирующая финансовый капитал .
ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ – процесс машинного производства, когда сами машины начинают производиться при помощи других машин, усложнение технологических процессов и разделения труда.
ИНВЕСТИЦИИ – долгосрочные вложения в экономику
IV. Экономическая политика С.Ю.Витте
С.Ю.Витте ( историческая справка)
- денежная реформа 1895-1897гг: введение золотого обращения
- введение винной монополии .1895г.
- поощрение развития железнодорожного транспорта
- увеличение косвенных налогов
V. Россия в мировом экономическом пространстве
1900-1903 гг.- кризис перепроизводства
1904 – 1908 гг.- выход из кризиса
1909-1913 гг. – промышленный подъем
???
Оцените последствия кризиса для России
!!!
Россия - страна второго эшелона
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ
Предварительный опрос
???
Перечислите группы населения, проживающие в России
Какой вывод можно сделать из приведенных данных
Какие социальные группы отсутствуют
Определите принадлежность этих групп к традиционному и индустриальному обществу.
Социальный состав России начала века
БУРЖУАЗИЯ – частные предприниматели (0,1%)
« Капиталист – богач, у кого много денег, буржуа – среднее сословие, торговый и ремесленный люд; предприниматель – человек, предпринявший что- либо».
( В.И.Даль.)
Основа: купечество, мещанство, 3-е поколение разбогатевших крестьян
Гучковы, Морозовы, Рябушинские, Путилов, Мамонтовы
Ограниченная возможность влиять на политику государства, слабая оппозиция власти (???), меценатство
РАБОЧИЕ – лица наемного труда (11%)
Основа: крестьяне
Един, монолитен, самый бесправный в Европе: 11 часовой рабочий день, система штрафов, детский и женский труд. Борьба за свои права приравнивается к уголовному преступлению.
УРБАНИЗАЦИЯ – рост городов
КРЕСТЬЯНЕ (72%)
Работа с учебником : стр.18- 20
???
1.Назовите особенности развития аграрного сектора экономики Росси
2.С какими проблемами сталкивалась деревня
3. Опираясь на полученные данные докажите, что Россия в начале века вступила в фазу перехода к аграрно – индустриальному обществу
!!!
– слой крупных промышленников контролирует значительную часть экономики, но у него нет политических средств защиты своих интересов;
- растет число промышленных рабочих, лишенных политических прав;
- мелкая буржуазия разоряется в результате кризиса;
- остается тяжелым положение крестьян.
РАБОЧИЙ ЛИСТ № 3
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Работа с документом.
« Свод Основных Законов Российской империи»1892г.
Ст.1. император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает…
Ст.2. Императорский престол есть наследственный в ныне благополучно царствующем
Императорском доме…
Ст. 51. Никакое место или правительство в государстве не может само собой установить нового закона, и никакой закон не может иметь своего совершения без утверждения Самодержавной власти.
???
Что должна была означать для России политическая модернизация
II. Работа со схемой
1.ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ ДО 1906 Г.
центральное управление
JPG / 49.43 Кб
« Царская власть имела в своем распоряжении послушный и стройно организованный государственный аппарат, прилаженный ко многим разнообразным потребностям Российской империи. Этот аппарат создавался веками, от московских приказов, и во многом достиг своего совершенства.»
( Сергей Ольденбург.)
???
Какая тенденция прослеживается.
Дайте характеристику политической системы России начала века
Определите ее главное противоречие
III. Внутренняя политика Николая II
А. Николай II ( 1894 – 1917) - «хозяин земли Русской»
( Исторический портрет)
Б.
Д
Из адреса Тверского земства Николаю II (1) и из речи Николая II 17 января 1895г (2)
Мы ждем, государь, возможности и права общественных учреждений выражать свое мнение по вопросам, их касающихся; дабы до высоты Престола могло достигать выражение потребностей и мыслей не только представителей администрации, но народа русского.
Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земств в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все силы народному благу, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель.
???
Каких реформ ждала от царя земская общественность
Могли ли они в случае их принятия кардинально изменить государственные порядки Российской империи
Почему Николай так упорно отстаивал незыблемость самодержавного строя
Нежелание Николая проводить реформы к чему могло привести
Какие социальные группы более всего были недовольны
Попытка власти взять под контроль рабочее движение и удержать его в рамках экономической борьбы – полицейский социализм, зубатовщина, т.к. С. Зубатов предложил такую идею. Крах идеи. Одесса 1903.
Национальный вопрос
У стр. 7- 8
V. Перспективы развития России
С.Ю.Витте – сторонник либеральных реформ:
А) необходимость реформ;
Б) уравнение крестьян в правах с другими сословиями;
В) разрешение на свободный выход из общины;
Г) введение для крестьян частной собственности на землю;
Д) некоторое сокращение помещичьего землевладения.
В.К.Плеве – сторонник консервативных реформ:
А) сохранение основ самодержавия;
Б) подавление оппозиции;
В) поощрение создания рабочих организаций под патронажем полиции.
П.Д.Святополк – Мирский – умеренный либерал
А) необходимость тесного сотрудничества с земствами
???
Чья точка зрения более близка Николаю и почему
VI. Работа в группах ( первичное закрепление)
1-я группа: Причины и основные направления модернизационной политики России
2-я группа: Социальная модернизация в России,и ее перспективы.
3-я группа: Необходимость политической модернизации
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ1. Каковы основные достижения западного мира в XX веке?
2. Каковы особенности становления и развития рыночной экономики России в конце XIX - начале ХХ вв.?
3. Как проходил процесс образования первых российских монополий?
4. Что представляла собой финансовая и кредитная система России на рубеже веков?
5. Какую роль играл иностранный капитал в российской экономике на рубеже XIX-XX вв.?
6. Какие политические партии появились в России в начале XX века?
7. Каковы причины русско-японской войны и ее последствия для России?
8. Каковы характер и особенности первой российской революции?
9. Какова сущность Манифеста Николая II от 17 октября 1905 г.?
10. Как началось становление парламентаризма в России?
11. Что Вы знаете об условиях формирования I и II Государственных дум?
12. Каковы значение и последствия революции 1905-1907 гг.?
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ( для самостоятельной работы обучающихся)1. Особенности экономической модернизации России в конце ХIХ-начале ХХ вв.
2. Финансовая и кредитная системы России на рубеже ХIХ – ХХ вв.
3. Роль иностранного капитала в экономике России в конце ХIХ – начале ХХ вв.
4. Государственное регулирование экономики в Российской империи в конце ХIХ–начале ХХ вв.
5. Знаменитые торгово-промышленные династии: социальные корни и эволюция (по выбору).
6. Николай II и революция 1905-1907 гг.
7. Первый опыт отечественного парламентаризма: Государственная дума в политической системе Российской империи.
8. Идеи социализма в России в начале ХХ в. (взгляды В.И. Ленина, В.М. Чернова, Г.В. Плеханова, Ю.О. Мартова и др. – по выбору).
Социально- экономическое развитие России в начале века. Политическая модернизация России в начале XX
ИНТЕРАКТИВНЫЙ
ЭКСПРЕСС - ОПРОС
Что такое монополистические объединения, и какие виды монополий характерны для России начала CC века
Какие отрасли промышленности развивались наиболее быстро и почему
В чем причина краха зубатовщины
Какие особенности развития с\х можно привести в качестве причин отставания от промышленности
Охарактеризуйте особенности модернизации в России
Почему буржуазия в России не так активна, как в Европе борется за свои права
Основные меры экономической политики С.Ю.Витте
Государственная структура в начале CC века
Что означает слияние банковского и промышленного капитала на практике
Что такое индустриальное общество, его признаки.
Охарактеризуйте роль государства в экономической жизни России начала CC века
Социально- экономическое развитие России в начале века. Политическая модернизация России в начале XX.
Тест№1
(*)
Выберите правильный ответ.
А
1. Что из ниже перечисленного являлось особенностью экономического развития России начала CC века ( возможно несколько вариантов ответа):
А) ведущая роль государства и государственного регулирования в экономической жизни страны;
Б) широкое привлечение иностранного капитала в страну;
В) значительные масштабы вывоза капитала из страны;
Г) высокий уровень концентрации производства и рабочей силы;
Д) преобладание промышленного производства над сельским хозяйством.
2. Чем объяснялась особая заинтересованность России в привлечении иностранных капиталов:
А) чрезмерной величиной непроизводительных расходов;
Б) преобладание аграрного сектора в экономике;
В) стремлением к интеграции в мировую экономику.
3. Какие особенности экономики России сделали ее восприимчивой к монополистическим тенденциям:
А) возможность развития капитализма «вширь»;
Б) изначально высокий уровень концентрации производства;
В) особо разрушительный характер экономических кризисов.
4. По каким экономическим показателям Россия занимала первое место в мире:
А) по общему объему национального дохода;
Б) по темпам прироста национального дохода;
В) по валовому промышленному производству;
Г) по производству промышленной продукции на душу населения;
Д) по общему объему сельскохозяйственной продукции;
Ж) по производству сельскохозяйственной продукции на душу населения.
5.Что из ниже перечисленного было характерно для сельского хозяйства России начала CC века ( возможно несколько вариантов ответа):
А) преобладание общинного крестьянского землевладения;
Б) широкое развитие фермерских хозяйств;
В) крестьянское малоземелье;
Г) рост товарности крестьянских хозяйств;
Д) аграрное перенаселение;
Е) быстрый переход помещичьих хозяйств на капиталистический лад.
6. Что являлось главной особенностью социальной структуры российского общества в начале XX века:
А) сохранение сословного деления общества;
Б) одновременное существование основных групп традиционного и индустриального общества;
В) кристаллизация населения по классовому признаку.
В
1. Сгруппируйте перечисленные ниже социальные группы по их принадлежности, либо к традиционному, либо к индустриальному обществу:
А) крестьянство; Г) буржуазия; Ж) фермерство;
Б) дворянство; Д) пролетариат; З) интеллигенция;
В) купечество; Е) мещанство; И) духовенство.
Традиционное общество | Индустриальное общество |
| |
С.
Внимательно прочитайте документ и запишите краткие ответы на вопросы.
Из книги французского экономического обозревателя начала века Э.Тери
« Россия в 1914. Экономический обзор»
Благодаря протяженности своей территории, разнообразию продукции, богатству недр, и в особенности, необыкновенному росту населения, Россия призвана стать великой промышленной державой.
Почти не существовавшая в середине прошлого века, русская промышленность развивалась благодаря строительству железных дорог, которые сделали легкодоступными богатые месторождения Кривого Рога, Донбасса, Польши, Урала и Кавказа и позволили ввести их в эксплуатацию.
Молодые страны имеют то преимущество, что могут немедленно воспользоваться плодами прогресса, добытыми долгими годами опыта в старых промышленных странах. Вот почему шахты и металлургические предприятия, созданные в пустынных степях южной России, были сразу оснащены по образцу наиболее усовершенствованных предприятий Западной Европы, т.е. сразу воспользовались апробированной технологией и самым совершенным оборудованием.
Какие причины, по мнению французского экономиста, лежали в основе быстрого промышленного роста России в начале XX века?
Какие причины вы можете назвать еще?
Социально- экономическое развитие России в начале века. Политическая модернизация России в начале XX
ТЕСТ № 2
1.Российская армия была по численности самой большой в мире, т.к.
(выберите правильный ответ):
А) Россия стремилась к новым территориальным захватам;
Б) России постоянно угрожали соседние народы;
В) в силу уязвимого геостратегического положения страны.
2.В Российской империи в начале CCв. доля промышленности в общем объеме национального дохода составляла:
А) 28 %, Б) 51%, В) 9%.
Какой процент российского населения в начале CCв. проживал в городах:
А) 40 %, Б) 25%, В) 18 %.
4.В каких из перечисленных ниже городов число жителей превысило 1 млн. чел ( возможно несколько вариантов ответа)
А) Петербург; Б) Москва; В) Киев; Д) Одесса.
5.Приведите в соответствие термины и определения:
1. Инвестиции А) хозяйственные объединения,сосредоточившие
в своих руках большую часть производства и
сбыта какого-либо товара;
2. Монополия Б) долгосрочные вложения капитала;
3. Конкуренция В) сосредоточение, скопление производства на
предприятии;
4. Концентрация Г) доходы, получаемые владельцем акций;
Е) соперничество
6.Вычеркните лишний термин и объясните, почему он лишний в данном логическом ряду:
Картель, концерн, синдикат, трест, фабрика.
7.Орган исполнительной власти Российской империи в начале CCв. назывался:
А) Совет министров; Б) Сенат; В) Комитет министров.
8. Политическое требование, которое выдвигала в начале CCв. земская общественность, сводилось к:
А) введению народных представителей в органы гос.власти;
Б) немедленному принятию в стране конституции;
В) сохранению самодержавной власти.
9. Основным пунктом программы , предложенной П.Д.Святополк – Мирским, было:
А) разрушение крестьянской общины;
Б) введение 8-часовго раб.дня;
В) введение в Государственный совет представителей от земств и городов.
10. характерными особенностями положения русского пролетариата в начале CCв. были ( возможны несколько вариантов ответа):
А) высокая концентрация рабочих
Б) низкая продолжительность рабочего дня;
В) продуманная система социальных льгот и гарантий;
Г) отсутствие элементарных гражданских прав;
Д) « драконовская» система штрафов.
11. укажите, какая категория населения являлась основным источником формирования пролетариата в России:
А) крестьяне; Б) эмигранты из стран Востока; В) интеллигенция.
12.Образуйте из приведенных ниже положений логические пары, связанные между собой как причина и следствие:
А) отсутствие рабочего законодательства;
Б) высокая концентрация рабочей силы;
В) слабая техническая оснащенность предприятий;
Г) массовое недовольство рабочих.
13.Большинство помещичьих хозяйств не перешли на буржуазные рельсы, потому что:
А) это требовало больших капиталов, а у помещиков их не было;
Б) у русских помещиков отсутствовали необходимые психологические установки;
В) в поземельных отношениях сохранялась полуфеодальная эксплуатация крестьян
14.Заполните таблицу « Монополистические объединения в России в начале CCв..»
Название монополистического объединения | Форма объединения | Роль в экономике страны |
| | |
1